«Блаженные водятся Духом Божиим»

Игумения София (Сухова)

11 сентября совершается память блаженной старицы Любушки Сусанинской – Любови Ивановны Лазаревой. Двадцать пять лет назад в этот осенний день, на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, подвижница отошла ко Господу. Уроженка Калужской области, много лет прожившая в маленьком Сусанино (в шести километрах от хорошо известного православным людям поселка Вырицы под Ленинградом), она затем переехала в Николо-Шартомский мужской монастырь Ивановской области. Получилось – ровно на год... А последние месяцы своей жизни провела в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке Тверской области, где и была похоронена. Рядом с ней, в построенной над местом погребения Любушки часовне, в начале нынешнего века упокоилась схимонахиня Мария Самарская (Мария Ивановна Матукасова). В Казанской обители матушка Мария, взявшая на себя подвиг юродства еще в послевоенные годы, прожила всего двенадцать дней... Почему две всероссийские старицы, обратившие к Богу большое число своих современников и неустанно молившиеся за страждущих, немощных, заблудших, нашли здесь свое последнее земное пристанище? Об этом и о некоторых других аспектах жизни Казанского женского монастыря мы беседовали с его настоятельницей игуменией Софией (Суховой).

Между двумя российскими столицами

Матушка, наверное, тех, кто приезжает в монастырь поклониться его святыням и попросить помощи у блаженных стариц, интересует вопрос: как получилось, что Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская, подвизавшиеся не здесь, погребены в женском монастыре в Вышнем Волочке?


Это в самом деле интересует многих. Ведь обе старицы сюда приехали будто специально, чтобы тут упокоиться. Блаженные водятся Духом Божиим. А блаженные старицы Любовь Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская находились еще и под особым водительством Матери Божией и, в частности Казанской Ее иконы. Любушка, живя в Сусанино (при храме Казанской иконы Божией Матери!), говаривала: «Меня возьмет Казанская». Все думали, что она на Казанскую умрет. Но вот, как оказалось, это было указанием на Казанский монастырь, в котором она почила.

Схимонахиня Мария собралась в Казанскую обитель на Тверской земле так же неожиданно, как и Любушка. Она долго жила в Оптиной пустыни, там была пострижена в схиму в честь равноапостольной Марии Магдалины ныне известным всей России старцем-духовником схиархимандритом Илием (Ноздриным), и вдруг сказала: «Поеду в Вышний Волочек, к Любушке» (Любушка к тому времени уже пребывала в вечных обителях). Приехав, произнесла: «Здесь всё родное, я здесь останусь», и вскоре преставилась. Любушка говорила, что это место благословлено ей Самой Матерью Божией и что оно находится под Ее особым попечительством. «У вас здесь Сама Матерь Божия лампадки зажигает», – говорила блаженная. Это, действительно, удивительное действие Промысла Божиего; каков Его замысел – трудно сказать определенно, но, думается, расположение Вышнего Волочка между двумя российскими столицами в данном случае имеет особый смысл. Столицы – средоточие греха, и блаженные возлегли здесь, у нас, чтобы молиться за всю Россию. И как при жизни к ним ехали отовсюду с просторов бывшей Российской империи, так и сейчас отовсюду приезжают, в том числе и из-за рубежа. Приезжают за помощью, молитвой и исцелением... И всем, по ходатайству стариц, эта помощь подается.

Прежде, матушка, Вы были насельницей Оршина Вознесенского монастыря, и полагаю, слышали воспоминания его настоятельницы – игумении Евпраксии (Инбер) о том, как по благословению своего духовного отца архимандрита Наума (Байбородина) она ездила к Любушке Сусанинской. Вероятно, уже тогда, задолго до назначения Вас сюда настоятельницей, имя подвижницы, называемой людьми печальницей за землю Русскую, стало Вам близким, родным?

Это имя стало мне близким и родным гораздо раньше. Я сама являюсь духовным чадом архимандрита Наума, и многие из моих знакомых ездили к Любушке по благословению нашего старца. У него, у отца Наума, была особая духовная связь с Любушкой: и Любушка направляла к батюшке нуждающихся во вразумлении, и батюшка посылал к ней. И всегда они благословляли одинаково, в одном духе.

Попутно замечу, что на Рождественских Международных образовательных чтениях в 2018 году прозвучал доклад игумении Евпраксии «Путь служения Христу блаженной старицы Любови Сусанинской». Хотя определение «доклад» не очень-то и подходит. Это было пронзительное, изобилующее драгоценными свидетельствами выступление матушки, которой, по ее признанию, выпало счастье общения с действительно святым человеком. А о блаженной схимонахине Марии Вы как узнали? И что Вас особенно поразило в жизнеописаниях этих двух стариц?

О блаженной схимонахине Марии я узнала, когда, будучи насельницей Оршина монастыря, занималась по послушанию переизданием книжки о Любушке Сусанинской и, конечно, и представления не имела, что попаду сюда – служить Казанской иконе Божией Матери у гробниц блаженных стариц. В Издательском совете Патриархии, куда я привезла книжку на рецензию для получения грифа, сотрудница отдела поведала мне историю о своей встрече со схимонахиней Марией (тогда уже покойной) и о ее почитании в их семье. Я тогда нашла житие блаженной, прочитала его и узнала о подвиге матушки.

Жития блаженных всегда поражают величайшей степенью самоотвержения по любви к людям, за которых они молятся и ради которых совершают великие подвиги. Любушка никогда не спала, как спят обычные люди: подремлет, сидя или опершись о спинку своей железной кровати, и продолжает дальше молиться. Любушка почти ничего не ела, в годы странствования ходила босая и полураздетая. Она была беспощадна к себе. Бывало, у Любушки спросят: «Ну, зачем ты так себя мучаешь?» А она: «Нельзя! Боженька не услышит!» Уже старенькая, больная – никогда не присядет на службе. «Плоть, – говорила, – жалеть нельзя». Схимонахиня Мария тоже никогда себя не щадила и «мучила» себя голодом, жаждой, отсутствием всякого человеческого комфорта. Вспоминается одно поразительное обстоятельство: прежде старица Мария очень любила чистоту, всё раскладывала по местам, аккуратно причесывалась, обувь всегда мыла, одежду стирала. А юродствуя, она терпела грязь, лежала на оплеванных ступенях, ела с собаками, ночевала на половике... Это как надо было в нашей многотрудной земной жизни полюбить Господа и ближних, чтобы нести такой непостижимый подвиг и смирить себя!

Вот что писал об этом духовно-аскетическом подвиге профессор Георгий Петрович Федотов, автор книги «Святые Древней Руси»: «Юродство – самое радикальное отвержение мира, совместимое с пребыванием в миру»... Накрепко отпечаталось в памяти то, что юродивая Мария до принятия схимы носила тяжелые мешки и говорила: «Грехи ваши ношу». Читаешь об этом и перед глазами встает образная картинка, вызывающая печальные раздумья о степени греховности мира.

Есть любопытное свидетельство отца Александра, настоятеля Вознесенского храма в селе Кинель-Черкассы Самарской области (где в убогой церковной сторожке старица прожила несколько десятилетий). Батюшка вспоминает: «Мы решили посмотреть, что у нее в мешках, а там всякий мусор – камни, травы нарвет, полынь, крапива, и как только она ей руки не обжигает, не пойму... Мешки эти крепкому мужику не поднять, а она идет и даже не прогибается».

По ходатайству блаженных

Матушка София, Вы можете рассказать о каких-то чудесных случаях помощи тем нашим современникам, которые с верой и надеждой молились у гробниц блаженных стариц, слезно обращались к ним со своими просьбами?

Чудес происходит много. О них мы узнаем из рассказов людей, получивших такую помощь, или из рассказов их родственников и знакомых. Мы стараемся сразу записать всё, с возможными подробностями. В случае исцелений просим предоставить копии медицинских документов, поскольку они могут потребоваться для материалов к прославлению. В часовне лежит журнал, в котором можно оставить свое свидетельство о благодатной помощи по молитвам блаженных стариц. На наших электронных ресурсах – монастырском сайте и странице Вконтакте размещены обращения с просьбой сообщать нам о случаях молитвенной помощи блаженных. Можно писать нам и на электронную почту.

Расскажу про такой случай: однажды в часовню внесли на носилках тяжело больную женщину. Она была измождена, «кожа да кости», лицо землистого цвета. Родственники сообщили, что у нее рак четвертой степени и врачи уже отказались ее лечить, отправили домой умирать. Больная знала о блаженной Любушке и неоднократно собиралась побывать на ее могилке, но это никак не осуществлялось. Близкие люди согласились отвезти ее в Казанский монастырь, не надеясь уже ни на что. Чисто из сострадания решили выполнить ее последнюю просьбу. Страждущая долго молилась у могилки, потом приложилась к ней, ее помазали маслом из лампады, стоящей на гробнице, и после все уехали. По прошествии примерно полугода кто-то окликнул сестру, дежурившую в часовне (по совпадению – ту самую, что принимала больную на носилках): «Вы меня помните?» Присмотревшись, сестра ответила: «Конечно, помню!» Хотя узнать женщину было трудно – она поправилась, порозовела, крепко стояла на ногах и смогла самостоятельно приехать, чтобы поблагодарить Любушку за удивительное исцеление.

А в этом году по молитвам блаженной схимонахини Марии произошло следующее чудо. Один священник, иерей В., старался добыть деньги на реконструкцию храма. Оказалось, что в ближайшее время надо заплатить огромный налог в 1,5 миллиона рублей. Священник забеспокоился. Обратился в банки – везде получил отказ. Пошел на поклон к богатым бизнесменам – кроме унижений не получил ничего... В разговоре с духовным сыном блаженной схимонахини Марии он поведал о своей беде, и собеседник посоветовал ему съездить к гробнице своей духовной наставницы в Вышний Волочек, отслужить там панихиду, что священник и сделал прямо на следующий день. Через два дня ему позвонил малознакомый человек, услышавший о нужде батюшки от общих друзей, и предложил свою помощь. Вопрос разрешился в течение трех дней с момента посещения иереем В. схимонахини Марии!

Как сестры возрождающейся обители чтят блаженных стариц?


В нашей обители служатся ежедневные панихиды на месте упокоения подвижниц в часовне Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В дни их памяти служатся заупокойные Литургии с последующими панихидами. В эти дни собирается большое число паломников. Но, надо сказать, что мы не живем без наших стариц никогда – непрерывно обращаемся к ним за помощью во всех своих нуждах, приходим к ним поделиться и радостью (например, на Пасху поем праздничные стихиры и тропарь). У гробниц всегда стоят свежие цветы. Во всех скорбях, болезнях, искушениях и бранях сестры бегут к могилкам блаженных и по горячей молитве и помазании елеем из лампадок получают облегчение, а часто и полное исцеление. Когда нас просят молиться за кого-то, мы обращаемся к блаженным – поем литию, ставим свечи.

Повторюсь: народа к нам приезжает очень много. Часовня, где находятся гробницы, закрывается только на ночь. А так почти всегда в ней есть люди, приносящие свою боль и надежду блаженным старицам, которые, живя в еще недавнее атеистическое время, взошли на необозримую духовную высоту, стяжали дары прозорливости, исцелений, чудотворений, смирения и любви. Причем некоторые верующие приезжают и без великих скорбей, просто поклониться подвижницам. Молятся у их гробниц и монашествующие из разных обителей. Часто мы видим в часовне настоятельниц и насельниц Оршина Вознесенского, тверского Свято-Екатерининского, кашинского Николо-Клобукова монастырей, братию Оптиной пустыни. Список можно продолжить...

Когда Вы назвали Свято-Екатерининский женский монастырь в Твери, невольно вспомнился рассказ его настоятельницы игумении Иулиании (Ритониеми), как ей, студентке из Финляндии, жаждущей Истины, помогли прийти к православной вере отец Наум и блаженная Любушка Сусанинская. Интервью с матушкой «...Душа моя настрадалась в поисках Истины» было размещено на портале «Монастырский вестник». А среди сестер в Вышнем Волочке есть те, кто побывал у Любушки при жизни?

К сожалению, сейчас таких сестер не осталось: одна из них почила, другая проходит послушание вдали от нашей обители.

Величественная красота и ранящая сердце разруха...

Матушка, на Ваши плечи легли труды по дальнейшему возрождению монастыря – ну просто огромный объем ремонтно-восстановительных работ! Службы сейчас проходят в находящемся в колокольне храме преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неониллы, который, вероятно, маленький?

В этом храме помещается не более 50 человек. По большим праздникам уже бывает довольно-таки тесно. Остальные исторические здания монастыря находятся в очень тяжелом состоянии. Из-за того, что в советское время была разрушена дренажная система монастыря, от избыточной влаги разрушаются фундаменты и конструкции зданий. К тому же долго стоявшие без отопления и ремонта, с протекающими крышами, они сильно пострадали. Сейчас начата реставрация Казанского собора – главного собора обители, в прежние времена считавшегося одним из символов Тверской земли. Но средств оказалось недостаточно, и в данный момент нам нечем расплатиться со строителями за сделанные работы... Ждет своей очереди и второй наш собор, возведенный на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского – духовного наставника сестер обители. В нем, освященном в честь Андрониковой иконы Божией Матери, все эти беды привели к тому, что частично обрушился пол, а стены покрываются грибком и высолами.

И завершающий вопрос: кого из святых, Небесных заступников, Вы с сестрами молитвенно просите не допустить гибели красивейших бесценных памятников церковной архитектуры?

Упование наше только на помощь Божию, на заступничество Божией Матери и наших святых покровителей. Мы служим молебны и читаем келейно и сообща акафисты Казанской иконе Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунтскому, великомученику Георгию Победоносцу, преподобному Ефрему Сирину, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, блаженной Ксении Петербуржской. Конечно, в своих молитвах мы горячо просим наших Небесных заступников о помощи.


***

...Когда читаешь или слышишь об аккуратности Любушки Сусанинской, какое-то теплое чувство охватывает тебя. Так и представляешь себе маленькую согбенную старушку, одетую бедно, во все старенькое, поношенное, но – чистенькое. На голове, по воспоминаниям видевших ее людей, старица носила простой ситцевый платочек, передний край которого выдавался далеко вперед, прикрывая глаза, как схимнический куколь. И в то же время нет никакого парадокса в другом аспекте нашего приятия: с не меньшей сердечной теплотой воспринимается верующими людьми блаженная схимонахиня Мария, которая одежду не меняла – носила, пока та не истлевала прямо на ней. Да и мылась блаженная редко, проходя «испытание» грязью. 

Сердце, полное доверия Богу, различает внешнюю сторону жизни и внутреннюю и на первой «не зацикливается». Зоркое сердце видит, как велик был молитвенный подвиг блаженных стариц, живших не в какие-то там незапамятные времена, а в недавние советские годы. Невозможно не почувствовать, какой абсолютной, не запятнанной мирскими страстями, была внутренняя чистота подвижниц, хотя в миру они тоже какое-то время трудились на разных работах и были знакомы с его «изнанкой». Любушка, Любовь Ивановна Лазарева работала на ленинградском заводе «Красный треугольник» галошницей, затем на бельевой фабрике кастеляншей. Схимонахиня Мария, Мария Ивановна была счетоводом, а после вела в начальных классах уроки домоводства. Кастелянша Любовь Лазарева на той злополучной фабрике отказывалась делать приписки, решительно говорила: «Не буду, это грех». Учительница Мария Матукасова дарила детям безбожного времени иконки; из любви к своим маленьким ученикам она, судя по всему, совершенно безбоязненно читала им молитвы...

В Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке (вспомним слова игумении Софии) люди приезжают отовсюду, даже из-за рубежа. Приезжают и просят блаженных стариц о своем наболевшем, ведь нужд-то у всех хватает. Но хорошо бы, если б эта огромная армия богомольцев присовокупляла к своим личным прошениям и молитвенное воздыхание о монастыре, расположенном между двумя российскими столицами. Замечательно будет, если к сестринским молитвам, к их просьбам о помощи в благом деле возрождении великой и величественной святыни присоединится и молитва многих-многих мирян.


Беседовала Нина Ставицкая

Снимки, отражающие жизнь обители,
представлены Казанским женским монастырем

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк
Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь