Пять хлебов и две рыбы…

Игумен Тихон (Борисов)

Пять хлебов и две рыбки… И пять тысяч голодных человек, не считая женщин и детей… В одном месте…

…Все это происходит после мученической смерти Иоанна Предтечи. Как повествует святой Евангелист Матфей: «Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу» (Мф. 14:12). Смерть «друга жениха», «величайшего из рожденных женами» – причина того, что Спаситель хочет побыть один – в безмолвии и молитве. И если смерть праведного Лазаря так взволновала Господа, что Он заплакал, то кончина Предтечи, конечно же, пронзила скорбью Его Божественное сердце! «И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф. 14:13).

Что же происходит дальше? «Народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» (Мф. 14:13). Можно себе представить эту величественную картину! Гигантский Крестный ход! Вдохновенные сердца, жаждущие услышать Божественное Слово! Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что «привязанный к Нему народ не оставляет Его, а следует за Ним; и происшествие с Иоанном не устрашало его. Такова привязанность! Такова любовь! Так она все побеждает и устраняет трудности. За это-то народ и получил вскоре награду». Люди были так увлечены Христом, Его благодатной исцеляющей силой, Его Любовью, что не взяли с собой запасов еды, каких-то специальных принадлежностей для ночевки в экстремальных условиях. Они взяли только свою любовь к Учителю! Только свою веру к Нему!

И беспокоили их, конечно, не вопросы трудоустройства, повышения заработной платы и так далее… Евангелист Лука говорит, что «Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял» (Лк. 9:11). Господь утолял духовную жажду этих людей! Он, Хлеб Жизни, насыщал их духовной пищей!

Когда звучит огненное Божественное Слово, когда речь идет о Вечном – время проходит очень быстро, оно словно приобретает молитвенные крылья! Сгущаются сумерки и настает вечер… Апостолы обеспокоены сложившейся ситуацией, они взволнованно обращаются ко Христу: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14:15).

Наступает момент выбора. Казалось бы, что проще – пусть все разойдутся по деревням и селам и спокойно поужинают, никого не тревожа, никого не беспокоя… Но Божественный выбор другой! И Божественная логика – иная: «Не нужно им идти» (Мф. 14:16). И далее – еще более категоричное, но исполненное заботы и любви: «Вы дайте им есть». Мы?! Но Ты же Сам знаешь – у нас ничего нет! Пустые руки и пустые рюкзаки! Только двести динариев и у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки. «Что это для такого множества?» (Ин. 6:9) Блаженный Феофилакт Болгарский удивительно комментирует этот Евангельский отрывок: «Принесите Мне хлебы сюда, ибо хотя поздно, но Я – Творец времени; хотя место пустынно, но Я Тот, Кто дает пищу всякой плоти».

…Галилейская тишина. Зажегшиеся в небе яркие звезды. И тысячи людей, смиренно возлегших на знойную горячую траву… «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все» (Лк. 9:16-17). Господь, конечно, мог обойтись без этих маленьких ячменных булочек, без тощеньких рыбок… Чтобы сотворить Чудо, Ему не нужно иметь что-то под рукой. Бог не нуждается в этом! Но Он нуждается в наших сердцах! Он хочет, чтобы мы наше скромное, маленькое, земное – вложили в Его Божественные руки! То, что имеем – пять хлебов и две рыбки. А остальное делает Он Сам, с преизбытком! Мы должны, хотя бы немного, пожертвовать своим временем, своим домашним комфортом, своим внутренним уютом. Принести Богу нашу маленькую жизненную жертву – пять хлебов и две рыбки! Пять молитв дома и два часа – в храме. А Господь нам даст море благодати! Утешит так, что останется еще и двенадцать коробов полных!

Святые отцы говорят, что чудо – не только умножение хлебов, но и само произрастание хлебов! Чудо – вокруг нас! Его нужно рассмотреть и почувствовать! В колосе пшеницы, в каплях дождя, в улыбке ребенка вера узнает дар Божий! Внимательно рассмотрев свой жизненный путь, человек увидит непрекращающуюся цепочку чудес! В том-то и заключается наша проблема, что за будничным, простым, очевидным – мы перестаем видеть чудо, глубину, Промысл! Человек перестает удивляться! Хлеб – ну и хлеб! Человек рядом – да глаза бы мои на него не глядели!

Церковь помогает человеку, каждому из нас, преодолеть привычку мерить все земной банальной обывательской меркой! Она помогает нам трепетно и благоговейно воспринимать мир Божий как Небесный Дар! Как Чудо! Преподобный Нектарий Оптинский напоминал приходящим к нему, что главное наше чудо – это Божественная Евхаристия! «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися: и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Ин. 6:35).

…Сегодняшнее Евангельское повествование начинается словами: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14:14). Мы живем в такое время, когда само понятие и чувство «жалость» уходит из человеческих сердец… Мир становится жестким, прагматичным, безжалостным! Ф. М. Достоевский еще в конце XIX века воздыхал: «Жалость – драгоценность наша, и искоренять ее из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно».

Однажды, увидев рядом с собой слепую нищенку, духовные чада преподобноисповедника Рафаила Оптинского стали ее прогонять. Старец воспрепятствовал их действиям. «Зачем нам этот товар?» – цинично спросил кто-то. «Это самый нужный товар», – ответил святой.

А в дневниках преподобного Силуана Афонского есть описание страданий матери о своем сыне: «Как страдает наш мальчик. Я с радостью отдала бы изрезать себя на куски, если бы можно было этим помочь ему и облегчить его страдания!»

…В прошлом году по данным Организации Объединенных Наций около семи миллионов человек на планете погибли от голода! В нынешнем 2021 году 34 миллиона человек находятся «в одном шаге от голодной смерти». У нас нет возможности накормить голодающих в Африке, но мы можем хотя бы помолиться за страдающий мир! Хотя бы повернуться лицом к человеку, который рядом! Сжалиться! Уделить немного времени! Пожертвовать хоть чем-то! Может быть, дать духовный совет. Духовный голод и духовная смерть всегда страшней смерти физической!

Господь не требует от нас многого – всего пять хлебов и две рыбки! Остальное совершит Он Сам!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Гермоген (Ананьев)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Гермоген (Ананьев)
Воскресенский Новодевичий монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии