Игумен Серафим (Кузнецов). «Голос долга»

Т. Л. Морозова

Доклад Т.Л. Морозовой, краеведа, специалиста по церковной истории Пермского края на конференции, посвященной 60-летию со дня кончины игумена Серафима (Кузнецова) (ПСТГУ, 23 октября 2019 года)

Молитва, церковная проповедь, и, впоследствии, публицистическая деятельность были важнейшими в жизни белогорского скитоначальника иеромонаха Серафима (Кузнецова). Так, первое слово с церковной кафедры отец Серафим произнес еще до принятия им монашества, в бытность его черноризцем Георгием Кузнецовым, в Белогорском монастыре за Литургией 9-го июля 1902 года. В 1907 году он начинает издавать сборник «Слова, беседы и речи», в котором выступает как автор большинства опубликованных материалов. С 1912 года белогорский скитоначальник иеромонах Серафим (Кузнецов) становится редактором-издателем религиозно-патриотического журнала «Голос Долга», который выходил с марта 1912 по декабрь 1916 годов. Для многих номеров этого издания около половины опубликованных материалов подготовил сам отец Серафим.

Первый номер «Голоса Долга», вышедший в марте 1912 года, открывался текстом Грамоты Его Святейшества Вселенского Патриарха Иоакима III-го Константинопольского:

«Преподобнейшему иеромонаху кир-Серафиму, Настоятелю Российского Пермской епархии священного Скита Святого Серафима, чаду о Господе возлюбленному нашей Мерности.

№ 5990

Преподобнейший иеромонах кир-Серафим, Настоятель Российского Пермской епархии священного Скита Святого Серафима, чадо о Господе возлюбленное нашей Мерности, благодать да будет вашему высокопреподобию и мир от Бога. Благосклонно приняли мы посланные нам экземпляры новых ваших писательских трудов, именно три тома монашеских уставов, об отсылке которых вы уведомили нас вашим письмом от 12 июня /1911 года/. Совершенное же удовольствие получив по случаю этого доказательства дружественного вашего расположения и внимательно рассмотрев эти новые успехи достойного соревнования трудолюбия вашего, побуждаемся настоящим благожелательным посланием нашим и поблагодарить отечески ваше высокопреподобие за дружественную посылку и вместе пожелать вам вседушевно всякого в достойных удивления и соревнования ваших занятиях и склонностях, укрепления и благопоспешества от Бога, Его же благодать и беспредельная милость да будет с вашим высокопреподобием.

1911 Июля 25

Константинопольский Иоаким, во Христе молитвенник
Перевел с греческого Палладий, Епископ Пермский и Соликамский».

Позднее, в № 9–10 «Голоса Долга» за 1916 г., игумен Серафим статьей «Патриарх-самородок» почтит память преставившегося ко Господу 13 ноября 1912 года Патриарха Вселенского Константинопольского Иоакима III, поделившись своими воспоминаниями о почившем иерархе, с которым он познакомился в мае 1908 года при возвращении в Россию из Святой Земли.

Игумен Серафим вспоминал: «Строгий вид, ясный проницательный взгляд и, вообще, патриархальный образ убеленного сединами вселенского патриарха Иоакима III произвел тогда на меня глубокое впечатление и внушил особое сердечное чувство любви и уважения к особе Его Святейшества.

Между прочим, на мой вопрос: «Можно ли писать духовные сочинения, живя в пустынном ските?» – блаженнейший Патриарх ответствовал: «Можно и должно, если есть на это талант, дарованный Богом. Но писать надо с внимательной осторожностью, боясь, как бы не погрешить и не погубить кого-либо необдуманным писанием. Особенно нужно писать в защиту православия, царской самодержавной, Богом установленной власти, ибо неподчинение Богом данной и установленной власти есть противление Богу, а все противники Божии подлежат ужасной и страшной анафеме…»

Второй номер «Голоса Долга» 1912 года начинался Высочайшей благодарностью:

«Его Превосходительство Пермский Губернатор И.Ф. Кошко уведомил Настоятеля Белогорского миссионерского монастыря Архимандрита Варлаама и Начальника Серафимовского Скита, Редактора-Издателя журнала «Голос Долга» Иеромонаха Серафима о воспоследовавшей всемилостивейшей ВЫСОЧАЙШЕЙ благодарности, письмом от 15 апреля 1912 г. за № 6773, следующего содержания:

При всеподданнейшем прошении от 25 минувшего марта Вы и начальник Серафимовского Скита Иеромонах Серафим доставили ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ первый номер издаваемого патриотического журнала «ГОЛОС ДОЛГА».

Ныне Начальник Канцелярии Министерства ИМПЕРАТОРСКОГО Двора, Генерал-Лейтенант Мосолов уведомил меня, что за означенное подношение ВЫСОЧАЙШЕ повелено благодарить Вас и Иеромонаха Серафима от Имени ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.

О таковой ВЫСОЧАЙШЕЙ благодарности приятным долгом считаю уведомить».

Экземпляр нового журнала был поднесен и Государыне Императрице, которая также поблагодарила его редактора-издателя – иеромонаха Серафима.

Новый патриотический журнал удостоился милостивого внимания Пермского Архипастыря, Преосвященного Палладия. На первой странице второго номера «Голоса Долга» была опубликована резолюция Его Преосвященства Преосвященнейшего Палладия, Епископа Пермского и Соликамского от 10 апреля 1912 года за № 2120:

«Бог благословит доброе начинание. Приветствую намерение Белогорского монастыря поддержать патриотическое издание иеромонаха Серафима. Журнал «Голос Долга» рекомендую вниманию духовенства Пермской епархии».

Редактор-издатель нового ежемесячного патриотического журнала «Голос Долга» иеромонах Серафим (Кузнецов) удостоился получить «сочувствие и благословение на свои труды по изданию журнала» от Его Блаженства Святейшего Дамиана, Патриарха Иерусалимского. Телеграмма Кир-Дамиана была опубликована во втором номере «Голоса Долга»:

«Иеромонаху Серафиму. Пермь. Из Иерусалима. Благословляем Ваше дело по случаю трехсотлетия славного ЦАРСТВУЮЩЕГО ДОМА РОМАНОВЫХ в убеждении, что будет полезным православию.
Патриарх Дамиан».

Журнал игумена Серафима «Голос Долга» имел целью «поднятие патриотических чувств в русском народе и выяснение лежащего на каждом сыне родины священного долга горячей любви к своей святой Отчизне, помазаннику Божию, Православному Самодержавному Царю и правой живой Православной Церкви Христовой».

В журнале выходили статьи по следующей программе:

1. Выписки из творений Отцов Церкви и из произведений благочестивых писателей, вызываемые потребностями времени.

2. Слова, беседы, речи и статьи разных церковных проповедников и светских ораторов.

3. Назидательные сказания из истории житий святых.

4. Биографии русских героев, выдающихся государственных и местных деятелей.

5. Сказания о проявлении благодатной силы Божией и разного рода чудесных явлениях и исцелениях, извлекаемые из оглашаемых в печати известий.

6. Современные политические и церковные вопросы.

7. Краткие сведения о внутренней и внешней политике.

8. Описания и повествования из истории жизни Церкви, государства и монастырей.

9. Текущие события.

10. Хроника.

11. Библиография.

12. Объявления.

Поскольку издание «Голоса Долга» было приурочено к 300-летию Династии Романовых, это определило одну из основных тем журнала – монархическую. Так, в «Голосе Долга» в 1913 году игумен Серафим опубликовал серию статей Н.А. Ордовского-Танаевского о «ныробском узнике» – боярине Михаиле Никитиче Романове и описание походивших в Чердыни и Ныробе торжеств в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Этот подробный отчет впоследствии был через Обер-Прокурора Святейшего Синода передан Государю. Дело получило ход, и в 1917 году планировалось прославление Михаила Никитича в лике святых, на торжества в Пермскую губернию обещали приехать члены Августейшей Семьи…

19 августа 1912 года в храме Благовещенского синодального подворья Санкт-Петербурга епископ Пермский и Соликамский Палладий (Добронравов) возвел скитоначальника Белогорского монастыря в сан игумена. При вручении игуменского посоха владыка Палладий произнес слово о значении игумена как вождя монашествующих и выразил надежду, что отец Серафим будет достоин высокого игуменского сана. Журнал «Голос Долга» сообщал об этом событии: «Отец Серафим пользуется и в своей губернии, и далеко за ее пределами, известностью как истинный инок, знаток монастырских уставов, духовный писатель и борец за Православие, Самодержавие и русскую народность».

Рассмотрим некоторые из материалов, опубликованных игуменом Серафимом в своем журнале. Они важны не только в плане информационном, но и дают возможность лучше узнать и понять самого редактора-издателя, белогорского скитоначальника, стиль его устных слов, проповедей и литературных трудов. Отец Серафим поставил себе цель «по возможности, стараться говорить поучения народу живым, удобопонятным словом и как можно проще, дабы было понятно для простого и малообразованного человека, избегая по возможности всяких иностранных непонятных слов и, прежде всего, продумав, прочувствовав и выносив все в своей груди…»

8 декабря 1910 года настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам (Коноплев) и скитоначальник иеромонах Серафим (Кузнецов) были приняты в Царскосельском Александровском дворце Императором Николаем II в присутствии наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Это событие стало одним из важнейших в жизни отца Серафима и в 1916 году нашло свое отражение на страницах «Голоса Долга». С особым умилением описывает он радость Цесаревича, получившего с позволения Императора дорогой подарок – крест с частицами святых мощей Иоанна Крестителя и вмч. Георгия Победоносца и с частицей Святого Животворящего Древа Креста Господня: «Его Высочество принял сие благословение с жизнерадостным сияющим лицом и ангельской улыбкой, милостиво посмотрел на меня. На Его лице заметно было радостно-возвышенное настроение и детский духовный восторг».

В 1914 году исполнилось 10 лет со дня смерти основателя и духовного руководителя Белогорского монастыря Пермского епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина. Памяти этого замечательного священнослужителя посвящает игумен Серафим серию статей, опубликованную в «Голосе Долга» в 1914–1915 годах. Материалом для этих статей послужили многочисленные письма отца Стефана к настоятелю Белогорского монастыря отцу Варлааму (Коноплеву) (утраченные в 1923 году вместе с архивом Белогорского монастыря при ликвидации обители). В них – описание событий текущей жизни Пермской епархии и обители, советы, наставления и даже требования – в первую очередь, соблюдения богослужебного и монастырского уставов. Лейтмотивом статей идет данная в различных вариациях фраза: «Настоятель настав <то есть, став настоятелем>, блюди, отче, устав!» Уставное богослужение и строгое иноческое житие братии Свято-Николаевского Белогорского монастыря отец Стефан ставил выше личных миссионерских встреч и бесед белогорского настоятеля с раскольниками. Отец Стефан входил во все подробности монастырской жизни на Белой горе и мечтал окончить свои дни в тиши иноческой кельи. Но Господь судил иначе – последние годы жизни маститый старец посвятил воспитанию «духовного юношества» – семинаристов. Скончался отец Стефан 12 марта 1904 года в Перми и был погребен возле Иоанно-Златоустовской церкви на Пермском подворье Белогорского монастыря. Последнее слово над его могилой произнес иеродиакон Серафим (Кузнецов).

В №№ 8–11 «Голоса Долга» за 1914 год и № 2 за 1915 год было опубликовано подробнейшее описание паломничества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны к святыням Пермской губернии. В 1915 году этот материал вышел отдельной брошюрой в Перми, в типографии Я.С. Гребнева. 12 июля 1914 года пермские светские и духовные власти, жители губернской столицы встречали Высочайшую Паломницу на пристани. Слово от имени монашествующих Пермской епархии было доверено произнести игумену Серафиму (Кузнецову). Вот как описал это событие отец Серафим, который вел повествование от третьего лица: «…имел счастье приветствовать Ея Высочество с благополучным прибытием игумен Серафим следующим приветствием:

«Ваше Императорское Высочество, Благоверная Государыня Великая Княгиня!

Приспе день светлаго торжества, град Пермский радуется и все монашествующие ликовствуют – се грядет Отрасль драгоценнаго для нас Царствующаго рода. Насельники Белогорской обители и Серафимо-Алексеевскаго скита в преддверии скораго лицезрения Вашего Высочества восторженно приветствуют Тебя, Благоверная Княгиня, с благополоучным вступлением в пределы Пермской земли. Да будет благословенно вхождение Твое отныне и до века!»

13–15 июля Елисавета Феодоровна побывала в Белогорском монастыре, посетила и Серафимо-Алексеевский скит, где была радушно встречена скитоначальником игуменом Серафимом с братией. Отец Серафим подробно описал пребывание Августейшей паломницы в своем дальнем лесном скиту. Он встретил высокую гостью хлебом-солью и кратким словом:

«Ваше Императорское Высочество, Благоверная Государыня Великая Княгиня!

