«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог»

Игумен Тихон (Борисов)

Это место было ужасно и страшно само по себе: Царство смерти! Царство глухих безжизненных троп и смердящих гробов! Гергесинская страна. И здесь, в погребальных пещерах, жили два человека, которые держали в страхе всю окрестность. «Весьма свирепые» (Мф. 8:28), – характеризует их святой евангелист Матфей. По-славянски: «люта зело»!

«Никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8:28), где обитала эта страшная двоица! Им самим уже было невыносимо прикосновение к нормальной человеческой жизни – поэтому гробы стали для них единственной средой обитания. Бесы как бы заживо похоронили их в этих гробах…

Целое стадо-легион поселилось в этих людях… И в таких случаях человек совершенно теряет над собой всякий контроль, теряет рассудок, теряет инстинкт самосохранения – так что может изувечить себя, вскрыть вены, биться головой о камень, или просто, вздохнув в последний раз, – «выйти» в окно! И бывает, что такие люди обладают неимоверной физической силой: стальные цепи для них – как гнилые нитки, а десять здоровых мужиков – как отряд лилипутов…

Но ко Христу несчастные подбежали сами: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29)! Почему мучить? Да потому, что для тьмы страшно прикосновение к ней света! Весь легион, как листья на осеннем клене, затрепетал, услышав голос Бога! А вдали тихо, мирно и безмятежно, дополняя сельский пейзаж, паслось огромное стадо свиней. Почти идеалистическая картинка!

Злые духи буквально умоляли Христа: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8:31)! «Повели нам ити в стадо свиное». Блаженный Петр Хрисолог комментирует этот момент так: «Нечисть умоляет, чтобы ее послали из гробов в свиней, поскольку она не может лишиться зловония, но может лишь изменить его».

А святитель Иоанн Златоуст рассуждает: «Может быть, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? …Для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; …чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божьего». «Стадо посылается в стадо», – добавляет св. Петр Хрисолог.

«И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32). Страшная, почти сюрреалистическая картина: свиньи и их невидимые безжалостные наездники-бесы… И все это хрюкающее лоснящееся стадо погибает в морской пучине!

А что же жители той страны? Какова их реакция на то, что случилось с бесноватыми? Уныло, но очень настойчиво граждане просят, чтобы Иисус отошел от пределов их города! Евангелист подчеркивает: «Весь город вышел навстречу Иисусу» (Мф. 8:34). Прямо атмосфера митинга! Так и видятся транспаранты и лица людей, недовольных тем, что кто-то посмел вторгнуться в их жизненное пространство. Им не нужен Бог! Им дороги только их свиньи! И еще тихое обывательское благополучие. И они требуют так же, как ранее просили бесы, чтобы Христос не мучил их, чтобы побыстрее ушел из их жизни!

Смотрите: Господь в один миг изгнал целый легион бесов, а от жителей этого города Сам смиренно ушел. Бог не насилует свободы человека! Святые отцы говорят, что Господь может сделать все, но не может спасти человека без самого человека, потому что Он сотворил человека обладающим богоподобной свободой! Человек сам свободно выбирает: или светлые чертоги храма – или мрачные погребальные пещеры своих страстей! Чистый евангельский духовный хлеб – или земную, жесткую сытную простую и понятную свинину! Вкус свинины может быть и приятен, но это удовольствие никуда не зовет – оно все здесь, на земле, в слюне и рецепторах!

И чем только человек не занимает себя, в какие только игрушки не играет, лишь бы не думать о Небе и Вечности! Лишь бы только Бог «отошел от пределов» (Мф. 8:34) его души! «Что Тебе до меня, Иисус Сын Бога Всевышнего? – стонет современный человек. – Зачем Ты пришел? Я не хочу ничего менять в своей жизненной уютной комфортной «Гадарине» или «Гергесине»… Уходи! Не тревожь меня!»

А христианин всегда, каждый день живет внутри чуда! Один старец как-то сказал: «Каждый из нас является как бы призмою, через которую преломляются лучи Божественного света». Христианин, верующий человек, должен быть этой благодатной, прозрачной, чудесной призмой, через которую окружающие нас люди видели бы тихий небесный Божественный Свет!

Помните, как Н. В. Гоголь описывал атмосферу в Оптиной: «Нигде я не видал таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. …За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше». Это было в XIX веке, но сейчас не всегда так получается!

…Нужно только, чтобы плесень равнодушия не коснулась нашего сердца, как она коснулась сердец жителей сегодняшнего Евангельского мегаполиса! Потому что равнодушие, эгоизм, черствость – как радиация: убивают медленно, незаметно, но наверняка!

Человеку свойственно бывает мечтать, что вот, когда-то станет лучше: уйдут проблемы, трудности… А Господь призывает нас жить именно сейчас! Не ждать, что когда-то станет спокойнее, тише, пройдут болезни, утихнут страсти, уйдут вопросы, кризисы и так далее. Жить – именно сейчас, именно эту трудную неприукрашенную жизнь! С ее страшным бытом, с пьющим мужем, с детьми-наркоманами, с вирусом-убийцей, с безденежьем, с безобразием будней, с ненавидящими нас людьми… И туда, в эту не всегда праздничную жизнь, в эту рутину, в погребальные пещеры – вносить свет, смысл, любовь, радость! Молитву и благодарение! А это возможно только тогда, когда мы будем не гнать Бога из нашей жизни, а просить Его остаться в городе нашего сердца, нашей души!

…У преподобного Исаакия Оптинского (Антимонова) в келлии были часы, доставшиеся ему еще от преподобного Моисея. На них было написано: «Не теряй времени!» Мы должны не терять времени – оно течет очень и очень быстро!

Жизнь – это многослойный и трудный текст! И правильно читается он только Евангельским оком! Без Христа и вне Христа человек – это «царство, разделившееся само в себе» (Мф. 12:25)! «Кто не собирает со Мною, – говорит Господь, – тот расточает» (Мф. 12:30). Давайте будем стараться собирать со Христом! Не деньги и благополучие, не комфорт и положение в обществе… Этого Он не обещал: «В мире скорбны будете» (Ин. 16:33). Но будем стяжать любовь, смирение, смысл, веру, простоту и мудрость: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Сегодняшнее Евангельское повествование начинается словами: «И когда Он прибыл на другой берег…» (Мф. 8:28). Человеческая жизнь подобна реке, и у нее – два берега. Есть берег любви, Божественной благодати, молитвы, веры! А есть и другой берег: там мир смерти и погребальных пещер. Об этом же читаем мы в «Учении двенадцати апостолов»: «Два есть пути. Один – путь жизни. Другой – путь смерти. И велико различие между этими двумя путями».

Бесноватые из сегодняшнего Евангельского отрывка, казалось, жили в свободе от всех условностей: ходили голыми, разрывали все связи, наводили страх на других! Современный человек, отрицающий веру, тоже живет, как хочет. И ему кажется, что он – свободен. Но он – не свободен, потому что внутри – легион! И бесы гоняют его по бесплодной пустыне жизни!

Без Христа такая же участь ждет каждого из нас. Только Христос делает человека свободным! Господь исцеляет нас и говорит каждому: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8:39).

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Макарьева пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.