Валаамский монастырь организовал в Москве выставку «Современные иконописцы России»

10 декабря 2015 года в выставочном зале «Царская башня» (в здании Казанского вокзала) торжественно была открыта выставка «Современные иконописцы России».

Ее организаторы – Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей – ставили перед собой задачу собрать в едином выставочном пространстве работы всех ведущих иконописцев страны. Эта задача была успешно выполнена.

В масштабном проекте приняли участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владимира, Архангельска, Твери, Суздаля, остров-града Свияжска и многих других регионов России.

«Верность традициям и канонам, старинные и новые технологии, стилистическое разнообразие и оригинальные интерпретации древних образцов – все это отличает работы современных православных мастеров и позволяет нам говорить о них как об уникальных произведениях современного искусства», – отметил епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Председатель оргкомитета выставки.

Открывая выставку, владыка Панкратий подчеркнул, что ее можно считать новым этапом по созданию Музея православной иконы. «Я думаю, сначала он будет находиться на Валааме, но потом, возможно, разрастется – будет и в Москве», – сказал епископ Панкратий. Значительная часть работ, представленных на выставке, уже является частью коллекции будущего музея. Его Преосвященство поблагодарил руководителей ОАО «Российские железные дороги», а также спонсоров и благотворителей, благодаря которым эти иконы удалось заказать, приобрести. 

Искусствовед, ведущий специалист по современной иконе Ирина Языкова, много времени посвятившая формированию экспозиции данной выставки, считает, что сегодня можно с уверенностью говорить: иконопись – это очень интересное, динамично развивающееся Церковное искусство. Она полностью поддержала выступившего перед ней куратора выставки, секретаря содружества «Артос» Сергея Чапнина, который заявил: если что-то из современного искусства и войдет в золотой фонд культуры, это как раз будет искусство, изначально направленное на вечность. То есть современная икона, которая достойна того, чтобы быть не только в храмах, монастырях, киотах и красных углах в наших домах, но и в церковной музейной коллекции. «Я очень бы хотела, чтобы и музеи ими заинтересовались, – продолжила Языкова. – В Третьяковской галерее иконописное искусство заканчивается началом XX века. Но жизнь-то развивается! Ведь иконы писали даже в советское время! Даже когда храмы закрывали и разрушали, была матушка Иулиания (Соколова) и из ее иконописной школы выросла замечательная Лаврская школа. Мы видим, что наши традиции иконописи не разрушены. Наоборот, это живое древо, которое плодоносит».

Заведующий Иконописной школой при Московской Духовной академии архимандрит Лука (Головков) в разговоре с корреспондентами назвал выставку явлением в современной церковной жизни и отметил, что чрезвычайно важно, чтобы современные иконописцы увидели: икона должна быть интересной также в художественном плане, а не просто правильно выполненной технически. И хотя здесь представлены и сильные работы, и работы слабее (с некоторыми мастерами, сказал он, можно поспорить, в чем-то с ними не согласиться), но, на его взгляд, иконописцам есть чему поучиться друг у друга. Особенно это важно для начинающих иконописцев.

Говоря об Иконописной школе, которую Его Высокопреподобие возглавляет почти два десятилетия, батюшка подчеркнул, что  для обучающихся в ней важны традиции в иконописи, существовавшие в разные века, но очень ценным является для них опыт середины XX века. В связи с этим архимандрит Лука привел два имени – архиепископа Сергия (Голубцова), который некоторое время преподавал в академии и, по собственным подсчетам Владыки, написал свыше 500 икон, а также монахини Иулиании (Соколовой), начинавшей как художник, затем получившей специальность иконописца-реставратора. «Мы стремимся к тому, чтобы иконописцы больше изучали икону, работали в музеях, и только когда видим, что они напитались этим, даем им творческое задание. Сначала –  писать иконы древних святых, а потом, углубляя задачу, – святых нового времени, когда, с одной стороны, нужно писать в традиции древней иконы, с другой же, необходимо, чтобы была узнаваемость. И еще для нас  важно, чтобы фрески, иконы стали родными для того помещения, для которого они предназначены».

Руководитель Иконописной школы вспомнил, что перед вхождением  архитектурного ансамбля Троице-Сергиеву лавры в список всемирного наследия ЮНЕСКО, эксперты данной организации осматривали, в первую очередь, работы матушки Иулиании – ее иконостасы, росписи, – которые, как они убедились, были на своем месте.

 Среди участников выставки «Современные иконописцы России», помимо  творчества мастеров иконописной школы Троице-Сергиевой лавры, можно увидеть работы известного иконописца  архимандрита Зинона (Теодора), протоиерея Андрея Давыдова, Ирины Зарон, Ольги Шаламовой, Александра Чашкина, скульпторов, мозаичистов, ювелиров и мастеров лицевого шитья. Целый  ряд произведений был написан непосредственно к выставке и экспонируется впервые.

Придти в «Царскую башню» и увидеть в выставочном зале широкую панораму христианского искусства  может каждый желающий. Выставка продлится до 19 января 2016 года.

Фото: Владимир Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь