Миссия женских православных монастырей в современных условиях

Игумения Мария (Сидиропулу)

Доклад игумении Марии (Сидиропулу), настоятельницы монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе (Германия, РПЦЗ) на международной конференции «Монашество и современный мир» (Большая Соборная палата подворья святого Прокопия ставропигиального мужского монастыря Киккской иконы Божией Матери. Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы и матери, благословите!

Готовясь к докладу, я думала о том, как же ограничиться в своем сообщении миссией только женских монастырей, потому как в структуре и функции особых отличий в мужском и женском монашестве не существует, и обеты у нас одни и те же. Несть мyжеский пол, ни жeнский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3:28), говорит апостол Павел.

Но нет сомнения в том, что мужская природа отличается от женской, и что, принимая постриг в монашество, обновляется дух, как и при святом Крещении, но природа не меняется. Каждой из двух природ свойственны свои дары, и женской Господь сообщает их не в меньшей мере, чем мужской. Ведь когда Бог создал Еву, то дал ей предназначение – быть помощницей Адаму. Женская душа как творение Божие была наделена особыми, отличными от Адама талантами, и в теле святой Церкви Адаму отводится место главы как господствующему над всеми творениями и давшему всем им названия, а Еве – место сердца – как способной любить, быть верной, терпеть и страдать. И эта наследственность никуда не исчезает, а наоборот, является определяющей и характеризует монашество двух разных природ.

История женского монашества корнями уходит в египетскую землю. Как нам известно, в Египте с одной стороны реки Нила был мужской монастырь святого Пахомия, а напротив была расположена женская обитель, где игуменией была родная сестра преподобного, Мария. В пахомиевом женском монастыре действовали те же самые правила, которые преподобный установил для своих мужских монастырей. Для женской обители Пахомий назначил благоговейного пресвитера Петра, чтобы он заботился о новооснованном монастыре и о неизменном соблюдении, как и в мужском монастыре, монашеских правил и порядков.

Святитель Иоанн Златоуст, в «Беседе четвертой на Евангелие от Матфея» писал о женском монашестве следующее: «В стране Египетской можно видеть Христово воинство, и чудное общество и образ жизни, свойственные горним силам. И это открыто можно видеть не только на мужах, но и на женщинах. Ибо и они любомудрствуют не менее мужей. Они не берут щитов, не садятся на коней, но вступают в иную, гораздо труднейшую брань. Ибо они, как и мужи, вступают в брань с диаволом и властями тьмы; и в сей брани естественная сла- бость пола вовсе не служит им препятствием; ибо нужно судить о таковых бранях не по естеству тел, но по произволению души. Посему и жены часто превосходили подвигами своих мужей и воздвигали славнейшие знамения победы».

В современной практике женское монашество чаще всего встречается в форме общежительного образа жизни. И для современного общества именно общежительный образ жизни, в центре которого поставлены взаимоотношения Бога и человека, является важной миссией.

Под влиянием существующих условий и, в частности, чрезмерного пользования интернетом происходит глубокое разобщение духовных сил человека, развивается подвластность греховным навыкам, рассредоточенность ума, неспособность сконцентрировать внимание на главном.

При всем этом, современный человек очень самолюбив. Вместо христолюбия в обществе царит порок самолюбия – одна из самых страшных болезней нашего века, от которой и происходят все беды. Когда монашествующие в условиях общежительного образа жизни подвизаются против страсти самолюбия, то с Божией помощью достигают состояния боголюбия, а значит и человеколюбия. Ум становится целомудренным, и они приобретают в душах своих небесную гармонию взаимоотношений с Богом, которая излучается всем, кто встречается с ними на их жизненном пути.

Когда человек живет в достатке и в свое удовольствие, он боится смерти, этого ключевого момента земной своей жизни, отгоняет от себя и мысль о ней и не верит в загробную жизнь. А смерть в православном понимании есть некий неизбежный биологический процесс, который сопровождает человека в этой земной жизни с самого момента его рождения на этот свет.

Один только внешний вид православных монахов и монахинь и само монашеское одеяние напоминает уже о смерти, но и растворяет этот страх человека спокойствием и крепостью духа монашествующих.

Миссия как женского, так и мужского монашества заключается поэтому и в том, что в течение всего монашеского пути, на примере своей жизни, которая есть ежедневная смерть ради Христа, а также – преодоление смерти жизнью во Христе, несут они эту весть о загробной вечности всем, кто переступает порог их монастырей, – весть о той важной Встрече за гробом, к которой мы готовимся всю свою земную жизнь.

Любовь к Богу и ближним, которая является сущностью жизни и деятельности не только монашеского сословия, но и каждого православного христианина, осуществляются при определенных условиях. Условия эти перечисляет нам святой апостол Павел, когда дает нам советы о соблюдении послушания, целомудрия и произвольной нищеты. Три павловых совета, а впоследствии три обета монашествующих: послушание, девственность и нестяжательность, являются для современного человека врачевством от трех лютейших болезней нашего времени – гордости, блуда и любостяжания.

Так, послушанием, которое рождает смирение, преодолевается всякое высокомудрие, и человек исцеляется от гордыни; воздержанием сохраняется дух бодр (дyх убо бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41)), а нестяжательностью человек исцеляется от жадности.

Современному обществу не хватает стойкости и мужества для преодоления лености, потому что в основе жизненной философии сегодня лежит подход, в соответствии с которым человек должен добиваться успеха без особых затрат труда и потерь времени. И очень важно, что, посещая монастыри и становясь свидетелями монашеского образа трудолюбивой и терпеливой жизни, человек может вдохновляться живыми примерами и подражать им.

Кто не согласится со мной, если скажу, что именно в женских монастырях, наряду с внешним уютом и во всем присутствующей гармонией и тишиной, преобладает наследственная женской природе «миссия сердца». Посетители женских монастырей, уставшие от житейской суеты и навязываемых временем проблем, получают отдохновение и утешение от свойственного женскому монашеству радушного гостеприимства, заботливого угощения, теплоты и скромного слова. Нередко слышим такое выражение, как «отогрелся душой» в монастыре. Переступая порог женской обители, человек попадает как будто бы в объятия своей матери. Вся атмосфера вокруг, равномерность во всем и монастырская тишина снимают напряжение в душе, человек успокаивается в стенах монастыря, пропитанных ежедневными молитвами, и естественным образом располагается к доверительной беседе, к тому, чтобы рассказать о своих внутренних переживаниях, получить совет. В подобных неофициальных материнских наставлениях нередко полагается начало возвращению душ в «объятия Отча».

Не случайно, к монахиням обращаются самыми близкими, родными словами: сестра, мать, матушка. Вполне оправдывая такое именование, эти настоящие сестры и матери мудрым словом и советом помогают переносить боль, несправедливость, болезни или смерть близких. Не выходя за рамки иноческого образа жизни, опираясь на церковное Предание, монахини указывают чадам Церкви Христовой спасительный путь.

Сегодня в России хрупкие плечи женского монашества несут огромный труд участия в возрождении духовных традиций, в восстановлении разрушенных монастырей (нередко на месте опустевших мужских), строительстве храмов, а самое главное – в возрождении настоящего монашества как оплота Православной Церкви. Унаследованная «миссия сердца» – это дело милосердия, которое не умирает. Под опекой многих женских монастырей по всему миру и по сей день находятся дома престарелых, сиротские детские дома, психиатрические больницы. Сегодня при многих монастырях Русской Церкви действуют образовательные и просветительские курсы, богословские школы.

Внутренняя и внешняя жизнь монастырей обусловливается многими факторами: это может быть и сама страна, на территории которой находятся монастыри – православная либо инославная с ее политической и социальной обстановкой. Совсем другие условия в стране, в которой исповедуется ислам. Совершенно особые условия в миссии монашествующих на Святой Земле, где противоречия между христианами, мусульманами и иудеями становятся все интенсивнее. Наши сестры и братия там, как «на горячей сковороде» (с одной стороны, от палящего иерусалимского солнца, а с другой – от постоянных войн и бурлящей городской жизни), противостоят всему этому непрерывной молитвенной и богослужебной жизнью, оставаясь хранителями христианских святынь и служа с «авраамовым гостеприимством» приезжающим богомольцам.

Мы, монашествующие, также имеем примеры для вдохновения и подражания в исповеднической жизни наших сестер и матерей, находящихся в чрезвычайных военных условиях, как, например, в Косово и Метохии. Словами Его Преосвященства Феодосия, епископа Рашко-Призренского и Косовско-Метохийского из его выступления на международном симпозиуме в Жиче можно точнее выразить эту ситуацию: «... мне хотелось бы вспомнить женские монастыри Косово и Метохии, насельницы которых в эти трудные времена показали особую верность своему Жениху Христу, а через это и верность своей Церкви, своим обителям, в которых они живут и в которых они посвятили свою жизнь Христу. Взирая на это и всматриваясь в личности наших матушек-игумений и монахинь, я удивляюсь их мужеству. Поистине, предо мною постоянно встает образ Богородицы и жен-мироносиц, которые были со Христом на Его Голгофском пути и которые остались верны Ему и у самого Креста. И их пример добавил мне храбрости и воодушевил на то, чтобы я сам со своим братством следовал по тому же пути, чтобы через эту нашу верность Христу показать, как мы любим Господа, а эта любовь в самой большой степени может проявиться, когда наступают тяжелые времена, времена страданий. Действительно, наши монахини, как жены-мироносицы, – самые близкие Христу, самые верные Христу, и они для нас являются образцом и примером, чтобы и нам, служа Христу, в своей жизни быть верными Ему, чтобы Господь нас принял и наградил и вселил в Своем Царствии Небесном».

Итак, в какие бы условия мы ни были призваны для прославления Бога делами, словами либо личным примером, главное, чтобы никогда не прекращало звучать в душе: Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душе моя, Господа (Пс. 102:22).

Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции на Кипре «Монашество и современный мир»
Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера
Участники международной конференции на Кипре «Монашество и современный мир»
Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера

Доклады