Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы прославляем Пречистую Богородицу, Пренепорочную Матерь Бога нашего, и «всеславное славим Успение Ея». Мы видим перед собой Плащаницу – гроб Божией Матери, говорим о том, что Она почила, уснула, ушла от сей временной жизни, преставилась к иной, вечной, и в то же время прославляя Пречистую Богородицу, радуемся и изумляемся вместе с Ангелами, как Дева Чистая восходит от земли на Небо.
Божия Матерь после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на Небо еще около десяти лет вместе с Апостолами пребывала в Иерусалиме. Она находилась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей. Была Она и на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, и на Святой Горе Афон. Матерь Божия назвала это святое место Своим жребием, данным Ей от Бога и Сына Своего. Некоторое время Она провела в Ефесе, где проповедовал Святое Евангелие апостол Иоанн.
Пречистая Богоматерь испила всю ту горькую чашу, которую Ей судил Господь. При Кресте, при Гробе Она вкусила сполна всю ту горечь, которую испытал Ее Божественный Сын. И теперь Она пребывала в постоянной молитве, устремляясь на Небо, но для укрепления Церкви Она была нужна еще здесь, на земле.
Ее почитали современники, слава о Ней осталась в веках. Вот как писал о Божией Матери святитель Амвросий Медиоланский: «Она была Девою не только телом, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о духовном. Из дома выходила только в церковь. Когда Она являлась вне дома Своего в сопровождении других, никто не был для Нее лучшим проводником, чем Она Сама. Другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама»[1].
Но вот пришел час, когда Она, как человек смертный, должна была отдать дань закону: «земля еси, и в землю отыдеши». Перед Своей смертью Она возвратилась в святой град Иерусалим. В один из дней пред Ней предстал Архангел Гавриил, вручил пальмовую ветвь и возвестил, что пришло время Ее отшествия от земли на Небо. Перед тем как Ей была послана эта весть, Она молилась, чтобы на Ее погребении были святой Иоанн Богослов, другие Апостолы и Святые Силы бесплотные. Когда Владычица Богородица после молитвы услышала голос с Неба, заключивший Ее молитву словом «аминь», то поняла, что Ее просьба услышана и все они соберутся на Ее погребение.
Святой Иоанн Богослов чудесным образом был перенесен из Эфеса, где находился для проповеди Христа. Здесь же был и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, блаженным Иерофеем, божественным Тимофеем. У одра Божией Матери собрались и другие Апостолы. Увидев друг друга, они радовались, но в недоумении взаимно спрашивали, для чего же они оказались здесь? Святой Иоанн Богослов с печалью возвестил, что Владычица Богородица должна покинуть их.
Настал третий час, и вот спустилось светоносное облако, из него явился Сам Христос Спаситель со множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил. Душа Пречистой Богородицы безболезненно была взята с земли на Небо.
Когда пришло время погребения Пресвятой Богородицы, святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие на своих плечах понесли одр, на котором покоилось пречистое Ее тело. Погребальное шествие прошло от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию, где Она заповедала похоронить Себя. Впереди процессии шел апостол Иоанн Богослов с масличной ветвью, а прочие святые и множество христиан сопровождали одр Пречистой Богородицы, воспевая священные песни.
Враги же Христовы пришли в великую ярость. Первосвященники посылали своих слуг для того, чтобы они это шествие прервали, а тело Пречистой Богородицы предали огню. Один из них, иудейский священник Аффония, руками прикоснулся к ложу Божией Матери, и руки его, будучи отсечены, остались на одре. И только после молитвы и покаяния он исцелился и стал истинным последователем Христа.
Над пречистым телом Богородицы и всеми провожавшими явилось светлое облако, которое кольцом покрыло шествие, защищая его от врагов Христовых. По преданию, на протяжении всего погребения слышалось дивное пение Сил Небесных, которые взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Так ныне вместе с Небесными Силами, совершая это великое торжество, воспевает Православная Церковь.
Когда умирает простой смертный человек, мы думаем, что окончилась его жизнь, кажется, что с этим человеком ушло и наше сердце, может возникнуть чувство безысходности, отчаяния, чувство непреодолимой тоски. Но православные знают, что когда погребают православного христианина, жившего с Богом, то не чувство тоски и печали наполняет душу, а наоборот – чувство отрады и радости.
В нынешний день, воспоминая о всеславном Успении Божией Матери, мы имеем это радостное чувство. Мы взываем: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая». Здесь говорится и о жизни вечной, и о смерти. Отошла Владычица Богородица на Небо, но если на Своем земном пути Она врачевала язвы душевные и телесные, то и там, на Небе, она является Предстательницей всего рода христианского. Мы говорим, обращаясь к Ней: «В молитвах неусыпающая Богородица и в предстательствах непреложное упование». Так мы именуем Ее, Защиту нашу и Отраду.
В нынешний день будем обращаться к Ней, будем просить, чтобы при переходе нашем от земли на Небо Она была нашей Ходатаицей, чтобы Она сотворила и с нами чудо, помогла нам, немощным и грешным, наследовать жизнь вечную.
Прославляя Владычицу Богородицу, будем также просить, чтобы Она дала нам силы и помощь совершать здесь земное поприще и готовиться к вечному пребыванию на Небесах, чтобы Она укрепила нас, малодушных и немощных, дала силу, отраду, помощь и упование. Будем взывать к Ней и мыслями, и чувствами, и словами и, прежде всего, делами, жизнью своей, чтобы, придя к Ней, мы могли сказать непостыдно: «Не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иные предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати». Аминь.
1. См.: Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке. М., 1997. С. 43–46.