Поздравление братии, прихожан и паломников монастыря
с Новым 2021 годом
Святейший Патриарх Сербский Павел, теперь уже почивший в Бозе, говорил в одном из своих слов: «В этом мире невозможно без тягот». «Всякое время несет свое бремя», — говорит наш народ. Для нас, христиан, это должно быть ясно: ибо мир, который лежит во зле, — не рай, но изгнание из рая. Зная, что все тяготы, что нас преследуют, в действительности это те задачи, которые каждый из нас, христиан, должен решить в личной или общественной жизни.
Бог ставит для каждого из нас эти задачи. И Бог, может быть, не столько требует от нас, чтобы мы непременно эти задачи выполнили, но и дает нам Свою помощь. Эта помощь, соединяясь с нашими усилиями, приносит успех делу и является решением той самой задачи, которую мы должны были решить.
Новый год, как и всякое новое время, являет человеку не только его немощь, но и силу Божию. Если говорить о годе минувшем, 2020-м, он был для нас всех очень непростым. Многие люди понесли личные утраты. У кого-то близкие ушли в будущую жизнь.
Болезнь, которая пришла в мир и в Россию, унесла человеческие жизни, и сейчас трудно с уверенностью сказать, был ли кто-то из нас готов к этому. Конечно, все мы знаем, что христианин должен быть готов к смерти, но одно дело отвлеченно рассуждать об этом, и совсем другое — претворить в жизнь это намерение.
Не знаю, насколько уместно будет напомнить здесь один светский анекдот о том, как человеку, пожелавшему быть похороненным у Кремлевской стены, ответили: «Пожалуйста, только умереть надо будет завтра». Так и нам, рассуждающим, как полезно иметь память смертную, все же становится немного не по себе, когда мы представляем, что сегодня или завтра смерть может стать для нас реальностью. Может ли кто-то из современных людей сказать, что стяжал память смертную?
Но прежде каждому из нас имеет смысл говорить о себе. Есть такие мудрые слова: «Посмотри на себя, посмотри на людей, и ты увидишь, как живет мир». Думаю, что как мы сами, так и весь мир не вполне готов предстать пред Судом Божиим, и тем не менее, мы не должны малодушествовать, не должны унывать. Наша страна не раз за свою историю переживала трудные времена. Русский человек всегда готовился предстать перед Богом.
В письмах преподобного Макария Оптинского есть такие строки: «Устрашаетесь и смущаетесь духом о приближении к вашим местам болезни — холеры и просите на сие моего совета и укрепления». Разве это не страшно? Мы знаем о том, что холера — это губительное и смертоносное поветрие. «Скажу Вам на сие, — продолжает старец, — что жизнь и смерть каждого из нас в руце Божией и без воли Божией никто не отходит от сего света в вечность <...> Такого рода болезни попускаются для обращения нашего к Богу, дабы видя людей, внезапно похищаемых смертию, каждый из нас, входя в свою совесть и испытывая погрешения в чем-либо, обращался к Богу с покаянием». Примеры покаяния видим мы и в Священном Писании. Пророк Иона проповедовал Ниневитянам, когда, казалось, что город, который кипел от наслаждений и пороков, не может покаяться даже ради того, чтобы избежать смерти. Но пророк возвестил Божию волю, и Ниневитяне поверили Богу. Слово пророка дошло до царя Ниневии, и тот снял с себя царское облачение, оделся во вретище и повелел всем своим подданным крепко вопиять к Богу, чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Для того, чтобы весь народ принес покаяние, от имени царя был наложен пост на всех людей, даже тех, которые не могли отличить правую руку от левой, — то есть, на младенцев. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10). Люди были услышаны и помилованы.
Пророк Иона, который возвещал слова Божии, даже и он сомневался. В жаркое время он, возвещая слова вечные, сам терпел нужду от зноя и жажды, и выросло растение, которое давало ему тень. И вдруг оно засохло. Огорченный он взывает к Богу и слышит ответ: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек...» (Иона 4:10). Народ покаялся и был спасен.
Так и Манассия, царь Иудейский, сын Езекии, прогневавший Бога многими грехами, когда был пленен, принес покаяние и получил прощение и чудесное избавление (см.: 2 Пар. 33:1–20).
И еще одна мысль преподобного Паисия Афонского приходит на ум: «Покаянием человек может изменить решение Бога». Это всё к тому, что нас постигают испытания и даже наказания — употребим и такое слово. Что может быть для человека страшнее смерти? Всё — он оставляет свое земное поприще, жизнь закончена... Но есть Божий суд, и есть Божия милость, и есть человеческое произволение. Напомню, «покаянием человек может изменить решение Бога».
Дай нам Господь силы, крепости, настроения покаянного, и настроения благодарственного Богу, потому что Он наш Промыслитель, Он — милующий и спасающий «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш» и просим: «Господи, прости, помилуй, сохрани нас в будущее этого года и грядущего земного нашего жития».