Наши небесные покровители: святитель Алексий и преподобный Серафим здесь невидимо с любовию встречают Тебя, Благоверная Княгиня, испрашивая у Господа Бога благословение на Твой жизненный путь и подъятый тяжелый труд служения страждущему человечеству.

Не находим слов выразить вполне дань благодарности за предпринятый труд прибыть в нашу юную обитель и тем утешить нас. Отныне сердца наши еще с большей неразрывностью до самого гроба будут чувствовать духовное единение с Твоим горячо любящим всех сердцем. Мы глубоко верим в Твои святые молитвы и сознаем, что Твое прибытие к нам есть новая и великая милость Божия обители нашей.

Прими, Благоверная Княгиня, по святому русскому обычаю, от смиренных богомольцев Твоих, искренне преданных, пред вратами дома сего святого, хлеб-соль.

Да будет благословенно вхождение Твое отныне и до века».

Промыслом Божиим молитвенным общением с Высочайшей Паломницей были утешены и укреплены белогорские иноки перед наступавшей годиной страшной войны.

В № 8 «Голоса Долга» за 1914 игумен Серафим помещает Высочайший Манифест о начавшейся войне с Германией и последовавшее по этому поводу послание Святейшего Синода. В этом же номере своего издания отец Серафим публикует слово, обращенное к воинам, уезжавшим на поле брани. Это слово отражает настроение и тон, царившие в стране в начале войны. Совсем по-иному будет писать игумен Серафим своему епархиальному архиерею – епископу Андронику (Никольскому) – с фронта в 1915 и 1916 годах. В этих письмах – осознание тяжести постигшего Россию испытания. Но и в это время белогорский скитоначальник сохраняет душевную бодрость и твердость духа, являясь в этом отношении примером своей новой пастве – русским воинам.

В марте 1915 года игумен Серафим уезжает в действующую армию. «Пермские Епархиальные Ведомости» писали: «Популярный в Пермской епархии редактор-издатель ежемесячного патриотического журнала «Голос долга» – начальник Серафимо-Алексеевского скита в Осинском уезде игумен Серафим, выехавший в первых числах марта в Петроград, в настоящее время, по полученным в Перми сведениям, причислен в качестве проповедника Слова Божия к одному из гвардейских полков действующей армии, будучи уже удостоен приема в ставке Верховного Главнокомандующего. Отцом Игуменом Серафимом еще осенью минувшего года предпринято обширное издание «Торжества правды» – летописного дневника современной великой войны народов, богатейший материал для какового издания ему представляется сейчас возможность собрать, как участнику этой войны».

Первое письмо о. Серафима епископу Пермскому и Соликамскому Андронику с фронта датировано 15 марта 1915 года. Страстную Седмицу и Пасху игумен Серафим встретил в окопах, среди солдат. «В Великую Субботу я служил в походной церкви на передовых позициях М. полка. Пасхальную утреню служил в гвардейской дивизии и после службы ночью ушел в окопы, где пробыл до семи часов утра, обойдя окопы всего М. полка. Очень рады были г.г. офицеры и нижние чины, что в Светлую ночь их навестило духовное лицо. Петь в окопах было нельзя, а приветствовал вполголоса, ибо неприятельские окопы от наших местами отстоят очень близко – до 30 сажен. Вперед в окопы я добрался с опытным и смелым офицером благополучно, ибо было темно и неприятель нас не заметил, а в окопах он обратил на нас внимание и открыл ружейный огонь. Когда же пришлось обратно идти из окопов, то было уже светло и враг, увидав нас, открыл сильный ружейный огонь. Пули свистели со всех сторон. Пришлось делать перебежки и часто ложиться на землю, а местами и ползком выбираться из неприятельского огня. Слава Богу, благополучно возвратился – жив и невредим. Бесконечно рад, что пришлось Светлую ночь провести в окопах среди дорогих наших бессмертных героев. Теперь вполне понимаю весь тот ужас, который переживают наши храбрые герои. Велик, и бесконечно велик, и свят их подвиг».

И на фронте, духовно окормляя воинов на передовой, отец Серафим не оставляет публицистической деятельности. Статьи, тексты проповедей и письма с фронта он публиковал в «Пермских Епархиальных Ведомостях» и «Голосе Долга»: «В виду моего пребывания в Действующей Армии, прошу корреспонденцию на мое имя посылать в редакцию журнала «Голос Долга», каковая и будет таковую пересылать мне по месту моего пребывания». Только времени на литературные труды остается мало: «В виду моего пребывания в Действующей Армии, издаваемый мною журнал «ГОЛОС ДОЛГА» за май и июнь выйдет одновременно в одном номере».

В конце лета 1915 года игумен Серафим возвращается с фронта в родную обитель. По пути 6 августа 1915 года он побывал в Москве, где посетил в Марфо-Мариинской обители милосердия Великую Княгиню Елисавету Феодоровну и после Литургии произнес проповедь, текст которой опубликовал в своем журнале.

В № 3 «Голоса Долга» за 1916 год помещено слово игумена Серафима, произнесенное 9 марта этого года при погребении в Серафимо-Алексеевском скиту схимонаха Палладия – земляка скитоначальника, с которым он в юности убежал на Афон. Очень теплое, полное личных воспоминаний «слово». Рассказывая о своем юношеском влечении к монашеской жизни, которое разделял его чердынский друг Никита – будущий монах Михаил, в схиме Палладий, игумен Серафим пишет: «…вспоминаю былые времена, когда мы совещались в укромных местах, как пленники придумывали разные способы вырваться из мира; не могут быть забыты те часы и минуты нашего с тобой совещания о бегстве из мира – то на колокольне Богословской церкви, то на кладбище, то на Троицкой горе, то в пути на богомолье, в Ныроб. Живо помню, как я тайно от родных поехал с тобой совсем безвозвратно на Афон, но, видимо, не было еще воли Божией, и мы, независимо от нас, возвратились обратно. Ты – из Одессы, а я из Перми». Но мечта их осуществилась – в 1908 году схимонах Палладий – тогда еще монах Михаил – сопровождал скитоначальника в поездке на Святую Землю и Афон.

Весной 1916 года Белогорский скитоначальник снова уезжает в действующую армию. В «Голосе Долга» появляется уже знакомое объявление: «В виду моего пребывания в Действующей Армии, прошу корреспонденцию на мое имя посылать в редакцию журнала «ГОЛОС ДОЛГА», каковая и будет таковую пересылать мне по месту моего пребывания». Выпуск журнала в 1916 году не прекращается…

* * *

На последней странице обложки №12 «Голоса Долга» за 1912 год помещено объявление о подписке на 1913 год. Редактор-Издатель – игумен Серафим надеялся, «при помощи Божией, выпускать журнал ежемесячно в размере от 1 ½ до 2 ½ печатных листов» и верил, что «читатели найдут в нем духовное утешение и необходимые сведения, что да послужит уму назиданием и просвещением, сердцу утешением, для воли – укреплением на всякое благое дело и горячую любовь к Отечеству». Планировалось приложение к журналу – «по желанию подписчиков, из двух одна книга: «Под впечатлением торжеств открытия св. мощей святителя Иоасафа Епископа Белгородского, в 1911 году», или «Казанский Миссионерский Съезд», 2-й том. Сочинение Игумена Серафима». Редактор-издатель «Голоса Долга» полон творческих планов…

Объявление о подписке на будущий, 1915 год, было и на последней странице обложки №12 «Голоса Долга» за 1914 год. Редактор-Издатель – игумен Серафим надеялся, «при помощи Божией, выпускать журнал ежемесячно по примеру прошлых лет». Планировалось издание приложения к журналу – «летописного дневника великой отечественной войны 1914 г.» под названием «Торжество правды».

…А война все продолжалась… На последней странице обложки №12 «Голоса Долга» за 1915 год помещено объявление о подписке на 1916 год. Планировалось издание приложения к журналу – 2-го тома «летописного дневника великой отечественной войны 1914-1915 гг.» под названием «Торжество правды».

«Вступая в шестой год своего издания…» – так начиналось уже традиционное объявление о подписке, помещенное на последней странице обложки 12–го номера «Голоса Долга» за 1916 год – принималась подписка на год 1917 – а приложением планировалось издание третьего тома «Торжества правды» – летописи великой войны 1914-1916 годов… Это был последний номер «Голоса Долга».

Материалы по теме

Доклады