Радуйся, живоносный Кресте!

Игумен Тихон (Борисов)

«Нет более сильного свидетельства о любви Бога к человеку, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. …И нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес».

«Крест, позорнейший дар, даровали мы Тому, Кто нам даровал вечную славу, – восклицает преподобный Иустин Сербский. – Прокаженный, Он очистил тебя от проказы, разве за это ты даруешь Ему крест? Слепец, разве для того Он раскрыл тебе очи, чтобы ты сумел сделать крест, и распять Его на нем? Мертвец, разве для того Он воскресил тебя из гроба, чтобы ты загнал Его в свой гроб? Благими вестями услаждал Сладчайший Иисус горькую тайну жизни нашей, братья мои; за какую из них мы одариваем Его такой желчью? …Человек, есть ли край твоему безумию? Есть ли предел твоему падению?»

Сегодня Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам! Сегодня на кресте – Тот, Кто сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). В великой полноте Святая Церковь, все мы, будем вспоминать распятие и смерть Господа – в Страстную пятницу! А сегодня, в Крестопоклонную неделю, Церковь напоминает нам о Голгофе, потому что только с ее высоты видна та Страшная Жертва, которую Господь принес за все человечество, за каждого из нас! Потому, что только Крест Христов – это единственная лествица к Небу! Потому, что без Креста не бывает Пасхи и Воскресения! И потому, что «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» (1 Кор. 1: 18).

Мы с Крестом рождаемся и умираем! Святой праведный Иоанн Кронштадтский замечает, что «христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест».

А святитель Иоанн Златоуст воспевает крест как орудие победы над смертью: «Сегодня Господь наш Иисус Христос – на кресте, и мы празднуем, чтобы ты знал, что крест – праздник и духовное торжество. Прежде крест служил именем наказания, а теперь стал почетным делом, прежде был символом осуждения, а теперь – знаком спасения. В самом деле, он стал для нас причиной бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом… Крест – уничтожение вражды, он – охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ. Благодаря кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем доброго Пастыря. …Благодаря кресту мы не трепещем пред тираном, потому что находимся около Царя».

Искупительный подвиг Спасителя имеет прямое отношение к каждому человеку. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Он простер на кресте руки, чтобы объять концы вселенной». И судьба каждого из нас – в этих Божественных объятиях Любви! Сквозь Христов Крест виден наш крест! Крест каждого из нас!

Христос пострадал за нас, и мы должны пострадать за Него. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8: 34-36)

Сначала Господь призывает отвергнуться себя, а потом уже взять крест свой и следовать за Ним! Отвергнуться себя – это значит попрать свой эгоизм, свою самость, отказаться от желания строить самому себе бронзовый прижизненный памятник!

Преподобный Иустин (Попович) верно подмечает о современном человеке: «Убегая от своей внутренней тайны, люди прибегают к вещам, смешиваются с ними и даже превращаются в них». Человеку хочется, чтобы все вокруг него было «включено»… Комфорт становится его тираном и богом! Он изобретает все новые и новые наслаждения и удовольствия, чтобы ими заслонить свой страх смерти! Ему кажется, что развлечениями он как бы «продляет свою жизнь», но на самом деле – сокращает… И вместо ожидаемой радости человек получает горькое похмелье!

Отвергнуться себя – это значит понять, что дальше можно идти только с Христом! Выкинув из души все бесовские «трофеи»: надменность, тщеславие, гордыню…

…На дороге иногда приходится видеть и слышать машины с «мигалкой». Это значит – едет важная персона, всем положено расступиться… Нам надо пореже включать свою внутреннюю «мигалку». Быть посмиреннее на дороге, которая называется жизнью! Не подрезать, уступать, не нарушать правил! Преподобный Паисий Святогорец заключает, что «смирение – это то, что делает диавола калекой».

А что такое наш жизненный крест? Как его взять и понести? Крест – это совокупность всех жизненных промыслительных обстоятельств, которые сплелись в единый орнамент в судьбе каждого из нас! Это та боль, которая невидимой спицей пронзает наше сердце, научая мудрости и терпению. Это те люди, с которыми съеден не один пуд соли, которые делили с нами и скорби, и моменты вдохновенной радости!

Крест – это и те страницы нашей жизни, когда мы вдруг очутились на обочине, когда нас коснулось дыхание смерти! Крест – это нездоровые дети и престарелые родители. Это – нелюбимая работа, на которую ты вынужден ходить, потому что надо зарабатывать деньги. Крест – это непонимание и насмешки, которые пронизывают чьи-то будни… Трудно нести свой крест, когда ты – последний в списке, но начальство и власть – тоже непростой крест. Крест – бесплодие, и крест – многодетность. Россия – тоже наш общий огромный крест, тяжелый, сложный, но вдохновенный и спасительный!

Чтобы стяжать любовь в своем сердце, нам придется еще очень много пострадать, потерпеть, поскорбеть, поплакать, посмиряться! Потому что любовь – всегда распинаема! Родители распинаются своими детьми. Монах – уставом, послушанием. Офицер – личным составом, который у него в подчинении. Священник – не всегда понимающей паствой. Больной – своей нелегкой изнуряющей болезнью. Художник – творчеством. Президент – своим народом!

И каждое верующее сердце должно распинаться вместе с Христом! «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него», – восклицает святой апостол Павел (Флп. 1: 29). Нам еще предстоит потерять душу свою ради Христа и Евангелия!

«Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и мы вознесохомся от земли к Небесным!» Сегодня – в середине Великого Поста, в середине наших храмов, в середине всей нашей жизни – Крест! А на нем – распятый Господь! Он смотрит на наше земное мельтешение, на наш нескончаемый безумный марафон, и с любовью напоминает: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8: 36)

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Петропавловский мужской монастырь