20 декабря 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, в зале библиотеки Сретенской духовной академии состоялось заседание круглого стола «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях». Мероприятие, проводимое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, собрало 65 участников – архипастырей, наместников, игумений и насельников ставропигиальных монастырей и монашеских обителей Московской митрополии.
Перед началом заседания председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност вручил игумении Антонии (Корнеевой), настоятельнице Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря орден Великой княгини Елисаветы Феодоровны III степени и поздравил матушку с 65-летием.
Затем Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся с приветствием и передал слово ведущей круглого стола – игумении Иулиании (Каледа), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельнице Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Матушка кратко познакомила участников с повесткой собрания, рассказала о мероприятиях, посвященных увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, прошедших в епархиях, и попросила выступить протоиерея Кирилла Каледу, настоятеля храма новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове.
В начале своего выступления протоиерей Кирилл напомнил присутствующим о покровительстве, какое оказывает Русской Церкви Божия Матерь – об этом свидетельствует и история Сретенского монастыря, в стенах которого проходит круглый стол, и явление чудотворного Казанского образа; нельзя забывать и произошедшее в начале XVIII столетия явление Пресвятой Богородицы преподобному Иову на острове Анзер на Соловках. И к сожалению, сказал отец Кирилл, в нашем церковном сознании до сих пор не возникло глубокого понимания, сколь значимо было явление Державного образа Божией Матери в 1917 году. Всё это должно привести нас к мысли, что, несмотря на неслыханные гонения, которые претерпела наша Церковь в ХХ веке, – этот период нужно называть не трагическим, а славным, ибо это была прежде всего история стояния за веру. Священномученик Серафим (Чичагов) еще в 1930-е годы предсказывал, что Церковь явит великий сонм мучеников – явит миру, фактически отошедшему от Христа, идеал, за которым нужно следовать. Русь показала, что она святая. Никогда на Руси одновременно не жило такое количество святых – людей, готовых пожертвовать собой за Христа, готовых исповедовать веру в Бога даже после двадцатилетних жесточайших гонений и атеистической пропаганды (протоиерей Кирилл напомнил о результатах переписи 1937 года, когда миллионы граждан СССР заявили о том, что они верующие).
Вместе с тем, настоятель храма на Бутовском полигоне с горечью отметил факт, что из 118 церквей, уже построенных в Москве по программе «200 храмов», только 6 освящены в честь новомучеников. Это на сей день отражение того, какое место в нашей духовной, молитвенной жизни занимают наши соотечественники, претерпевшие за веру. Наша обязанность так хранить о них память, чтобы их подвиг не оказался тщетным – сказал в заключение протоиерей Кирилл.
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы обратил внимание собравшихся на то, что Данилова обитель с первых лет восстановления – а в 2023 году монастырь отметил 40 лет возрождения монашеской жизни – проводит систематическую работу по поиску документов о братиях, пострадавших в годы репрессий. Многочисленные запросы направлялись монастырем в столичные и провинциальные архивы, а также архивы республик, некогда находившихся в составе СССР. К настоящему моменту известны имена двадцати насельников монастыря, канонизированных в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. В Даниловский помяник внесены и имена не канонизированных восьмидесяти девяти братий, духовенства и мирян, связанных с монастырем и пострадавших за Церковь в годы богоборчества. Все материалы тщательно изучаются и систематизируются. Многие опубликованы в виде печатных изданий – в книгах монастырского издательства, альманахе «Даниловский благовестник», газете «Даниловцы», а также размещены на электронных ресурсах монастыря – на сайте, в интернет-журнале и соцсетях. Несколько изданий выдержала книга, посвященная преподобноисповеднику Георгию (Лаврову). Его мощи находятся в Покровском храме обители, и каждую среду у раки совершается молебен с акафистом. 4 июля 2023 года, в день памяти преподобноисповедника Георгия, была открыта мемориальная келья святого.
Хорошо известны книги издательства «Даниловский благовестник» о последнем перед закрытием настоятеле монастыря: «Положил основание на камне… Жизнеописание архиепископа Феодора (Поздеевского)» и «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». На протяжении нескольких лет готовится посвященная ему монография. Насельники и сотрудники Данилова монастыря принимают участие в конференциях, круглых столах, вечерах памяти с докладами о даниловских новомучениках. Епископ Алексий поделился впечатлениями о вечере памяти насельника Данилова монастыря священномученика Григория (Лебедева), в котором по приглашению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия владыка принял участие в сентябре этого года. Отвечая на вопрос игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Зачатьевского ставропигиального монастыря, наместник Данилова монастыря рассказал о том, что в обители постриженикам дают имена в память о новомучениках монастыря. «Изучение жизни и подвига новомучеников, сохранение исторической памяти – важнейшая составляющая не только в деле воспитания нового поколения, но и духовного возрождения народа», – отметил в своем выступлении епископ Алексий.
Игумения Викторина (Перминова) настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в своем выступлении выразила благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всем организаторам круглого стола за возможность соборно обратиться к памяти подвижников, новомучеников, исповедников, чтобы из житий предшественников черпать живую воду – спасительные уроки, которые могут поддержать и вдохновить к подражанию. «Мы призваны подражать святым подвижникам и духовным наставникам, – отметила игумения Викторина, – потому что их жизнь – это реальный опыт достижения святости. Ведь они имели такое же человеческое естество, как и все мы, боролись с теми же страстями и немощами, но несмотря ни на что, победили, достигли Царствия Небесного». Далее матушка рассказала о святых покровителях обители и подвижниках благочестия, пока еще не прославленных в лике святых, но подвизавшихся в монастыре в разные годы, пострадавших в период гонений ХХ века, а также о тех, чье служение было связано с монастырем. Всех их, по словам игумении Викторины, объединял дух Христов. Память о них сегодня бережно хранят сестры обители. Особо почитаемым в монастыре местом является устроенная под землей костница, над которой водружен крест. Здесь погребены останки расстрелянных в исправтруддоме (то есть, месте заключения, а фактически это был небольшой концлагерь), находившемся на территории монастыря в годы гонений ХХ столетия. На разоренном в советское время монастырском кладбище производились расстрелы, там же погребали убитых. Восстанавливая обитель, насельницы находили многочисленные черепа и косточки. Все они были собраны, очищены и теперь пребывают в том месте, куда каждый день приходят сестры, чтобы помолиться об упокоении погребенных и попросить молитв тех, кто праведной жизнью и страданиями достиг Царствия Небесного. Матушка выразила уверенность в том, что не прекращающиеся ни на день почитание и молитва помогают монастырю, созидая его внутреннюю жизнь и способствуя восстановлению.
Епископ Видновский Тихон, наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря рассказал об увековечении памяти священномученика Василия Озерецковского, с начала 1930-х годов служившего в храме Рождества Богородицы в селе Ивано-Теремец Михневского района Московской области (ныне городской округ Ступино). Храм с 1994 года является подворьем Екатерининского монастыря. Отец Василий в 1937 году был арестован и приговорен к расстрелу, похоронен в общей могиле на Бутовском полигоне. В Екатерининском монастыре написана икона святого, установлена памятная доска, издана книга, повествующая о его жизни. В монастыре также чтят память екатерининского насельника преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого, окормлявшего в стенах монастыря эвакуированных из Польши сестер Красностокского монастыря. Они тоже окончили жизнь на Бутовском полигоне и прославлены в Соборе Бутовских новомучеников. Владыка Тихон также напомнил, что Екатерининский монастырь принимал непосредственное участие в строительстве храма в честь новомучеников на месте массовых расстрелов в Коммунарке (в 1990-2000-х годах там находилось монастырское подворье).
Епископ Озерский Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря поделился новостями, связанными с восстановлением кладбищенского соловецкого храма преподобного Онуфрия Великого, единственного храма, в котором разрешалось молиться заключенным Соловецкого лагеря особого назначения. Храм действовал до 1929 года как приходской, именно в нем в 1926 году состоялось официально разрешенное в лагере пасхальное богослужение. После восстановления, по словам владыки Порфирия, церковь получит второе освящение в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наместник Соловецкого монастыря также сообщил о примечательном факте, который обращает на себя внимание как иллюстрация духовной связи между Церковью земной и Церковью Небесной. Во время посещения Святейшим Патриархом и всея Руси Кириллом Соловецкого монастыря выяснилось, что место, где расстреливали заключенных, находилось напротив жертвенника в алтаре этого храма.
Далее в своем выступлении владыка описал, как будет развиваться постоянно действующая в монастыре экспозиция, посвященная подвигу новомучеников, а также рассказал об информационной работе по сбору документов о пострадавших в Соловецком лагере, которую с 90-х годов ведет монастырь. Наместник Соловецкого монастыря обратил внимание участников круглого стола на то, что проект, инициированный обителью и созданный совместными усилиями верующих людей, – база данных «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке» (https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/) – получил общецерковное признание. База, которая насчитывает сегодня около 17 000 имен, начиналась именно с духовенства, пострадавшего на Соловках. Затем владыка Порфирий передал слово благочинному обители, архимандриту Ианнуарию (Недачину). Отец Ианнуарий представил краткий обзор исследовательской работы, посвященной подвигу соловецких новомучеников и исповедников, а также поделился с собравшимися трудностями, возникавшими в процессе этой работы.
Игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря поделился опытом почитания новомучеников и исповедников в Коломенской епархии. Игумен Варлаам рассказал о литургическом и народном почитании священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского и других святых. Рассказ о священноисповеднике Феодосии отец Варлаам проиллюстрировал фотографиями крестных ходов и торжественных служб, совершаемых ежегодно 3 мая в день памяти святителя и всех новомучеников и исповедников Коломенских. Традиция торжественных богослужений и крестных ходов, установленная при митрополите Крутицком и Коломенском Ювеналии, продолжена при митрополите Павле. За праздничной трапезой священнослужителям Коломенской епархии предоставляется возможность рассказать о почитаемых подвижниках благочестия, пострадавших за Христа в годы гонений. Каждый стремится донести наиболее примечательные факты из их жизни. Прославленным в лике святых новомученикам и исповедникам написаны иконы. Есть соборная икона коломенских исповедников. О них издаются книги, брошюры и статьи. По словам отца Варлаама, в ближайшее время состоится презентация книги-путеводителя о святынях Коломны, где есть разделы, посвященные и новомученикам епархии. Настоятель Богоявленского Голутвина монастыря назвал новомучеников и исповедников Церкви Русской – подлинной опорой для современных христиан.
Игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы представила доклад «Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века». Матушка Магдалина кратко рассказала об истории возникновения обители, начало которой с конца ХVII века положила богадельня при кладбищенской церкви в честь великомученика Никиты Готфского, окормляемая иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Традиции благочестивой жизни укрепились в этой общине в XIX столетии, когда ее взяли под свое попечение Оптинские старцы: игумения Магдалина особо подчеркнула значение старческого окормления для духовного расцвета русского женского монашества в позапрошлом столетии, заботу старцев об устроении обителей по общежительному уставу, о духовном состоянии насельниц. Матушка Магдалина сообщила, что в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам обители. Это более 500 писем, написанных с 1836-го по 1910-й годы. В обители почитается как исповедница последняя перед закрытием игумения Серафима (Ильичева; почила в 1943 году, претерпев 5 лет ссылки в Казахстан), а также известная подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина), постриженица Никитского монастыря, похороненная на Калитниковском кладбище в Москве. О благодатных дарах матушки Ольги и помощи по молитвам к ней монастырь собрал множество свидетельств и недавно выпустил книгу.
Настоятель Можайского Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова мужского монастыря игумен Авель (Пивоваров) рассказал о почитании постриженика своей обители преподобномученика Андроника (Сурикова), с 1930 года беспрерывно скитавшегося по лагерям и ссылкам, в 1938 году по приговору тройки расстрелянного в Бамлаге и похороненного в безвестной могиле. Отец Авель также сообщил, что в обители чтят память последнего перед ее закрытием в 1931 году настоятеля архимандрита Гурия (Мишанова), осужденного в тот же год вместе с сестрами Спасо-Бородинского монастыря, которых он окормлял. Судьба отца Гурия после вынесения приговора неизвестна, он не прославлен в лике святых, но обе обители – Лужецкая и Бородинская хранят память о его верном служении Богу и Церкви. Игумен Авель дополнил свой рассказ кратким повествованием о святых, связанных со Спасо-Бородинской обителью, – преподобной Рахили и преподобномученице Александре (Самойловой), подчеркнув, что в честь мучеников и исповедников веры Можайской земли – 38 святых – не только совершаются службы, крестные ходы в дни их мученической кончины, но существует и соборный день их поминовения 15 декабря. Ныне, как сказал отец Авель, рассматривается вопрос, чтобы составить Собор новомучеников и исповедников Одинцовской епархии (образована в 2021 году), в составе которой находится Можайский благочиннический округ.
Благочинный Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин) поделился с участниками круглого стола опытом почитания новомучеников и подвижников благочестия Сретенской обители. Память чтимых подвижников – святого покровителя монастыря архиепископа Верейского Илариона и Псково-Печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – отмечается особо за богослужениями в дни их памяти. Изучаются и издаются монастырским издательством их труды и наставления. Обитель участвует в создании фильмов, радиопередач и новостных сюжетов, посвященных своим небесным покровителям, размещает статьи о них на электронных ресурсах, видео-сюжеты на Ютуб-канале и в социальных сетях. Особо отец Афанасий отметил в своем выступлении экскурсионную деятельность монастыря. В обители есть мультимедийная выставка, посвященная новомученикам, паломническая служба предлагает экскурсию, посвященную священномученику Илариону. Также благочинный обители рассказал о литургическом почитании малоизвестных новомучеников, которым часто совершаются богослужения.
Сретенским монастырем разработан маршрут «Москва отца Иоанна (Крестьянкина)». Братия и прихожане лично знали отца Иоанна, они ездят в Псково-Печерский монастырь и всегда готовы делиться историями о чудесной помощи батюшки, которую он оказывает всем, кто обращается к нему с молитвой. Отец Афанасий описал в своем выступлении и другие особенности народного почитания новомучеников и исповедников. Прихожане Сретенского монастыря называют детей в их честь, молятся своим благочестивым «коллегам» – учителям, врачам – подвижникам благочестия, пострадавшим за веру.
Сложившуюся в рамках почитания новомучеников дружбу с Зачатьевским монастырем иеромонах Афанасий описал как пример, достойный подражания. Совместно с настоятельницей Зачатьевской обители игуменией Иулианией Сретенским монастырем был разработан экскурсионный маршрут «Москва священномученика Владимира Амбарцумова». Сретенский молодежный хор выступал в Зачатьевском монастыре с концертом, посвященным новомученикам, а также участвовал в вечере памяти последней перед закрытием монастыря игумении Марии (Коробки).
Все выступления участников круглого стола заинтересованно комментировались собравшимися, было задано немало вопросов.
В завершение был принят итоговый документ, в котором участники сформулировали следующие важные положения, касающиеся увековечения памяти новомучеников и подвижников благочестия.
1. В области почитания подвижников благочестия и новомучеников в монастырях:
– создавать в монастырях Центры по изучению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской;
– при строительстве новых монастырей и храмов, освящать престолы в честь новомучеников и исповедников;
– в дни памяти новомучеников в монастырях проводить праздничные богослужения;
– совершать крестные ходы в дни памятных дат, связанных с подвигом новомучеников;
– на местах, связанных с мученическим подвигом и жертвами репрессий, устанавливать мемориалы, часовни, памятные кресты, организовывать скиты в честь новомучеников Российских;
– совершать молитвенную память о подвижниках, ещё не прославленных Церковью, служением панихид;
– при совершении монашеских постригов, давать новопостриженным имена святых новомучеников;
– создавать и пополнять синодики, включающие имена подвижников благочестия, еще не прославленных в лике святых, включать краткие описания их подвига.
2. По направлению «Исторические изыскания, работа с архивами, исследования»:
– создать в рамках Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству рабочую группу по сбору материалов от монастырей по местночтимым подвижникам благочестия и новомученикам и исповедникам.
– активизировать изучение архивных материалов и исторических свидетельств о жизни подвижников благочестия, работу с архивными документами и иными источниками, в том числе организацию экспедиций к местам служения и исповеднического подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской; обмениваться информацией по находимым материалам, с другими монастырями;
– организовывать сбор и сохранение устного предания о подвижниках благочестия для возможного их будущего прославления;
– рекомендовать написание магистерских работ в семинариях и на теологических факультетах университетов о жизни и деятельности новомучеников;
– привлекать к поиску материалов о жертвах гонений на веру местных краеведов и активных прихожан.
3. Опыт ознакомления насельников монастырей, местных жителей, в том числе детей и молодежи, паломников с житиями и подвигами новомучеников и подвижников благочестия:
– на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» создать раздел «Почитаемые в монастырях подвижники благочестия и новомученики и исповедники Церкви Русской»;
– направлять материалы о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, почитаемых в монастырях, в Московскую Комиссию по канонизации святых;
– организовывать проведение тематических чтений, конференций, выставок, круглых столов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников;
– издать сборник (по месяцам) житий новомучеников и исповедников Церкви Русской, подвижников благочестия, почитаемых в ставропигиальных монастырях;
– создавать при монастырях музеи, экспозиции и выставки, посвященные новомученикам;
– обозначать памятными табличками монастыри, где совершали служение новомученики и исповедники Церкви Русской;
– создавать на сайтах монастырей специальные разделы, посвященные новомученикам, где размещать жития святых, акафисты и молитвы к ним;
– накануне памятных дат подготавливать выпуски видеосюжетов, статей и заметок в печатных изданиях, социальных сетях о подвиге и жертвенной любви новомучеников;
– разрабатывать экскурсионные маршруты и организовывать паломническую деятельность по местам памяти новомучеников, организовывать паломнические поездки накануне или в дни памяти подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в места, связанные с их жизнью и подвигом (в том числе полигон в Бутово);
– собирать материалы и издавать сборники, а также изготавливать информационные стенды не только о прославленных новомучениках, но и о подвижниках благочестия и размещать их на территории монастырей.
4. Поиск новых форм почитания новомучеников:
– содействовать присвоению имен новомучеников молодежным организациям, духовно-просветительским центрам, воскресным школам, классам в православных гимназиях;
– разрабатывать экскурсионные маршруты и организовывать паломническую деятельность по местам памяти новомучеников для детей и молодежи;
– организовывать на уровне ставропигиальных монастырей и монастырей епархий Московской митрополии совместные празднования дней памяти подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской (соборные богослужения с крестным ходом/ панихидами, собрания- «круглые столы», вечера памяти и пр.)
– проработать вопрос о создании единого информационного портала для размещения материалов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.
Фото: Владимир Ходаков