«Мы должны неустанно напоминать себе о том, что Господь Воскрес, значит, воскреснем и мы»

Епископ Солнечногорский Алексий

Пасха Красная! Небо и земля исполнились веселья. Ликует Вселенная, радуются люди. Закончился Великий пост. Каждый из нас потрудился в меру своих сил и возможностей, стремясь отторгнуться от греха, проявил свою любовь ко Господу и Святой Церкви. Сохранить это доброе устроение мы стараемся и после Пасхи, когда радость наполняет сердца, врачует раны и, кажется, становится ответом Господа на все наши недоумения, беды и скорби.

И в то же время именно радость о Христе Воскресшем призывает нас жить трезвенно, исполняя заповеди Божии.

Читая Евангелие, мы видим, как ученики поначалу робко и с неуверенностью воспринимали новость о Воскресении Спасителя. Господь неоднократно являлся им при различных обстоятельствах, и не сразу они узнавали своего возлюбленного Учителя. Однако это ни в коей мере не говорит об их маловерии, а лишь свидетельствует о том, что пасхальную радость они воспринимали постепенно, чтобы со временем наполнить ею всю свою жизнь, служить этой радости и проповедовать о Христе Воскресшем.

Такая возможность есть и у нас. Прежде всего, самим себе мы должны неустанно напоминать о том, что Господь Воскрес, значит, воскреснем и мы. Господь восстал из гроба, значит, восстанем и мы. Господь дал Свою благодать ученикам, значит, она осенит и наши души. И когда вся жизнь христианина будет наполнена служением Богу, служением Воскресшему Христу, – тогда все пустоты, все трудности и разочарования, беды и обиды, которым, как мы думаем, несть числа, покроются любовью Воскресшего Господа к нам. Ну а мы, исполняя Его заповеди, будем радоваться и веселиться, ибо Воскрес Христос!

***

В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 75-летие возрождения Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Из исторических документов известно, что решение «о полной ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря» исполком ВЦИК Сергиева Посада принял 2 ноября 1919 года. Тогда же были арестованы почти все насельники лавры. 29–31 мая 1920 года на праздник Троицы и Духов день архимандрит Кронид (Любимов) с оставшейся братией и духовенством Московской духовной академии совершили последнее богослужение в Троицком соборе. В 1921 году на закрытой для паломников монастырской территории разместились музей, Электротехническая академия и Институт народного образования. Храмы заняли клубы, столовые и даже тир. Келейные корпуса передали под жилье и разные учреждения.


В 30-х годах прошлого столетия следствием гонений на Русскую Православную Церковь стало закрытие всех монастырей и духовных школ на территории СССР. Духовенство и насельники монашеских обителей подверглись жестоким репрессиям. Объявленная советским правительством «пятилетка безбожия» к 1942 году должна была завершиться полной победой над религией. Лишь четыре архиерея и несколько сотен священнослужителей оставались к этому времени на свободе и совершали богослужения в тех малочисленных храмах, которые не были закрыты. Но Господь по молитвам новомучеников и исповедников сохранил Свою Церковь.

Великая Отечественная война стала тем переломным моментом в истории нашей страны, который со всей очевидностью показал гонителям Церкви бессмысленность богоборчества. В 1943 году представители новообразованного Совета по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР продекларировали благожелательное отношение к Церкви. Тогда же ими было предложено ускорить передачу Московскому Патриархату Троице-Сергиевой лавры.

Первую литургию отслужили 20 апреля 1946 года, в Великую Субботу. Накануне, в Великую Пятницу, после вечерней службы из Троицкого собора, который тогда еще оставался музеем, в Успенский собор была перенесена рака с мощами Преподобного Сергия. В раку была положена подлинная глава святого, которая по благословению Патриарха с 1941 года хранилась в алтаре храма во имя Владимирской иконы Божией Матери с. Виноградово Московской епархии. С этого времени началось духовное возрождение обители Преподобного Сергия.


Можно с уверенностью сказать, что Данилов монастырь унаследовал духовную традицию Троице-Сергиевой лавры. Первым наместником после открытия нашего монастыря стал насельник лавры, архимандрит Евлогий (Смирнов), окончивший дни своей земной жизни в сане митрополита Владимирского и Суздальского на покое. Он обучался в московских духовных школах, был пострижен в обители Преподобного Сергия, а перед назначением в Данилов монастырь нес послушание эконома объединенного хозяйства лавры и Московской духовной академии. Сегодня и наместник монастыря, епископ Солнечногорский Алексий, и благочинный архимандрит Лука (Пинаев) – тоже являются пострижениками лавры. И это для нас значимо и важно.

Возможно, это громко прозвучит, но хочется сказать, что в лавре мы все учились духовности. Получали образование в семинарии и академии, видели рядом с собой насельников монастыря, многие из которых вернулись к монашеской жизни из ссылок или с полей Великой Отечественной, стремились подражать их примеру.

Я помню братию, которая пришла во вновь открывшийся монастырь. Это были почтенные духоносные старцы, самоотверженно служившие Преподобному Сергию. Иноческий путь многих из них начался еще в старой лавре. В памяти встают образы схиархимандрита Иосии (Евсенока), постриженика Черниговского скита. Насельником лавры он был с 1918 года. Немногие монахи застали возрождение монастыря. Отец Иосия был одним из них. Инок высокой духовной жизни, до ссылки он нес послушание духовника, наставлял приходящих к нему людей. Братия и прихожане очень любили его. Когда он в схимническом облачении величественно шел по лавре – это производило на нас, молодых послушников, очень сильное впечатление. Казалось, он был похож на Архангела, спустившегося с неба на землю. Говорят, что монахом может стать тот, кто видел монаха. Это, конечно, образное выражение, но тем не менее, его пример, думаю, мог вдохновить человека на иноческих подвиг. Почил батюшка в 70-м году.

Еще в лавре в те годы подвизался архимандрит Серафим (Шинкарев; † 1979). Он пришел в лавру в 1947 году. Небольшого роста с кудрявыми волосами. Его иноческий путь начался в Коренной пустыни Курской губернии, когда ему было 17 лет. Постриг и сан отец Серафим принял в Белгородском Свято-Троицком монастыре, где он подвизался с 1922 года. В 40-х годах был настоятелем Ильинского собора в Архангельске. Многие люди, знавшие, что батюшка отказался от зарплаты, стали материально помогать ему. И когда началась Великая Отечественная война, отец Серафим два раза высылал Сталину по 500 000 рублей на танковую дивизию имени Димитрия Донского. Это были деньги, собранные прихожанами.

Вспоминается наш разговор с одним из старых насельников, архимандритом Феодором, о том, что мы, послушники, не знали тогда, сможем ли остаться в обители Преподобного, так как не имели уверенности в том, что нас пропишут в лавре. Отец Феодор рассказывал нам, что и они в свое время тоже не знали, как все сложится, но их прописали и они стали насельниками лавры, окончили академию. Так вот и нас пожалел Господь, и Преподобный Сергий взял под свой покров.


Эти люди явили нам пример подлинной любви ко Господу, любви, прошедшей испытание терпением многих бед и скорбей. Но Воскресший Христос победил в их душах, украсил их и дал ту радость, которую они стремились передать нам.

Нельзя не вспомнить и об архимандрите Кирилле (Павлове), чье имя для нескольких поколений монашествующих неразрывно связано с Троице-Сергиевой лаврой. Имя Кирилл в переводе с греческого языка означает – солнце. Батюшка и был для нас как солнце, он светил всем. Но прежде всего, он был молитвенником, великим тружеником и смиренным человеком. Батюшка был большим почитателем Священного Писания, и мы стали очевидцами того, как вся его жизнь сопровождалась чтением Евангелия. Даже на богослужении, когда бывала какая-то пауза, он мог достать небольшую книжечку Евангелия и углубиться в чтение. Это было очень важным делом для него, и мы тоже это принимали. Такая практика была у многих святых – читать Евангелие, а потом молитвы, либо о себе и своих близких. Чтение Евангелия очень содействует молитвенному настрою.

Сейчас кто-то полагает, что вера современных людей уже не так крепка, как была у наших предшественников. Но ведь Христос один и Тот же был, есть и будет. Возможно, в силу своей немощи, мы что-то и делаем не так, как нам бы того хотелось, но, тем не менее, каждое новое поколение вносит свою лепту в церковную сокровищницу. Первые насельники лавры пришли в возродившийся после войны монастырь в ватниках, солдатских шинелях, как сказано у апостола, скитались «в милотях и в козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:37). Но все раны нашей Церкви, пережитая ею боль дали новую поросль христиан. А кто не принял церковную жизнь такой, какая она была в советские годы, тот ведь и не вернулся к ней.

Мы, конечно, не совершенны, но мы знаем, что написано в Евангелии и знаем, какими мы должны быть. Евангелие и Церковь учат нас этому. Являемся ли мы таковыми? Конечно, не являемся, но мы должны стремиться к совершенству. А то, что пока не получается, восполнять покаянием. И неустанно делать свое, пусть малое, но все же дело. У отца Иоанна (Крестьянкина) есть слово о малых добрых делах. Каждый из нас должен стремиться, хотя бы понемногу, но приближаться ко Господу. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, подобно жучку прилепиться к листочку в холодный ветреный день и только пищать: не спихни.

 

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Сурский Иоанновский женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь