Пять хлебов и две рыбы…

Игумен Тихон (Борисов)

Пять хлебов и две рыбки… И пять тысяч голодных человек, не считая женщин и детей… В одном месте…

…Все это происходит после мученической смерти Иоанна Предтечи. Как повествует святой Евангелист Матфей: «Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу» (Мф. 14:12). Смерть «друга жениха», «величайшего из рожденных женами» – причина того, что Спаситель хочет побыть один – в безмолвии и молитве. И если смерть праведного Лазаря так взволновала Господа, что Он заплакал, то кончина Предтечи, конечно же, пронзила скорбью Его Божественное сердце! «И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф. 14:13).

Что же происходит дальше? «Народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» (Мф. 14:13). Можно себе представить эту величественную картину! Гигантский Крестный ход! Вдохновенные сердца, жаждущие услышать Божественное Слово! Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что «привязанный к Нему народ не оставляет Его, а следует за Ним; и происшествие с Иоанном не устрашало его. Такова привязанность! Такова любовь! Так она все побеждает и устраняет трудности. За это-то народ и получил вскоре награду». Люди были так увлечены Христом, Его благодатной исцеляющей силой, Его Любовью, что не взяли с собой запасов еды, каких-то специальных принадлежностей для ночевки в экстремальных условиях. Они взяли только свою любовь к Учителю! Только свою веру к Нему!

И беспокоили их, конечно, не вопросы трудоустройства, повышения заработной платы и так далее… Евангелист Лука говорит, что «Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял» (Лк. 9:11). Господь утолял духовную жажду этих людей! Он, Хлеб Жизни, насыщал их духовной пищей!

Когда звучит огненное Божественное Слово, когда речь идет о Вечном – время проходит очень быстро, оно словно приобретает молитвенные крылья! Сгущаются сумерки и настает вечер… Апостолы обеспокоены сложившейся ситуацией, они взволнованно обращаются ко Христу: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14:15).

Наступает момент выбора. Казалось бы, что проще – пусть все разойдутся по деревням и селам и спокойно поужинают, никого не тревожа, никого не беспокоя… Но Божественный выбор другой! И Божественная логика – иная: «Не нужно им идти» (Мф. 14:16). И далее – еще более категоричное, но исполненное заботы и любви: «Вы дайте им есть». Мы?! Но Ты же Сам знаешь – у нас ничего нет! Пустые руки и пустые рюкзаки! Только двести динариев и у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки. «Что это для такого множества?» (Ин. 6:9) Блаженный Феофилакт Болгарский удивительно комментирует этот Евангельский отрывок: «Принесите Мне хлебы сюда, ибо хотя поздно, но Я – Творец времени; хотя место пустынно, но Я Тот, Кто дает пищу всякой плоти».

…Галилейская тишина. Зажегшиеся в небе яркие звезды. И тысячи людей, смиренно возлегших на знойную горячую траву… «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все» (Лк. 9:16-17). Господь, конечно, мог обойтись без этих маленьких ячменных булочек, без тощеньких рыбок… Чтобы сотворить Чудо, Ему не нужно иметь что-то под рукой. Бог не нуждается в этом! Но Он нуждается в наших сердцах! Он хочет, чтобы мы наше скромное, маленькое, земное – вложили в Его Божественные руки! То, что имеем – пять хлебов и две рыбки. А остальное делает Он Сам, с преизбытком! Мы должны, хотя бы немного, пожертвовать своим временем, своим домашним комфортом, своим внутренним уютом. Принести Богу нашу маленькую жизненную жертву – пять хлебов и две рыбки! Пять молитв дома и два часа – в храме. А Господь нам даст море благодати! Утешит так, что останется еще и двенадцать коробов полных!

Святые отцы говорят, что чудо – не только умножение хлебов, но и само произрастание хлебов! Чудо – вокруг нас! Его нужно рассмотреть и почувствовать! В колосе пшеницы, в каплях дождя, в улыбке ребенка вера узнает дар Божий! Внимательно рассмотрев свой жизненный путь, человек увидит непрекращающуюся цепочку чудес! В том-то и заключается наша проблема, что за будничным, простым, очевидным – мы перестаем видеть чудо, глубину, Промысл! Человек перестает удивляться! Хлеб – ну и хлеб! Человек рядом – да глаза бы мои на него не глядели!

Церковь помогает человеку, каждому из нас, преодолеть привычку мерить все земной банальной обывательской меркой! Она помогает нам трепетно и благоговейно воспринимать мир Божий как Небесный Дар! Как Чудо! Преподобный Нектарий Оптинский напоминал приходящим к нему, что главное наше чудо – это Божественная Евхаристия! «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися: и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Ин. 6:35).

…Сегодняшнее Евангельское повествование начинается словами: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14:14). Мы живем в такое время, когда само понятие и чувство «жалость» уходит из человеческих сердец… Мир становится жестким, прагматичным, безжалостным! Ф. М. Достоевский еще в конце XIX века воздыхал: «Жалость – драгоценность наша, и искоренять ее из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно».

Однажды, увидев рядом с собой слепую нищенку, духовные чада преподобноисповедника Рафаила Оптинского стали ее прогонять. Старец воспрепятствовал их действиям. «Зачем нам этот товар?» – цинично спросил кто-то. «Это самый нужный товар», – ответил святой.

А в дневниках преподобного Силуана Афонского есть описание страданий матери о своем сыне: «Как страдает наш мальчик. Я с радостью отдала бы изрезать себя на куски, если бы можно было этим помочь ему и облегчить его страдания!»

…В прошлом году по данным Организации Объединенных Наций около семи миллионов человек на планете погибли от голода! В нынешнем 2021 году 34 миллиона человек находятся «в одном шаге от голодной смерти». У нас нет возможности накормить голодающих в Африке, но мы можем хотя бы помолиться за страдающий мир! Хотя бы повернуться лицом к человеку, который рядом! Сжалиться! Уделить немного времени! Пожертвовать хоть чем-то! Может быть, дать духовный совет. Духовный голод и духовная смерть всегда страшней смерти физической!

Господь не требует от нас многого – всего пять хлебов и две рыбки! Остальное совершит Он Сам!

Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь