Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, Господь наш Иисус Христос в восьмой день по Рождестве Своем благоволил претерпеть обрезание. В этот день Ему было наречено имя Иисус, которое было предсказано Архангелом Гавриилом Деве Марии: «И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1, 31–32).
Почему Господь в этот день изволил претерпеть страдания, приняв обрезание? Христос принял обрезание, во-первых, для того, чтобы исполнить Закон, который требовал, чтобы всякий иудей в восьмой день был подвергнут обрезанию, прообразовавшему собой Крещение в христианстве. «Не приидох, – говорит Он, – разорити [Закон], но исполнити» (Мф. 5, 17), и Он повиновался Закону для того, чтобы нас, повинных и подчиненных Закону, сделать свободными.
Об этом и святой апостол Павел говорит: «Посла Бог Сына Своего... бываема под Законом, да подзаконныя искупит» (Гал.4, 4–5). И вот только после того, как Господь Иисус Христос исполнил весь Закон, после Его Крестной смерти Апостолы собрались в Иерусалиме и признали почти все обрядовые ветхозаветные установления Закона Моисеева необязательными для христиан, в том числе и обрезание.
Во-вторых, Господь принял обрезание для того, чтобы показать нам, что Он принял истинную, а не мнимую плоть, и тем заградил уста еретиков, которые суесловили, что Христос не принял истинной плоти человеческой, а только имеет вид ее.
В обрезании явлено было не воображаемое, а подлинное Его человечество. Ибо если бы Его тело было кажущимся, а не действительным, то как можно было бы совершить обрезание над кажущимся телом? А в современных терминах это означает, что этим был нанесен удар по всем культам, которые воспринимают Господа как нечто абстрактное, как идею, как духовный идеал и не признают Бога как Личность.
В-третьих, Господь принял плотское обрезание для того, чтобы ввести нас во внутреннее духовное обрезание. Апостол Павел в своих Посланиях говорит: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6). И в другом месте говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь [то есть новый человек]» (Гал. 6, 15). И еще: «Обрезание ничто, и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7, 19).
Окончив плотский Ветхий Завет, Господь Иисус Христос положил начало Новому, духовному, и как ветхий человек должен был обрезывать чувственную плоть, так и новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордыню, нечистоту и другие греховные желания.
Ветхозаветное обрезание уступило место Таинству Крещения, прообразом которого это обрезание и было, а Крещение – это духовное обрезание. Это дверь в будущую жизнь через освобождение от грехов, ибо ничто нечистое не может войти в Царство Божие (См.: Откр. 21, 27). Крещение – это духовное обрезание, это – отревание сочувствия греху, отвращение ко греху и возбуждение чувства сладости жизни по Богу. Духовное обрезание означает устроение отпущения грехов как особое дело в домостроительстве спасения.
В этот же день мы поминаем святителя Василия Великого, Литургию которого мы служили. Она отличается особенной глубиной, проникновением и длинными молитвами, длинными песнопениями. Василий Великий в отточенной богословской форме прославил Господа Иисуса Христа как Бога, и теперь мы славим Бога как Троицу Единосущную и Нераздельную, как Бога, Единого существом, Троичного в Лицах.
Я только в нескольких словах покажу, каков великий дух этого Святителя. Славя Господа Иисуса Христа как Бога, он пишет: «Бог истинный, превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный, Имже Дух Святый явися: Дух истины, Сыноположения дарование, обручение будущаго наследия, начаток вечных благ, животворящая Сила, Источник освящения, от Негоже вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит и Тебе присносущное возсылает славословие, яко всяческая работна Тебе: Тебе бо хвалят Ангели, Архангели, Престоли, Господьствия, Начала, Власти, Силы и многоочитии Херувими: Тебе предстоят окрест Серафими» (Литургия свт. Василия Великого. Первая евхаристическая молитва (произносится священником в алтаре – Примеч. Ред.)).
Закончу это краткое слово тропарем праздника: «На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матери, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче». Аминь.