День великой скорби и глубоких дум. Слово перед Плащаницей в Великий Пяток

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу. А двадцать  столетий назад в это время  вокруг Его безжизненного тела уже оставались  только самые близкие,  оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды. Последний возглас  Умирающего на Кресте – «Свершишася» –  слышали друзья и  недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал.  Теперь же,  как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: вознесен Крест Господень, и Плащаница Христова  вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге. На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие и зовется Оно Церковью Христовой. И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). 

Мы-то сейчас, стоя у Плащаницы, уже ждем Его Воскресения.  Может, поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых, ни удержать сорокодневной радости грядущей Пасхи.  Но сегодня Великая Пятница – день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча  и ничтоже земное в себе да помышляет».  В Великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны  стоять пред Плащаницей поникнув головами своими.  Это их грехом  смерть вошла в мир, их преступления  сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти – убийцу. И вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос, Сын человеческий.  Крестной смертью Сына Божия попрана смерть, и  милость Божия даруется людям.  Смерть вещает о беспримерном деле, яже сотвори Бог – Святая Троица. Гроб, заключив  в себе Источник жизни, стал живоносным  и  несет безмолвную проповедь,  и  человечество  призвано  услышать  ее, чтобы жить.  Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку. Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как, по человечеству Своему, Я тужил и скорбел в  саду Гефсиманском  в преддверии страданий.  Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: “Да мимо идет Меня чаша сия”. Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели,  сострадание  и милосердие  к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего, и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой  Я осилил невыносимое. “Грехи всего мира отяготели на Мне”. Твою ношу, которая для тебя непосильна,  Я взял на Себя». 

Слова  и дела любви слышим и видим мы от гроба Спасителя. Неизменна Божия Любовь и Солнце Ее светит на добрые и злые, и спасение уготовано всем пожелающим спасения.  Она не престает и ныне, но  всегда надеется, всё переносит в ожидании нашего обращения. Но все ли мы отвечаем любовью на эту беспредельную Любовь? Не живет ли в наше время среди одних людей желание оплевать, затоптать и даже убить ее, а среди других –  просто забыть о ней? Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь  в Царство Небесное, но и доселе  враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа Его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами  их заблуждения. На словах – «Господи, Господи!»,  а по жизни: «Имей мя отречена» (см. Лк. 14:18). Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся   его пленение богоборцу – врагу рода человеческого. Господь даровал нам  радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель Своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола» (см. Евр. 2:14), и смысл Его жертвы – восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но  в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу – повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией. Будем же, дорогие,  жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и  ежегодно,  в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои!» Творец воссоздает Свое творение в новую благодатную жизнь, признаем же Бога своим Отцом, восчувствуем потребность в спасении и помиловании, и Господь – Источник благодати помилует и спасет нас. Аминь.


Донской ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Макарьева пустынь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь