«Покаянием человек может изменить решение Бога»

Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы

Поздравление братии, прихожан и паломников монастыря
с Новым 2021 годом

Святейший Патриарх Сербский Павел, теперь уже почивший в Бозе, говорил в одном из своих слов: «В этом мире невозможно без тягот». «Всякое время несет свое бремя», — говорит наш народ. Для нас, христиан, это должно быть ясно: ибо мир, который лежит во зле, — не рай, но изгнание из рая. Зная, что все тяготы, что нас преследуют, в действительности это те задачи, которые каждый из нас, христиан, должен решить в личной или общественной жизни. 

Бог ставит для каждого из нас эти задачи. И Бог, может быть, не столько требует от нас, чтобы мы непременно эти задачи выполнили, но и дает нам Свою помощь. Эта помощь, соединяясь с нашими усилиями, приносит успех делу и является решением той самой задачи, которую мы должны были решить. 
Новый год, как и всякое новое время, являет человеку не только его немощь, но и силу Божию. Если говорить о годе минувшем, 2020-м, он был для нас всех очень непростым. Многие люди понесли личные утраты. У кого-то близкие ушли в будущую жизнь. 

Болезнь, которая пришла в мир и в Россию, унесла человеческие жизни, и сейчас трудно с уверенностью сказать, был ли кто-то из нас готов к этому. Конечно, все мы знаем, что христианин должен быть готов к смерти, но одно дело отвлеченно рассуждать об этом, и совсем другое — претворить в жизнь это намерение. 

Не знаю, насколько уместно будет напомнить здесь один светский анекдот о том, как человеку, пожелавшему быть похороненным у Кремлевской стены, ответили: «Пожалуйста, только умереть надо будет завтра». Так и нам, рассуждающим, как полезно иметь память смертную, все же становится немного не по себе, когда мы представляем, что сегодня или завтра смерть может стать для нас реальностью. Может ли кто-то из современных людей сказать, что стяжал память смертную?

Но прежде каждому из нас имеет смысл говорить о себе. Есть такие мудрые слова: «Посмотри на себя, посмотри на людей, и ты увидишь, как живет мир». Думаю, что как мы сами, так и весь мир не вполне готов предстать пред Судом Божиим, и тем не менее, мы не должны малодушествовать, не должны унывать. Наша страна не раз за свою историю переживала трудные времена. Русский человек всегда готовился предстать перед Богом. 

В письмах преподобного Макария Оптинского есть такие строки: «Устрашаетесь и смущаетесь духом о приближении к вашим местам болезни — холеры и просите на сие моего совета и укрепления». Разве это не страшно? Мы знаем о том, что холера — это губительное и смертоносное поветрие. «Скажу Вам на сие, — продолжает старец, — что жизнь и смерть каждого из нас в руце Божией и без воли Божией никто не отходит от сего света в вечность <...> Такого рода болезни попускаются для обращения нашего к Богу, дабы видя людей, внезапно похищаемых смертию, каждый из нас, входя в свою совесть и испытывая погрешения в чем-либо, обращался к Богу с покаянием». Примеры покаяния видим мы и в Священном Писании. Пророк Иона проповедовал Ниневитянам, когда, казалось, что город, который кипел от наслаждений и пороков, не может покаяться даже ради того, чтобы избежать смерти. Но пророк возвестил Божию волю, и Ниневитяне поверили Богу. Слово пророка дошло до царя Ниневии, и тот снял с себя царское облачение, оделся во вретище и повелел всем своим подданным крепко вопиять к Богу, чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Для того, чтобы весь народ принес покаяние, от имени царя был наложен пост на всех людей, даже тех, которые не могли отличить правую руку от левой, — то есть, на младенцев. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10). Люди были услышаны и помилованы. 

Пророк Иона, который возвещал слова Божии, даже и он сомневался. В жаркое время он, возвещая слова вечные, сам терпел нужду от зноя и жажды, и выросло растение, которое давало ему тень. И вдруг оно засохло. Огорченный он взывает к Богу и слышит ответ: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек...» (Иона 4:10). Народ покаялся и был спасен.

Так и Манассия, царь Иудейский, сын Езекии, прогневавший Бога многими грехами, когда был пленен, принес покаяние и получил прощение и чудесное избавление (см.: 2 Пар. 33:1–20).

И еще одна мысль преподобного Паисия Афонского приходит на ум: «Покаянием человек может изменить решение Бога». Это всё к тому, что нас постигают испытания и даже наказания — употребим и такое слово. Что может быть для человека страшнее смерти? Всё — он оставляет свое земное поприще, жизнь закончена... Но есть Божий суд, и есть Божия милость, и есть человеческое произволение. Напомню, «покаянием человек может изменить решение Бога».

Дай нам Господь силы, крепости, настроения покаянного, и настроения благодарственного Богу, потому что Он наш Промыслитель, Он — милующий и спасающий «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш» и просим: «Господи, прости, помилуй, сохрани нас в будущее этого года и грядущего земного нашего жития».

Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь