Тверской архиепископ Павел (Пономарев; 1749–1803): материалы к жизнеописанию

Митрополит Тверской и Кашинский Савва

В 2019 году исполняется 270 лет со дня рождения архиепископа Тверского Павла (Пономарева) и 220 лет со времени его возведения в архиерейский сан. Казалось, ему было отпущено не так уж и много – всего 56 лет, но жизнь его была и яркой, и выдающейся. Сегодня мы хотели бы вспомнить основные вехи его судьбы: историю происхождения, получение образования, преподавательскую деятельность, наместничество в Троице-Сергиевой лавре, настоятельство в четырех ставропигиальных московских монастырях, архиерейство на трех знаменитых архиерейских кафедрах.

Будущий владыка родился 4 октября 1749 года в селе Александрова слобода Дмитровского уезда Московской губернии. В крещении получил имя Петр.

Его отцом был Николай Сергеевич Пономарев (1729–1784), диакон собора Рождества Христова. Он всю свою жизнь прослужил в Рождественском соборе: двадцать лет – диаконом (1755–1775), а после рукоположения в иерейский сан в 1775 году почти десять лет – священником (1775–1784), вплоть до своей кончины. Мать – Татьяна Ивановна (род. ок. 1731) являлась дочерью священника Успенского женского монастыря Александровой слободы.

Род Пономаревых был тесно связан с Рождественским собором. Сама фамилия оказалась производной от профессиональной деятельности – ведь и дед, и прадед Петра Пономарева служили соборными пономарями – звонарями соборной колокольни.

Дед, Сергей Васильев Пономарев (ок. 1706 – после 1771) – с 1720 года сорок лет пономарствовал в соборе. В 1755 году был отрешен от должности за малограмотность – «понеже кроме псалмов ничего не умеет», но спустя семь лет – восстановлен в должности и вновь произведен в пономари «в рассуждении его старости, по которой к научению того надежды не видится, и что пономарская должность требует только благовесту и звону и по церкви чистоты». Звонил в соборные колокола еще пять лет. В 1768 году по старости, из-за болезни и слепоты получил окончательное увольнение, уступив свое звонарское место сыну Михаилу.

Прадед, Василий Федоров Пономарев (ок. 1686 – до 1744) служил звонарем при Рождественском соборе в первой половине XVIII века – с 1705 по 1722 год.

Несколько поколений предков Петра Пономарева состояли в духовном сословии, служили Церкви [1]. Это предопределило и его собственную судьбу.

В возрасте 11 лет, 10 января 1760 года, он поступил в духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре. Детство кончилось, началась учеба, теперь и его дом, и его семья остались позади [2].

За годы обучения в семинарии Петр Пономарев зарекомендовал себя прилежным и старательным учеником. Выходец из рода александровских пономарей, он оказался в числе первых семинаристов, благодаря чему получил возможность продолжить образование в Москве. В 1768 году он поступил в Славяно-греко-латинскую академию для углубленного изучения богословия.

Достижения и таланты Петра по достоинству оценил московский митрополит Платон (Левшин), ректор Московской академии, курировавший лаврскую семинарию. По благословению московского владыки Петр стал студентом Московского университета, где изучал иностранные языки, философию, словесность.

И здесь Петр Пономарев стал одним из лучших. Университетский преподаватель немецкого языка Сергей Иванов считал его одним из способнейших учеников: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал…»

После получения блестящего образования – как духовного, так и светского, в 1772 году Петр Пономарев стал преподавателем Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Ему поручили преподавание иностранных языков – французского и немецкого, которыми он сам владел в совершенстве.

Серьезный перелом в его жизни случился в 1775 году, когда он в возрасте 25 лет принял монашеский постриг с наречением имени Павел. Это, действительно, изменило многое – и образ жизни, и образ мысли, и жизненные цели, и род деятельности. Принять монашество он решил по совету и благословению митрополита Платона (Левшина).

Постриг был совершен в июне, а уже в августе, по протекции московского духовного владыки, Павел становится наместником Троице-Сергиевой лавры. Эту высокую должность в самом значительном монастыре России он занимал ровно семь лет – с августа 1775 года до августа 1782. Пребывая в лавре, иеромонах Павел продолжил преподавательскую деятельность – по-прежнему обучал семинаристов языкам и истории.

В 1782 году он возводится в сан архимандрита и ему поручается должность ректора Московской Славяно-греко-латинской академии. Тогда же он становится цензором сочинений духовного содержания.

С этого времени в жизни архимандрита Павла открывается период настоятельства в ставропигиальных обителях Москвы и ближнего Подмосковья. В течение двенадцати лет он управлял четырьмя монастырями:

Заиконоспасским (август 1782 – ноябрь 1783),

Симоновым (27 ноября 1783 – 13 октября 1785),

Воскресенским Ново-Иерусалимским (13 октября 1785 – 14 января 1786),

Новоспасским (14 января 1786 – февраль 1794).

Как видим, Заиконоспасский и Симонов монастыри он возглавлял около года каждый, Новоиерусалимский – всего три месяца, а Новоспасский – значительно дольше – целых восемь лет. В Новоспасском он немало потрудился над благоустройством обители. Так, им были обновлены церкви Знамения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, храм преподобного Сергия Радонежского под колокольней [3].

С 1792 года архимандрит Павел был введен в круг членов Святейшего Синода, в связи с чем довольно много времени проводил в столице. Здесь он был представлен к императорскому двору. 24 ноября 1793 года, в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны, в Большой придворной церкви он говорил слово, посвященное этому государственному торжеству. Его выступление имело успех.

Пребывание в столице, вращение в высших кругах способствовали тому, что вскоре в жизни архимандрита Павла открывается новый этап – архиерейский. 12 февраля [4] 1794 года он был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

Прибытие епископа Павла в Нижний Новгород совпало с днем праздника в честь святителя Николая Чудотворца. На следующий день он совершил свою первую Литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. В слове, обращенном к пастве, владыка произнес: «Радуюсь и веселюсь духом, сподобившись узреть Богоспасаемый сей град, и вас купно, о возлюбленная о Иисусе Христе и чада, и братия, и преискренняя моя…»


Биограф нижегородских иерархов архимандрит Макарий (Миролюбов) говорил о нем, как о строгом и целеустремленном правителе: «Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их» [5]. Действительно, новопоставленный архиерей был нетерпим к порокам и невежеству в среде духовенства, настойчиво и решительно карал за их проявления. В качестве мер наказания применялись ссылка «в монастырское подначальство» в черные труды, временный запрет в священнослужении, лишение священного сана. Преосвященный Павел часто посещал различные приходы своей епархии, лично проверяя состояние дел на местах. Выступал против раскольников, действуя последовательно и целенаправленно.

Новый нижегородский владыка озаботился состоянием образования в своей епархии. Приложил усилия к улучшению дел в Нижегородской духовной семинарии, удвоил денежное содержание этого учебного заведения. В то же время он предъявил более строгие требования, как к преподавателям, так и к ученикам. Распорядился, чтобы дети духовного звания по достижении ими десятилетнего возраста поступали в духовную семинарию; требовал, чтобы семинаристы проживали в казенных корпусах, под надзором их наставников.

В Нижнем Новгороде Преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который посетил этот город в 1797 году. Для встречи государя Спасский собор был спешно отремонтирован, для священнослужителей изготовлены новые ризы, а певчие одеты в форменные платья.

26 октября 1798 года по указу Синода епископ Павел возглавил Тверскую епархию.

Последнее богослужение в кафедральном соборе Нижнего Новгорода владыка совершил 24 ноября. В своем прощальном слове он обратился к пастве со словами благодарности. «Во-первых, – говорил он, – благодарю Бога, сподобившаго меня потрудитися в вас и подкреплявшаго мя на пути труда; а притом благодарю и вас, братия, яко восприяли меня с любовию и облегчали труды мои вашим охотным слушанием и усердием» [6].

За усердную деятельность в Нижегородской епархии епископ Павел был награжден орденом святой Анны 1-й степени. Памятником его нижегородского архиерейства явился новый большой колокол кафедрального Спасо-Преображенского собора – главного храма епархии. Он весил почти 12 тонн (715 пудов), был отлит 2 ноября 1795 года; в надписи, имевшейся на нем, было увековечено имя «Преосвященнейшего Павла, епископа Нижегородского и Алаторского» [7].

Из Нижнего Новгорода к месту своего нового назначения – в Тверь Павел отправился 2 декабря 1798 года. Тверским владыкой он оставался больше года. Впрочем, немалую часть этого срока он провел в российской столице – Санкт-Петербурге, этого требовала от него необходимость присутствия в Священном Синоде.


Пребывая на Тверской архиерейской кафедре, епископ Павел был удостоен возведения в сан архиепископа. Это произошло 15 мая 1799 года [8].

26 декабря 1799 года архиепископ Павел получил новое место служения – был поставлен во главе Ярославский епархии. По отзывам современников, в Ярославле, как и в Нижнем Новгороде, его считали человеком строгим и даже суровым. Однако его строгость сопрягалась со справедливостью и милосердием.

Его самоотверженные труды были вознаграждены вручением ему в 1801 году ордена святого Александра Невского.

В 1803 году ярославский архиерей лишился членства в Синоде. Как отмечают его биографы, это стало для него серьезным ударом и, вероятно, приблизило его кончину: «он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развившаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу» [9].


Архиепископ Павел скончался 19 марта 1806 года. Восемь дней его тело пребывало в храме архиерейского дома, куда жители Ярославля стекались для прощания со своим пастырем. 28 марта он был похоронен в кафедральном Успенском соборе, с правой стороны, «у стены близ входа в теплый собор». Место захоронения обозначало мраморное надгробие [10].

Если обратиться к хронологии его жизни и попытаться выделить определенные этапы его судьбы, получится следующая картина:

1749–1760 – воспитание в семье (Александрова слобода)

1760–1772 – получение образования: семинария, академия, университет (Троице-Сергиева лавра, Москва)

1772–1782 – преподавание в семинарии, наместничество в лавре (Троице-Сергиева лавра)

1782–1794 – настоятельство в ставропигиальных монастырях (Москва)

1792–1803 – членство в Священном Синоде (Санкт-Петербург)

1794–1806 – архиерейство (Нижний Новгород, Тверь, Ярославль).

Получивший прекрасное образование и наделенный немалыми талантами, архиепископ Павел известен как переводчик, проповедник и церковный историк.

Знание языков позволило ему заниматься переводами иностранных книг на русский язык. В основном его интерес был обращен к французским изданиям. Один из его переводов – история о Фивском полководце Эпаминонде, в конце XVIII века был издан и получил широкую известность [11].

Пребывая в Троице-Сергиевой лавре, он изучил ее историю и в 1782 году выпустил в свет описание этой прославленной обители. За последующие тридцать лет оно выдержало девять переизданий [12].


Архиепископ Павел был известным проповедником своего времени. Произнес немало слов и проповедей. Некоторые из них известны во фрагментах. Полностью опубликовано всего одно его слово, произнесенное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны [13]. Современники считали его образцовым, классическим. Наряду с подобными произведениями митрополитов Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова), оно помещалось в русские хрестоматии.

Будучи членом Российской Академии, архиепископ Павел трудился над составлением «Словаря Академии Российской», составил примечания к его 5-й и 6-й частям.

Итак, тверской владыка Павел (Пономарев) прожил достойную жизнь, вместившую немало значительных свершений. Внук и правнук церковных пономарей, он получил отменное образование, сделал выдающуюся духовную карьеру, достиг вершин церковной власти. Наиболее ярко в его судьбе проявились лаврское наместничество, новоспасское настоятельство и ярославское архиерейство.

Тверскую епархию он возглавлял относительно недолго, но имя его навеки вписано в плеяду тверских духовных владык.


Библиография

Сочинения и переводы архиепископа Павла

Павел (Пономарев), иером. Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829.

Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). М., 1774.

Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. СПб., 1793.

Историческая литература об архиепископе Павле

Архиепископ Павел (Пономарев) // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М., 1896–1913. Т. 13. С. 71–72.

Архиепископ Павел (Пономарев) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907. Т. 22-а (кн. 44). С. 547.

Дурново Н. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М., 1888. С. 24, 42, 58.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. СПб., 1827. Т. 2. С. 144-145.

Лебедев А. Успенский кафедральный собор в городе Ярославле. Ярославль, 1869. С. 38.

Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1868. Вып. 4. Отд. 2. С. 68–69.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857. С.  80–187.

Сергия (Каламкарова), монахиня. Город Александров. Собор Рождества Христова: священнослужители // Успенский женский монастырь города Александрова: сайт. URL: http://alexandrov-obitel.ru/?p=4395 (дата публикации 12.01.2017)

Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 323–324, 354–355.

Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 350–352, 372, 374, 505–506.

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. СПб., 1885–1888. Т. доп. С. 17–19.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 145, 147, 152, 160, 334, 445, 607.

Титов А. А. Павел Понамарев, архиепископ Ярославский и Ростовский (1749–1806) // Русский архив. 1910. С. 439–445.

Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. Тверь, 1859. С. 147–149.


[1] История рода Пономаревых в XVIII веке исследована монахиней Александровского Успенского монастыря Сергией (Каламкаровой).

[2] Прежде чем мы расстанемся с семьей Петра Пономарева, скажем несколько слов о его братьях. Петр был самым старшим в семье, у него было три младших брата. Все трое, как он, закончили Троицкую духовную семинарию, но их судьбы сложились по-разному. К примеру, Козьма (род. ок. 1757) на церковном поприще отнюдь не преуспел. В 1784 году, когда умер их отец, мать хлопотала, чтобы Козма занял его место в штате Рождественского собора, но экзамен, устроенный ему в духовной консистории, показал, что он не годится быть не только священником, но и даже пономарем: «в чтении так туп, что некоторых речей и складывать не умеет, в пении вовсе недостаточен, а потому не только священником или диаконом быть неспособен, но и понамарской должности исправить не может». В итоге, в том же в 1784 году Козьму отчислили из духовного звания в светское ведомство. Адриан (род. ок. 1759), вероятно, стал священно-церковно-служителем. А младший, Стефан (род. ок. 1765), после семинарии продолжил образование в Московском университете, так же, как и самый старший брат Петр.

[3] Восьмилетнему настоятельству архимандрита Павла в Новоспасском монастыре мы надеемся посвятить отдельное исследование.

[4] По другим сведениям – 20 марта.

[5] Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857. С. 182–183, 184.

[6] Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии … С. 185–186.

[7] Макарий (Миролюбов), архимандрит. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857.

[8] Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. Тверь, 1859. С. 148.

[9] Титов А. А. Павел Понамарев, архиепископ Ярославский и Ростовский (1749-180) // Русский архив. 1910. С. 443–444.

[10] Титов А. А. Павел Понамарев … С. 444.

[11] Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). М., 1774.

[12] Павел (Пономарев), иером. Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829.

[13] Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. СПб., 1793.

Савва, митрополит Тверской и Кашинский,
доктор церковной истории

Материалы по теме

Предстоятель

Новости

Публикации

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге
Памяти иеросхимонаха Ермогена (Шаринова), духовника Новоспасского мужского монастыря
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге
Памяти иеросхимонаха Ермогена (Шаринова), духовника Новоспасского мужского монастыря
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Монастыри

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь