11 сентября совершается память блаженной старицы Любушки Сусанинской – Любови Ивановны Лазаревой. Двадцать пять лет назад в этот осенний день, на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, подвижница отошла ко Господу. Уроженка Калужской области, много лет прожившая в маленьком Сусанино (в шести километрах от хорошо известного православным людям поселка Вырицы под Ленинградом), она затем переехала в Николо-Шартомский мужской монастырь Ивановской области. Получилось – ровно на год... А последние месяцы своей жизни провела в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке Тверской области, где и была похоронена. Рядом с ней, в построенной над местом погребения Любушки часовне, в начале нынешнего века упокоилась схимонахиня Мария Самарская (Мария Ивановна Матукасова). В Казанской обители матушка Мария, взявшая на себя подвиг юродства еще в послевоенные годы, прожила всего двенадцать дней... Почему две всероссийские старицы, обратившие к Богу большое число своих современников и неустанно молившиеся за страждущих, немощных, заблудших, нашли здесь свое последнее земное пристанище? Об этом и о некоторых других аспектах жизни Казанского женского монастыря мы беседовали с его настоятельницей игуменией Софией (Суховой).
Между двумя российскими столицами
Матушка, наверное, тех, кто приезжает в монастырь поклониться его святыням и попросить помощи у блаженных стариц, интересует вопрос: как получилось, что Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская, подвизавшиеся не здесь, погребены в женском монастыре в Вышнем Волочке?
Это в самом деле интересует многих. Ведь обе старицы сюда приехали будто специально, чтобы тут упокоиться. Блаженные водятся Духом Божиим. А блаженные старицы Любовь Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская находились еще и под особым водительством Матери Божией и, в частности Казанской Ее иконы. Любушка, живя в Сусанино (при храме Казанской иконы Божией Матери!), говаривала: «Меня возьмет Казанская». Все думали, что она на Казанскую умрет. Но вот, как оказалось, это было указанием на Казанский монастырь, в котором она почила.
Схимонахиня Мария собралась в Казанскую обитель на Тверской земле так же неожиданно, как и Любушка. Она долго жила в Оптиной пустыни, там была пострижена в схиму в честь равноапостольной Марии Магдалины ныне известным всей России старцем-духовником схиархимандритом Илием (Ноздриным), и вдруг сказала: «Поеду в Вышний Волочек, к Любушке» (Любушка к тому времени уже пребывала в вечных обителях). Приехав, произнесла: «Здесь всё родное, я здесь останусь», и вскоре преставилась. Любушка говорила, что это место благословлено ей Самой Матерью Божией и что оно находится под Ее особым попечительством. «У вас здесь Сама Матерь Божия лампадки зажигает», – говорила блаженная. Это, действительно, удивительное действие Промысла Божиего; каков Его замысел – трудно сказать определенно, но, думается, расположение Вышнего Волочка между двумя российскими столицами в данном случае имеет особый смысл. Столицы – средоточие греха, и блаженные возлегли здесь, у нас, чтобы молиться за всю Россию. И как при жизни к ним ехали отовсюду с просторов бывшей Российской империи, так и сейчас отовсюду приезжают, в том числе и из-за рубежа. Приезжают за помощью, молитвой и исцелением... И всем, по ходатайству стариц, эта помощь подается.
Прежде, матушка, Вы были насельницей Оршина Вознесенского монастыря, и полагаю, слышали воспоминания его настоятельницы – игумении Евпраксии (Инбер) о том, как по благословению своего духовного отца архимандрита Наума (Байбородина) она ездила к Любушке Сусанинской. Вероятно, уже тогда, задолго до назначения Вас сюда настоятельницей, имя подвижницы, называемой людьми печальницей за землю Русскую, стало Вам близким, родным?
Это имя стало мне близким и родным гораздо раньше. Я сама являюсь духовным чадом архимандрита Наума, и многие из моих знакомых ездили к Любушке по благословению нашего старца. У него, у отца Наума, была особая духовная связь с Любушкой: и Любушка направляла к батюшке нуждающихся во вразумлении, и батюшка посылал к ней. И всегда они благословляли одинаково, в одном духе.
Попутно замечу, что на Рождественских Международных образовательных чтениях в 2018 году прозвучал доклад игумении Евпраксии «Путь служения Христу блаженной старицы Любови Сусанинской». Хотя определение «доклад» не очень-то и подходит. Это было пронзительное, изобилующее драгоценными свидетельствами выступление матушки, которой, по ее признанию, выпало счастье общения с действительно святым человеком. А о блаженной схимонахине Марии Вы как узнали? И что Вас особенно поразило в жизнеописаниях этих двух стариц?
О блаженной схимонахине Марии я узнала, когда, будучи насельницей Оршина монастыря, занималась по послушанию переизданием книжки о Любушке Сусанинской и, конечно, и представления не имела, что попаду сюда – служить Казанской иконе Божией Матери у гробниц блаженных стариц. В Издательском совете Патриархии, куда я привезла книжку на рецензию для получения грифа, сотрудница отдела поведала мне историю о своей встрече со схимонахиней Марией (тогда уже покойной) и о ее почитании в их семье. Я тогда нашла житие блаженной, прочитала его и узнала о подвиге матушки.
Жития блаженных всегда поражают величайшей степенью самоотвержения по любви к людям, за которых они молятся и ради которых совершают великие подвиги. Любушка никогда не спала, как спят обычные люди: подремлет, сидя или опершись о спинку своей железной кровати, и продолжает дальше молиться. Любушка почти ничего не ела, в годы странствования ходила босая и полураздетая. Она была беспощадна к себе. Бывало, у Любушки спросят: «Ну, зачем ты так себя мучаешь?» А она: «Нельзя! Боженька не услышит!» Уже старенькая, больная – никогда не присядет на службе. «Плоть, – говорила, – жалеть нельзя». Схимонахиня Мария тоже никогда себя не щадила и «мучила» себя голодом, жаждой, отсутствием всякого человеческого комфорта. Вспоминается одно поразительное обстоятельство: прежде старица Мария очень любила чистоту, всё раскладывала по местам, аккуратно причесывалась, обувь всегда мыла, одежду стирала. А юродствуя, она терпела грязь, лежала на оплеванных ступенях, ела с собаками, ночевала на половике... Это как надо было в нашей многотрудной земной жизни полюбить Господа и ближних, чтобы нести такой непостижимый подвиг и смирить себя!
Вот что писал об этом духовно-аскетическом подвиге профессор Георгий Петрович Федотов, автор книги «Святые Древней Руси»: «Юродство – самое радикальное отвержение мира, совместимое с пребыванием в миру»... Накрепко отпечаталось в памяти то, что юродивая Мария до принятия схимы носила тяжелые мешки и говорила: «Грехи ваши ношу». Читаешь об этом и перед глазами встает образная картинка, вызывающая печальные раздумья о степени греховности мира.
Есть любопытное свидетельство отца Александра, настоятеля Вознесенского храма в селе Кинель-Черкассы Самарской области (где в убогой церковной сторожке старица прожила несколько десятилетий). Батюшка вспоминает: «Мы решили посмотреть, что у нее в мешках, а там всякий мусор – камни, травы нарвет, полынь, крапива, и как только она ей руки не обжигает, не пойму... Мешки эти крепкому мужику не поднять, а она идет и даже не прогибается».
По ходатайству блаженных
Матушка София, Вы можете рассказать о каких-то чудесных случаях помощи тем нашим современникам, которые с верой и надеждой молились у гробниц блаженных стариц, слезно обращались к ним со своими просьбами?
Чудес происходит много. О них мы узнаем из рассказов людей, получивших такую помощь, или из рассказов их родственников и знакомых. Мы стараемся сразу записать всё, с возможными подробностями. В случае исцелений просим предоставить копии медицинских документов, поскольку они могут потребоваться для материалов к прославлению. В часовне лежит журнал, в котором можно оставить свое свидетельство о благодатной помощи по молитвам блаженных стариц. На наших электронных ресурсах – монастырском сайте и странице Вконтакте размещены обращения с просьбой сообщать нам о случаях молитвенной помощи блаженных. Можно писать нам и на электронную почту.
Расскажу про такой случай: однажды в часовню внесли на носилках тяжело больную женщину. Она была измождена, «кожа да кости», лицо землистого цвета. Родственники сообщили, что у нее рак четвертой степени и врачи уже отказались ее лечить, отправили домой умирать. Больная знала о блаженной Любушке и неоднократно собиралась побывать на ее могилке, но это никак не осуществлялось. Близкие люди согласились отвезти ее в Казанский монастырь, не надеясь уже ни на что. Чисто из сострадания решили выполнить ее последнюю просьбу. Страждущая долго молилась у могилки, потом приложилась к ней, ее помазали маслом из лампады, стоящей на гробнице, и после все уехали. По прошествии примерно полугода кто-то окликнул сестру, дежурившую в часовне (по совпадению – ту самую, что принимала больную на носилках): «Вы меня помните?» Присмотревшись, сестра ответила: «Конечно, помню!» Хотя узнать женщину было трудно – она поправилась, порозовела, крепко стояла на ногах и смогла самостоятельно приехать, чтобы поблагодарить Любушку за удивительное исцеление.
А в этом году по молитвам блаженной схимонахини Марии произошло следующее чудо. Один священник, иерей В., старался добыть деньги на реконструкцию храма. Оказалось, что в ближайшее время надо заплатить огромный налог в 1,5 миллиона рублей. Священник забеспокоился. Обратился в банки – везде получил отказ. Пошел на поклон к богатым бизнесменам – кроме унижений не получил ничего... В разговоре с духовным сыном блаженной схимонахини Марии он поведал о своей беде, и собеседник посоветовал ему съездить к гробнице своей духовной наставницы в Вышний Волочек, отслужить там панихиду, что священник и сделал прямо на следующий день. Через два дня ему позвонил малознакомый человек, услышавший о нужде батюшки от общих друзей, и предложил свою помощь. Вопрос разрешился в течение трех дней с момента посещения иереем В. схимонахини Марии!
Как сестры возрождающейся обители чтят блаженных стариц?
В нашей обители служатся ежедневные панихиды на месте упокоения подвижниц в часовне Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В дни их памяти служатся заупокойные Литургии с последующими панихидами. В эти дни собирается большое число паломников. Но, надо сказать, что мы не живем без наших стариц никогда – непрерывно обращаемся к ним за помощью во всех своих нуждах, приходим к ним поделиться и радостью (например, на Пасху поем праздничные стихиры и тропарь). У гробниц всегда стоят свежие цветы. Во всех скорбях, болезнях, искушениях и бранях сестры бегут к могилкам блаженных и по горячей молитве и помазании елеем из лампадок получают облегчение, а часто и полное исцеление. Когда нас просят молиться за кого-то, мы обращаемся к блаженным – поем литию, ставим свечи.
Повторюсь: народа к нам приезжает очень много. Часовня, где находятся гробницы, закрывается только на ночь. А так почти всегда в ней есть люди, приносящие свою боль и надежду блаженным старицам, которые, живя в еще недавнее атеистическое время, взошли на необозримую духовную высоту, стяжали дары прозорливости, исцелений, чудотворений, смирения и любви. Причем некоторые верующие приезжают и без великих скорбей, просто поклониться подвижницам. Молятся у их гробниц и монашествующие из разных обителей. Часто мы видим в часовне настоятельниц и насельниц Оршина Вознесенского, тверского Свято-Екатерининского, кашинского Николо-Клобукова монастырей, братию Оптиной пустыни. Список можно продолжить...
Когда Вы назвали Свято-Екатерининский женский монастырь в Твери, невольно вспомнился рассказ его настоятельницы игумении Иулиании (Ритониеми), как ей, студентке из Финляндии, жаждущей Истины, помогли прийти к православной вере отец Наум и блаженная Любушка Сусанинская. Интервью с матушкой «...Душа моя настрадалась в поисках Истины» было размещено на портале «Монастырский вестник». А среди сестер в Вышнем Волочке есть те, кто побывал у Любушки при жизни?
К сожалению, сейчас таких сестер не осталось: одна из них почила, другая проходит послушание вдали от нашей обители.
Величественная красота и ранящая сердце разруха...
Матушка, на Ваши плечи легли труды по дальнейшему возрождению монастыря – ну просто огромный объем ремонтно-восстановительных работ! Службы сейчас проходят в находящемся в колокольне храме преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неониллы, который, вероятно, маленький?
В этом храме помещается не более 50 человек. По большим праздникам уже бывает довольно-таки тесно. Остальные исторические здания монастыря находятся в очень тяжелом состоянии. Из-за того, что в советское время была разрушена дренажная система монастыря, от избыточной влаги разрушаются фундаменты и конструкции зданий. К тому же долго стоявшие без отопления и ремонта, с протекающими крышами, они сильно пострадали. Сейчас начата реставрация Казанского собора – главного собора обители, в прежние времена считавшегося одним из символов Тверской земли. Но средств оказалось недостаточно, и в данный момент нам нечем расплатиться со строителями за сделанные работы... Ждет своей очереди и второй наш собор, возведенный на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского – духовного наставника сестер обители. В нем, освященном в честь Андрониковой иконы Божией Матери, все эти беды привели к тому, что частично обрушился пол, а стены покрываются грибком и высолами.
И завершающий вопрос: кого из святых, Небесных заступников, Вы с сестрами молитвенно просите не допустить гибели красивейших бесценных памятников церковной архитектуры?
Упование наше только на помощь Божию, на заступничество Божией Матери и наших святых покровителей. Мы служим молебны и читаем келейно и сообща акафисты Казанской иконе Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунтскому, великомученику Георгию Победоносцу, преподобному Ефрему Сирину, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, блаженной Ксении Петербуржской. Конечно, в своих молитвах мы горячо просим наших Небесных заступников о помощи.
***
...Когда читаешь или слышишь об аккуратности Любушки Сусанинской, какое-то теплое чувство охватывает тебя. Так и представляешь себе маленькую согбенную старушку, одетую бедно, во все старенькое, поношенное, но – чистенькое. На голове, по воспоминаниям видевших ее людей, старица носила простой ситцевый платочек, передний край которого выдавался далеко вперед, прикрывая глаза, как схимнический куколь. И в то же время нет никакого парадокса в другом аспекте нашего приятия: с не меньшей сердечной теплотой воспринимается верующими людьми блаженная схимонахиня Мария, которая одежду не меняла – носила, пока та не истлевала прямо на ней. Да и мылась блаженная редко, проходя «испытание» грязью.
Сердце, полное доверия Богу, различает внешнюю сторону жизни и внутреннюю и на первой «не зацикливается». Зоркое сердце видит, как велик был молитвенный подвиг блаженных стариц, живших не в какие-то там незапамятные времена, а в недавние советские годы. Невозможно не почувствовать, какой абсолютной, не запятнанной мирскими страстями, была внутренняя чистота подвижниц, хотя в миру они тоже какое-то время трудились на разных работах и были знакомы с его «изнанкой». Любушка, Любовь Ивановна Лазарева работала на ленинградском заводе «Красный треугольник» галошницей, затем на бельевой фабрике кастеляншей. Схимонахиня Мария, Мария Ивановна была счетоводом, а после вела в начальных классах уроки домоводства. Кастелянша Любовь Лазарева на той злополучной фабрике отказывалась делать приписки, решительно говорила: «Не буду, это грех». Учительница Мария Матукасова дарила детям безбожного времени иконки; из любви к своим маленьким ученикам она, судя по всему, совершенно безбоязненно читала им молитвы...
В Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке (вспомним слова игумении Софии) люди приезжают отовсюду, даже из-за рубежа. Приезжают и просят блаженных стариц о своем наболевшем, ведь нужд-то у всех хватает. Но хорошо бы, если б эта огромная армия богомольцев присовокупляла к своим личным прошениям и молитвенное воздыхание о монастыре, расположенном между двумя российскими столицами. Замечательно будет, если к сестринским молитвам, к их просьбам о помощи в благом деле возрождении великой и величественной святыни присоединится и молитва многих-многих мирян.
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки, отражающие жизнь обители,
представлены Казанским женским монастырем