Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!
«Хотя всякое действие и чудотворение Христово чрезвычайно, Божественно, дивно, – восклицает преподобный Иоанн Дамаскин, – но всего дивнее честный Его Крест. Ибо не чрез иное что-либо, как только чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа, погублена смерть, уничтожен грех прародительский, упразднен ад, даро́вано воскресение, по́дана нам сила презирать настоящее, и самую смерть, уготован вход в древнее блаженство, отверсты врата рая, возсела природа наша одесную Бога, а мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено Крестом!»
Сегодняшний знаменательный праздник установлен в честь обретения Креста Господня в 326 году благочестивой царицей Еленой, матерью императора Константина. По свидетельству церковных историков, на Голгофе было найдено три креста и отдельно лежащая дощечка с надписью на еврейском, греческом и латинском языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
По одной из версий опознать Крест Спасителя удалось благодаря возложению его на тяжело больную женщину, которая чудесно от этого исцелилась. По другой версии кресты были возложены на мертвеца, который ожил от прикосновения к нему Животворящего Креста Христова!
Огромное, несметное количество людей стеклись к Голгофе в надежде поклониться Святому Древу. Чтобы Крест был виден издалека, Патриарх Макарий поднимал его, а народ громогласно со слезами восклицал: «Господи, помилуй!»
Отражение, проекцию, воспоминание этого события мы видели и молитвенно ощущали вчера на Всенощном бдении во время древнего красивейшего византийского чина Воздвижения Креста! Мы все снова стали участниками и свидетелями этой великой Тайны, этого великого Промыслительного события!
«Крест – хранитель всея Вселенныя;
Крест – красота Церкве;
Крест – царей держава,
Крест – верных утверждение,
Крест – Ангелов слава и демонов язва!»
Крест, бывший до Христа орудием позорной казни преступников, и поэтому вызывавший страх и отвращение, после распятия на нем Господа Иисуса стал символом и знамением нашего спасения!
На VI Вселенском Соборе было установлено особое правило почитания Креста: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения».
«Через Крест мы, верующие, различаемся и распознаваемся от неверующих, – замечает преподобный Иоанн Дамаскин. – Крест – щит и оружие и трофей против диавола. Он – знамение, дабы не коснулся нас губитель. Он для лежащих – восстание, для стоящих – утверждение, для немощных – посох, для обращающихся – руководство, для преспевающих – совершение, спасение души и тела, отражение всяких зол, доставление всяких благ, уничтожение греха, зерно воскресения, древо жизни вечной!»
Апостольские послания также повествуют о Кресте. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18).
Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания Спасителя мира!
«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1 Пет. 1:18-20).
Сегодняшний мироспасительный праздник – это напоминание каждому из нас, что если мы хотим сегодня поклониться Кресту Господню, если мы действительно верим, что Христос был распят на Кресте «нас ради человек и нашего ради спасения», то мы должны последовать Его страшным, глубоким, пронзительным Евангельским словам, направленным прямо в человеческое сердце: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и во́змет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24).
Отвергается, отрекается от самого себя тот, по словам блаженного Иеронима Стридонского, кто «отлагает ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9).
А святитель Иоанн Златоуст говорит, что «да отвержется себе» – значит, пусть не имеет ничего общего с самим собой, а пусть обрекает себя на опасности, на подвиги и их переносит…
Мы настолько бываем заняты, увлечены собой, что эта смертельная заноза эгоизма разрушает все не только внутри, но и вокруг нас! И нужны неимоверные духовные усилия, чтобы оторвать от себя эти кровавые, прилипшие к коже бинты самовлюбленности!
Поэтому святитель Феофан Затворник вместе с сонмом других святых отцов и предупреждают нас: «Господь наш Иисус Христос, Крестом умертвив смерть, даровал нам живот вечный… Но живоносный от Креста источник не разливается сам собою для оживления не имеющих жизни… Нам самим должно приблизиться к нему, чтобы оживить свой омертвелый состав его животворной силой… А без сего все вокруг нас будет восставать и оживляться, а мы навсегда можем пребывать сухими и безжизненными костями».
А в чем же состоит это приобщение к животворной силе, к тайне Креста? Что мы должны делать, чтобы христианство не было для нас просто эстетической составляющей нашей жизни, чтобы православие не осталось на уровне национальной традиции, красивой, но безжизненной? Что я должен в себе изменить, чтобы моя духовная жизнь не заканчивалась золотым крестиком на дорогой цепочке?
Для того чтобы приобщиться спасительной силе Креста Христова, мы должны понести свой крест! Именно свой крест, тот, который дал Господь каждому из нас! Не выдуманный, не мечтательный, а реальный, настоящий, жизненный! Наш крест – это совокупность всех тех сложностей, скорбей, бед, искушений, трудностей, которые встречаются на жизненном пути. Ни больше ни меньше!
Для кого-то крест – это тяжелая болезнь, которую попустил Господь, долгая, изнуряющая, но спасительная…
Многие в наше время несут крест безденежья, порою даже нищеты, но «не хлебом единым сыт человек».
Крест семейной жизни – это особый разговор: нет детей – скорбь и боль, многочадие – куча проблем и головной боли, но боли радостной и жизнеутверждающей! Родители терпят своих детей, окунувшихся в пространство Интернета с головой, и не желающих ничего делать, – крест! Дети порой терпят своих родителей, ищущих отдушину в бутылке или наркотиках, – тоже крест! Кто-то неправедно, невинно осужден, но неожиданно для себя, сидя за решеткой, обретает веру… Кто-то не может пока справиться со своими страстями: борется, страдает, переживает, но все-таки находится еще в сетях порока! И Господь ему обязательно поможет! Старость, одиночество, непонимание близких, отсутствие помощи, совета, даже нехватка умственных способностей для решения возникших проблем – все это тоже составляет наш крест.
Муж и жена несут крест ответственности за семью. Командир взвода – за своих подопечных солдат. Врач – за больных, лежащих в палате. Учитель – за первоклашек. А каковы кресты Патриарха, отвечающего за Церковь? Президента, возглавляющего необъятную страну? И никогда Господь не попустит нам жизненных испытаний, превышающих наши силы! Никогда не допустит, чтобы мы сломались под тяжестью боли и креста!
Самое главное – чтобы мы помнили Евангельскую заповедь: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:28-30). В этих словах Спасителя – вся тайна спасения человеческой души!
Преподобноисповедник Рафаил Оптинский, который за веру много лет провел в лагерях, терпя благодушно этот тяжкий крест, писал потом своим духовным чадам: «Без этой скорби жизнь моя была бы не полна!»
Каждый из нас – это крест для кого-то другого. Поэтому будем терпеть, смиряться и любить ближнего – другого пути просто нет!
«В чем мы найдем помощь и спасение? – взываем мы сегодня вместе с праведным Иоанном Кронштадтским. – Только во Христе и в кресте, только в Жертве безмерно великой и всеискупительной, принесенной за нас на Кресте! Крест – наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа!»
И пусть те слова, начертание которых вместе с явлением Креста увидел император Константин в небе во время боя с противником, горят и в наших сердцах: «Сим победиши!»