Монастырское богослужение как источник духовного назидания и утешения

Игумения Сергия (Конкова)

Доклад игумении Сергии (Конковой), настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря на XXX Международных образовательных чтениях «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (23–25 мая 2022 года)

Молитва и богослужение – центр монашеской жизни

Молитва и богослужение всегда были и продолжают оставаться центром всей монашеской жизни, и это отражается даже в архитектурной композиции монастыря. Главенствующее положение в его общей структуре занимает храм. Для человека, утвердившегося на пути спасения, участие в церковной службе становится потребностью, оно слаще всякой пищи. Из жития преподобного Макария Великого известно, что, водворившись в Нитрийской пустыне, братия жили отдельными келлиями, удаленными друг от друга, в них проводили пять дней в неделю, а в субботу собирались вместе, чтобы совершить всенощное бдение и Литургию. Знаем также, что преподобный Серафим Саровский, поселившись в лесу, в пустыньке, непременно принимал участие в братском воскресном богослужении, а когда по болезни он не смог приходить в обитель и участвовать в общей молитве, монастырское начальство приняло решение прекратить его пустынножительство. В том же духе получил наставление преподобный Григорий Палама, решивший однажды остаться в затворе вместо совместной службы. Ему явился преподобный Антоний Великий и сказал: «Хорошо совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо, особенно в дни общественных молитв и псалмопений. Поэтому и тебе должно теперь быть с братьями на бдении».

Примечательно, что сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы совершилось именно над вместе собравшимися апостолами, которые были тесно связаны верой в Христа и объединены молитвой. В этот момент они находились в горнице, то есть в месте, стоящем выше помещений, предназначенных для обыденных нужд.

Храм – это место, где царит многовековой опыт общения с Богом. В обычном состоянии мы заняты собой, своими проблемами и переживаниями. В соборной молитве человек настраивается на волну богообщения, на него действуют и архитектура храма, и иконопись, и сама структура богослужения, и все окружение. Вдохновенные, умилительные молитвы великих гимнографов – плод их любви к Богу и вдохновения – выражают всю глубину молитвенного христианского настроения так, как сами богомольцы не могли бы их выразить. Своей силой, глубиной, духовностью они усиливают молитвенное настроение монахов и приобщившихся монашеской молитвы мирян, просвещают, согревают, оживляют, одухотворяют их. Они cоединяют с Живым Богом, с вечностью и друг с другом. Против невидимых врагов и против грехов лучше воинствовать вместе, чем одному. Когда в храме призывают имя Господне, и участники богослужения постоянно слышат Его и живут в этой атмосфере, то это перерождает их природу: не сразу, а постепенно, через причащение Тела и Крови Христа.

Молитвенное предстояние в церкви – подвиг усердия и тяжелой борьбы со злыми духами – составляет одно из могущественных средств в духовно-нравственном росте, ибо оно само по себе выражает стремление к тому, чтобы угодить Господу, стать чистыми, непорочными, совершенными. На духовно-нравственное совершенствование как на задачу человеческой жизни указывает Откровение: Святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 11:45).

Искренняя молитва, с участием всех сил нашего духа, не может оставаться без доброго влияния на душу христианина: она побуждает молящегося чувствовать свое ничтожество, греховность пред святостью Бога, а посему вызывает и стремление к нравственному идеалу. Об обновляющей и воссозидающей силе общецерковной молитвы говорится в словах великопостной молитвы на третьем часе: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся...»

Совместная церковная служба – источник нашего освящения

На примере Серафимо-Дивеевского монастыря предлагаем рассмотреть ежедневный состав совершаемых в обители служб и их глубокое богословское и мистическое содержание. Конечно, это не будет основательный разбор каждого фрагмента богослужения, мы лишь отчасти соприкоснемся с тем, как богослужение напоминает молящимся о горнем мире, к которому предназначены все христиане, и как евангельская история становится частью духовного опыта верующего.

В Серафимо-Дивеевском монастыре день обыкновенно начинается именно с совместной утренней молитвы. В 5.30 утра сестры собираются в главном соборе монастыря на полунощницу. Чтение утренних молитв, полунощницы и двенадцати избранных псалмов перемежаются пением клиросных сестер, которые исполняют тропари и, в том числе, проникновенное «Се, Жених грядет в полунощи». Образ жениха не раз встречается на страницах Евангелия. Сразу, конечно же, вспоминается притча о десяти девах, из которых пять были мудрые и пять – юродивые (см. Мф. 25:5–13). Эта гимнография сравнивает молящихся с девами, ожидающими пришествия жениха, и призывает к бодрствованию. О необходимости всегда быть готовыми к встрече с Христом говорит и другая притча: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему (Лк. 12:36). Тропарь «Се, Жених…» напоминает о том, каким должны быть правильные внутренние переживания христианина и его молитвенное состояние.

С таким духовным настроем далее молящиеся приступают к прославлению главного дивеевского попечителя – преподобного Серафима Саровского. С семи часов утра у его святых мощей нараспев служится молебен с акафистом. В этом песнопении духовной радости и отрадного торжества отобразилась красота личности святого саровского старца. Повторить его жизненный путь и подвижничество способен не каждый, но дух верности Христу, которым пламенел батюшка Серафим, служит вдохновляющим примером.

В воскресные дни, по заповеди преподобного Серафима Саровского, перед поздней Литургией в монастыре совершается совместное прославление Божией Матери – Ей служится параклис. Это утешительное творение монаха Феостирикта Медикийского поется перед чтимой иконой Богородицы «Умиление». Царица Небесная дает силы терпеть, Она учит со смирением нести жизненные испытания, помогает в борьбе с искушениями, защищает от вражиих напастей. В Ее жизни раскрывается красота бесконечно живой жизни, наполненной подлинно божественными смыслами. Вся Ее жизнь была предана Богу.

В восемь часов с возгласа: «Благословенно Царство…» начинается Божественная литургия – и открывается вход в это иное бытие, отличное от земного. В сердцах богомольцев есть опытное знание о том, что богоблагодатная жизнь существует, и оно связано с молитвой. Это открывается в первых же словах службы: «Миром Господу помолимся». Миром предлагается всем участникам богослужения войти в пространство Божественной литургии, то есть в такое внутреннее состояние, которое означает спокойствие, тишину, безмятежность, невозмутимость.

На ектении далее возглашается прошение «о свышнем мире» – о мире, который дет Христос. Мы просим о ниспослании мира, уничтожающего враждебную пропасть между человеком и Богом. Мир свышний – неразлучное соединение с Богом и неразлучное пребывание в любви Божией. Затем звучит прошение «о спасении душ наших», и это «наших» выше любого бытия, потому что объединение в Церкви происходит в личности совершенного Богочеловека. Тайна воссоздания нового человечества совершается Духом Святым в участниках Литургии – причастниках Святых Даров. Каждый, кто в силу своей веры соединяется с Христом, выходит из гибельного бытия и входит в бытие спасительное.

Присутствуя на Литургии, мысленно пребывая в Гефсимании и на Голгофе вместе с Христом, молящиеся слушают апостольские слова, возвещающие спасение, слышат Самого Христа, Его живое слово, реально переживают то, что происходило на Тайной Вечере. Христос здесь, сейчас, вместе с людьми – не как память, не как идея, а как реально присутствующий! Так участники общего богослужения научаются жить в планах двух реальностей, поскольку Евхаристия, совершенная Иисусом Христом, никогда не прекращается, вечность встречается с временем, и момент этой встречи совершается на Литургии. Включаясь в жизнь Господа на Земле, стоящие в храме Божием, обретают Божественную вечность, исполненную любви.

Чтобы проникнуть глубже в смысл слов Христа, надо внимательно вслушиваться в них, сопоставлять читаемое с тем, что происходит во время богослужения и какие события церковной жизни связаны с тем или иным отрывком. Так внимательный богомолец достигает того, что слова Божии начинают проникать в его сердце. Он будет носить их в себе и каждый день, каждый момент собственной жизни привыкнет ставить в связь с бытием Бога.

Для того чтобы верные жили жизнью не собственной и не плотской, но жизнью Христа, Который за них умер и воскрес, требуется, чтобы постоянным в его жизни было и то, что ее составляет, – Божественное причастие. Об этом говорит Сам Господь: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). Святые Дары, соединенные с Божественной природой, подают духовное здоровье и чистоту прилежным в посещении церкви и приобщении Божественных Святынь.

Бог входит внутрь человеческого естества, причем, это вхождение Бога происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Но причастие – это не только принятие святыни в себя, а событие, благодаря которому человек включается в единство Тела Христова. Литургическая молитва призывает нас к единению с людьми: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго причастие».

Заключение благодарственной ектении, которая произносится после причащения, содержит прошение о том, чтобы весь настоящий день молившиеся в храме провели в мирном благосостоянии и святыне, в удалении от всякого порока. Священник, вознося свое моление, исповедует, что Бог есть источник нашего освящения.

Вечерние богослужения в Серафимо-Дивеевском монастыре начинаются с предписанного церковным уставом малого повечерия. Для его совершения сестры собираются в храме на совместную молитву. Это еще одна возможность присоединить свой голос и свое сердце к церковной уставной молитве, обрести в ней единомыслие со святыми отцами, вдохновенно прославившими Божию Матерь в своих канонах и седальнах. Впитывая мудрость отцов-гимнотворцев, молящиеся соделывают свой ум хранилищем всесвятой Ее памяти.

На богослужениях вечерни и утрени проходит вся история человечества от творения мира и грехопадения, вплоть до момента славословия Того, Кто показал нам Свет, Кто Сам есть Свет. Вслушиваясь в боговдохновенные слова, участники богослужения стараются пожить библейскими настроениями. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Приклони ко мне ухо Твое! Вонми гласу моления моего!» – это крик сынов света из сумерек и мрака падшего мира. Псаломские стихи чередуются со стихирами, которые относятся к личности или к событию и говорят о победе жизни над смертью, победе света над тьмой, победе добра над злом, победе Божией в нас и за нас.

После утрени читается 1-й час. Часы вседневные и, особенно, Царские и пасхальные дают настрой на молитву и с изумительной силой раскрывают воспоминаемое как происходящее. Этому способствуют специальный подбор псалмов, тропари и кондаки дня недели, возгласы священника, сообщающие службе торжественный характер. В первый час вспоминается веде́ние Иисуса Христа от Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. Третий час – час суда человеков над Богом. Далее предстоим и сопутствуем влекомому на крест Христу, Голгофской Жертвой обретаем родство с Богом. И вот, Господь умирает на Кресте, сходит телом во гроб, душою – в ад.

На часах возносятся молитвы о получении плодов, которые были приобретены страданиями и смертью Спасителя. Это наше моление о пощаде и об очищении нас, грешных и недостойных. О даровании прощения грехов единственно по милости Божией, обещанной всякому истинно верующему живой верой. Об умерщвлении плотского мудрования. Об отложении ветхого человека и облачении в нового. Об обновлении греховного нашего естества с тем, чтобы, получив божественную благодать, посвятить себя на служение Богу.

Эта тема продолжается в храме на вечернем правиле при чтении молитв на сон грядущим, и завершается день слушанием новозаветных слов, столь необходимых для творения нового человека. Уроки евангельского любомудрия полезны для научения слушающих, для их исправления и наставления в праведности.

Церковные переживания, полученные во время богослужения, – определяющие в жизни монашествующих и приобщившихся монашеской молитве. Оживляют богослужения обязательное участие в них игумении монастыря и привлечение монашествующих к пению, чтению, несению послушаний алтарниц, церковниц, уставщиц. Укрепляют сестринское единство закрытые службы, только для монашествующих, на которых ничто не отвлекает от молитвы и ум не развлекается. Для того чтобы каждое слово было слышно и понятно молящимся, в монастырских церквях установлены современные системы усиления звука.

Стремление к нравственному идеалу

Поставив человека выше всех тварей, украсив его преимущественными достоинствами, Господь тем самым указал ему на отличительную его обязанность пред всеми прочими созданиями – деятельное стремление и приближение к своему Первообразу. Поэтому человек имеет долг духовно-нравственного совершенствования, он должен стремиться, насколько возможно, к полнейшему отображению Божиих совершенств в своей природе. На духовно-нравственное совершенствование как на задачу человеческой жизни Откровение указывает прямо. Святи будите, яко Аз свят есмь, – Сам Бог говорит людям (Лев.:11:45).

Именно церковная молитва и составляет одно из могущественных средств в духовно-нравственном росте, ибо она сама по себе есть стремление к святости, к тому, чтобы угодить Господу, стать чистым, непорочным, совершенным. Она не может оставаться без доброго влияния на душу христианина: она побуждает молящегося чувствовать свое ничтожество, греховность пред святостью Бога, а посему вызывает и необходимость стремления к нравственному идеалу.

Бог есть совершеннейшая и беспредельная любовь (см. 1 Ин. 4:8). Приближаясь к Нему в пламенной молитве, христианин и сам проникается этой любовью, подобно тому, как находящийся под лучами солнца нагревается ими. И чем усерднее он молится, тем более возрастает в любви к Богу, во всем он начинает видеть благодеющую руку Всевышнего.

Сближая с Богом, с духовным миром, церковная молитва является главным и могущественным способом для укрепления веры в Бога. Истины, содержащиеся в Божественном Откровении и преподаваемые святой Церковью, становятся сердечным убеждением усердного молитвенника. Молясь Богу, он опытно познает Божественное достоинство христианина, чувствует бытие духовного мира, переживает на самом себе обновляющую и воссозидающую силу христианской веры, ощущает прилив новых духовных сил (см. Флп. 4:13), при помощи которых становится способным совершать великие дела благочестия. И чем выше христианин по молитвенному труду, чем горячее он молится, тем более он познает духовный мир и тем крепче становится его вера.

Во время общественной молитвы человек, по слову святых отцов, и целомудрствует, и смиряется, и милосердствует, любит Бога и ближних, и богословствует, словом, бывает наполнен всяким духовным благом, находясь своим сознанием и произволением в области духовного бытия.


Литература

1. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1903.

2. Феофан (Говоров), свт. Письма к разным лицам. – М.: Сибирская благозвонница, 2022.

3. Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Правило веры, 2021.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 2. Слово о церковной молитве. – М.: Сретенский монастырь, 2010.

5. Киприан (Керн), иерм. «Взгляните на лилии полевые». Курс лекций по литургическому богословию. – М.: Образ, 2007.

6. Иларион (Алфеев), еп. Православное богослужение как школа богословия и богомыслия. – Церковь и время. 2003, № 22.

7. Вениамин (Тупеко), еп. Каким должен быть монастырь, чтобы стать источником притяжения и тихой пристанью для современного человека. Доклад на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», 23−24 сентября 2015 года.

8. Алексий (Поликарпов), еп. Молитва и ее значение в духовной жизни. Доклад на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», 13–14 ноября 2019 года.

9. Феофилакт (Безукладников), архим. Как научить молодых послушников любить монастырское богослужение. Доклад на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях, 28–29 января 2019 года.

10. Мелхиседек (Артюхин), архим. Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии. Доклад на собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, 8–9 октября 2014 года.

11. Иов (Геча), архим. «Се Жених грядет в полунощи». Доклад на богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви», 14–17 ноября 2005 года.

12. Софроний (Сахаров), архим. Литургическая молитва. // Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. – М.: Путем зерна, 2000.

13. Владислав Свешников, прот. Полет литургии. Созерцания и переживания. – М.: Никея, 2011.

14. Алексей Уминский, прот. Божественная литургия. Объяснение смысла, значения, содержания. – М.: Никея, 2022.

15. Думитру Станилоэ, прот. Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих» // Труды и переводы. 2020. № 1 (3).

16. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. // Богословские труды. Московская патриархия. Выпуск 33. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1997.

Материалы по теме

Публикации

Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады