Дорога на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково, что находится в Рузском районе Московской области, оказалась дольше, чем мы предполагали, но вот, наконец, и цель пути. Первыми нас встретили аисты – о них в свое время даже в газетах писали. Наверное, это хороший знак, если прилетают аисты. Они, так же, как и лебеди, отличаются особой верностью.
Затем показался золотой купол с крестом. И тянущийся к небу восьмерик каменного храма в честь Собора св. пророка Иоанна Предтечи. Верхняя часть храма полностью отреставрирована: оштукатурена, покрашена, вставлены окна, устроена кровля. Основной же объем пока стоит в лесах.
Следующая встреча – радостный, с румянцем «из прошлого», как на открытках Елизаветы Бём, – иеромонах Сергий (Филиппов). В Сумарокове он уже два года. По благословению епископа Воскресенского Саввы совершал регулярные богослужения, когда подворье еще имело статус Патриаршего. С начала 2014 года подворье принадлежит Новоспасскому монастырю, и отец Сергий здесь настоятель. Результаты его трудов за этот срок видны невооруженным глазом. Но многое еще предстоит сделать. В Сумароково два храма: Предтеченский, с приделами свт. Николая и пророка Илии, построенный в XIX столетии, и появившаяся в наши дни деревянная церковь с редким посвящением – в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Созданная с использованием древнерусских строительных технологий, нарядная, словно из сказки, она радует глаз изяществом, тонкой, любовно выполненной резьбой. Внутри по-домашнему просто, уютно. Обращает на себя внимание огромная доска, на которой большими буквами выписаны нужды храма: что сделано, что требуется.
Отец Сергий подводит к необычной иконе Покрова Божией Матери. Покров простерся над Русской землей, и, как на карте: Киев, Ростов, Владимир, Москва – каждый город представлен монастырем, храмом. В год празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира при взгляде на икону сразу вспоминается главное делание Крестителя Руси: огромная территория, населенная славянскими языческими племенами, обрела единую веру, и было положено начало могучему государству.
С Крещения как Таинства начинается наш разговор.
– Отец Сергий, Вас самого крестили в детстве? Помните ли Вы, как принимали Крещение?
– Крестили меня в Никольском храме района Павшино города Красногорска.
Момент своего Крещения я хорошо запомнил: мне было тогда около четырех лет. Пожилой священник, купель с горящими свечами, фреска на западной стене храма в левом приделе, на которой изображен евангельский сюжет: сидящий Христос и дети («Не мешайте детям приходить ко мне!»); бабушка, которая меня привела. Сейчас она монахиня Екатерина.
– Часто Вы здесь, на подворье, совершаете Таинство Крещения?
– Нет, Крещение я совершаю не часто. В основном в летний период, когда активизируются дачники и приход увеличивается. Но требования у меня для всех одинаковые: обязательное прохождение огласительных бесед, готовность или самого человека, если он в ответственном возрасте, или его крестных родителей к принятию Таинства. И вот москвичи-дачники в сравнении с местными жителями являют здесь пример. Есть случаи, когда местные не крестят своих детей, потому что не хотят себя утруждать встречей со священником для огласительного общения, думают, что и так соглашусь, или пытаются найти варианты попроще.
Ни за Таинство Крещения, ни за участие в других Таинствах и требах я деньги не беру. Если кто-то желает отблагодарить, говорю, чтобы самостоятельно опускали в ящик для пожертвования столько, сколько посчитают нужным и возможным для себя. Но, даже пройдя беседы до Крещения, потом далеко не все приходят причащать ребенка, поэтому моя позиция такова: если человек не может найти время на беседы, то он в дальнейшем не найдет его и для Таинства Евхаристии, и для воспитания ребенка как христианина. Печально, что за внешней формой не видится содержание, не видится Крест Христов, а есть только желание оградить ребенка от воздействий темных сил, дать защиту. Но я всегда объясняю, что, сделав первый шаг, наплевав на диавола в чине отречения, мы приобретаем могучего врага! И только если мы будем стараться остаться в друзьях Божьих, исполняя заповеди и участвуя в церковных Таинствах, этот враг нам не будет страшен.
– Как Вы объясняете, что дает человеку Крещение, и можно ли так ставить вопрос?
