«Господи! Улови же и нас всех в Твою спасительную, божественную сеть…»

Игумен Тихон (Борисов)

Каждый профессионал в своем деле, да и не только профессионал, каждый человек знает из своего собственного опыта, что бывают моменты, когда какое-то дело не идет! Ну не идет – и все!

Художник достал мольберт, смешал краски, натянул холст… А картина – не идет! Вроде и свет хороший, и сюжет великолепный. А нет вдохновения – и все тут! Строитель дома разложил инструмент, надел спецовку, взял мастерок в руку, но что-то не клеится, не идет работа! Шов кривой, стена получается неровной… Хирург назначил операцию и, кажется, все условия благополучны, но в последний момент интуиция подсказывает: надо перенести, не торопиться, подождать… Ученый бьется над решением научной задачи. Кажется – вот-вот! Но ответ не приходит…

Таких случаев – множество! Человек трудится, не покладая рук, делает все возможное, но его ждет разочарование! Результат – ноль! Все усилия были напрасны! Ты трудишься всю ночь, а сети – пусты! Ты напрягаешь все свои мускулы, а рыба прокладывает другой маршрут. Как говорится, не клюет.

Остается одно – измывать пустые мрежи, и возвращаться домой, не солоно хлебавши… И вдруг: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Ты рыбак, и с точки зрения логики – это абсурд, бесполезно… Ну, не повезло – значит, не повезло… В другой раз…

Симон еще не знает, Кто такой Христос! Но он с уважением и доверием относится к словам Спасителя: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5).

Никакой труд без помощи Божией не бывает успешным. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1). Аще не Господь подскажет, куда и когда забросить сети, сети своего ума, сети своих способностей – ничего не сделаешь… Будешь трудиться всю ночь своей жизни, глотать соленую воду, претерпевать ветер и волны, но ты ничего не поймаешь… Только водоросли и пустые ракушки останутся в сердце, только грех и страсти наполнят беспокойную душу!

Послушание Богу наполняет две лодки: «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:6-7).

Но наполнились не только лодки. Наполнились верой, страхом и благоговейным ужасом сердца простых рыбаков. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что «Петр в глубоком благоговении просит Иисуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним». А святитель Николай Сербский особенно подчеркивает: «Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности».

И, застывший в страхе и восхищении от внезапного чуда, будущий апостол слышит: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). И далее евангелист Лука заключает картину словами: «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:11).

Их жизнь буквально перевернулась в это благословенное утро. Они в одно мгновение оставили все: дырявые сети, родных, свое занятие, своего ветхого человека! Оставили все земное, чтобы приобрести Небесное!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский прекрасно говорит: «Господь послал во весь мир Своих ловцов – апостолов, наперед научив их самих искусству быть неуловимыми и неуязвимыми от ужасного ловца, также искусству уловлять людей, уловленных уже диаволом в его всемирную сеть; и, как диавол ловит людей в погибель, так ученики Христовы должны были восхищать людей из его погибельных сетей в живот вечный через веру, покаяние, исправление и добрые дела».

Но не только апостолы, священники, миссионеры призваны проповедовать Евангельскую весть. Любой христианин – это свидетель Истины, и своей жизнью он показывает миру путь Христов. Верующий человек не обязательно должен проповедовать словом. Он проповедует молчанием, тихой внутренней сердечной молитвой за весь мир, благодарностью Богу за все, случившееся в его жизни.

И каждый из нас призван оставить свои ветхие дырявые сети, свой призрачный временный земной улов! Это совсем не означает – побросать семьи, детей, работу, любимых друзей и отправиться в глухие леса и землянки. Человек, идущий за Христом, не перестает оставаться самим собой, живущим в определенном социальном контексте. Нужно отказаться от всего, что мешает нам идти к Богу, что препятствует нести наш жизненный крест, что уводит на страну далече!

Однажды после продолжительного искуса старец постриг своего послушника в монахи. В новой мантии, с крестом и четками в руках новопостриженный подвижник обратился к своему учителю: «Авва! Теперь, наверное, мне надо начинать отрекаться от мира?» Старец мудро улыбнулся в седые усы и произнес: «Чадо! Живи по-христиански, и мир сам отречется от тебя!»

В сегодняшнем евангельском повествовании Спаситель попросил Симона отплыть на глубину. Жить по-христиански – это и значит отплыть на эту таинственную духовную глубину. Глубину молитвы. Глубину покаяния. Глубину хвалы и благодарения. Глубину смирения и любви!

И начинается эта спасительная глубина с искреннего сердечного понимания своего недостоинства и того, что без помощи Божией у нас ничего не получится в этой жизни! «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

«Ежечасно, – восклицает преподобный Исаак Сирин, – надлежит нам знать, что в сии двадцать четыре часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии…»

А святитель Климент Александрийский замечает: «Учение, следующее Христу, мир производит от Бога, и промышление Его видит даже в мелочах».

Сколько у каждого из нас было и есть в жизни таких порой «незамеченных мелочей», когда Промысл Божий корректирует наши действия, подсказывает – куда забросить наши сети… Молодой человек хочет создать семью, ищет свою избранницу и тут, и там – но бесполезно… А Господь подсказывает юноше: посмотри, вот она, живет в соседнем подъезде. Вот и новая счастливая семья!

Медики бьются – как спасти угасающего человека. Не могут даже правильный диагноз поставить! И вдруг профессору во время молитвы приходит уникальное решение – как лечить, казалось бы, безнадежного больного…

Следователь никак не может нащупать след маньяка, серийного убийцы, и вдруг Господь показывает ему маленькую деталь, ниточку, благодаря которой раскручивается весь ужасный преступный клубок…

Главное – быть послушным воле Божией, прислушиваться к Божественному гласу! Раз говорят забрасывать сети – значит, слушайся! Несмотря на то, что трудился всю ночь! Выйди из мели – на глубину! И воскликни от всего сердца вместе с праведным Иоанном Кронштадтским: «Господи! Улови же и нас всех в Твою спасительную, божественную сеть!»

 

Материалы по теме

Монастыри

Воскресенский Новодевичий монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь