«Святитель Иоанн Златоуст нам помогает»

События, которые происходят в новейшей церковной истории, показывают нам главное: забота об Отечестве и забота о спасении своей бессмертной души должны быть для человека на первом месте, став единым неразрывным процессом. И возрождение исторической памяти – попранной, но не выкорчеванной начисто – важная его составляющая. Свою лепту в это вносит приход церкви святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке и созданный при ней Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря. Уже в шестой раз прихожане проводят историко-богословскую научно-практическую конференцию «Златоустовские чтения», собирающую священнослужителей, богословов, представителей власти, историков, археологов, архитекторов, филологов, краеведов, преподавателей, студентов из разных городов. По установившейся традиции конференция в нынешнем году открылась в день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Златоустовский монастырь как первопроходец в наши дни

Еще год назад на предыдущих Чтениях настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин выразил надежду, что в Мосгорнаследии дадут положительный ответ на заявку о наделении территории Московского Златоустовского монастыря статусом историко-религиозного достопримечательного места. Выступавший после него заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы, главный археолог столицы Леонид Кондрашев заметил тогда, что Златоустовский монастырь становится первопроходцем на этом пути. Трудном пути, подчеркнул он, поскольку новеллы Федерального закона № 73-ФЗ, связанные с этим статусом, сами по себе очень сложны. Но уже на Златоустовских чтениях 2019 года отец Федор поделился с собравшимися огромной радостью: древний монастырь XV века, практически стертый с лица земли (уцелело лишь здание келейного корпуса, ставшее домом причта храма, где теперь проходят форумы) в мае 2018 года получил защитный статус. «Мы долгие семь лет ждали выхода этого приказа, и, несмотря на наши усилия, у нас бы ничего не получилось, если бы не конструктивное сотрудничество с руководителем Мосгорнаследия Алексеем Александровичем Емельяновым и главным археологом столицы Леонидом Викторовичем Кондрашевым, – продолжил батюшка. – Теперь нам предстоит наполнить смыслом эту территорию и разработать концепцию достопримечательного места, чей статус позволяет охранять всю территорию от какого бы то ни было варварского с ней обращения. И я очень надеюсь, что доклады, которые прозвучат на наших Чтениях, будут содержать предложения, способные помочь при разработке этой концепции».


Сразу после выхода судьбоносного, по словам отца Федора, приказа последовало другое радостное событие: на эту территорию пришла столичная программа «Моя улица». Вместе с ней была проведена масштабная археология, что сделано было, как отметили специалисты, профессионально, качественно, вдумчиво, неторопливо. Кроме важных находок минувших веков, о которых рассказал пастырь-подвижник, плачевно выглядевшую монастырскую постройку – келейный корпус – в рамках данной программы отремонтировали, и она приобрела такой вид, что приход храма и Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря (руководитель – священник Сергий Чураков) решили: пора явить городу хозяина этого места. На фасаде здания появилась большая икона святителя Иоанна Златоуста. По наблюдениям отца-настоятеля и прихожан, ставших свидетелями трогательных моментов, люди ее хорошо принимают: подходят, крестятся, прикладываются к образу.

Большая работа предстоит энтузиастам по изучению колоссального корпуса документов, найденных ими в архивах, в музеях – все необходимо обработать и осмыслить. При этом в процессе изучения наследия монастыря, как отметил протоиерей Федор Бородин, меняются некоторые представления – даже о временных рамках существования обители. Раньше назывались даты: 1412 год – первое упоминание о ней в летописи – и 1933 год, когда было разрушено последнее культовое монастырское здание. Но при изучении жизнеописания преподобномученика Пахомия (Туркевича), последнего духовника монастыря, выяснилось, что он до 1937 года жил в крохотной келье под еще сохранившейся на тот момент монастырской колокольней. Служил Божественную литургию в квартирах своих духовных чад, занимался умным деланием, творил молитву. Затем был арестован и 21 октября 1937 года расстрелян на Бутовском полигоне. «В связи с открывшимися фактами мы теперь можем говорить, что история древнего монастыря продолжалась до осени 1937 года», – заключил батюшка. (Кстати, у постоянных участников форума имя преподобномученика Пахомия ассоциируется с прямым и мужественным ответом игумена следователю, когда последний спросил на допросе: «Ваше отношение к советской власти?» – и услышал неожиданные для себя слова: «Я советскую власть считаю властью антихриста, которая послана Богом народу в наказание»).


Что касается докладов Златоустовских чтений 2019 года, на которые настоятель храма на Маросейке возложил большие надежды в деле создания концепции достопримечательного места, их перечень велик. Назову лишь некоторые. «Монастыри Москвы XV-XVI вв. на основании археологических исследований» – Л.А. Беляев, заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук. «Возможные пути развития территории Златоустовского монастыря» – Н.Г. Тютчева, руководитель «РЕ-Школы», генеральный директор архитектурного бюро «Рождественка». «Описи Златоустовского монастыря XVIII в.» – В.А. Киприн, москвовед, член Союза московских архитекторов. «К вопросу о восстановлении памятников архитектуры Златоустовского монастыря» – О.С. Кайгородцева, архитектор-реставратор, член Союза московских архитекторов. «Георадиолокационные исследования на территории Златоустовского монастыря» – М.Л. Владов, заведующий кафедрой сейсмометрии и геоакустики геологического факультета МГУ, кандидат геолого-минералогических наук, доктор физико-математических наук.

Музей – это не только помещение с экспонатами. Это намного шире!

Еще одно важное событие ждало участников форума – торжественное открытие музея древней обители, где в экспозиции представлены редкие старинные фотографии, планы, чертежи и рисунки монастырских зданий, многочисленные археологические находки последних лет на территории монастыря и в ближайших окрестностях. В витринах – изразцы, резные белокаменные и керамические детали декора, черепица и прочие археологические предметы. В музейную комнату на втором этаже бывшего монастырского корпуса мы заходили небольшими группами, поскольку размер комнаты невелик. Секретарь Центра изучения истории и наследия обители Анастасия Хондзинская обратила наше внимание на то обстоятельство, что артефакты экспонируются на месте, где были найдены. «Это явление достаточно редкое», – заметила она. Часть музея занимают находки археологов, в другой части – уголок, посвященный архимандриту Григорию (Воинову), чье «Историческое описание Московского Златоустовского монастыря», составленное по благословению митрополита Московского Филарета, является, по отзывам историков-исследователей, неисчерпаемым кладезем. «До сих пор по его ссылкам в библиотеках можно найти все, вплоть до страницы. Я прихожу, заказываю архивные материалы и благодаря отцу Григорию дело движется. Архимандрит Григорий шесть лет был настоятелем нашего монастыря – по тем временам это немало, потому что в XIX веке настоятелей часто перебрасывали из одной обители в другую. Потом его назначили настоятелем Высоко-Петровского монастыря и позже – Спасо-Андроникова, где он и был похоронен. Прискорбно, что сейчас на том месте щитовая… Батюшка везде занимался церковной историей, к каждой обители он душой прикипел, и все же наш монастырь – это чувствуется по его воспоминаниям – был для него как первая любовь», – сказала Анастасия.

Буквально за две недели до открытия монастырского музея у антикваров удалось приобрести прижизненное издание названного труда архимандрита Григория, датируемое 1871 годом. Рядом с ним лежит под стеклом второе издание, уже посмертное – 1914 года. А в уголке, в какой-то мере воссоздающем настоятельскую келью, висят два портрета. Один – портрет отца Григория, писанный с фотографии. Второй даже не с фотографии написан, а со слов. Кто же этот человек, немножко похожий на батюшку Серафима Саровского? Иеромонах Арсений, который был здесь до отца Григория казначеем. Поскольку настоятелями обители в те годы являлись кто-то из ректоров Вифанской духовной семинарии, отцу Арсению пришлось долгое время управлять монастырем и отсылать им подробные письменные отчеты о положении дел здесь. Возглавив Златоустовский монастырь, архимандрит Григорий составил жизнеописание старца для книги из серии «Подвижники благочестия». И есть там такое трогательное сообщение: когда батюшка Арсений почил, то инокини Рождественского и Страстного монастырей, у которых он был духовником, в сопровождении благоговейных настоятельниц окружили гроб своего наставника. Умилительно, с зажженными свечами в руках, они запели: «со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе упокой!..»

В музее установлен интерактивный стенд. На нем можно совершить созданный на средства гранта мэра Москвы виртуальный тур по исчезнувшему монастырю. Настоятель Космодамиановского храма протоиерей Федор Бородин подчеркнул, что музей – это не только небольшое помещение, где побывали гости. Это намного шире! Он включает в себя и дом причта, и расположенный во дворе лапидарий под открытым небом, и инсталляцию монастырской стены, сделанную из разбросанных под землей и найденных при раскопках белокаменных блоков XVIII века. «Улица не позволила установить инсталляцию на том самом месте, на котором стена была раньше, поэтому пришлось ее чуть-чуть сдвинуть. И, тем не менее, весь вид Большого Златоустинского переулка вместе с памятным камнем, где выгравирована надпись – "Иоанно-Златоустов монастырь на месте сем с 1412 года" – полностью преобразился», – продолжил отец Федор. Еще он сообщил, что в ближайших планах прихода, Центра и его помощников стоит мемориализация захоронения в подклете Благовещенской церкви Федора Матвеевича Апраксина – главного ктитора монастыря, одного из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота, сподвижника Петра I, генерал-адмирала. Сейчас на месте его захоронения стоит бетонный забор с колючей проволокой, но благодаря Департаменту капитального ремонта рядом разбита клумба, поставлен фонарь в ранее темном, пугающем прохожих месте, и повешены баннеры, рассказывающие о монастыре и его ктиторе. Люди подходят, читают, изумляются. «Святитель Иоанн Златоуст нам помогает», – произнес отец Федор, говоря о достижениях, которые удалось добиться на исследовательском, просветительском, миссионерском и других направлениях деятельности.


Уже не первый год на Златоустовские чтения с их серьезно расширяющимся кругом докладчиков и географией приезжают из других городов России, а также из-за границы потомки Ф.М. Апраксина. Думается, в этот раз всем им приятно было услышать, что по инициативе отца Федора и его помощников появился памятный знак-награда. Это копия боевого ордена, который был спроектирован и отлит по приказу Петра I в честь победы в Гангутском сражении, показавшем, что родилась еще одна морская держава, с которой придется считаться. А творцом победы русского флота у Гангута стал генерал-адмирал, граф Ф. М. Апраксин. «Смеем надеяться, что мы имеем право награждать такой наградой тех, кто услышал зов Божий и сердечно, со всей душой включился в эту работу», – сказал батюшка, приступая к церемонии награждения. Среди награжденных – секретарь Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря Анастасия Хондзинская, чей вклад по возвращению в пространство Москвы памяти о древней обители весом.

Глубина и фундаментальность, теплота и душевность


Интересно было услышать мнение самих участников конференции об ее уровне, ее наполнении. Приведу слова постоянного ее участника Л.А Беляева, чья научная биография вызывает огромное уважение: «Должен признаться, что, действительно, незаурядная эта конференция – Златоустовские чтения. Она выделяется среди очень многих научно-церковных форумов своей регулярностью и фундаментальностью, качественным изданием материалов. Выходят сборники, на которые историкам не совестно сослаться. Каждый год ученые, работающие с монастырем, краеведы и просто любители истории открывают много нового исторического материала, связанного с древней обителью. Образно говоря, это живая кровь, которая пульсирует в жилах истории московской, археологии, архитектуры, искусства». Нельзя не сказать, что все участники форума получили в подарок журнал «Московское наследие» с вызвавшей большой резонанс у музейной общественности статьей Леонида Беляева «Видимое и невидимое: Златоустовский монастырь как объект культурного наследия».

Процитирую еще одного участника, чей доклад тоже вызвал резонанс. Рада сообщить, что это наш постоянный автор – кандидат исторических наук Алла Виденеева. Целый ряд ее статей, написанных в соавторстве с доктором церковной истории, епископом Воскресенским Саввой (ныне митрополитом Тверским и Кашинским), можно увидеть на портале «Монастырский вестник» в рубрике «Исследования». Доклад, прочитанный на нынешней конференции, тоже был подготовлен в соавторстве с владыкой Саввой. Тема его – «Златоустовский архимандрит Апполинарий (Пуляшкин) во главе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (1806-1818)». Вот что сказала нам в перерыве Алла Виденеева, приехавшая на конференцию из Ростова Великого: «На Златоустовских чтениях я впервые. И прежде всего меня поразило сочетание глубины, серьезности и удивительного тепла, душевности... Здесь все соединилось воедино. И главным для меня стало то, что история исчезнувшего монастыря изучается так скрупулезно!»


Что особенно ценно: у сотрудников Центра изучения истории и наследия обители за последние годы появилось много добровольцев-помощников, которые усердно трудятся на этой ниве и к очередному форуму представляют какой-то новый аспект, раскрывают новые грани выбранной ими темы. Так студенту 1 курса магистратуры исторического факультета ПСТГУ, преподавателю православной гимназии «Свет» Созонту Сингху, избравшему темой диссертации служение духовенства на военно-морском флоте, была предоставлена, прямо скажем, скудная информация: иеромонах Авель из Златоустовского монастыря служил на передовом корабле того времени – крейсере «Адмирал Нахимов». И даты рождения и смерти батюшки. Все, больше ничего! Те сведения, которые нашел в архивах упорный студент магистратуры к предыдущим Чтениям, а к нынешним добавил кое-что новое, помогли во всей полноте представить фигуру яркого, незаурядного насельника Московского монастыря и стали серьезным вкладом в историю древней обители и науки. «Судовой священник крейсера "Адмирал Нахимов" иеромонах Авель (Иванов): штрихи к портрету» – так сформулировал тему своего доклада в этом году Созонт Сингх.

***

На второй день конференции, традиционно посвященный изучению наследия святителя Иоанна Златоуста, число выступавщих также было велико. Зачитывались доклады, не только представлявшие собой богословские исследования, но и другого плана – тесно связанные с нашей современной жизнью, с ее реалиями, как, к примеру, доклад экскурсовода из Каргополя А.А. Упруговой «Почитание святителя Иоанна Златоуста в Каргопольском районе Архангельской области: история посвященных ему престолов». Все выступления будут опубликованы в очередном сборнике, над которым уже началась кропотливая работа.


Автор: Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Сурский Иоанновский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь