Матушка игумения, в 1991 году Вы были направлены в возрождающийся Серафимо-Дивеевский монастырь. Как Вы приняли это назначение? Страшно было ехать в разоренную обитель?
Да, действительно, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II я была переведена в Серафимо-Дивеевский монастырь из Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря, где несла послушание благочинной.
Удивительно, но меня не тревожили предстоящие трудности. Может быть, это было действие особой благодати: ведь все совершалось по благословению священноначалия.
И, конечно, меня очень поддержало то, что в обители к тому времени уже пребывали мощи преподобного Серафима, и то, что я приехала сюда не одна, а с игуменией Магдалиной и сестрами Рижского монастыря. Две из них по благословению матушки игумении остались вместе со мной в Дивееве.
8 ноября 1991 года мы прилетели самолетом из Риги в Нижний Новгород. 10 ноября меня назначили настоятельницей монастыря, а 17-го митрополит Николай (Кутепов) возвел меня в сан игумении.
Конечно, работа предстояла очень большая. В то время действовал только Троицкий собор, еще совершенно неблагоустроенный, и в нем было очень холодно. Нам передали второй этаж южного флигеля колокольни. На первом этаже расположилась вневедомственная охрана, на третьем ― телевизионный ретранслятор, а на втором устроили кельи для правящего архиерея и для нас.
В северном флигеле колокольни на первом этаже размещалась школа трактористов, на втором и третьем этажах ― школа рабочей молодежи. В игуменском корпусе тоже все было занято различными организациями.
Казанская церковь без куполов и колокольни была совсем не похожа на храм. Преображенский собор стоял без крестов, с разрушенными куполами, без окон и дверей. В трапезном храме Александра Невского много лет работал Дом культуры, на месте алтаря была оборудована сцена. И по всей территории росли высокие березы и тополя. Митрополит Николай однажды сказал: „Я много раз проезжал через Дивеево, и когда мне говорили, что монастырь должен возродиться, мне както не верилось: такое большое здесь было запустение!“.
Но ведь сказано, что в немощи сила Божия совершается. Сам батюшка Серафим прибыл сюда мощами, и это было большое утешение. Как и прежде, он ― главный попечитель и устроитель нашей обители. И Царица Небесная не оставляет нас Своею милостью. Очевидно, что все совершается Ее волей, Она является здесь воистину Верховной Игуменией.
Бывали ли Вы в Дивееве до возрождения здесь церковной жизни?
Я приезжала сюда со своими родителями в 60-х годах. Тогда приходилось все делать очень незаметно. По центральной части монастыря, поросшей бурьяном, днем нельзя было проходить ― могла заинтересоваться милиция: что мы тут делаем. Рано утром или поздно вечером знающие люди решались провести приезжих по тому месту, где была Канавка, или вокруг соборов. У Казанского храма нас подвели к заветной березе, недалеко от которой почивали мощи матушки Александры, основательницы обители, провели по Канавке, обозначенной старинными тополями. Потом проводники отвезли нас на источник.
Сейчас Дивеевская обитель ― самая большая в России: в ней свыше пятисот сестер. Как они собирались сюда?
Собирались, конечно, постепенно. Первые двенадцать сестер по два-три года прожили в Дивееве еще до переноса сюда мощей преподобного Серафима. Потом их стало тридцать, потом шестьдесят, сто. Кто-то приходил, кто-то уходил…
Когда начались службы в Казанской церкви, в Дивеево стали приезжать по благословению своих духовников молодые девушки в надежде, что откроется монастырь. Пекли просфоры, пели и церковничали в храме. В конце 1989 года неожиданно для всех, без особых хлопот, Церкви отдали Троицкий собор. Уже на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы владыка Николай освятил его.
Таким образом, первая церковь в Дивееве была освящена в Лазареву субботу, а собор ― в день Похвалы Царицы Небесной, как будто Она Сама включилась в процесс восстановления.
Первые насельницы отличались от тех, которые сейчас приходят?
Конечно. У владыки Николая была армейская строгость, он всех желающих поступить в Дивеевский монастырь направлял на епархиальный скотный двор в Рожнове. Через Рожново прошли не только молодые сестры, но и те, что были уже в почтенном возрасте, под семьдесят лет,― и они не испугались. Из тех, кто начинал монастырскую жизнь в Рожнове, многие сейчас скитоначальницы.
Думаю, в суровых условиях жизни Господь их укреплял так же, как и меня. И здесь, в Дивееве, тоже было нелегко: в монастыре жилья не было, и сестры жили в домах в селе, не было самого необходимого, даже трапезной. Паломники питались в вагончике, в котором были стол и две лавки, готовить приходилось на электрической плитке.
А Вы можете привести примеры, как призывались сюда сестры?
Все здесь происходит с благословения Царицы Небесной. Как Она Сама сказала: кого-то Она призовет, а кого-то и изженет из обители.
Был такой случай, что одна девушка сопровождала другую, желавшую поступить в наш монастырь, помогала ей довезти вещи, а приехала сюда ― и осталась сама.
Другая в Дивеево приехала с женихом в паломническую поездку, а обратно жених поехал один. Обе они уже стали монахинями. Есть такие, что прочитали „Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря“― и загорелись сердцем…
Здесь живут, конечно, по призванию: Господь призвал на этот избраннический путь, а душа человеческая откликнулась на призыв. Но еще нужна каждодневная работа по отсечению своей воли. Это очень трудный и болезненный процесс для каждого.
Прошло 20 лет. Какое событие вам больше всего запомнилось?
Самое памятное событие ― это 100-летие прославления батюшки Серафима в 2003 году. Когда только началась подготовка к юбилею, скончался митрополит Николай († 2001), через год ― архиепископ Евгений. Оставалось полгода до празднования, а мы были в неведении, кто поможет нам все организовать. Сестры мне советовали попросить у наместника Троице-Сергиевой Лавры кого-нибудь из братии, они говорили: „В Лавре так все хорошо обустроено…“ Конечно же я никого не просила об этом, а только сокрушалась о нашем сиротстве и, как тогда казалось, о безвыходном положении.
Так вот, сама Царица Небесная дала нам того, кто мог все это сделать. Даже предположить невозможно было, что это окажется эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначенный правящим архиереем Нижегородской епархии. Это, конечно, неизреченная милость Царицы Небесной по молитвам батюшки Серафима.
Епископ Георгий за столь короткий срок провел грандиозные реставрационные работы в Дивееве и Сарове. Ну как тут не скажешь, что Дивеево ― это воистину диво!? То, что здесь происходило весной и летом 2003 года, можно сравнить, наверное, только с какимто большим строительным объектом вроде БАМа. У нас все было в лесах, все ископано, перерыто.
Самым главным подарком к юбилею прославления преподобного Серафима в лике святых стала восстановленная Канавка. Видно, было на то благословение Царицы Небесной, чтобы Канавка вновь приобрела такой вид, какой она должна иметь по заповеди батюшки Серафима: три аршина глубиной, три аршина шириной, три аршина высота и ширина вала ― это примерно два метра. Некоторые про Канавку говорят: „Мы прошли по мосту Матери Божией“, другие ― „по тропе Матери Божией“, но важно то, что как бы ни называли Канавку, идут по ней все с молитвой ― читают 150 раз „Богородице, Дево, радуйся“.
В чем величие Дивеевской обители с точки зрения людей, которые живут в этом монастыре?
Очень большая ответственность на тех, кто живет здесь,― насельницах монастыря. Мы все ― служки Царицы Небесной и батюшки Серафима. Если только вдуматься в эти слова и на каждом шагу их себе напоминать, то очень многое в нашей жизни само определится. Если ты ― служка Царицы Небесной и батюшки Серафима, можешь ли отпустить человека неутешенным, неправильно поступить с ним? Не можешь, не должна.
И тогда, если ты ― служка, то проси Царицу Небесную и батюшку Серафима, чтобы они управили, помогли, наставили, вразумили. Те, кто приезжают в Дивеево, находятся под сильным впечатлением от пережитого здесь, в состоянии большой духовной радости обычно покидают обитель. И эту духовную радость людям даем не мы, а Бог — по молитвам Царицы Небесной и преподобного Серафима. Наше дело — сеять, поливать, а взращивает Господь.
Беседовала инокиня Макария (Огудина)
«Нижегородские епархиальные ведомости», №14(203), 2011 г.