«Мы — служки Царицы Небесной и батюшки Серафима»

Игумения Сергия (Конкова)

Матушка игумения, в 1991 году Вы были направлены в возрождающийся Серафимо-Дивеевский монастырь. Как Вы приняли это назначение? Страшно было ехать в разоренную обитель?

Да, действительно, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II я была переведена в Серафимо-Дивеевский монастырь из Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря, где несла послушание благочинной.

Удивительно, но меня не тревожили предстоящие трудности. Может быть, это было действие особой благодати: ведь все совершалось по благословению священноначалия.

И, конечно, меня очень поддержало то, что в обители к тому времени уже пребывали мощи преподобного Серафима, и то, что я приехала сюда не одна, а с игуменией Магдалиной и сестрами Рижского монастыря. Две из них по благословению матушки игумении остались вместе со мной в Дивееве.

8 ноября 1991 года мы прилетели самолетом из Риги в Нижний Новгород. 10 ноября меня назначили настоятельницей монастыря, а 17-го митрополит Николай (Кутепов) возвел меня в сан игумении.

Конечно, работа предстояла очень большая. В то время действовал только Троицкий собор, еще совершенно неблагоустроенный, и в нем было очень холодно. Нам передали второй этаж южного флигеля колокольни. На первом этаже расположилась вневедомственная охрана, на третьем ― телевизионный ретранслятор, а на втором устроили кельи для правящего архиерея и для нас.

В северном флигеле колокольни на первом этаже размещалась школа трактористов, на втором и третьем этажах ― школа рабочей молодежи. В игуменском корпусе тоже все было занято различными организациями.

Казанская церковь без куполов и колокольни была совсем не похожа на храм. Преображенский собор стоял без крестов, с разрушенными куполами, без окон и дверей. В трапезном храме Александра Невского много лет работал Дом культуры, на месте алтаря была оборудована сцена. И по всей территории росли высокие березы и тополя. Митрополит Николай однажды сказал: „Я много раз проезжал через Дивеево, и когда мне говорили, что монастырь должен возродиться, мне както не верилось: такое большое здесь было запустение!“.

Но ведь сказано, что в немощи сила Божия совершается. Сам батюшка Серафим прибыл сюда мощами, и это было большое утешение. Как и прежде, он ― главный попечитель и устроитель нашей обители. И Царица Небесная не оставляет нас Своею милостью. Очевидно, что все совершается Ее волей, Она является здесь воистину Верховной Игуменией.

diveevo (18)

Бывали ли Вы в Дивееве до возрождения здесь церковной жизни?

Я приезжала сюда со своими родителями в 60-х годах. Тогда приходилось все делать очень незаметно. По центральной части монастыря, поросшей бурьяном, днем нельзя было проходить ― могла заинтересоваться милиция: что мы тут делаем. Рано утром или поздно вечером знающие люди решались провести приезжих по тому месту, где была Канавка, или вокруг соборов. У Казанского храма нас подвели к заветной березе, недалеко от которой почивали мощи матушки Александры, основательницы обители, провели по Канавке, обозначенной старинными тополями. Потом проводники отвезли нас на источник.

Сейчас Дивеевская обитель ― самая большая в России: в ней свыше пятисот сестер. Как они собирались сюда?

Собирались, конечно, постепенно. Первые двенадцать сестер по два-три года прожили в Дивееве еще до переноса сюда мощей преподобного Серафима. Потом их стало тридцать, потом шестьдесят, сто. Кто-то приходил, кто-то уходил…

Когда начались службы в Казанской церкви, в Дивеево стали приезжать по благословению своих духовников молодые девушки в надежде, что откроется монастырь. Пекли просфоры, пели и церковничали в храме. В конце 1989 года неожиданно для всех, без особых хлопот, Церкви отдали Троицкий собор. Уже на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы владыка Николай освятил его.

Таким образом, первая церковь в Дивееве была освящена в Лазареву субботу, а собор ― в день Похвалы Царицы Небесной, как будто Она Сама включилась в процесс восстановления.

Первые насельницы отличались от тех, которые сейчас приходят?

Конечно. У владыки Николая была армейская строгость, он всех желающих поступить в Дивеевский монастырь направлял на епархиальный скотный двор в Рожнове. Через Рожново прошли не только молодые сестры, но и те, что были уже в почтенном возрасте, под семьдесят лет,― и они не испугались. Из тех, кто начинал монастырскую жизнь в Рожнове, многие сейчас скитоначальницы.

Думаю, в суровых условиях жизни Господь их укреплял так же, как и меня. И здесь, в Дивееве, тоже было нелегко: в монастыре жилья не было, и сестры жили в домах в селе, не было самого необходимого, даже трапезной. Паломники питались в вагончике, в котором были стол и две лавки, готовить приходилось на электрической плитке.

diveevo (24)А Вы можете привести примеры, как призывались сюда сестры?

Все здесь происходит с благословения Царицы Небесной. Как Она Сама сказала: кого-то Она призовет, а кого-то и изженет из обители.

Был такой случай, что одна девушка сопровождала другую, желавшую поступить в наш монастырь, помогала ей довезти вещи, а приехала сюда ― и осталась сама.

Другая в Дивеево приехала с женихом в паломническую поездку, а обратно жених поехал один. Обе они уже стали монахинями. Есть такие, что прочитали „Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря“― и загорелись сердцем…

Здесь живут, конечно, по призванию: Господь призвал на этот избраннический путь, а душа человеческая откликнулась на призыв. Но еще нужна каждодневная работа по отсечению своей воли. Это очень трудный и болезненный процесс для каждого.

Прошло 20 лет. Какое событие вам больше всего запомнилось?

Самое памятное событие ― это 100-летие прославления батюшки Серафима в 2003 году. Когда только началась подготовка к юбилею, скончался митрополит Николай († 2001), через год ― архиепископ Евгений. Оставалось полгода до празднования, а мы были в неведении, кто поможет нам все организовать. Сестры мне советовали попросить у наместника Троице-Сергиевой Лавры кого-нибудь из братии, они говорили: „В Лавре так все хорошо обустроено…“ Конечно же я никого не просила об этом, а только сокрушалась о нашем сиротстве и, как тогда казалось, о безвыходном положении.

Так вот, сама Царица Небесная дала нам того, кто мог все это сделать. Даже предположить невозможно было, что это окажется эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначенный правящим архиереем Нижегородской епархии. Это, конечно, неизреченная милость Царицы Небесной по молитвам батюшки Серафима.

Епископ Георгий за столь короткий срок провел грандиозные реставрационные работы в Дивееве и Сарове. Ну как тут не скажешь, что Дивеево ― это воистину диво!? То, что здесь происходило весной и летом 2003 года, можно сравнить, наверное, только с какимто большим строительным объектом вроде БАМа. У нас все было в лесах, все ископано, перерыто.

Самым главным подарком к юбилею прославления преподобного Серафима в лике святых стала восстановленная Канавка. Видно, было на то благословение Царицы Небесной, чтобы Канавка вновь приобрела такой вид, какой она должна иметь по заповеди батюшки Серафима: три аршина глубиной, три аршина шириной, три аршина высота и ширина вала ― это примерно два метра. Некоторые про Канавку говорят: „Мы прошли по мосту Матери Божией“, другие ― „по тропе Матери Божией“, но важно то, что как бы ни называли Канавку, идут по ней все с молитвой ― читают 150 раз „Богородице, Дево, радуйся“.

В чем величие Дивеевской обители с точки зрения людей, которые живут в этом монастыре?

Очень большая ответственность на тех, кто живет здесь,― насельницах монастыря. Мы все ― служки Царицы Небесной и батюшки Серафима. Если только вдуматься в эти слова и на каждом шагу их себе напоминать, то очень многое в нашей жизни само определится. Если ты ― служка Царицы Небесной и батюшки Серафима, можешь ли отпустить человека неутешенным, неправильно поступить с ним? Не можешь, не должна.

И тогда, если ты ― служка, то проси Царицу Небесную и батюшку Серафима, чтобы они управили, помогли, наставили, вразумили. Те, кто приезжают в Дивеево, находятся под сильным впечатлением от пережитого здесь, в состоянии большой духовной радости обычно покидают обитель. И эту духовную радость людям даем не мы, а Бог — по молитвам Царицы Небесной и преподобного Серафима. Наше дело — сеять, поливать, а взращивает Господь.


Беседовала инокиня Макария (Огудина)

«Нижегородские епархиальные ведомости», №14(203), 2011 г.


Материалы по теме

Новости

Публикации

Игумения Екатерина (Чернышева)
Монахиня Агния (Мельничук)
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Игумения Екатерина (Чернышева)
Игумения Екатерина (Чернышева)
Монахиня Агния (Мельничук)
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Игумения Екатерина (Чернышева)

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Доклады

Монастыри

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь