Искали место уединения – нашли! Но увидели, что Господь ставит перед ними совсем другие задачи

Игумения Евстолия (Афонина)

О небоявленном чудотворном Кресте Господнем, известном как Годеновский, о монастырском подворье в селе Годеново на Ярославской земле настоятельница Никольского женского монастыря города Переславль-Залесский игумения Евстолия (Афонина) подробно рассказала в предыдущем своем интервью порталу «Монастырский вестник» – «Сердцем русского человека востребован Крест». Коснулись мы с матушкой и вопроса возведения в Годеново соборного храма Софии Премудрости Божией, задуманного в византийском стиле по образцу знаменитого собора Айя-София в Стамбуле – бывшем Константинополе. Но поскольку тема обретения великой святыни в наши дни многогранна и изобилует яркими фактами, трогательными подробностями, в связи с приближающимся 600-летием явления Животворящего Креста Господня местным пастухам на Сахотском болоте в 1423 году мы попросили матушку-настоятельницу вспомнить еще некоторые моменты, не вошедшие в тот материал, а также поведать о важных событиях сегодняшнего дня.

Сегодня трудно представить, что святыня находилась в полном забвении

Матушка, давайте пойдем с Вами от одной исторической точки к другой. От встречи сестер обители со святыней, преданной многолетнему забвению, до ее поистине всенародного почитания, какое мы видим последние два десятилетия.

Судьбоносная встреча с Годеновским Крестом, изменившая вектор нашего самосознания (после нее такие исторические события стали разворачиваться на наших глазах!), произошла в один из погожих летних дней 1996 года. Вообще много удивительного есть в том, что слух об этой уникальной святыне на долгий период времени пропал – святыня пребывала в полном забвении. Даже верующие люди о ней не знали... Вот я, к примеру, с 1988 года подвизалась в качестве послушницы в Толгском женском монастыре, о настоятельнице которого игумении Варваре (Третьяк) известно, что воспитанная с детских лет в глубокой вере она проявляла живой интерес ко многим христианским святыням и у многих святынь старалась побывать. Но даже наша матушка ничего в те годы не слышала об удивительном Кресте! И только на третьем году нашего пребывания в Переславле-Залесском (куда меня и еще нескольких сестер направили возрождать стоявший в руинах Никольский монастырь) мы узнали от москвичей, что здесь, среди лесов и неизвестных нам селений, есть такая святыня. Мы быстро собрались и поехали. Преодолев десятки километров по проселочной дороге с ухабами и огромными ямами (если быть точными – это в 60 километрах от нас), отыскали описанный знакомыми москвичами заброшенный храм с покосившимися крестами, а в нем – Животворящий Крест Господень. Тогда показалось, что этот уголок земли навсегда забыт людьми. Мы с сестрами горячо возжелали найти себе тут место уединения, и первые год-два, а, может, и три чувствовали себя как на необитаемом острове. Потом произошли заметные изменения: сюда стали находить дорогу и другие люди, при этом их поток стремительно рос, расширялся, хотя интернет-пространство еще не было освоено, паломнические и туристические фирмы еще не рекламировали и не организовывали, как сейчас, поездки в Годеново, но народная молва оказалась не менее действенной. И в какой-то момент мы ясно увидели, что Господь ставит перед нами совсем другие задачи – не уединенного углубления в себя и всего, что с этим связано, а более широкого осмысления предназначения обретенной святыни, которая постепенно становилась центром притяжения сначала сотен людей, затем многих тысяч.

Теперь это разительно преобразившееся место волнует душу и тем, что здесь есть Царская аллея с портретами членов Царской семьи и их жизнеописаниями. Здесь установлен и освящен памятник святым Царственным страстотерпцам – императору Николаю II с Августейшим семейством. Как появилась мысль крепко-накрепко соединить в сознании паломников, туристов, прихожан Животворящий Крест с крестным путем Царской семьи?

Наше благоговейное почитание Царственных мучеников вылилось в реальное их изображение в виде скульптурной композиции. О ее создании мы задумались где-то за год до 100-летия расстрела Царской семьи. Как известно, той величайшей июльской трагедии 1918 года предшествовало предательство Помазанника Божия, затем оклеветание, и надо признать, что нас ведь тоже какое-то время воспитывали на чудовищной клевете, призванной очернить Государя в глазах буквально всех и каждого. Но правда о нем, его подвиге исповедничества увидела свет Божий: вместе со своей семьей он присоединился к сонму страстотерпцев Земли Русской, предстательствующей за нее перед Богом.

Однако мутные потоки лжи – нередко с оголтелыми или с просто нелепыми обвинениями – продолжают изливаться... Радует то, что сегодня мы можем дать отпор. Сегодня наше оружие – вдохновенные проповеди пастырей, глубокие статьи авторитетных историков, многотысячные крестные ходы из Екатеринбурга к Ганиной Яме, установление памятников Царственным страстотерпцам.

Возвращаясь к нашей древней святыне, скажу: чудом Божиим оказавшись у Креста, мы увидели совершенно удивительный процесс. Еще недавно никому не нужный он оказался востребован русской душой. Востребован народом! Ведь если люди приходят к Кресту, значит осознают себя православными... Так что возрождение православной веры в родном Отечестве наглядно выразилось и в этом. Годеново стало местом общественным, местом миссионерского служения сестер и клириков монастыря, поэтому для нас было очень важно в самосознании нашего общества в целом, церковного и гражданского, утвердить мысль о покаянии, об искуплении вины за зверское цареубийство 1918 года. А предтечей этой скульптурной композиции является памятник преподобному Серафиму Саровскому. Вспомним пророчество старца: «Того Царя, который меня прославит, и я прославлю». Теперь они через площадь у ворот храма во имя святителя Иоанна Златоуста (где хранится чудотворный Крест Господень), смотрят друг на друга – последний русский Царь, сделавший всё, чтобы состоялась канонизация Саровского чудотворца, и батюшка Серафим. На груди у преподобного Годеновский крест, о коем великий подвижник Русской Церкви скорее всего не помышлял, но скульптор воплотил свою смелую мысль таким вот образом. Другими словами, в комплексе нашего строительства в Годеново мы решили отобразить взаимосвязь всех этих знаковых и значимых явлений русской истории.

«А какой у вас пел хор?» – спросил архипастырь

Темы строительства соборного храма Софии Премудрости Божией, олицетворяющего собой преемственную связь от Византии к России, мы уже касались в вышеназванном интервью. Но в него не вошел один примечательный эпизод, связанный с закладкой собора и несколько неожиданным вопросом митрополита Пантелеимона. Давайте в этой публикации расскажем о нем читателю.

Вопрос владыки в самом деле прозвучал для меня неожиданно. Впрочем, обо всем по порядку. 11 июня 2013 года, в день празднования 590-летия явления Животворного Креста Господня митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон (ныне на покое) осуществил закладку этого собора. Было много прихожан, паломников, гостей, и что интересно: когда мы заложили храм, у многих из тех, кто присутствовал на столь торжественном моменте рождения храма, включая меня, сестер и владыку, появилось ощущение чего-то необыкновенного. Владыка вышел из храма и спросил: «А какой у вас пел хор?» – «Владыка, так ваш же, архиерейский», – ответила я. – «Да?!» – произнес он. Он не узнал свой хор, чье пение в тот день ему показалось особенным! Учитывая, что владыка Пантелеимон как бы скупой на эмоциональные реакции в жизни, я этот эпизод сочла исторически важным. Подумалось: ну, надо же: владыка представлял, что поет какой-то необыкновенный хор, который он слышит впервые, хотя слышит он его практически каждый день! Потом и голубь сел на крест, и радуга над местом закладки собора поднялась. Мы восприняли это как удивительную связь небесных событий с нашими земными деяниями.

Еще, наверное, и как своего рода благословение на великое благое дело?

О благословениях старцев, полученных в разных концах земли, думается, тоже следует рассказать. Перед паломничеством наших священников на Афон я их попросила: «Батюшки, вот вы поедете и спросите там у старцев: есть благословение Божие нам на строительство этого храма именно в византийских формах?». Прибыв на Афон, священники подошли к одному очень известному старцу, к которому одни боялись подходить, другие же подходили с большим трепетом, и услышали в ответ: «Да, они его построят». Получили мы также благословение старца Ефрема Филофейского, когда были у него в далекой Аризоне в 2016 году. С сестрами и двумя клириками Переславского Никольского монастыря (ездило нас 12 человек) мы успели побывать у этого дивного старца, делателя Иисусовой молитвы, ученика преподобного Иосифа Исихаста, и так вышло, что я стала чуть ли не последней, кого он лично принимал. После этого архимандрит Ефрем ушел в затвор, потом заболел и такого общественного приема уже не проводил. Подаренная старцу святыня – копия Животворящего Креста Господня в Годеново, как я рассказывала в первом интервью порталу «Монастырский вестник» («Мой выбор – идти к Богу!»), вызвала у него такое умиление, какого я прежде ни в ком не видела. Все наши проекты, которые во время той встречи ему были показаны, старец-подвижник, открывший в США и Канаде 19 православных монастырей, благословил...


Но самое первое благословение мы получили от схиархимандрита Илия (Ноздрина). В марте 2013 года он заехал к нам в монастырь по дороге в Кострому, где на следующий день праздновался образ Феодоровской иконы Божией Матери. На мой прямой вопрос: «Возможно ли в наше скудное время строительство великих храмов?» батюшка дал однозначный ответ – возможно и необходимо! И привел знакомые всем нам слова из Евангелия: на осудительные притязания Иуды, не лучше ли продать миро и раздать эти деньги нищим, Спаситель ответил: «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (см. Ин. 12, 5-8). То есть вечное для Бога важнее, чем временное – на потребу плоти. И храмы должны строиться именно тогда, когда явное оскудение материальных благ становится основной заботой людей.

Вы сказали о копии святыни. Мы ранее писали, что точные копии с величественного образа страдающего на Кресте Господа были изготовлены сначала для храма-усыпальницы в Севастополе, монастыря в Луганске, затем для целого ряда храмов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. А тут на глаза попалась информация, что состоялось освящение четырнадцатой копии.

Какое там четырнадцатой! Уже более тридцати восьми точных копий Креста с резным расписанным изображением Иисуса Христа в человеческий рост изготовлено.

Наверное, у монастыря есть проверенные временем мастера, которые этим занимаются? И как долго длится этот процесс, вероятно, очень непростой?

Это радующее нас движение действительно началось с того, что наш прихожанин, сотрудник Министерства обороны РФ попросил сделать точную копию Годеновского Креста для собора святого равноапостольного князя Владимира – усыпальницы выдающихся адмиралов в Севастополе. Событие стало резонансным. Многие СМИ его осветили, по центральным телеканалам были показаны сюжеты. Некоторые верующие не совсем всё верно поняли и стали мучить нас вопросом: «А что, вы Крест в Севастополь отдали?» Мы терпеливо разъясняли людям, что это копия ушла в Севастополь. Сейчас у нас в храме стоит копия Креста для Святой Горы Афон, где подвизается наш бывший пономарь – иеромонах Паисий. Недавно, в один из апрельских дней, была отправлена копия святыни в храм Афонской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, которую батюшка оттуда заказывал. Работу выполняет коллектив сотрудников – да, проверенный временем. В мастерских делается деревянное основание с паволокой, с левкасом, а иконописцы, пишущие копию Креста, непосредственно работают у нас в храме. Быстро сделать мы не обещаем – обычно процесс занимает от трех до шести месяцев.

О чем человек думает у Креста?

Матушка, становится традицией расспрашивать Вас о форумах, проводимых монастырем. В прошлый раз это были Всероссийские чтения «Достоевский и православная традиция» – к 200-летнему юбилею со дня рождения писателя. Ныне – Вторые Всероссийские Годеновские чтения, посвященные 600-летию явления Годеновского Креста. И тоже какое «созвездие» собралось! Богословы, литературоведы, искусствоведы, священники, деятели культуры...

Сколько лет мы живем у Креста, столько и мечтали о том, чтобы сказать о Кресте всё самое сокровенное. Тема бездонная, но святыня трудно к себе подпускает... Только лишь на двадцать шестом году нашего пребывания в Годеново мы начали воплощать эту мечту в жизнь, чему, конечно, помог знаковый юбилей – 600-летие Сошествия Креста на Русскую землю. (Как следует из сказания, «...с греческой стороны». А в нашем восприятии греческая сторона – это Византия). Первые Чтения прошли по благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста в декабре 2022 года. В 2023 году, получив благословение владыки, мы решили не дожидаться Пасхи – провели вторые Чтения на пятой седмице Великого поста. Отрадно, что они собирают участников из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Ярославля, Владимира и других мест. Не менее отрадно и то, что интернет-пространство доносит информацию в разные уголки земли, и знаете, благодаря этому мы почувствовали немалый интерес к форуму. Первые Чтения прошли на большом подъеме, хотя в несколько скромном формате. Вторые – двухдневные – я бы сказала, прошли на высоком уровне. И мне думается, что сами темы докладов говорят о тех больших задачах, которые мы ставим перед собой. Главная из них – задача спасения нашего народа. О чем думает человек, стоя у Креста? Об истории родного Отечества и его будущем, о созидании. Получается – о национальной идее. Как сказал о ней наш Президент Владимир Владимирович Путин, российская национальная идея заключается в патриотизме, который должен быть не квасным, а направленным на развитие страны. С одной стороны, это глубоко историческая идея. С другой – мы сегодня осознаем ее для себя заново...

Помимо историософских, богословских докладов, были также выступления, посвященные реставрации святыни. Нам пришлось долго искать реставраторов, которым можно было доверить древнюю реликвию, находившуюся в весьма плачевном состоянии, и в начале 2000-х годов удалось их найти. Это ведущие специалисты отдела реставрации древнерусской живописи Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге Рудольф Кесарев и Михаил Бушуев. Они провели экспертизу и согласились на наше условие: реставрировать Крест, не вынося из храма. Признаюсь, доклад Михаила Михайловича Бушуева на Чтениях – «О реставрации Годеновского Креста и его уникальных особенностях» – мне показался немного затянутым: столько всяких подробностей, столько слайдов... Но потом, когда мы с гостями обсуждали все выступления, один человек сказал мне очень важную вещь. Он признался, что доклад его просто потряс. Чем? Приведу его слова: «Я увидел реальность духовного состояния России до того, как Крест начал почитаться народом». То есть разрушенная деревянная структура Годеновского Креста, показанная на слайдах реставратора, создала у него образ того, что было в нашем сознании. А отреставрированный Крест – это уже другой образ. Образ добрых перемен.


И своего рода открытием для многих стал доклад кандидата искусствоведения, заведующей научно-исследовательским отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светланы Гнутовой «Художественные особенности Годеновского Креста как уникального памятника раннехристианского церковного искусства». По наблюдениям Светланы Витальевны, проводившей серьезные исследования в этой области, наша святыня может быть даже более древней, чем указанный в письменных источниках XV век, когда в 1423 году пастухи увидели «в свете неизреченном, на воздусе, аки живы» образы Распятия Господня и святителя Николая.

Привлекла внимание и тема «Служение у Креста: пастырская практика»...

В моей душе была убежденность, что на этом представительном форуме плюс ко всему нужно показать и реальный срез современной жизни. И я попросила клирика нашего монастыря иерея Игоря Мухина подготовить такой доклад. Отец Игорь взял также некоторые исторические аспекты, но главный акцент он сделал на отношении людей к Церкви. Мягко говоря, реальная ситуация воцерковления народа в целом оставляет желать лучшего. Стремление многих приехать к святыне, желание сердца поклониться Кресту всячески умиляет и радует, но сильно печалит то, что встречается слишком большое снисхождение к человеческой немощи, и это представляется нам язвой нынешнего времени. Сколько раз приходилось слышать от желающих причаститься: мол, «Последование» они не прочитали, поститься не постились, подготовиться, как следует истинному христианину, у них не получилось! И нередко брало «верх» снисхождение: раз вы приехали к нам, коль попали на службу – исповедуйтесь, причащайтесь! Хотя требовательность Церкви в данном вопросе не должна уходить в ноль.


...Живая жизнь обители состоит еще из духовных событий. Перед самой Пасхой в Страстной четверг владыка Феоктист совершил постриг в рясофор еще одной насельницы монастыря. Постриг – напоминание об истинном призвании монахов – посвящении себя Христу – проникновенно приблизил нас к неземному величию Пасхи Христовой.

И последний вопрос, матушка. Какова программа юбилейных мероприятий?

Само празднование юбилея, 11 июня, совпадает с воскресным Днем всех святых, что нас тоже очень вдохновляет. Второе символическое обстоятельство из этого ряда: юбилей будет отмечаться накануне Дня России и дня рождения Александра Невского, совпавшего с государственным праздником. Значит, предстоит три выходных дня, которые верующие люди смогут посвятить духовным событиям. У нас на праздничный день намечены три Божественные литургии: ночная – в нижнем храме Царственных страстотерпцев, ранняя – в храме святого праведного царя Иустиниана в 7 часов утра и поздняя – в 9 часов утра на выносном престоле под открытым небом. Пространство там не ограничено, ждем всех желающих! Потом мы пойдем крестным ходом к строящемуся Софийскому собору, и перед его входом возле копии Животворящего Креста будет совершен молебен. После молебна в парковой зоне состоится торжественное открытие и освящение памятника святым равноапостольным Константину и Елене (те, кто знает церковную историю, историю человечества, сразу поймут, почему он у нас здесь появится). А после того, как мы достроим собор, эта пятиметровая композиция будет украшать его южный фасад. Еще в планах праздничных мероприятий – фестиваль музыкальных коллективов. Он пройдет на площадке, где стоят Царственные страстотерпцы.

Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков

Фото: Владимир Ходаков. Также представлены снимки Никольским монастырем

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Подворье Переславского Никольского женского монастыря в с.Годеново.
Ярославская область, Ростовский район, село Годеново
Подворье Переславского Никольского женского монастыря в с.Годеново.
Ярославская область, Ростовский район, село Годеново

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сурский Иоанновский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Троицкий женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь