Влага живительная и спасительная

Научно-практическая конференция

В декабре этого года в рамках V Межрегиональной научно-практической конференции «Православный монастырь в социокультурном пространстве окружающих территорий: история и современность» в онлайн-формате прошло заседание историко-архивной секции и секции «Монастырские музеи». Инициатором форума, начиная с его первого мероприятия в 20019 году, является Феодоровский женский монастырь Переславской епархии, входящей в состав Ярославской митрополии. На конференции в 2023 году в одном из выступлений были приведены широко известные слова священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, которые в полной мере можно отнести и к этой обители на древней земле. Выдающийся организатор миссионерского дела отец Иоанн говорил, что монастыри – «это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».

Площадка для диалога и обмена научно-практическим опытом

Нынешний форум был посвящен 110-летию со Дня посещения последнего Российского императора Николая II Феодоровского женского монастыря города Переславль-Залесский в связи с празднованием 300-летия царствования Дома Романовых и 100-летия архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

Святитель более шести лет проработал главным врачом и хирургом в земской больнице Переславля-Залесского, и этот период жизни великого труженика на поприще, требующем полной самоотдачи, оказался очень плодотворным. Пожалуй, это был пик его врачебной славы. Также будущий святой служил штатным врачом в Феодоровском женском монастыре... А Царь Николай II посетил Переславль-Залесскиий в рамках паломничества Царской семьи из Костромы в Москву, совершенного по тому историческому пути, которым проследовал Михаил Федорович Романов после избрания на царство в 1613 году. Сколько о том паломничестве было написано, что называется, по горячим следам, и, слава Богу, пишется сейчас! Наши современники обращаются к архивным источникам, дорожа каждой деталью. И много фактов, много трогательных подробностей, способных помочь нам представить всю глубину веры Царя-страстотерпца и высочайшую степень осознания им, что Православие – стержень России, было приведено в докладе кандидата исторических наук, доцента, руководителя научно-исторического отдела религиозной организации «Феодоровский женский монастырь Переславской епархии Переславля-Залесского» А.И. Коньковой. Тема доклада: «Паломничество "Августейшего Семейства" в Феодоровский монастырь в 1913 году по случаю 300-летия царствования Дома Романовых: организация и детали мероприятия». В конце конференции Анастасия Юрьевна проанонсировала выставку, посвященную тому знаковому событию: она сейчас готовится и будет открыта во второй половине декабря.

Еще несколько докладов были посвящены Феодоровскому монастырю в Переславле-Залесском. В них освещались разные темы (история обители в первые годы после октябрьского переворота 1917 года, география вкладчиков в XVI-XVIII веках, вопросы рукоделия в монастыре в XIX веке). Но традиционно (а эта замечательная традиция зародилась еще на первом форуме в 2019 году) география оказалась широкой. Выступали докладчики из Екатеринбурга, Рязани, Орловской, Владимирской, Московская области и, конечно, из Москвы. На том первом – памятном многим – форуме ставшая впоследствии бессменным председателем Оргкомитета этого мероприятия настоятельница Переславского Феодоровского женского монастыря игумения Даниила (Севериненко) сказала его участникам, что конференция задумана как площадка для прямого диалога и обмена научно-практическим опытом. Матушка пригласила к диалогу ученых и исследователей, представляющих широкий круг научной деятельности, связанной с этой темой, – историков, культурологов, реставраторов, краеведов, музейных работников, а также настоятелей и насельников монастырей, сотрудников монастырских музеев и паломнических служб, братию и сестер, несущих послушание по изучению истории Церкви. Время показало, что приглашение игумении Даниилы (по сути дела – призыв) с воодушевлением было принято.

Вопросы к докладчикам, живые диалоги, дискуссии, реплики – всё имело место и сейчас. Это, к примеру, ярко проявилось во время выступления кандидата культурологии, доцента, ФГБОУ ВО «Московский Государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова» К. А. Соловьева («Типы городских монастырей, сложившихся в культуре России к концу XIX века»). Обсуждение доклада, насыщенного актуальной и в XXI веке, при этом систематизированной, интересно поданной информацией, заняло достаточно много времени, но оно того стоило! Впрочем, как и обсуждение других докладов с прекрасно подготовленной презентацией – этим ценным и, можно сказать, общепризнанным визуальным инструментом, помогающим нагляднее представить себе ключевые моменты излагаемого.

Особое место в структуре монастыря и города

Думается, что выступления кандидата биологических наук, директора Переславского музея святителя Луки Крымского в Феодоровском женском монастыре, члена Союза писателей России, члена Российского общества историков медицины, члена Общества православных врачей Санкт-Петербурга Е. И. Каликинской ждали многие. Музей открылся 1 августа 2023 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, который, по словам правнучки святителя Луки, был его любимым святым. Музей зажил своей жизнью, к нему потянулись люди, о чем Екатерина Игоревна, являющаяся и ведущим биографом святителя, также поведала в своем докладе «Адаптация пространства монастыря к пространству музея: проблемы и возможности. На примере иммерсивной (Иммерсивность – способ восприятия, создающий эффект погружения в искусственно созданную среду – Примеч. Ред.) экспозиции «Доктор Войно-Ясенецкий: время и вечность» в музее святителя Луки в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского.

Жизнь музея было решено начать с экспозиции, призванной на какое-то время погружать посетителей в мир прошлого. Экспозицию разместили в подклете Феодоровского собора монастыря. Была разработана концепция «подвалов памяти» и перетекающего и меняющего свою форму необычного полуподвального пространства. Само погружение в прошлое начинается сразу же, при входе в музей, где посетители первым делом видят часть сохранившейся каменной кладки XVI века. При этом они должны почувствовать, что начинается спуск в глубины времени. И многие чувствуют...

– В основу концепции художника Оксаны Винарчук легла идея подчеркнуть воздушность, нематериальность воспоминаний и хрупкость того счастливого домашнего мира земского врача, так как в Переславле это были последние счастливые годы совместной жизни супругов Войно-Ясенецких, когда вся семья была вместе, – сообщила Е. И. Каликинская. – Посетители видят и крестьянский быт пациентов, которых лечил доктор Войно-Ясенецкий. Всё это тоже достаточно хрупко, поэтому предметы расположены на стеклянных подиумах, и они словно слегка парят над уровнем пола. Фотографии на стеклянных планшетах тоже теряют свои очертания и как бы вписываются в неровную поверхность стен.

Интересно было услышать и о «туннельном» эффекте, и об особом ощущении от голосов артистов, и о строгой цветовой гамме. Когда композицию дополнили видео-проекциями и провели первую пробу, организаторы увидели, что включение видео-проекции во всех четырех залах создает некий «туннельный» эффект – эффект иммерсивности. И еще один существенный момент бросился в глаза: такое решение поможет посетителям, стоящим поодаль, у соседней стены, рассмотреть детали фресок или документов, что экспонируются на стены... Особое ощущение создают голоса артистов, читающих воспоминания современников святителя Луки, документы и письма, сохранившиеся в архиве Феодоровского монастыря. Что касается ограничения цветового спектра, на чем настаивала художница, это, подчеркнула Екатерина Игоревна, стало важным решением. Используются белый, светло и темно-серый цвета, коричневый, черный, что соответствует и монастырской классике, и медицинской, призывая всех к сдержанности и дисциплине. В древнем Переславле-Залесском, где насчитывается 24 музея (в основном туристической направленности), музей святителя Луки занял, как говорится, свою нишу. У него сегодня особое место в структуре обители и города – с миссионерским звучанием. И вот какой отклик оставил один из участников конференции иеродиакон Нафанаил (Бобылев), насельник Свято-Духова мужского монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии (человек с огромным педагогическим опытом). Прослушав доклад об этом уникальном в своем роде музее, он написал в чате форума: «Замечательно, сколько духовной чуткости, вкуса, понимания сути эпох!»

Не оставляйте свечу под спудом!

Далее мы услышали доклад с глубоким детальным анализом темы – точнее даже будет сказать, проблемы, которая в наши дни, когда монастырские музеи из зародышевого состояния перешли в стадию становления, приобрела особую остроту. Старший научный сотрудник Центра музейной политики Российского государственного научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, ответственный секретарь журнала «Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Консервация», член Русского географического общества, член Союза писателей тему своего выступления сформулировала кратко и емко: «Монастырские музеи в интернет-пространстве». И сразу же была обозначена чрезвычайно чувствительная «болевая точка»: немало наших обителей, как ставропигиальных, так и епархиальных создали замечательные монастырские музеи, с богатейшими коллекциями, где много подлинников. Работа ведется огромная, но... Нет адекватной презентации этой деятельности в публичном пространстве. Ее просто катастрофически не хватает! Ну, как, к примеру, потенциальный посетитель или исследователь «со стороны», что тоже очень важно, может попасть в тот или иной монастырский музей, если информацию о часах его работы, о контактах бывает трудно отыскать? Хотя интернет-пространство (официальные сайты обителей, социальные сети и т.д.) предоставляет для этого широкие возможности. В связи с этим невозможно было не вспомнить по аналогии евангельский образ свечи, зажегши которую не ставят под спудом…

Эталонным был назван музейный раздел сайта Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Он регулярно пополняется новостями, публикациями о музейных предметах, интервью с сотрудниками, детальным описанием фондов музея. Большое внимание уделяют музею и в Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре г. Видное Московской области. Из епархиальных обителей в качестве положительного примера были названы Калужская Свято-Тихонова мужская пустынь и Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии. У первой обители (при ее немногочисленной братии) – целых два музея! Один – истории обители, который находится непосредственно на территории монастыря, и второй – в скиту, знаменитый музей-диорама «Великое Стояние на Угре» (являющий собой первый в России музейный комплекс, посвященный военной кампании 1480 года). Если человек зайдет на сайт монастыря и кликнет на название раздела «музей-диорама», он перейдет на этот сайт, созданный монастырем. И сразу же увидит информацию и о графике работы, и о возможности посещения уникальной диорамы, выполненной в формате 3D студией военных художников им. М.Б. Грекова. Главная страница сайта обители, что в Нижнем Новгороде, также содержит рубрику, посвященную музею. (Небольшое уточнение: хотя этот музей имеет статус епархиального, но, по формальному критерию местоположения, его можно включить в категорию монастырских). Эти музеи имеют виртуальные туры своих экспозиций, что было особенно востребовано во время пандемии. К сожалению, как сообщила Ольга Геннадьевна, число таких виртуальных туров ничтожно мало. Немногие начали осваивать эту новую технологию.

Докладчица не обошла вниманием и другое пока еще редкое явление – использование монастырскими музеями интерактивной формы интернет-общения с посетителями. В качестве примера был назван музей-древлехранилище Александро–Невской Лавры, имеющий свою страницу в социальной сети ВКонтакте и регулярно обновляемый Телеграмм-канал, тоже позволяющий контактировать с посетителями. И особо был отмечен Староладожский Никольский мужской монастырь Ленинградской области: на его сайте есть форма виртуального отзыва о посещении монастырского музея и, по словам О.Г. Кирьяновой, чувствуется, что это очень заинтересованный настоятель. Как и настоятельница Казанского женского монастыря в Ярославле – тоже всей душой болеет за свое детище и старается, чтобы как можно больше людей узнало об их монастырском музее. К настоящему времени при ставропигиальных и епархиальных монастырях России действует не менее 70 учреждений музейного типа. Это и структурные подразделения религиозных организаций, именуемые музеями, церковно-историческими и церковно-археологическими кабинетами, и мемориальные кельи (например, в Псково-Печерском монастыре – келья старца Иоанна (Крестьянкина)), и экспозиционные пространства, не имеющие собственного помещения и сотрудников, но полностью или частично реализующие базовые музейные функции. Только без правильно поставленной информационной работы невозможно решить задачу просвещения наших соотечественников, их приобщения к духовной истории и православной культуре.

...По завершении конференции организаторы форума резюмировали: он прошел интересно. Также было оценено то, что был выдержан заданный высокий проверенный стиль. Хочется добавить: в эту заданность органично вписались еще два интересных доклада, прочитанные на секции «Монастырские музеи». Доклад благочинной Свято-Успенского женского монастыря Александровской епархии Владимирской митрополии монахини Сергии (Каламкарова), которая, как свидетельствуют знающие ее люди, просто восхищает своей плодотворной деятельностью, многие годы неся в обители послушание историка. Тема такая: «Пополнение фонда монастырского музея фотографиями из альбома потомков священника Николая Охотина (г. Переславль-Залесский)». А о музее под открытым небом подробно рассказал соискатель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, клирик московского храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино священник Андрей Суровегин («Некрополь бояр Милославских в Киржачском Благовещенском монастыре в XVII – XXI веках»).

***

Нельзя не отметить, что в ряде выступлений прозвучало любимое нами слово «чудо». И оно тут же подкреплялось конкретными запоминающимися рассказами. Такой рассказ о чуде участники конференции услышали из уст протоиерея Александра Кузина, служащего священника Переславского Феодоровского женского монастыря, заштатного клирика Московской епархии, с 2002 по 2012 гг. – руководителя секции «Духовные основы традиционной народной культуры» («Церковь и народное творчество») Международных Рождественских образовательных чтений. Как сказала одна из организаторов форума, этот доклад не научный, но батюшку очень просили его подготовить. Тема – «Всепроникающая сила Православия. Опыт пастырства последних тридцати лет в России». Обращаясь к памятному многим нашим современникам поворотному этапу в истории родного Отечества – широкому празднованию 1000-летия Крещения Руси (после чего, по словам отца Александра, процесс воцерковления народа пошел лавинообразно – в храмы приходило принимать святое Крещение огромное количество людей), он вспомнил один эпизод. Судьбоносный для страны. Связанный с именем академика Бориса Викторовича Раушенбаха – заместителя Сергея Павловича Королева по космической программе и верного его соратника, который, будучи из семьи обрусевших немцев протестантского вероисповедания, на склоне лет принял Православие.

Накануне великого юбилея встал вопрос: как отмечать эту дату? На заседании Президиума Академии наук СССР присутствовавший по протоколу один из членов Политбюро озвучил мысль: надо дать официальную концепцию отношения государства к юбилею. И кто из ученых вызовется ее написать? Все сидящие в зале смотрели на академиков гуманитарного профиля, а те молчали. После затянувшейся паузы академик Раушенбах спросил, не будут ли товарищи возражать, если он составит проект концепции? Так появился текст, ставший ключевым в историографии Крещения Руси. Написанная Раушенбахом концепция, опубликованная затем в СМИ, явилась основой для процесса освобождения Церкви от прямых запретов государства. Отцу Александру посчастливилось быть лично знакомым с этим известнейшим ученым XX века…

Чудом назвала кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов, председатель секции «Архивы Русской Православной Церкви», З.П. Иноземцева тот факт, что еще во времена СССР, начиная с конца 70-х годов прошлого века, архимандрит Дамаскин (Орловский), тогда еще мирской человек, выпускник Литературного института имени А.М. Горького, стал собирать материалы, касающиеся подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Причем собирал он их в 36 регионах нашей огромной страны и, где возможно, – в подлинниках, а где-то – в копиях. Также записывал показания очевидцев (тогда еще многие из них были живы). В тех документах, поступивших в распоряжение Синодальной комиссии по канонизации святых, отразилось более 1665 имен репрессированных. По словам Зинаиды Петровны, (тема ее доклада – «Источниковедение агиографии святых ХХ века в контексте научно-исторического познания»), эти материалы ускорили начало работы Комиссии. Углубили эту работу.

И для Феодоровского монастыря Переславля-Залесского поистине чудом стало то, что музей святителя Луки расположился в подклете древнего Феодоровского собора, хотя за пару месяцев до этого помещения были признаны непригодными для размещения в них музейной коллекции. Но милостью Божией и молитвами святителя Луки всё управилось. Музей, где экскурсии проходят как спектакли и всё рассчитано по минутам, менее чем за полгода посетило более двух тысяч человек. Это люди из разных уголков России, и не только. Были, например, посетители из Ташкента. А недавно позвонили из Ярославского государственного медицинского университета и сказали, что решили группу лучших студентов наградить поездкой в монастырский музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Подготовила Нина Ставицкая

Снимки взяты из открытого доступа. В галерее представлены снимки из ряда монастырских музеев

Материалы по теме

Новости

Публикации

Свято-Феодоровский историко-культурный форум
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Свято-Феодоровский историко-культурный форум
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы