«Солнце мое – Господь»
Близко знавшие ее люди вспоминают, что Алла, подвижница в своей профессии, стала подвижницей и в вере. Она любила ездить в монастыри, и особенно – в Оптину Пустынь, куда часто отправлялась не по каким-то рабоче-творческим делам, а помолиться. Там, в Оптиной, журналистка познакомилась со старцем Илием (Ноздриным), духовником в возрождающейся после 65-летнего запустения обители, который стал и ее духовным отцом. «Встретившись с ним, стала серьезно задумываться о своей судьбе, о спасении, о выборе жизненного пути. С того дня в моей жизни появился духовный наставник, – написала она в своих воспоминаниях. – Имя Илий означает «голос Солнца». Именно отец Илий открыл для меня мое Солнце, мою путеводную звезду, Солнце мое – Господь, и сам стал для меня частицей этого Солнца. Батюшка приближал меня постепенно к монашеской жизни. После съемок фильма о Тихоновой пустыни благословил шить облачения. Но моя душа стремилась к полному служению Божьему…». И однажды батюшка, вроде бы между делом, спросил у нее: «Когда монахиней будешь?» При постриге он дал ей имя в честь святой Агриппины, которая жила в III веке и из любви к Небесному Жениху пошла на мученичество.
Постриг совершался в Шамординском женском монастыре, и его настоятельница – игумения Никона (Перетягина) спросила схиигумена Илия: «А почему не в инокиню?» На что тот ответил: «Уже готова в мантию». С присноблаженной матушкой Никоной, принесшей сюда из Рижского Свято-Троицкого монастыря истинный монашеский дух, у монахини Агриппины сложились очень теплые отношения. Матушка-игумения, сама столько сил положившая на возрождение Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни, обустроенной преподобным Амвросием Оптинским, высоко ценила труды матери Агриппины, благодаря которым о монастырях в те годы узнавало все больше людей, тянущихся к Православию, и у святых обителей появлялись спонсоры, благотворители.
По воспоминаниям бывшего сотрудника областной газеты «Знамя» Натальи Пестовой (ныне – матери Фамари, подвизающейся в одном из калужских монастырей), митрополит Калужский и Боровский Климент прекрасно понимал, что без элементарных богословских знаний журналистке, пусть даже пытливой, неустанно ищущей, трудно осваивать это медиапространство, и старался уделять внимание ее духовному просвещению. А время-то какое было: в Россию в 90-е годы хлынуло множество псевдохристианских сект, восточных культов. Сектанты, оккультисты вербовали себе адептов – на улицах и стадионах, в домах и через СМИ наконец! В той тяжелой ситуации важно было донести слово Истины до людей, блуждавших в потемках и не представлявших себе весь масштаб угрозы, исходящей от всевозможных псевдорелигий. Со временем круг общения у Аллы Григорьевой, затем монахини Агриппины расширился, ответы на животрепещущие вопросы бытия ей помогали находить наместники и духовники монастырей, яркие проповедники, ученые-богословы. И венцом ее передач, завоевавших новую высоту, стал, пожалуй, вышедший в 2011 году на телеканале «Союз» цикл из 11-и бесед на духовные темы со схиархимандритом Илием (Ноздриным) «О жизни, о вечности, о душе». Благодарные зрители впоследствии отмечали, что, казалось бы, бесхитростные советы батюшки, произнесенные им в телеэфире негромким голосом, без всякого нажима, ложились на душу, вызывали размышления и желание неукоснительно следовать им. К примеру, такой: «Мы должны ценить себя. Для чего? Чтобы нам научиться ценить других, чтобы вдруг ненароком не обидеть ближнего, не задеть его, не покоробить, настроение не испортить».
В следующем году – к 80-летию старца Илия – вышел документальный фильм монахини Агриппины в двух частях «Возлюбленные мои… Благословение в дорогу». Столько эпитетов превосходный степени выстраивается в ряд для его характеристики! А в двух словах можно сказать следующее: фильм глубокий и проникновенный. Кстати, на втором по популярности видеохостинге YouTube его посмотрело более 100 тысяч человек. Подкупает в нем многое. И душевное обращение к детским годам батюшки, родившегося в селе Становой Колодезь Орловской области. И рассказ о его служении на Святой Горе Афон, куда он, будучи иеромонахом Илианом, в 1976 году вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в русскую Свято-Пантелеимонову обитель, чтобы сохранить в ней монашескую жизнь и предотвратить закрытие монастыря. Звучат в фильме слова из письма митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), адресованные добровольцам и зачитанные матерью Агриппиной тоже негромким спокойным голосом (может, поэтому все острее воспринимается?): «Численно умалились вы, но подвиг ваш оттого стал еще выше пред Богом. Ваше благочестие, веру и ревность о славе Божией трудно выразить на бумаге языком человеческим. Примите от православных людей Отечества вашего благодарный поклон». Не может не поразить зрителя и тот факт, что, пройдя великую школу смирения и покаяния на Афоне, подвизаясь там в уединенном скиту Свято-Пантелимонова монастыря на Старом Русике, где некогда жил ныне прославленный преподобный Силуан Афонский, отец Илий искренне считает себя малоопытным в духовном плане. Волнуется по поводу своего нового послушания – духовничества в возрождающейся Оптиной Пустыни – и пишет автору книги о старце Силуане Афонском архимандриту Софронию (Сахарову): «Ныне в Оптиной Пустыни исполнилось мне 60 лет, а духовно, думаю, только начал ходить. Признаюсь, что, когда попалась мне в руки книга "Старец Силуан", я словно прозрел духовно. Дорогой старец Софроний, у меня большой к Вам вопрос: мне все вручают и вручают новых пострижеников. Вы знаете, какая в данный момент ответственность на мне лежит ради них: как бы мне, зная свое место подчиненного, оказывать им помощь в духовном плане? Ваш послушник смиренный схиигумен Илий».
Тщательно отбирая архивные материалы, детально продумывая предстоящие съемки, ответственно и с душой относясь к каждой фразе текста и музыкальному оформлению, мать Агриппина работала над этим фильмом уже после того, как произошло в ее жизни горькое событие. В 2010 году ей пришлось уйти из ГТРК «Калуга», к чему принудило ее новое руководство. Однако послушание нести людям слово Божие через свое дарование, совершенствуясь в профессии, оставалось. Поэтому было куплено и поставлено дома профессиональное монтажное оборудование. Монахиня-режиссер продолжала снимать фильмы – трудилась она во славу Божию, а труд операторов и монтажеров оплачивали благотворители, которым была небезразлична судьба России.
За несколько лет до воссоединения двух ветвей Русской Церкви
Цикл об Америке «Пришедше на запад солнца», состоящий из 12-и фильмов, она сняла, еще будучи сотрудником телерадиокомпании «Калуга». Помнится, центральный фильм «Джорданвилль» (точнее, четыре фильма, посвященные центру русского Православия в зарубежье: «Поминайте наставников ваших», «Пою Богу моему», «Ныне отпущаеши», «Джорданвилльский посад: Бенуа») стал для многих из нас откровением. И название крохотного местечка, где сияют златоглавые купола монастырских храмов, зазвучало в душе как прекрасная музыка. Мы прониклись теплым искренним чувством к братьям во Христе, подвизающимся в Свято-Троицком ставропигиальном мужском монастыре, который верующие люди называют благословением Божиим для американской земли. Словно бы зримо мы увидели Свято-Троицкую духовную семинарию, монастырскую печатню в честь преподобного Иова Почаевского, уникальную библиотеку и архивы Русской Православной Церкви Заграницей. Еще – мысленно посетили с автором и режиссером фильма монахиней Агриппиной монастырское кладбище, где покоится и прах мученически погибшего хранителя мироточивой Иверской иконы Божией Матери брата Иосифа (Муньоса). Как оказалось, он носил в тайном монашестве имя оптинского старца Амвросия, а негасимая лампада на его могиле, где старец Илий (Ноздрин) побывал чуть позже, в 2005 году, и совершил литию, эта лампадочка – дар братии Оптиной Пустыни.
Важно, что значительная часть материала была подана не чисто информационно (хотя прозвучавшая информация тоже привлекала), а проникновенно, в хорошем образном изложении. Невозможно было не ощутить дух дореволюционной России, по которому у патриотически настроенных людей до сих пор ощущается ностальгия. Хотя евхаристического общения между двумя ветвями Русской Православной Церкви тогда не было, но подготовка к объединению РПЦ и РПЦЗ набирала силу. Как раз в 2003 году, когда мать Агриппина отправилась в Америку в составе небольшой группы – оператора Владимира Шепелева и Александра Чернавского в качестве проводника – подготовка великого исторического события вошла в активную фазу. Отец Илий благословил монахиню на заокеанскую поездку. Правда, она, прежде быстрая на подъем, не страшившаяся никаких трудностей, вдруг выказала волнение по поводу житейских или, точнее, бытовых проблем: как они будут питаться, где спать, на чем передвигаться по незнакомой стране. Причина этих волнений стала понятна членам группы значительно позже. Собираясь в дальнюю дорогу, они не знали о таких недугах своей спутницы, как тяжелая форма сахарного диабета, гипертония, воспаление суставов… Но вера в то, что по молитвам отца Илия удастся преодолеть всевозможные препятствия, искушения, у монахини Агриппины оказалась сильнее страхов. И в 2005 году она – уже безбоязненно – отправилась в Америку с самим батюшкой. Результатом той поездки стал фильм «В соединение вся призвав», показавший весь маршрут духовника Оптиной Пустыни схиигумена Илия по православной Америке. Многие кадры волнуют. Вот старец с благоговением прикладывается к иконе Божией Матери Владимирская, что до революции находилась в Оптиной Пустыни, а теперь хранится в храме преподобного Серафима Саровского Ново-Дивеевского ставропигиального женского монастыря Русской Православной Церкви Заграницей. Вот он заходит в келью основателя этой обители архиепископа Андрея (Рымаренко), которого наставлял и подготавливал к грядущим испытаниям его духовный отец – молитвенник за всю Россию оптинский старец Нектарий. А в Джорданвилле отец Илий вместе со съемочной группой поднимается на третий этаж братского корпуса в часовню, освященную во имя преподобных старцев Оптинских. Что может быть прочнее этих духовных нитей, связавших навсегда два животворящих оазиса на отдаленных друг от друга континентах – «Русскую Америку» в штате Нью-Йорк и колыбель русского старчества в глубинке России, в Калужской области?
Снова пересматривая фильмы монахини Агриппины о поездках в Соединенные Штаты, я выделяю для себя кадры, ставшие летописью новой церковной истории. Бесценным архивным материалом и для нас, ныне живущих, и для потомков. Оператор запечатлел, как Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла), настоятель Свято-Троицкого монастыря, ректор духовной семинарии в Джорданвилле делится своими воспоминаниями с калужской тележурналисткой-монахиней. Она сидит напротив Владыки, держит микрофон, а он рассказывает о том времени, когда братия прибыла сюда через океан налегке, практически с пустыми руками. Из багажа и было всего-ничего – немного личных вещей. Но в Нью-Йорке на толкучке, сказал Владыка-митрополит, продавались большие богослужебные книги, которые стоили гроши. Вот с чего начинали обустраиваться – с покупки книг… Сегодня нам хорошо известно: спустя годы столько духовной литературы, запрещенной тогда на Родине, напечатала монастырская типография в Джорданвилле! При этом немало книг было безвозмездно передано верующим в СССР. Также разными тайными путями переправлялись отсюда тысячи репродукций чудотворных икон русским людям, жившим в атеистической стране. А 17 мая 2007 года вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II митрополит Лавр подписал Акт о каноническом общении, увенчавший исцеление почти девяностолетнего разъединения в Русской Православной Церкви, что называют чудом XXI века. В прошлом году был первый юбилей – 10-летие воссоединения нашей Церкви. Издательство Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве выпустило книгу «На страже веры. Митрополит Лавр (Шкурла)». На четвертой стороне обложки приведены слова присноблаженного Патриарха Алексия II о присноблаженном митрополите Лавре: «Верные чада Русской Православной Церкви будут помнить о нем, как о ревностном архипастыре, выполнившем уготованное ему Промыслом Божиим предназначение. Кто, как не он, сплотил своим молитвенным предстательством зарубежную паству? Кто, как не он, позволил ей возрадоваться о выстраданном несколькими поколениями русских эмигрантов воссоединении с Церковью в Отечестве?» А Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) в юбилейном интервью сказал: «После этих десяти лет единства появилось ощущение, что никакого разрыва не было. Чувствуется, что тело Церкви здорово и никогда не болело. Мы причащаемся из единой Чаши. И приезжая в Россию и в другие страны бывшего Советского Союза, мы чувствуем братство и единство народа. Мы ощущаем радость братолюбия и единодушия в церковных делах и в нашей общинной жизни». Давайте помнить, что один из «кирпичиков» в это прочное основание заложила монахиня Агриппина (Григорьева), создавшая документальные фильмы о православной Америке. Кстати, ездила она туда по личному приглашению Митрополита Лавра.
Она звала свою аудиторию следовать за Христом
Следует сказать и про другой весомый «кирпичик», который был положен в основание российской православной журналистики. В своем интервью порталу «Монастырский вестник» «Хотелось прославить эту землю», наместник мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов) поведал, что об установлении доверительных творческих отношений с калужскими журналистами он и братия молились несколько лет. И, видимо, по их молитвам началось радующее обе стороны плодотворное сотрудничество обители с сотрудниками Калужской телерадиокомпании «Ника». Но ничто не возникает на пустом месте. В частности, в Калуге православная журналистика уходит своими корнями в конец прошлого века, когда Алла Григорьева по благословению владыки Климента начала вести авторскую передачу «Возрождение» на областном радио и позже – «Путь, Истина и Жизнь» – на телевидении. К слову, выполнение послушания отца Илия шить что-то из священнического облачения (поручи, пояса, подрясники), аналойники, салфеточки для храма связано именно с Тихоновой пустынью. Отец Тихон иногда давал ей домой старые предметы, уже негодные к употреблению, но богато украшенные. Она же, умелица, аккуратно отпарывала золотую тесьму, бусины и кресты. Реставрировала, если это требовалось, и потом, украшала ими новые вещи, сшитые ею. В те времена не существовало столь развитой структуры специализированных магазинов, и то, что она изготавливала, было востребовано. Но все же подготовка передач, телесюжетов о возрождении Православия являлись ее основным послушанием. Все монастыри ей стали родными. Она часто бывала в Пафнутиево-Боровской обители и Свято-Тихоновой пустыни. Об Оптиной и Шамордино говорить не приходится. К 10-летию возрождения Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино монахиня Агриппина сняла светлый жизнеутверждающий фильм «Приими мя, пустыня». А накануне скорбной даты, 10-летия со дня смерти Оптинских новомучеников – иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева) – вышел ее новый, пронзающий душу фильм под названием «Даст ти Господь по сердцу твоему». Многое со временем доподлинно стало известно о религиозных мотивах и деталях того зверского убийства в пасхальную ночь, однако некоторые сведения открыл широкому кругу людей этот фильм. Так иеромонах Илларион, несший послушание иконописца, рассказывает, что за несколько месяцев до трагедии отец Михаил получил письмо от Всероссийского старца Иоанна (Крестьянкина), в котором тот писал: в Оптиной должно случиться что-то страшное, но это должно быть. И братия должна это понести, и все это будет во славу Божию. По словам отца Иллариона, они почему-то подумали, что в обители могут сменить наместника, тогда жизнь пойдет по-другому и как прежде уже не будет. «Дальше этого наша мысль не простиралась», – сказал батюшка. А прозорливому старцу из Псково-Печерского монастыря Господь приоткрыл будущее: после пролитой за Христа крови последует широкое почитание убиенных. «Россия потеряла трех монахов, а получила трех Ангелов», – скажут верующие люди после той трагедии.
Наши прозорливые старцы и старицы, наши сильные молитвенники и молитвенницы видели и горизонты грядущих событий, и примечательные моменты ближайшего времени. Об одном таком любопытном моменте рассказала корреспондентам калужанка Алла Кирюхина. Однажды они, две Аллы – Кирюхина и Григорьева – поехали к схимонахине Сепфоре в село Клыково Козельского района, в строящийся монастырь Спаса Нерукотворного пустынь (тогда еще – Архиерейское подворье). У матушкиной бревенчатой кельи было много народа, но, приоткрыв дверь, она спросила: «Где тут две Аллы – золотая да серебряная?» Подруги удивленно ответили: «Ну, мы Аллы, только нет у нас ни золота, ни серебра». На что старица сказала: «Вот вы-то мне и нужны». Вероятно, открылось матушке Сепфоре, что обе они ревностно будут служить Господу. Алла Кирюхина («серебряная») теперь руководит Духовно-просветительским центром «Фавор» в Калуге, где создана духовная библиотека из личных книг монахини Агриппины и создается ее фильмография. Аллу Григорьеву в 2004 году, когда она уже как пять лет была в постриге, на Всероссийском фестивале «Православие на телевидении и радиовещании» наградят дипломом первой степени и золотой медалью преподобного Серафима Саровского за представленный цикл фильмов «Пришедше на запад солнца…». Не потому-то ли прозорливая старица назвала ее «золотой»?! Монахиня Агриппина не раз потом бывала у схимницы, ездила к ней за мудрыми советами, утешением, а после кончины матушки приезжала на ее могилку. Немало репортажей и фильмов было сделано об основании на голом месте (только разрушенный сельский храм был) обители в Клыково, в 2001 году получившей статус монастыря – первого в новой России. Теперь схимонахиня Сепфора, местночтимая святая, названная народом Птичкой Небесной, и монахиня Агриппина покоятся неподалеку друг от друга. Старица Сепфора – у стен храма, в самом монастыре. Монахиня Агриппина – на кладбище, которое находится за оградой обители, но считается монастырским: там похоронена дочь матушки Сепфоры схимонахиня Иоанна, другие монахини, трудники, помогавшие монастырю. На 40-й день после кончины монахини Агриппины отец Илий совершил на ее могиле литию…
Умерла она 28 марта 2015 года, перешагнув 60-летний рубеж. По человеческим меркам жизнь не столь долгая, но сколько всего в себя вместила! Настоятель Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря архимандрит Георгий (Евдачев), узнав о скорбном событии, с тихой грустью произнес: «Матушка была Божьим человеком. Первой из калужских журналистов позвала она свою аудиторию следовать за Христом. Это требовало на тот момент огромного мужества. Один Господь знает, чего ей стоили эти труды. Ее имя достойно того, чтобы быть увековеченным». Свои слова отец Георгий подкрепляет практическими действиями. В 2016 и 2017 году в день смерти монахини Агриппины в Мещовске проходили мероприятия в честь ее памяти, организаторами которых были Мещовский монастырь и Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области. Они проводили круглый стол «Проповедь Христа и Евангелия в современном медиапространстве», собиравший представителей власти и общественности, священнослужителей, журналистов, педагогов. Нынче, в третью годовщину со дня преставления монахини, вечер ее памяти прошел в Свято-Георгиевском Мещовском монастыре 1 апреля, в Вербное воскресенье. Это был камерный творческий вечер, на котором братия обители, близкие, друзья, коллеги и почитатели ее таланта смотрели ее фильмы, делились воспоминаниями. Затем, как и в предыдущие два года, состоялась поездка на кладбище в Клыково, где на могиле монахини Агриппины была совершена панихида. По благословению схиархимандрита Илия дочь монахини Екатерина Ворошилина готовит книгу, и свою «нишу» в ней займут воспоминания современников о творческом и духовном возрастании неординарного талантливого человека, каким была ее мама. Алла Григорьева приняла монашеский постриг в возрасте 49 лет, имея семью: дочь и маленькую внучку. Но монашество как возвышенный путь ко спасению, к которому постепенно подвел ее духовный отец, в какой-то период жизни стало для нее насущной потребностью. И близкие приняли такой шаг. По словам Екатерины, (у которой теперь трое детей), в их семье маму, бабушку, монахиню Агриппину уважительно-ласково называли и сейчас в разговорах между собой называют матушкой. А внучка Маша нарисовала ее удивительный портрет в апостольнике.
Снимки представлены Екатериной Ворошилиной из личного архива
Нина Ставицкая