– Святые отцы говорят, что отношения человека с Богом условно можно разделить на три стадии, ступени. Первая – когда человек боится Бога, боится наказания за свои поступки, это степень раба. Вторая – человек исполняет заповеди, потому что ждет награды от Бога в этой жизни и после перехода в мир иной. Он служит Богу как наемник, как рабочий: я – Тебе, а Ты – мне. И третья, совершенная: человек любит Бога и поэтому исполняет Его заповеди – избегает греха и совершенствуется в добродетелях; это взаимоотношения чада и родителя. Если человек подходит к Таинству Крещения с тем, чтобы получить что-то от Бога: защиту от темных сил, помощь в делах, семейной жизни и т. д., то он выстраивает свои отношения, как «я – Тебе, Ты – мне»… Конечно же, Крещение дает человеку возможность стать Человеком, потому что в Крещении мы рождаемся для новой жизни со Христом и в Его лице получаем самого сильного Помощника и Заступника, но, приняв Крещение, берем на себя ответственность перед Богом, обещаем, что всю свою жизнь проживем как христиане и отвечать перед Ним будем согласно закону Христову.
…Может быть, спустя некоторое время, среди людей, живущих поблизости от подворья, появится больше тех, кто сознательно будет относиться к вопросам веры. Отец Сергий, несомненно, надеялся на это, открывая воскресную школу для детей и взрослых. Пока учеников немного, но это лишь начало пути. Директор школы – послушник Сергий Стрельников. На сей день он единственный преодолел трудническое испытание и стал на одну ступень ближе к выбору иноческого пути. Вдвоем с отцом Сергием, при помощи местных и приезжих доброхотов они справляются с многочисленными хозяйственными заботами подворья. Помимо восстановления храма, это и строительство зданий для школы, библиотеки, трапезной; благоустройство территории, организация сельского хозяйства, огородные работы, пасека…
Несмотря на наличие добровольных помощников, подворье очень нуждается в трудниках. Тех, кто готов принести пользу монастырю, поработать для своего спасения и обрести крепкий внутренний стержень, столь необходимый в нынешней жизни, а, возможно, и путь дальнейшего служения Господу.
(Трудников отец Сергий обещает хорошо кормить. Иногда сам будет готовить. А как он умеет это делать, он показал, будучи героем передачи «Кулинарное паломничество» телеканала «Союз» и приготовив на глазах телезрителей замечательный щавелевый суп из выращенных своими руками плодов благословенной Сумароковской земли.)
И всё же, за повседневными хлопотами, – сожалеет порой отец Сергий, – хотелось бы успевать радоваться красоте Божьего мира – тем более, здесь, вдали от города.
– Знаете, я тут в начале лета однажды пошел на пасеку. Несколько дней до этого там не был. Прихожу, а оказывается, уже давно соловьи прилетели. Поют. А я их и не слышал. Слава Богу, пасечник сказал… Многое проходит мимо. Особенно, конечно, в городе. Вообще природа делает людей мягче, спокойнее, терпимее. И радостней.
– Вам радостно видеть результаты своих трудов?
– Отрадно – видеть не только восстановленные стены, но главное, возрождение душ.
– Это заметно?
– А как же, безусловно. Я же общаюсь с людьми. Я живу здесь, и всегда для всех всё открыто. Мы как-то сплотились с приходом… Взаимоотношения Бога и человека хоть и имеют начало – с сотворения наших прародителей, но не имеют конца. Веру невозможно рационально объяснить. Если мы действительно желаем понять Православие, то за обрядовой стороной жизни Церкви, мы должны увидеть и понять суть, самое главное, – должна произойти наша встреча с Живым Богом, тогда для нас вера не будет рудиментом, а будет основанием всей нашей жизни.
Деятельная жизнь Иоанно-Предтеченского подворья Новоспасского монастыря, действительно,
«всегда для всех открыта». Но при этом, конечно, существует та ее сторона, которая известна только его малочисленной братии. Она-то и есть – главная, и здесь всё совершается неукоснительно: монастырский устав, монашеское правило, ежедневный непрестанный внутренний труд того, кто всецело отдал себя на служение Богу.
Беседовала Юлия Сумарокова
Фотограф: Владимир Ходаков