Отыскать внутри своей кельи Царствие Небесное

Инокиня Варсонофия (Пряхина)

Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце был основан в начале XVI века. История же его началась гораздо раньше – с маленькой церкви святителя Николая Чудотворца, которую построили в XIV веке удельные князья Оболенские, выбрав для этого холм, окруженный рвами и покрытый высоким густым лесом. В прежние времена это место называли Черным островом – так возникло название монастыря, от основания бывшего мужским.

Даже из краткого перечня исторических сведений видно, сколь тесно многовековая жизнь обители связана с судьбами нашей Родины: в XVI веке монастырские вотчины опустошались крымскими татарами, шедшими на Москву под водительством хана Девлет-Гирея; в XVII столетии монастырь был разрушен польско-литов¬скими интервентами. В 1812 году у его стен произошло решающее сражение в войне с Наполеоном.

В начале XX века обитель закрыли и разграбили «строители новой жизни», она была возвращена Церкви только в 1991 году, когда и началось ее возрождение, уже в статусе женской.

Однако подлинной историей любого монастыря, являются, конечно, не сухие факты, а сокровенная жизнь – духовное делание монахов. Здесь происходит возрождение душ, пришедших в монастырь с желанием отдать себя Богу, захотевших подражать жизни ангельской и сделавшихся ее участниками.

Благоухание благодати, которое и сегодня можно почувствовать в обители, – это милость Божия, но обильно подается она там, где непрерывен труд во славу Господа и на благо ближним.

Сегодня в монастыре 108 сестер. Около восьмидесяти живут непосредственно в обители, меньшая часть – в скитах и подворьях. Все они – одна монашеская семья, духовной матерью которой уже более двадцати лет – с начала возрождения – является игумения Николая (Ильина).

О том, как устроена ныне жизнь обители, о служении сестер рассказывает инокиня Варсонофия (Пряхина).

Каждый монастырь имеет официальную иерархическую структуру. Какова она в Свято-Никольском Черноостровском?

Монастырь находится в канонической юрисдикции Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского. Он осуществляет надзор за обителью, наблюдает за правильным каноническим течением монастырской жизни во всех ее аспектах. Безусловно, на все значимые дела и начинания игумения берет благословение у правящего архиерея.

Непосредственное и исполнительное управление монастырем осуществляется игуменией обители с помощью Духовного совета, в который входят старшие сестры, благочинная, экономы, келарь. Духовный совет, возглавляемый игуменией, является управляющим органом и выражает дух и традицию сестричества.

По вопросам внешнего управления и духовной жизни монастыря матушка советуется с духовником обители, схиархимандритом Власием (Перегонцевым), который часто приезжает в нашу обитель, проводит беседы с сестрами и помогает в преодолении трудностей, которые неизбежны на монашеском пути.

Как строится день сестер?

В половине шестого утра сестры начинают собираться в храм для общей молитвы. Подобно мерцающим в утреннем полумраке огонькам лампад зажигают и лампады своих душ... После полунощницы сестры расходятся по кельям для совершения двухчасового келейного правила, затем все приходят в храм для участия в Божественной литургии. Во время трапезы сестры получают пищу не только для тела, но и для души – матушка игумения читает Священное Писание, книги святых отцов и современных подвижников благочестия, которые учат духовной жизни, очищению сердца от страстей, молитве, послушанию и покаянию. Таким образом, сестры углубляют свои знания Священного Писания и Предания Церкви, что помогает им в практике монашеской жизни. Матушка игумения разъясняет трудные для понимания стороны духовной жизни, опираясь на святоотеческий церковный опыт, советует, как надо поступать в тех или иных случаях, отвечает на вопросы сестер. После трапезы все расходятся по послушаниям на три часа. Перед второй трапезой предусмотрен час свободного времени, которое сестра может использовать для келейной молитвы, духовного чтения, рукоделия или других дел. После второй трапезы – ежедневное вечернее богослужение, по окончании которого желающие могут пойти на чай. После чего некоторые сестры, в основном это послушницы, выполняют необходимые послушания, и все расходятся по кельям. В кельях продолжается никем не видимый, сокровенный подвиг молитвы.

В молитве растворен весь день монаха: богослужение чередуется с трапезой, на которой сестры слышат духовное чтение, и продолжается внутренняя молитва сестер. И во время выполнения послушаний она не прерывается – сестры стараются молиться вслух, читают Иисусову молитву, а благочинная напоминает им о молитве в том случае, если они отвлекутся на что-то постороннее.

Сестры, имеющие ревность по Богу и желание большего молитвенного подвига, имеют возможность пойти на ночную службу, которая начинается в 23.00. О ночной молитве прекрасно говорят слова Священного Писания: Душею моею я стремился к Тебе ночью (Ис. 26:9). После службы читается акафист о тех, кто нуждается в сугубых молитвах: как о родственниках сестер, так и о незнакомых им людях, так же близких им, поскольку все мы члены одного Тела Христова. Монах, не сливаясь с миром, сострадает всему человечеству, относясь ко всем, по слову одного из святых нашей Церкви, не чувственно, не бесчувственно, но сочувственно.

Может показаться, что монашеская жизнь однообразна: храм, трапеза, послушание, храм... Но это только на первый взгляд, поскольку центр жизни каждой насельницы монастыря не во внешних делах и обязанностях, а в ее сердце, где она находит Царство Божие (см. Лк. 17:21), где каждый день и каждую ночь происходит незримая таинственная встреча со Христом. И когда душа пребывает в общении с Господом, – где найдут себе место уныние и скука?

Однако только ангелы не падают, мы же люди и, бывает, падаем, и наши сердца поражаются унынием, этой болезнью, которой особенно подвержено современное монашество. Сестры следуют совету старца Моисея (Агиоритиса), который делится опытом того, как афонские монахи сегодня избегают монотонности и рутинности в монашеской жизни: «На Святой Горе монахи встают каждый день так, словно этот день – первый в их жизни, – они начинают всё с начала. И ложатся спать так, как будто это был последний день в их жизни».

Вы сказали, что в монастыре ежедневно совершается суточный круг богослужения. Все ли сестры ежедневно в нем участвуют, или это зависит от послушания, которое несет сестра?

В центре жизни монастыря – молитва, и поэтому полный суточный круг богослужения совершается ежедневно и читается Неусыпаемая Псалтирь. Все сестры ежедневно участвуют в полном суточном круге богослужения, независимо от послушаний, ведь «молитва – это дыхание монаха», а все послушания – только поделия. И как сказал один из современных делателей молитвы, ныне почивший старец Ефрем Катунакский: «Мы пришли сюда для этой самой вечерни, для правила, для утрени, для повечерия. Если оставим это или будем делать наполовину, с тысячью отговорок, тогда зачем мы сюда пришли?»

Расскажите, пожалуйста, какие послушания несут сестры. Сколько времени в день отводится на послушания? Часто ли меняются послушания у сестер?

Послушания сестер определяются игуменией монастыря с учетом индивидуальных особенностей каждой сестры. Без попрания общежительных традиций, принимаются во внимание различные обстоятельства, возраст, здоровье, темперамент, образование и умственные способности монахини, проведенные ею в монастыре годы. Распределяя послушания, игумения в первую очередь заботится о духовном возрастании сестры, о том, чтобы послушание помогало ей идти к Богу.

Те послушания, что несут сестры в нашей обители, ничем, в сущности, не отличаются от послушаний, что есть в каждом монастыре. Это послушания алтарницы и церковницы, труды на кухне, в трапезной, в храме, уход за коровами и курами, за огородом и за цветами, это иконописное послушание, вышивка и изготовление мозаики, пошив монашеских одежд и церковных облачений, послушания, связанные с приемом паломников, а также послушание благочинной, эконома и келаря, сестер, занимающихся социальным служением. Послушания у сестер меняются в зависимости от нужд обители, от того, как то или иное послушание влияет на духовное здоровье сестры. Смена послушаний обусловлена и желанием избежать привязанности, пристрастия к «своему» послушанию.

В распорядке дня послушаниям отводится около четырех часов. Конечно, бывает, что сестры трудятся и больше, когда, например, надо подготовиться к празднику. По словам архимандрита Эмилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра, труд заповедан нам Богом, и если сестра безропотно выполняет свое послушание, то тем самым она приближается к Богу и укрепляется в любви, ее душа одевается в смирение, эту нетленную ризу Бога, сияющую нетварным светом.

По сколько человек в келье живут сестры?

В нашей обители, в согласии с монашеской традицией, сестры живут в кельях по одной. Это, прежде всего, объясняется стремлением создать наиболее благоприятные условия для молитвы, чтобы ничто не мешало, не отвлекало от молитвы. Конечно, встреча монаха с Богом происходит в сердечной клети, однако и внешние факторы имеют свое значение. Так преподобный Антоний Оптинский, слова которого особенно дороги нам еще и потому, что в течение четырнадцати лет преподобный был игуменом нашего монастыря, говорит: «Я, хотя и многогрешный и рассеянный человек, но весьма люблю свою келью, и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А посему даруй, Господи, и вам усердие отыскивать внутри своей кельи Царствие Небесное, и если обрящете, тогда и вы можете сказать: добро есть мне зде быти (ср. Мф. 17:4).

Из чего состоит келейное правило сестер?

Игумения определяет размер келейного правила, меру воздержания и аскезы для каждой насельницы монастыря, учитывая духовные и физические силы сестры, ведь кто-то может делать больше поклонов, кто-то – меньше, кто-то более усерден в духовном делании, кто-то более служит Богу физическим трудом. Каждый служит Богу в меру своих сил и способностей, принося всего себя в жертву Богу. Если сказать о том, из чего состоит общее келейное правило, то это четочное правило (десять четок) со 150 земными поклонами, каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю, чтение акафиста, главы из Евангелия, двух глав из Апостола и одной кафизмы. Но, как правильно сказал иеромонах Василий (Росляков), мученически убитый в Оптиной Пустыни: «Монашество заключается не в черных ризах, не во множестве правил, которые человек силится исполнить, а в покорности воли Божией... Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу всё, что имеем».

Расскажите, пожалуйста, об отношениях между матушкой и сестрами. Как осуществляется эта связь – как часто сестры видят матушку, часто ли они имеют возможность побеседовать с ней наедине?

Матушка игумения является духовной матерью всех насельниц монастыря, и как мать заботится обо всех духовных и телесных нуждах сестер, сочувствует и сопереживает каждой сестре в ее духовной брани. Матушка игумения помогает возродиться духовно и исцелиться от духовных болезней, указывает на ошибки и заблуждения. Всегда направляет на правильный путь мягко, с кротостью и снисходительностью, что создает в монастыре атмосферу взаимного доверия, так что сестры ощущают уверенность и безопасность при откровении своих помыслов и ошибок, зная, что встретят у матушки понимание и поддержку в скорбях, испытаниях и духовных исканиях, получат помощь в преодолении трудностей, встречающихся на многосложном и многотрудном монашеском пути. Матушка игумения знает, чем живет каждая сестра, и почти всегда матушка пребывает дома в обители, исключая недолгие отъезды по делам, так что сестры никогда не остаются без ее материнского о них попечения.

Непосредственное общение игумении с сестрами происходит ежедневно на трапезе и богослужениях, на общих и индивидуальных духовных беседах, когда сестры могут рассказать о своих проблемах, поделиться переживаниями и спросить совет, как поступить в той или иной ситуации.

Наш монастырь связан духовно с Оптиной Пустынью и со Святой Горой Афон, и мы стараемся держаться святоотеческой традиции, которая раскрывает принципы правильного прохождения монашеского пути.

Преподобный Антоний Оптинский писал: «Возлюбленное чадо мое, аще хощеши видети дни свои благи и избегнути всех сетей вражиих, явных и тайных, то ничего не скрывай и не утаивай от святой и преподобной Матери своей. Сердце твое пред нею, как книга разгнутая, да будет всегда раскрыто; самосмышлению своему не верь ни в чем; без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте».

А преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) так учил своих чад: «Откровение святыми отцами положено, чтобы легче было спастись. Ибо путь спасения вообще труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся!»

В нашем монастыре сложилась традиция близкого общения игумении с сестрами, так что во всех недоумениях и трудностях сестры обращаются к матушке игумении за советом, спрашивают благословения на все дела, касающиеся как духовной стороны жизни, так и практической. Сестра может написать о своих переживаниях, а может и просто подойти к матушке и задать вопросы, которые ее волнуют. Если вопрос был задан письменно, то игумения никогда не оставит его без ответа, всегда найдет время, чтобы ответить сестре или в личной беседе, или на проводимых с сестрами собраниях.

Материнское милосердие игумении раскрывается в молитве за сестер и в непосредственном общении с ними. В монастыре царит дух взаимной любви сестер к матушке и друг ко другу и, что немаловажно, все сестры ощущают свою личную связь и духовное общение с игуменией.


Что в монастыре считается главным в жизни сестер?

Главным деланием монаха является внутреннее сокровенное единение в сердце с Богом. Главное – найти Бога, увидеть Христа и соединиться с Ним в глубине сердца. Это та цель, ради которой стоит подвизаться. Ради этой священной цели монах очищает свое сердце от страстей покаянной молитвой, участием в Таинствах. Однако, по верному слову старца Иосифа Исихаста: «Ты показываешь Богу свое произволение, но всё зависит от Него, даст ли Он тебе это. Бог есть начало и конец. Благодать Его делает всё. Она – движущая сила».

Нельзя забывать, что, по слову Господа, только чистые сердцем увидят Бога (Мф. 5:8). Значит, если наше сердце не очищено покаянием и сокрушенной молитвой, плачем о совершенных нами грехах, то мы Бога не увидим, а как сказал кто-то из святых: если мы не встретимся с Богом в этой временной жизни, то и в вечности не увидим Его.

Молитва есть средство постижения Бога, стяжания Духа Святого. Монах молится в Церкви на богослужении, молится непрестанно Иисусовой молитвой. О церковной молитве старец Порфирий Кавсокаливит сказал, что это те слова, которые мы с любовью говорим Богу, общаясь с Ним, и когда мы все вместе слушаем священную службу, тогда сподобляемся единения со Христом. И наши поклоны, бдения, жертвы – всем этим мы показываем нашу любовь ко Христу, наше желание быть с Ним, наше стремление исполнить заповедь Божию: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12:30).

По словам старца Порфирия Кавсокаливита, монах «живет в молчании, умной молитве, подвиге и послушании. Он должен умереть для всего, чтобы жить во Христе. Он просыпается с горячим желанием служить Богу, исполняет свое правило, спешит на службу, на послушание. Одна у него забота – как угодить Богу, как послужить Ему, как прославить имя Божие».

Смирение стяжается через послушание. Архимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед, утверждает, что послушание – это фундамент монашеской жизни; это закон, – исполняя его, можно достичь высшего блаженства, истинного счастья, которое дает иноческая жизнь. Преподобный Силуан Афонский, говоря о предпосылках правильной молитвы, сказал, что «если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва». Таким образом, молитва, смирение (посредством послушания) и очищение сердца взаимосвязаны и не бывает одного без другого.

Очень помогает сестрам живое общение с людьми, передающими святоотеческую традицию монашеской жизни. Мы благодарим Бога, что Он дал нам духовную связь с теми, кто учил и учит нас монашеству не только на основе прочитанных книг, но опираясь на личный опыт. Это и наш старец схиархимандрит Михаил, подвизавшийся и почивший в Троице-Сергиевой Лавре в 2009 году, и старец Иосиф Ватопедский, блаженно почивший в 2009 году, схиархимандрит Ефрем, игумен обители Ватопед, и братия других монастырей Святой Горы Афон, с которыми мы находимся в духовной связи и которые часто посещают наш монастырь.

Часто ли в монастырь приходят новые сестры, и всех ли желающих принимают?

Господь приводит любящие Его души в монастыри – тихие пристани, где желающие спасения находят кратчайший путь к Богу. Как сказал преподобный Никон Оптинский: «Как надо благодарить Господа, что Он призвал нас в монастырь. Ни на один момент не подумай, что ты сам пришел, – Господь привел тебя».

И в нашу обитель, находящуюся под покровительством святителя Николая Чудотворца, часто приходят ищущие спасения, чтобы, как удивительно сказал старец Порфирий Кавсокаливит, достичь некоторым образом чувства благодати Божией, соединиться с Богом, стать единым с Богом и с другими людьми, как Святая Троица, как три Лица Святой Троицы, Которые едины.

Так, в год приходят 4-5 сестер, желающих монашествовать. В течение одного года всякая желающая войти в состав сестричества в качестве послушницы проходит монашеский искус. В это время сестра живет по монастырскому уставу и присматривается, чтобы понять – ее ли это монастырь, а нам необходимо понять – наша ли это сестра. В случае если кандидатка в послушницы не может приспособиться к жизни и духу обители, то ей не на пользу будет оставаться в монастыре. Если же сестра жертвенно и радостно живет в обители, то через два-три года подается прошение правящему архиерею, и она официально приукаживается в монастырь.

Послушания сестер ставят их перед необходимостью общения со светскими людьми?

Общением со светскими людьми в основном занимается игумения и ее помощники – экономы монастыря по снабжению и по строительству, а также сестры, которые отвечают за социальное служение и встречу приходящих в обитель паломников. Это насельницы с большим монашеским стажем и преклонного возраста. Старец Иосиф Исихаст, говоря о взаимоотношениях монахов с людьми мирскими или, выражаясь современным языком, – светскими, предупреждает, что «монах должен быть весь – глаза, весь – зрение, должен тщательно следить за тем, чтобы, принося пользу другим, самому не получить вред».

Но многие сестры принимают участие в социальной деятельности, являются воспитателями в детском приюте...

Социальное служение – один из основных путей помощи монахинь страждущему миру. Этому направлению деятельности мы уделяем большое внимание. Безусловно, сестры участвуют в социальной деятельности настолько, насколько это не вредит их монашеским обязанностям. Сестры заботятся о воспитании детей в созданном при монастыре приюте, а также помогают нуждающимся и больным людям.

В 1995 году при монастыре официально открылся Православный приют «Отрада» для детей-сирот, родители которых страдают наркотической и алкогольной зависимостью. За эти годы в приют поступали дети с разными диагнозами: олигофрения, эпилепсия, ЗПР и психотравмы. И в приюте они получали не только образование, воспитание, но также и лечение. Старшая сестра в приюте – монахиня с большим духовным опытом, воспитатели – в основном, кандидаты, имеющие желание остаться в монастыре и принять монашеский постриг.

Главной нашей целью является воспитание у ребенка живой веры в Бога.

Немного статистики: на сегодняшний день приют выпустил 62 воспитанницы. Из них 27 получили высшее образование: 19 духовное по специальности «бакалавр церковного искусства» и «катехизатор» и 14 техническое.

Социальное положение выпускниц приюта: 20 из них замужем, 15 имеют детей, и 5 стали монахинями. Таким образом, почти все воспитанницы социально устроены в жизни.

Хор приюта «Отрада» является лауреатом Государственной премии в области исполнительского искусства и представляет русскую культуру на многих фестивалях и концертах в странах Европы («Дни русской культуры в Израиле», 2013 г., фестиваль в Каннах, 2013 и 2014 гг., Рождественские концерты «Свет во Вселенной», 2013 и 2014 гг., организованные схиархимандритом Ефремом Ватопедским в Афинах и Салониках).

При монастыре также действует богадельня.

В монастыре для студенток – выпускниц нашего приюта функционирует Лаборатория удаленного доступа Российского Государственного Социального Университета, где они получают полное высшее образование по специальности «православный журналист». Монастырь также оказывает студенткам – выпускницам приюта «Отрада» материальную и финансовую помощь в рамках деятельности социального фонда, учрежденного при монастыре.

Сестры принимают паломнические группы из различных городов России, ближнего и дальнего зарубежья, проводят экскурсии.

Каждое воскресенье, в двунадесятые и Великие праздники все паломники и прихожане (около трехсот человек) приглашаются на благотворительную монастырскую трапезу, после которой дети дают концерт и раздаются подарки.

Нуждающиеся получают гуманитарную помощь. Около сорока малоимущих семей находится под социальным патронажем монастыря – еженедельно им выдают продукты, одежду, предметы первой необходимости.

Дети приюта под руководством сестер посещают больницы, местные предприятия, детские дома, тюрьмы и воинские части, где проходят беседы, звучат церковные песнопения, вручаются небольшие подарки.

Хотелось бы сказать о том, что монашеская община живет в Церкви и для Церкви и не может оцениваться по признаку разрастания деятельности, но главным образом – по ревностному исканию Бога. Так, монахини исполняются благодати Духа Святого, увлекая и других к Божественной жизни, преображая общество тихой монашеской проповедью и молитвой за всё общество в целом и за отдельных его членов, обращающихся в монастырь за помощью.


Монастырь пережил эпоху гонений. Связаны ли с обителью имена кого-нибудь из новомучеников и исповедников земли Русской? Какую роль в духовном развитии монастыря сыграли пострадавшие за Христа?

16 сентября 1918 года на заседании Уездного Исполнительного комитета был принят проект национализации Никольского монастыря, предусматривающий экспроприацию гостиницы, всего имущества, продовольствия, животных, продуктов питания. Последний настоятель обители архимандрит Илия по приказанию властей сделал опись монастырского имущества, из которой следовало, что монастырь владел богатейшим архивом и библиотекой. В настоящее время их судьба неизвестна. Бесследно пропали грамоты и акты XVII века, копии духовных завещаний, ценнейшие иконы, ризница, церковные сосуды и многое другое. Постепенно было разграблено имущество монастыря, все постройки к 1926 году пришли в аварийное состояние. В середине 20-х годов обитель покинули последние монахи, а архимандрит Илия в 1948 году недалеко от монастыря – в ограде Покровской церкви в деревне Карижа – нашел место своего последнего упокоения.

В 1925 году, дабы стереть монастырь с лица земли, Укомхоз принял решение разобрать все монастырские строения на кирпич.

От полного разрушения обитель была спасена благодаря усилиям Н. П. Ильина, члена Калужского общества истории и древностей, заключенного за это впоследствии на некоторое время в тюрьму.
В июне 1930 года было принято решение разместить в монастыре педагогический техникум. Мало того, в апреле 1932 года молодежь Малоярославца провела у монастырских стен антипасхальный карнавал.

В октябре 1939-го в здании Никольского собора открылась экспозиция музея 1812 года, после Великой Отечественной войны музей разместили в здании бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. Позже на его территории размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, художественная школа, строительные организации...

XX век – сложное время в жизни Русской Православной Церкви, самое жестокое за всю историю человечества гонение явило миру сонм новомучеников и исповедников Российских. Их молитвами, думается, началось и продолжается возрождение нашей Церкви сегодня. Их молитвами, верим, возрождается и наш монастырь.

Всех святых, чьими молитвами стоит наша обитель, знает лишь Бог, нам известны немногие, но их память, их подвиг мы чтим в благодарность за то, что сохранили монастырь, дав нам возможность жить в нем, служа Богу и Церкви.

Из тех святых и подвижников благочестия, чьими силами был построен и благоустроен наш монастырь, известны архимандрит Макарий (Фомин) и преподобный Антоний Оптинский (Путилов). А среди подвижников благочестия, перенесших всю тяжесть гонений XX века и вдохновивших нас идти тесным монашеским путем, хотелось бы выделить схимонахиню Елисавету (Екатерину Павловну Васильчикову), двоюродную сестру епископа Василия (Родзянко). Екатерина Павловна родилась в 1906 году в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Отец и братья ее находились после революции в эмиграции, а она жила у своего дяди графа Ю.А. Олсуфьева (искусствоведа и реставратора), работала чертежницей в краеведческом музее, подрабатывала вышивкой. Была арестована 22 мая 1928 года по обвинению в том, что скрывала местонахождение дяди, которого считали главным обвиняемым в сфабрикованном деле «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской обл., 1928 г.»; приговорена к трем годам лишения права проживания в Москве и губернии.

Е.П. Васильчикова была участницей тайного и таинственного сокрытия главы преподобного Сергия Радонежского. После изъятия главы отцом Павлом Флоренским и Ю.А. Олсуфьевым в 1921 году святыня долго хранилась в доме Олсуфьевых в Сергиевом Посаде, затем была закопана в саду. В конце лета 1928 года Павел Голубцов (будущий архиепископ Сергий) перевез главу в Люберцы, где тогда жил Осуфьев. Зимой 1938 года Олсуфьев был арестован и том же году расстрелян. После начала войны хранить главу в Люберцах было слишком рискованно, и Голубцов перенес ее к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову) в село Виноградово. Там она хранилась в алтаре под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери до конца войны. После войны, в 1945 году Павел Голубцов перенес главу в Москву на квартиру Екатерины Павловны, а она потом отвезла ее к Патриарху Алексию (Симанскому) и передала святыню из рук в руки Святейшему.

Почила Е.П. Васильчикова 7 декабря 1994 года, приняв в день памяти преподобного Сергия монашеский постриг с именем Елисавета. Похоронена на кладбище Свято-Никольского Черноостровского монастыря.

Хотелось бы закончить краткий рассказ о нашей обители словами историка нашего монастыря архимандрита Леонида (Кавелина): «Гора, на которой высится храм сей... упитанная кровию многих защитников Православной отчизны,.. над которой у лика Спасителя, как бы над Вифлеемом, впервые возсияла звезда спасения России... – достойна того, чтобы к ней обращены были сердца Русских, дышащие благочестивым патриотизмом».


Беседовала инокиня Мария (Артамкина)
Фото с сайта монастыря

Материалы по теме

Новости

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в Малоярославце
Никольский Черноостровский монастырь
Протоиерей Михаил Дудко
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в Малоярославце
Никольский Черноостровский монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Донской ставропигиальный мужской монастырь