«Ты еси Бог, творяй чудеса»

Игумен Тихон (Борисов)

Бывает так, что человек всю свою жизнь ищет – не там! Всю ночь своей долгой жизни он трудится, пытается решать проблемы, хочет поймать в руки счастье. Ловит и тут, и там… Но сети его души остаются пустыми! Человеку не хватает глубины!

Все настоящее, истинное, сильное, светлое, подлинное – скрыто в глубине, а человек пытается устроить так, чтобы все находилось рядом, на виду, на поверхности, на расстоянии протянутой руки: поверхностные отношения, корыстная дружба, сиюминутная любовь! Человек боится глубины! Глубина подразумевает ответственность, риск, заботу о ком-то, самопожертвование!

А поверхность питается иллюзиями, представляя мель глубиной, а глубину безумием! «Без Бога, без благодати, без молитвы, – говорит старец Эмилиан (Вафидис), – душа подобна лодочнику, который не занимается ничем другим, кроме гребли, но в результате кружится вокруг одного и того же места».

Проходят годы, а душа не наполняется благодатью! Вроде бы внешне все комфортно, «все включено», а как-то неспокойно на душе! Потому, что сети заброшены не в том месте! Человек рвет себя гордыней к пьедесталу, к самоутверждению, к какой-то оригинальности, трудится на этом поприще всю жизнь, а плодов, улова – нет! Ни одной рыбки! Ничего! Только тина грехов и рваные сети! Где-то рядом – правда, истина, смысл, любовь, полнота, но ты возвращаешься на берег с пустыми руками, с пустой душой!

…Господь каждого человека тихо призывает оторваться от поверхности жизни, от легкомыслия, от мелководья, от пошлости, лени, ложных ценностей, от всего этого удушья, от забав, от летаргии, от смерти: «Отплыви, человече, на глубину! Закинь сети свои для важного лова!» А тот отвечает: «Я трудился всю ночь моей жизни! Закидывал сети и там, и тут! Но все – бесполезно!»

«Куда бы ни обратилась человеческая душа, – восклицает блаженный Августин, – всюду кроме Тебя, Господи, наткнется она на боль!» Руки сами от уныния отпустят сети, и, может быть, человеку уже никогда не захочется садиться в лодку! Без благословения Божия, без Евангельской глубины – все труды человеческие, все устремления – напрасны и бессмысленны!

Святитель Николай Сербский замечает: «Рыбы Геннисаретского озера, у которых нет разума, как у человека, и нет ушей, чтобы слышать, услышали слово Христово и послушно поплыли в сети, а мы, имеющие уши слышать, почему-то упрямо закрываем свой слух и не хотим повиноваться Евангельскому слову». Нужно услышать Евангельское Христово Слово! И вместить его в своем сердце!

Не только тем счастливым, новоначальным, которые только приходят к вере, к Церкви, ко Христу, открывают для себя новую жизнь, новые духовные горизонты – но и многим из нас, уже долго живущим в Церкви. Потому что всегда есть опасность остаться на берегу! Потерять чувство реальности. Успокоиться, «забронзоветь»… Тебе будет казаться, что ты плывешь, закидываешь сети, вынимаешь улов – а на самом деле все это будет иллюзией! Симулякром! Твоя лодка на берегу! Потому, что ты успокоился, охладел, обленился сердцем! Оставил первую любовь! «… Ты оставил первую любовь твою, – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся…» (Откр. 2: 4-5)

Страшная уловка – это ощущение своей значимости! Ощущение того, что ты, якобы, все знаешь и понимаешь. В Христианстве! В духовной жизни! Если ты священник – то уже старец! И двигаешь судьбами, как фигурами на шахматной доске. И бабушка за свечным ящиком может долго поучать и мучить входящих в храм – как жить и спасаться! А если ты муж, и прочитал «Домострой», то можешь всю семью свою держать в страхе!

Но духовная жизнь – это не шахматная игра. И не страх! Она в миллиарды раз сложнее и глубже. Наш преподобный старец Нектарий Оптинский восхищался: «Смотрите, какая красота: солнце, небо, звезды, деревья, цветы… А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту. Так и человек: когда он искренне придет в сознание, что он – ничто, тогда Бог начнет творить из него великое».

А преподобный Паисий Святогорец выстраивает такую духовную математику. Человек должен ощущать себя нулем. Многими нулями. Но приходит благодать – ставит впереди единицу, и нули превращаются в миллионы.

Господь Своей энергией, Своим Божественным Светом, Своей Любовью пронизывает весь космос, все творение, весь универсум! А человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, преобразить себя и весь окружающий мир! Преподобный Симеон Новый Богослов заключает: «Люди для того и рождаются на свет, чтобы прославлять Бога, так как они суть мыслящие и разумные существа».

Но преображает человека не знание (еще Гераклит высказывал мысль, что «многознание уму не научает»), не творческие способности, не состояние кошелька! Человека преображают вера, любовь и смирение. «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

В «Отечнике» святителя Игнатия Кавказского один монах говорит: «Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть; …но не имеем того, чего Бог требует от нас – смирения». Апостол Петр проходит путь от опыта неудачи, от невозможности делать что-либо без Бога: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5: 5) – до поразительного успеха, когда есть послушание Богу, когда есть синергия с Богом-Творцом: «…они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5: 6).

Святые отцы всегда напоминают о духовном законе, что обожение человека происходит в соответствии с мерой пережитой им богооставленности: «Полнота истощания предваряет полноту совершенства».

Кто-то замечательно сказал: «Страшно человеку оказаться в одной лодке с Богом!» Апостол Петр, исполненный ужаса, взывал: «Выйди от меня, Господи! потому, что я человек грешный» (Лк. 5: 8). И в ответ услышал: «Не бойся» (Лк. 5: 10). И вот это «не бойся» всегда вдохновляло и вдохновляет верующие человеческие сердца! Вокруг нас разлит многообразный, чудесный, вдохновенный океан Божественной Благодати! Нужно только отплыть на глубину и закинуть сети (см.: Лк. 5: 4).

«Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса».

 

Успенский нижнеломовский женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь