Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве»[1]. Нынешнее воскресенье наша Православная Церковь посвящает воспоминанию святых, во все времена просиявших в нашем Отечестве. Этот праздник очень важен для нас, ибо, обращаясь к святым, многие из которых, быть может, являются нашими родственниками, вспоминая их подвиги, обретаем мы новые силы для жизни подлинно христианской, открытой нам Евангелием.
Напомню о чудном видении, бывшем воину Пелгую (в святом Крещении Филиппу) во время молитвы. Ночью, накануне решающей битвы со шведами, он увидел в море лодку с двумя гребцами в княжеских одеждах. Когда Пелгуй всмотрелся, то узнал в них святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, как их всегда изображали на иконах, и услышал слова одного из них: «Греби быстрее, брат, поможем сроднику нашему Александру!» Святость – это благословенный плод Воплощения, страдания, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Святость – это благодатный плод сошествия Святого Духа и Его пребывания в Церкви. Святость – это цель и долг каждого христианина. К каждому из нас обращен евангельский призыв Спасителя: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48.) и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 27.). Поэтому этот воскресный день – день особой ответственности каждого пред Богом и святыми Его, день испытания нашей совести.
Великий князь Владимир, один из первых русских святых, был человеком своего времени, был язычником, поклонялся ложным богам. Он был воином и наслаждался всем тем, что может жизнь дать человеку. И душа его не могла насытиться. Но пробудился в нем духовный голод, он почувствовал пустоту языческих богов, с ним произошло чудо – он переменился. Он не просто принял какое-то новое мировоззрение, не только выбрал нового Бога, более приемлемого для его сердца и разума, но переменился для той жизни, о которой Господь сказал, что жизнь будет потоком изливаться из верующих в Него (Ср.: Ин. 4, 14.).
Когда князь Владимир встретил Христа, узнал богослужение и почувствовал всю неизреченную красоту Божию, тогда всё, чем он прежде увлекался, явилось ему таким, каким оно было на самом деле – уродливым и отвратительным. И он стал целомудренным, он стал добрым, он стал заботливым и милосердным: он стал другим человеком. Тогда Христос воцарился на Русской земле. Вот об этой перемене, которая совершается действием Святого Духа, говорят Святые Отцы, когда учат нас, в чем смысл христианской жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что цель всего того, что сделал для нас Господь Иисус Христос, заключается именно в том, чтобы действием Святого Духа изменился бы человек, изменился по всему – и по разуму своему, и по всем чувствам своим, и по совести своей. И в святых, память которых мы празднуем сегодня, именно это и совершилось. Это может совершиться и в каждом из нас в той или иной мере, и совершается это исполнением Заповедей Божиих, которые мы снова слышим в нынешнем евангельском чтении (См.: Мф.4, 25-5,12).
Праздник всех русских святых был установлен на Поместном Соборе 1917–1918 годов, когда начались открытые гонения на Церковь, гонения, во время которых многие приняли мученический венец; гонения, подобных которым никогда не было в России за почти тысячелетнюю историю Православия на нашей земле. Большой ценой достигали совершенства возлюбленные наши русские святые. И вот мы чествуем их, обращаемся к ним с молитвами, мы призываем их благодатную помощь и забываем о том, что сказал святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей: если мы только хвалим святых, а не подражаем им, они не могут принять эту похвалу, потому что этой похвалой должна быть наша жизнь.
Священники и миряне, богословы и простецы, святые мужи и жены, престарелые и юные – за тысячу лет на Руси прославлено множество святых – это соль земли, это «Русь Святая». Наша Церковь чтит праведников как прославленных, так и ведомых лишь одному Господу. Будем же благодарить Бога за то, что издревле Русская Церковь приносит Богу в дар святых, они – ее слава и честь.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест... и воссел одесную престола Божия (См.: Евр. 1, 1-2). Аминь.
1. Тропарь русских святых, глас 8-й.