Будем памятовать о Боге, как памятовала о Нем Матерь Божия

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляем с этим светлым, радостным днем Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! С церковным новолетием, в которое мы должны вступить обновленными, с новыми надеждами, с новыми планами начать свою духовную жизнь заново — с верой, надеждой, любовью, пусть в маленьком, но подвиге. Кто не читал утренних, вечерних молитв, пусть читает, кто читал — пусть увеличит чтение Псалтири, чтение Евангелия, задумается о делах милосердных, ибо мы слышим слова в Евангелии, за каждой Божественной литургией: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 7–8).

И вот эти маленькие шаги, начертанные нам в заповедях блаженств, постараемся с этого нового, церковного года, насколько это возможно, исполнять в повседневной жизни, следя за своими мыслями, словами и поступками. Ибо Макарий Великий сказал: «Ум наш духовен, и диавол тоже дух. И доступ имеет он к нам, к нашему естеству не иначе, как посредством нашего ума. И поэтому, если ум будет празден от богомыслия, он впадет в худомыслие».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, сказал: «Молиться и памятовать о Боге не мешают никакие дела, а мешает пустоделие и худоделание». Поэтому будем стараться, чтобы памятование Божие никогда не покидало нас. Начиная какое-то дело или день, скажем: «Господи, благослови!» Делая какое-то дело: «Господи, помоги!» Завершив какое-то дело: «Господи, благодарю!» Всего лишь кратенькие воззвания, но, когда мы на связи с Богом, значит, те наши дела, которые мы с вами делаем, дела во славу Божию, даже наши повседневные, семейные обязанности, могут превратиться в богослужение, если мы начинаем с Богом, продолжаем с Богом и заканчиваем с Богом.

У святого Нила Синайского прочитал, что человек постоянно должен быть занят, он постоянно должен быть в деле, ибо ум привязывается к делу и не дает ему блуждать там, там и там. Человек, который хочет, как ему кажется, ради духовной свободы и духовного делания вообще ничего не делать и думать, что у него таким образом освободится время для молитвы, в конце концов, оставив дело, Богом ему порученное послушание, которое должен исполнять каждый на своем месте, от безделья умом своим начинает блуждать там, там и там. Так, он искал свободы для молитвы и через это оставил всякую молитву. Вот почему даже святые отцы, которые, казалось бы, должны были молиться день и ночь, делали так: читали 100 Иисусовых молитв, потом плели корзину, плели корзину двадцать минут, потом опять творили Иисусову молитву, потом опять плели корзину, потом опять творили Иисусову молитву. И душа их радовалась, потому что и дело их, которое они делают, их не утруждало, так как они быстро его кончали, и в молитве они не утомлялись, потому что она была тоже краткой — всегда молитва у них чередовалась с трудом. Труд содействовал тому, что тело смирялось и ум собирался и не развлекался через этот монотонный, повседневный труд. Молитва помогала делать правильно дело и исполнять свое послушание.

Почему иногда мы ничего не можем сделать, не соображаем или, как мы говорим, «не клеится, не пишется, не сочиняется, не варится, не готовится, не стирается»? А потому, что все это делаем без молитвы. Почему иногда человек становится на правило, а оно для него кажется утомительным? Потому что правило, которое мы с вами совершаем, святые отцы советуют дробить. Прочитал канон Спасителю, остановись, что-нибудь поделай. Поделал, через полчаса вернись, прочитай канон Божией Матери. Опять начи- най что-то делать, немножко поделал, вернись, прочитай канон Ангелу-Хранителю, когда мы готовимся к Причащению… Душа молитвы — внимание. Если мы молимся без внимания, значит, нет души у молитвы. И поэтому учитесь в свои повседневные дела вкраплять кратенькие молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи, сохрани семью мою! Богородице Дево, радуйся! Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!» Я прочитал эти молитвы в течение тридцати секунд.

Вот так, садясь за компьютер и работая за ним десять-пятнадцать минут, можно и должно прерваться на тридцать секунд и не забывать о Боге, ибо мы должны с вами помнить слова преподобного Исаака Сирина, который сказал: «Праздный ум — седалище диавола. Если ум твой не занят Богом, его займет сопротивник Бога, то есть диавол».

Господь сказал: «...без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). А когда сделали простое дело, то, как говорит апостол Павел: «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8)… Нет ничего легче сказать, начиная что-то делать: «Господи, благослови!» Но это будет дело, посвященное Богу, когда ты о Нем вспомнил.

Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит: «Знаете, что надо для того, чтобы Бог постоянно, всегда и везде был с нами?» Люди отвечают: «Не знаем». И он продолжает: «Надо, чтобы мы были с Богом». А если мы будем с Богом, то и Бог будет с нами. Только будем памятовать о Нем, как памятовала Матерь Божия, будем памятовать о Нем, как памятовали все святые. Будем памятовать о Нем, как памятовал святитель Иоанн Златоуст, который говорил: “Мы призывать должны имя Божие чаще, чем дышим”». «Господи, помилуй!», потом вздох. На один вздох нам можно одно «Господи, помилуй!» и даже два, мы должны призывать имя Божие чаще, чем дышим. И вот тогда и наше рождение в духе принесет плоды духовные в тридцать, в шестьдесят, а у некоторых и во сто крат, ибо Господь нам сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10), — пришел для того, чтобы посеять в нас любовь и чтобы увидеть в нас эти плоды Своей Божественной любви.

От всей души желаю вам начать новый церковный год бодро, трезво, ревностно, любвеобильно, с верой, надеждой и упованием на помощь Божию, чтобы, прежде всего, мы исправили наш ум и наше сердце. Только после этого мы исправим наши слова и нашу жизнь, потому что все начинается с ума. Если ум посвящен Богу, если он занят Божественным, ничто земное, ничто временное, ничто преходящее не сможет всецело наполнить и поработить его, ибо он занят Богом, занят любовью к людям, к Церкви и к Богу. И тогда всей остальной суете будет уделено то внимание, которое необходимо лишь для того, чтобы жить, существовать и двигаться. Все остальное — внимание, силы, энергия — пусть будет посвящено Богу и духовной жизни, о которой нам Сам Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, все [остальное] приложится вам» (ср.: Мф. 6, 33)! Аминь.

Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь