Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Христос Воскресе!
Одними из первых, дорогие братья и сестры, кому явился Воскресший Христос, были собравшиеся вместе Его ученики – Апостолы. Первый раз при этом не было апостола Фомы, в другой раз, после восьми дней (Ин. 20, 26.), это произошло в присутствии Фомы.
Вот как об этом рассказывает евангелист Иоанн Богослов: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 19–25.).
По словам блаженного Феофилакта, апостол Фома не мог сразу видеть Христа, поскольку был сомневающимся и считал Воскресение Христа невозможным.
Слова апостола Фомы: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Эти слова были естественными для человека, который хотел убедиться в том, что Тот, Кто являлся ученикам, был не призрак, не привидение, но реальный Христос, воскресший из мертвых, причем воскресший во плоти, а не в каком-то особом духовном теле.
Явления умерших не были чем-то необычным для древнего человека, но воскресение во плоти, о котором говорил Христос, не простое явление усопшего – это была победа над смертью, смертью, которая получила власть над человеком в результате греха, вследствие отпадения человека от Бога.
И ученикам Спасителя, Апостолам, как людям еще не преображенным и не просвещенным светом Воскресения Христова, именно в это было так трудно поверить. Так и об апостоле Фоме можно сказать, что к моменту первого явления Воскресшего Господа собранию учеников Фома еще не достиг того внутреннего духовного состояния, которое позволило бы ему поверить в Воскресшего Христа.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, помним, что Христос являлся людям, которые находились в таком духовном состоянии, при котором Его явление действует на человека спасительно и приносит плоды веры. Апостол Фома, видимо, тогда еще не достиг той духовной зрелости, которая требовалась для такого явления.
Вернемся к рассказу евангелиста Иоанна Богослова: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 26–29.). И эти слова, дорогие братья и сестры, обращены не только к апостолу Фоме, но и ко всем тем, кто сомневается в реальности Воскресения. Невидевшие и уверовавшие – это те, кто не были свидетелями Воскресения Христова, но поверили Христу, потому что полюбили Его. В этом смысле Святые Отцы называют неверие Фомы «блаженным неверием». Это неверие проистекает из стремления и жажды узреть Любимого и пережить радостную встречу с Ним. Апостол Фома, потребовав доказательств, не имел веры – он требовал знания. Когда Господь явился снова для уверения Фомы, чтобы тот смог собственноручно осязать Его, Господа, израненное тело, то неверующий ученик обрел знание: своими перстами Фома ощутил язвы от гвоздей на теле Распятого Иисуса Христа, собственными глазами увидел Воскресшего из мертвых. Неверующий ученик получил в ощущениях реальное свидетельство, основанное на опыте.
Господь, обращаясь к апостолу Фоме, говорит о том, что высшее знание, а вместе с ним и полноту жизни человек получает через веру. В христианском понимании вера – это высшая форма знания. Апостол Павел говорит: я знаю, в Кого уверовал ( 2 Тим. 1, 12.).
Господь ничего не говорит о том, что вера и знание не совместимы, что знание не нужно людям. Но вера нужна как форма высшего познания Воскресшего Христа. Блаженство проистекает от веры. Поэтому Господь и говорит: блаженны невидевшие и уверовавшие, то есть – счастливы те, кто верует. Вера здесь выступает как внутреннее опознание, переживание Христа. Вера дается человеку, в отличие от того, как даются знания, не опосредованно через ощущение человека и не в результате работы его разума, вера дается человеку непосредственно. Вера – это результат устремленности и взаимодействия всех духовных сил человека: и разума, и чувств, и воли.
Встреча человека с Богом у каждого происходит по-своему. У одних – это опыт внезапного откровения, прозрения, когда человек вдруг осознает, что Бог – здесь, рядом, что Господь видит и слышит человека. У других – это опыт постепенного узнавания Христа Воскресшего.
Невозможно прийти к христианству иначе как полюбив Христа – живого Христа, Который умер и воскрес. Невозможно стать христианином только под впечатлением нравственного учения Христа или из уважения к тому, о чем Он говорил и чему учил. Он есть вечная живая Истина. Поэтому Господь не раз о Себе говорил: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6.). Мы часто приходим ко Христу еще не увидев Его, потому что начинаем любить Его, потому что сердце наше отзывается на Его слово, потому что в Его Евангелии мы слышим слова жизни и постепенно приобретаем бесценный опыт общения с Богом.
Еще один важный момент. Воскресший Господь Иисус Христос в одном из явлений обратился к ученикам с такими словами: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). Грех, отделяющий человека от Бога, является главным препятствием для жизни человека в союзе с Господом, препятствием для познания Воскресшего Христа. И преодоление этого препятствия возможно только в Церкви, первыми членами и руководителями которой стали Апостолы. Они же были и первыми учителями человечества в борьбе с грехом.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, знаем, что целью духовной жизни человека является его единение с Воскресшим Христом, созерцание Его, Христа, в глубинах своего сердца. Христос воскресает внутри сердца человека, божественная сила Воскресшего Христа способна умертвить страстные помыслы, которые возникают под бесовским воздействием, и преодолеть страстные образы и греховные прилоги, как и Воскресший Христос, по словам святого Максима Исповедника, преодолел печати гроба, то есть победил грех и смерть.
Воскресение Христа придает совсем другой смысл жизни и смерти. Теперь жизнь для нас – это общение с Богом, а не просто ряд исторических событий. Смерть теперь для нас – это не только конец этой земной жизни, а обретение будущей жизни.
Мы с вами прославляем Воскресшего Господа, Который дал нам возможность еще раз пережить Его Святое Воскресение. Мы просим Бога удостоить нас вечной радости, той радости, которую никто не отнимет (Ин. 16, 22.) у нас. Мы знаем, что земную радость сменяют скорби, которые могут свести на нет эту радость. Небесную же радость ничто упразднить не в силах, поскольку источник этой радости в Воскресшем Христе.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем стремиться к Воскресшему Христу через соблюдение евангельских заповедей и совершенствование в христианских добродетелях. Христос Воскресе!