Сретение Господне

Епископ Солнечногорский Алексий

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Нынешний день, братья и сестры, Святая Церковь именует Сретением, то есть Встречей. Святой праведный Симеон встретил Христа Спасителя в Иерусалимском Храме. Триста шестьдесят пять лет было этому старцу, когда он увидел своего обетованного Мессию.

Праведный Симеон ожидал утехи Израилевы (Лк. 2, 25). Некогда в числе семидесяти двух толковников он был послан в Египет, в Александрию, для того чтобы перевести Священное Писание. И вот, когда он переводил книгу пророка Исаии и прочел там: ...се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14), – подумал: «Как же так? Это будет уже не дева, а жена, женщина», – и хотел исправить это место. В это время явился ему Ангел и сказал: «Ты сам увидишь, что эти слова исполнятся»…

На сороковой день после рождения, по еврейскому обычаю, Божия Матерь принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, для того чтобы исполнить ветхозаветный закон: первенцы должны быть посвящены Богу. Когда древний Израиль выходил из Египта, то были поражены египетские первенцы. Первенцы же сынов Израилевых были оставлены, и в благодарность за это уже потом израильтяне посвящали своих первенцев Богу и давали выкуп за них. Богатые люди приносили тельца, агнца, бедные же приносили горлиц. И вот Владычица Богородица вместе с праведным Иосифом взяла двух птиц, чтобы представить Сына Своего пред Богом. Младенца Христа в храме встретили праведный Симеон и праведная Анна, старица восьмидесяти четырех лет, из них только семь лет она была с мужем своим. Овдовев в молодые годы, она постоянно пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу.

Они встретили Господа, они узнали Его среди других младенцев, они единственные из многих людей увидели своего обетованного Мессию и воздали Ему славу. Праведный Симеон, увидев Владыку Христа, воскликнул: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое (Лк.2, 29-30). Он просил, чтобы Владыка с миром отпустил его с этой земли в обители вечные, потому что исполнилось обещанное ему. Он встретил Своего Господа в храме. Он принял Христа в свое сердце. Он дождался. Произошла встреча с Богом.

И каждая душа христианская также встречается со своим Богом, встречается со Христом. Это происходит по-разному. У кого-то встречи эти начались еще в младенчестве, когда благочестивые родители приносят их в храм для того, чтобы они восприняли здесь Таинство Святого Крещения. Кто-то уже в сознательном возрасте приходит, чтобы, встретившись со Христом, уже всегда идти за Ним по жизни. Мы встречаемся с Ним, а Он встречается с нами, подает благодать Свою, дает силу и крепость Свою, чтобы мы могли от земли взойти на небо. Кто-то благодаря милости Божией и чуду пришел и узнал, что Христос есть истинный Бог, Которому надо служить. Если бы мы когда-то – в младенчестве, в юности или в зрелом возрасте – не встретились с нашим Христом, нашим Спасителем и Искупителем, то, конечно, мы бы не были сегодня здесь. Мы бы не пришли к Нему. Мы бы не последовали за Ним.

В жизни много чудесных случаев встречи со Спасителем, и каждый мог бы рассказать о них. Вот, например, случай обращения в Православие одной женщины-корячки, о котором поведал митрополит Нестор (Анисимов), просветитель, миссионер Камчатки.

Когда владыка Нестор, тогда еще иеромонах, построил новый храм рядом с капищем, где некогда язычники приносили свои жертвы, он приготовился к освящению этого храма. Но его смущала мысль, что он всего лишь один, и нет у него никаких помощников. Но милостью Божией пришел русский сторожевой корабль, и матросы с этого корабля помогли ему в освящении храма. Весть об этом церковном торжестве обошла всю землю тамошнюю. Коряки, чукчи и другие местные народы, передавая эту весть друг другу, поспешили на праздник. Христиане и язычники, они добирались на это торжество на оленях и собачьих упряжках.

Отец Нестор начал всенощную и совершал каждение; в храме царила молитвенная благоговейная тишина, и вдруг раздался дикий женский крик. Перед Распятием Христа Спасителя с предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом стояла женщина-корячка и истошным голосом кричала: «Зачем вы повесили Его там, на дереве? Зачем вы делаете Ему больно? Сейчас же прекратите это, снимите Его с дерева!» Отец Нестор хорошо знал корякский язык и в простых выражениях объяснил ей, что распят Христос, что Он Сам добровольно взял на Себя грехи мира, Женщина рядом с Ним – это Его Мать, Она сострадает Сыну Своему и Ей так же больно.

Эти слова настолько глубоко проникли в сердце женщины, что она стала просить, молить, настойчиво требовать у отца Нестора: «Дай мне свою веру. Сейчас же дай мне свою веру». Отец Нестор объяснил ей, что нужно прийти в другое время, что он ее подготовит к Крещению, а веру она имеет и сейчас, если она уверовала, что Христос есть. Только после этих слов женщина успокоилась. Благодать Божия коснулась души этой язычницы – она увидела живыми Распятого Христа и предстоящих Ему Богоматерь и Иоанна Богослова. Все присутствовавшие в храме были до слез потрясены встречей этой язычницы со своим Создателем, со своим Христом[1].

Кто-то из вас пришел сюда, в храм, после долгих размышлений о том, где же смысл жизни, где же найти отраду и утешение? Кого-то привели сюда горе, беда, болезни неизлечимые. И здесь каждый из нас может обрести тот мир, который преподает нам Церковь, тот мир, о котором говорил праведный Симеон.

Какой же мир может быть у христиан? Вот как об этом говорит митрополит Платон Московский: «Прежде всего мир бывает тогда, когда люди живут друг с другом в любви. И это именуется дружбой. Друг – другой “я”. Две души, живущие в единстве. Миром именуется и совместная жизнь среди родных, например, мужа и жены. Велик, свят и нужен для благополучия человеческого этот союз, потому что он строго обязывает супругов хранить между собой согласие и верность. От этого зависит благоразумное управление домом, доброе воспитание детей. Это радует и облегчает в житейской заботе. Мирная жизнь людей какого-нибудь места, селения, города – и это называется мирным сожительством и общим покоем. Этот мир состоит особенно в том, чтобы стремиться к общей пользе, как к своей собственной. И где нет такого мира – там целые государства разрушаются, где же есть мир и согласие – там все процветает. И конечно, нет мира, когда все мы не имеем покоя и радости в душе своей»[2].

Будем же просить у Господа, Мироподателя, чтобы Он послал мир в нашу жизнь и наши души, чтобы в нынешний день, вспоминая Его благодатную встречу в Иерусалимском Храме, мы имели силы и имели благодать быть всегда с Ним, не только временами встречаясь, но всегда пребывая с Ним, во всей жизни своей. Если здесь, на земле, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, мы не встретимся со Христом, не стяжаем благодати, не почувствуем ее, то в будущей жизни мы не соединимся с Богом.

Будем же стремиться к тому, чтобы через исполнение заповедей Божиих соединяться с Господом своим на земле и там, в вечной жизни, сподобиться неиссякаемой радости. Аминь.



[1] См.: Нестор (Анисимов), митрополит. Мои воспоминания //Материалы к биографии, письма. М., 1995. С. 48-49.

[2] См.: Платон, архиеп. Московский и Калужский. Поучительные слова. Т.IV. М. С. 335.


Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь