Тема номера: Сокрытые от мира
Недавно делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом вернулась из паломнической поездки к христианским святыням монастырей Египта. Египетское монашество, как древнее, так и продолжающееся ныне, никого не оставляет равнодушным.
20 ноября 2016 года Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет.
Официальные материалы. События
- 7-12 ноября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Патриарха Коптского Тавадроса II Египет посетила делегация Русской Православной Церкви
- Определены лауреаты XI конкурса «Просвещение через книгу»
- На сайте Стефано-Махрищского монастыря https://stefmon.ru создан раздел «Жития преподобных жен»
- В Киево-Печерской лавре представили современное издание «Повести временных лет»
- При поддержке Соловецкого монастыря в Калининграде пройдет культурно- просветительская акция «Дни Соловков»
Юбилей
20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет.
По окончании праздничного богослужения архиепископ Феогност поздравил Святейшего Патриарха Кирилла от лица монашествующих Русской Православной Церкви с 70-летним юбилеем и преподнес в дар Его Святейшеству памятный фотоальбом «Радость приближения к Богу. 70 лет в Церкви», посвященный визитам Предстоятеля Русской Православной Церкви в ставропигиальные монастыри. Председатель Отдела вручил Его Святейшеству поздравительный адрес от лица игуменов и игумений монастырей и всех монашествующих Русской Православной Церкви:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыко, милостивый Первосвятитель и Отец!
В сей знаменательный и радостный день Вашего 70-летия примите наши искренние поздравления с юбилеем!
Число 70 в Священном Писании служит символом полноты Божественной благодати, духовного совершенства и высшего учительского служения. Так, 70 старцев были избраны пророком Моисеем и получили дар Святого Духа, дар пророчества, управления и суда (Исх. 24). 70 апостолов в дополнение к 12 послал Господь на проповедь Евангелия (Лк. 10, 1). По Промыслу Божию 7 лет из 70 лет Вашей жизни Вы занимаете Патриарший Престол в Русской Православной Церкви, в чем можно усматривать указание на другой священный символ Божественного Писания – семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2), излившегося на Вас и укрепляющего Вас в Первосвятительском служении. Также знаменательно, что эти 7 лет составляют десятую часть Вашей жизни по образу десятины, которую Бог повелел в Ветхом Завете приносить от всех плодов земли (Лев. 27). Однако Ваше служение Церкви является делом не только десятой части, но делом всей Вашей жизни.
Вы родились и воспитывались в семье исповедников православной веры, в годы гонений претерпевших многочисленные лишения и страдания за имя Христово. С юных лет Ваше сердце горело желанием посвятить всего себя Русской Церкви. Долгие годы ревностного служения Церкви – вначале в монашеском звании в Духовных школах, а затем в сане пресвитера и епископа в различных сферах церковной деятельности – свидетельствуют об осуществлении этого желания. Вся Ваша жизнь является подвигом веры, любви и самоотвержения. И особенно сильно эти качества и пастырские дарования проявились во время Вашего служения на кафедре Первосвятителей Российских. Ваше Патриаршество составляет яркую страницу в истории Русской Православной Церкви. Под Вашим Первосвятительским омофором наша Церковь сделалась Церковью миссионерской, учащей и просвещающей, воспитывающей и нравственно укрепляющей, активно действующей в различных сферах жизни нашего общества и государства.
Вы являетесь для нас истинным пастырем и учителем, своим словом и примером вдохновляющим нас на подвиг служения ближним, милосердия и проповеди евангельской. А Ваш вклад в развитие диалога с государством, в повышение авторитета нашей Церкви и нашей страны во всем мире поистине неоценим.
С благодарностью и любовью от всей души желаем Вам новых долгих и плодотворных лет Патриаршего служения во благо Русской Церкви, неиссякаемой бодрости и энергии, радости о Христе, мира душевного, крепкого здравия, всесильной помощи Божией и благодатного укрепления в Ваших первосвятительских трудах! Да сохранит Вас Господь на многая и благая лета! Вашего Святейшества смиренные послушники, игумены и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви»
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет
Юбилей
В свой день рождения – 20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, – в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Первосвятитель вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию
Делегация Русской Православной Церкви посетила монастыри Египта
События
7-12 ноября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Патриарха Коптского Тавадроса II Египет посетила делегация Русской Православной Церкви с целью паломничества к местам, связанным с историей возникновения и расцвета христианского монашества в первые века нашей эры, а также знакомства с современной жизнью мужских и женских обителей Коптской Церкви
Капитан Мангупа
Паломничество
Игумен Иакинф (Телега)
В XII–XV веках на юго-западе Крыма находилось византийское княжество Феодоро, с укреплённым портом в районе современного Инкермана и столицей на горе Мангуп. Сегодня в древних скальных храмах Инкермана продолжается монашеское служение: в Свято-Климентовском пещерном монастыре и малоизвестном древнем пещерном Благовещенском монастыре на южном склоне горы Мангуп. Открытая площадка пещеры напоминает палубу гигантского каменного лайнера, а игумен монастыря отец Иакинф – его капитана
«В 1999 году я проходил послушание в Оптиной пустыни – косил сено. И пока жил там, трудился, понял, что хочу стать монахом. Благословился у духовника обители схи игумена Илии, принял постриг и вернулся в Крым. Подвизался в Бахчисарайском Успенском монастыре, а через несколько лет получил благословение восстанавливать монастырь на Мангупе. Тогда тут была только открытая пещера, несколько иконок, свечи в храме. Разные люди помогали, но долго никто не задерживался – работать тут тяжело».
Новая Москва преподобного Зосимы
Духовная география
Так случилось, что святого старца Зосиму (Верховского) – современника преподобного Серафима Саровского – даже в среде верующих людей знают гораздо меньше. Однако его подвиг не менее выдающийся и во многих отношениях достойный внимательнейшего изучения. Это изучение логично начать с одной из основанных им обителей – женской Зосимовой пустыни
Днем основания пустыни считается 20 ноября (3 декабря нового стиля) 1826 года, когда вечером накануне праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы пропели сестры молитвы во вновь построенных келейках.
20 августа 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил бывший монастырь Зосимова пустынь. Убедившись в том, что передача зданий обители возможна, владыка благословил перевести Зосимову пустынь в статус подворья Московского Новодевичьего монастыря
«Статус ставропигии – это, прежде всего, увеличение ответственности»
Игумения Фаина (Кулешова)
Интервью
О том, почему полезно молиться в аскетичной келье, как расставить приоритеты в монастырской жизни и познакомить большее число верующих с трудами и подвигом преподобного Зосимы (Верховского), журнал «МВ» беседует с настоятельницей самого «молодого» ставропигиального монастыря Москвы – Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни – игуменией Фаиной (Кулешовой)
«Внешние ежедневные заботы могут заглушить покаяние и молитву, только если слишком увлечься ими, начать получать удовольствие от достижения каких-то внешних выгод. Поэтому нужно постоянно смотреть в глубину своего сердца, сохраняя его от всякого пристрастия».
Как поручик Захарий Верховский женское монашество спасал: преподобный Зосима и его духовная семья
Позиция
О том, как в Синодальный период Русской Церкви неформализованное монашество помогло сохранить сам дух иночества, в особенности женского, рассказывает кандидат исторических наук, сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов
Будущий отец Зосима выходит в отставку уже в 1788 году, прослужив в Преображенском полку около четырех-пяти лет. После этого он возвращается в свои пенаты, в родную деревеньку. От одного из своих родственников он узнает, что недалеко от них в рославльских лесах живут пустынники. Это разожгло в нем любопытство: каким образом они живут там в наше время? <…> 2 февраля 1819 года старец Зосима и первые три сестры – Анисья, Наталья и Евдокия – составляют уникальный текст, «Первое заветное письмо» на трех страницах, подписанное старцем и тремя сестрами. Имитация церковного полуустава означает, что для них этот текст имел очень важное, сакральное назначение. Первое заветное письмо – текст уникальный в русской и в целом в восточно-христианской аскетической традиции
«В преподобном Зосиме я вижу невероятную чистоту души»
Из первых уст
Монахиня Зосима (Верховская)
Монахиня Зосима – праправнучатая племянница преподобного старца Зосимы (Верховского). Сейчас она является насельницей основанной святым женской Зосимовой пустыни и продолжает исследовать биографию и духовное наследие великого предка. Журнал «МВ» поговорил с ней о том, как изучение своей родословной может привести к возобновлению целого монастыря
Выйдя на пенсию, я серьёзно взялась за восстановление своей родословной. Сначала – папина фамилия. Верховские оказались сугубо военной династией. Из архивных документов шла информация о Смоленской шляхте, потом в регулярной армии – о поручиках, генералах, был даже военный министр, а среди моряков – адмирал. Были, конечно, и коллежские асессоры, надворные советники, земские деятели и т.п. Военные участвовали в защите Родины на протяжении всех войн, которые пришлось вести России.
Природный патриарх Российский
Отцы Церкви
Первые шестьдесят лет XIX столетия совершенно не случайно называют «Филаретовским веком»: влияние святителя Московского Филарета (Дроздова) на жизнь русского общества было столь несомненным и многогранным, что незадолго до кончины его справедливо считали «природным патриархом» Русской Церкви
Владыка был убежденным сторонником общежития со всеми вытекающими отсюда последствиями – послушанием настоятелю, строгой дисциплиной, общей собственностью, обязательным для всех общим правилом, общей трапезой и, соответственно, равенством всех братьев и сестер во Христе, независимо от имущественного положения
«Монашество Зосимовой пустыни»
Книжная полка
Мы решились предложить читателю данную книгу, потому что на примере жизни рядового русского монастыря, просуществовавшего всего столетие до закрытия в советское время, можно увидеть все этапы духовного становления и духовной победы – точнее, путей осуществления духовного смысла человеческой жизни
«После преставления преподобного Зосимы сохранить дух святого аввы в обители сумела его верная ученица, ставшая первой настоятельницей монастыря, игуменья Вера (Верховская). Даже полвека спустя благочинный монастырей свидетельствовал, что в Зосимовой пустыни «подвижнический дух, водворённый старцем Зосимой, и поныне ещё неослабно в ней обитает». Но к тому же то была полувековая эра в жизни Зосимовой пустыни, когда Господь послал для духовного укрепления зосимовских насельниц оптинских старцев. Свет оптинского старчества благодатно и щедро излился на сестричество Зосимовой пустыни в середине XIX столетия. Путь монашеского «бескровного подвига» представлен в книге краткими выдержками на эту тему из духовных творений самого преподобного Зосимы (Верховского) и перепиской зосимовских сестёр со старцами Оптиной пустыни».
«Жизнь иноческая – покаянная, смиренная, равноангельская»
фрагмент книги «Монашество Зосимовой пустыни»
Книжная полка | Закладка
«Многие идут в монашество, дабы избежати точию действительных грехов и соблазнов, то есть: сребролюбия, блуда, пьянства, хищения и подобных сему. Иные же от должностей бегут, от трудов, хотяще быти свободну и спокойнейшее имети житие. И тако пришедши во иночество, беспечно жительствуют, яко достигшие своего желания, не радят ни о подвигах иноческих, ни о том, дабы стяжати чистоту сердца и достигнути бесстрастия. <…> Како не жалостно и не достойно плача и рыдания, аще кто, лиша сам себя всех житейских сластей, имуществ, славы и наслаждений, от нерадения же своего и от непотщания погубит царство небесное и облечется навеки в нищету адскую!Для того-то Господь и попустил разным житиям быти, дабы не могущие и не желающие иночествовати, в мирской и супружеской жизни работали Ему и благоугождали различными добродетельми, а усерднейшие да вступают во иночество. Совершеннейшие же да вдаются на жесточайшие подвиги или конечное безмолвие».
«Вступая в монашество, прежде всего предаются в руководство, отвергают свою волю и дают обещание сохранять повиновение и послушаниебезразсудно. Творят же сие не для иной цели, токмо еже бы достигнуть чистоты душевной и безстрастия, ибо без сего и иночество не поможет нам, паче же всуе и на осуждение будем носить на себе наименование монашеское: аще не потщимся делами исправить и оправдать оное. Дела же и исправление иноческое состоит в истинном отвержении всех своих прихотей, желаний, наклонностей, пороков и страстей, дабы все то, что прежде было нам вожделенно, дорого и любимо, Бога ради презреть, попрать, и в конец отринуть свою волю, свое мудрование, самомнение и самолюбие: отнюдь ни к чесому земному не прилеплятися».
Окормление словом
Краткий очерк о монашестве в истории русской литературы
Культура
Монах – человек, добровольно отказывающийся от жизни в мире ради всецелого посвящения себя Богу, поиску Его и жизни с Ним. Но, даже покидая мир, монах продолжает влиять на него. Прежде всего, своей молитвой. Многие монашествующие оказывают это влияние через духов-ное окормление. И лишь немногие – через творчество.
Из прихода в монастырь
Юридическая консультация
Журнал «МВ» продолжает публикацию разъяснений Юридической службы Московской Патриархии по самым распространенными и актуальным вопросам организации церковной жизни
ВОПРОС: В адрес монастырей епархии от налоговых органов поступают уведомления о явке по вопросу уплаты НДФЛ, представления трудовых договоров и штатных расписаний местных монастырей. Причиной уведомлений послужили положения Регионального соглашения о минимальной заработной плате. Правомерны ли требования налоговых органов?
ВОПРОС: Возможно ли при создании монастырского подворья на месте прихода пойти путем изменения наименования организации, устава и настоятеля и подать документы не в Минюст России, а в региональное управление с целью избежать ликвидации прихода и сохранить имеющееся недвижимое имущество?
ВОПРОС: Возможна ли передача в безвозмездное пользование монастыря домового храма – молитвенной комнаты, расположенной в помещении медицинского учреждения?
Исключение проектов охранных обязательств из перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения
Юридическая консультация
По ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принято Постановление Правительства РФ от 5.10.16 № 997, которым внесены следующие поправки в постановление Правительства РФ от 26.04.11 № 325 “О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи”.
Новости
