За последние годы несколько древних отечественных монастырей отпраздновали юбилейные даты начала возрождения после безбожных лет советской власти. Восстановление разрушенных святынь было временем больших трудов и искушений. Но в обителях с богатой дореволюционной историей насельников всегда подкрепляли дух предшественников и многовековая устоявшаяся традиция. В обители же святых Жен-мироносиц в селе Клыково монашеская жизнь формировалась всего лишь на протяжении двадцати лет. И начиналось всё не с руин храмов и келий, в которых столетиями молились иноки, а с небольшого участка земли, где должна была устроиться обитель с новой историей, творимой в наши дни. 24 августа 2023 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть женский монастырь в честь святых Жен-мироносиц в селе Клыково Козельского района Калужской области и назначить монахиню Иоанну (Павлову) на должность игумении. 21 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, в обители торжественно отметили это событие. В канун праздника мы попросили матушку Иоанну рассказать о первых годах, о становлении духовной жизни в монастыре, о духовнике – схиархимандрите Илии (Ноздрине), который является духовником Святейшего Патриарха Кирилла и окормляет братию Оптиной пустыни с первых лет возрождения.
«Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе…»
Матушка, становление женской монашеской общины святых Жен-мироносиц как монастыря продолжалось два десятилетия. Грядет новый этап в истории вашей обители. Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось двадцать лет назад?
Устроение обители, мне кажется, началось еще тогда, когда я впервые встретила схиархимандрита Илия (на то время схиигумена). Это была моя первая поездка в село Клыково к матушке Сепфоре [1] в 2002 году. Перед этой поездкой в составе паломнической группы я попала в Иерусалим, где произошло несколько важных событий, повлиявших не только на мою последующую жизнь, но и на жизнь нашей будущей обители. Как мне кажется, именно эта поездка духовно подготовила меня к знакомству с отцом Илием. После знаменательной встречи я стала уже регулярно приезжать к батюшке. В 2003 году нескольким сестрам, в числе которых была и я, предложили купить участок земли рядом с мужским монастырем Спаса Нерукотворного. Предполагалось, что в построенном доме смогут останавливаться сестры, приезжающие за советом к старцу Илию и в паломнические поездки в Оптину пустынь и к матушке Сепфоре. Батюшка Илий с радостью благословил нас на это дело, добавив: «Как хорошо, хорошо, что вы вместе это начинаете!», – как оказалось впоследствии, эти слова были пророческими. В 2004 году мы выкупили участок – совершенный пустырь, на котором и начали строительство. И в самом селе на тот момент было запустение, близ нас – ни одного жилого дома. К 2005 году дом на участке был построен, батюшка Илий освятил его. Я предложила сделать вокруг участка красивую прозрачную ограду, но батюшка сказал: «Нет, будет высокая ограда, под три метра, здесь будет обитель». Когда я приезжала к отцу Илию с вопросами о духовной жизни – например, как часто причащаться или исповедаться, батюшка отвечал: «Причащайся по-монашески, каждое воскресенье и в праздники». Долгое время он незаметно меня подготавливал, поэтому, когда он сказал, что здесь будет обитель, сердце было с этим уже согласно. Оказывается также, что устроение женской обители близ монастыря Спаса Нерукотворенного предсказывала еще старица Сепфора, о чем нам с сестрами рассказывал настоятель монастыря – архимандрит Михаил (Семёнов), который и сам долгое время не мог поверить в исполнение этого пророчества.
С этого времени Господь по батюшкиным молитвам стал собирать будущих сестер. Приехала одна, вторая, третья, и отец Илий благословил нас исполнять правило. Уже тогда это правило было достаточно серьезным для людей, еще не отвыкших от мирской жизни, а мы на тот момент о монашестве не имели представления. День начинался с утренних молитв, полунощницы, акафиста, трехканонника… Днем сестры келейно читали по две кафизмы, а вечером начинали правило с малого повечерия, за которым следовало шестопсалмие. Выполняли также и Богородичное правило. Первые десять лет, к сожалению, у нас не было полноценных богослужений, поэтому на службы мы с сестрами или ходили в монастырь Спаса Нерукотворного, или же ездили в Оптину пустынь.
После разделения митрополии на епархии в 2014 году, епископ Козельский и Людиновский Никита официально утвердил нас как монашескую общину, назначив меня старшей сестрой. День утверждения выпал на третью неделю по Пасхе, то есть на память святых Жен-мироносиц. Тогда же в нашем домовом храме была отсужена первая Божественная литургия, после чего раз в неделю у нас стали проходить богослужения – самый важный этап в духовном созидании монашеской обители. Постепенно село вокруг нас стало оживляться: батюшкины духовные чада приобретали рядом с нашей общиной участки, чтобы была возможность почаще видеть духовного отца и помогать нам. Со временем владыка Никита основал у нас Архиерейское подворье. Но, к сожалению, в 2017 году случился пожар, сгорел наш любимый дом с домовым храмом. Еще до пожара батюшка Илий говорил, что нам нужно построить каменный храм. Думали, где же его можно разместить на нашей небольшой территории. Случился пожар, и на месте старого дома мы и воздвигли каменный храм. В этом трагическом событии был несомненный Промысл Божий. Верхний престол освятили в честь святых Жен-мироносиц, а нижний – в честь мученика Илия Севастийского. Вот так, тихо и неспешно зарождался наш монастырь, которому было суждено стать настоящей обителью только спустя двадцать лет…
Батюшка постепенно старался приучать нас к работе на земле, физическому труду, молитве и, что самое главное, общежитию. Ведь из мира мы пришли самодостаточными, уверенными в себе людьми, и от этого накопившегося мирского багажа нам постепенно приходилось избавляться. Общежитие показывает, какой ты есть на самом деле, оно обнажает все затаившиеся страсти, что проходит, конечно, очень болезненно. Вспоминаю один случай: сижу я в расстроенных чувствах, в слезах, и звонит батюшка Илий, спрашивает: «Чего ревешь?» А я отвечаю: «Батюшка, всё во мне вопиет, самолюбие, гордость – ведь я столько за свою жизнь видела, столького добилась…» Батюшка и говорит: «Ну, хорошо, значит, идем правильным путем». Такое отношение к находящим искушениям он нам прививал с самого начала; говорил, приучая к общежитию: «Вы как камушки, вот и тритесь друг об друга, выровняетесь со временем». Сейчас же, по прошествии двадцати лет, мы благодарим нашего духовного отца и владыку Никиту, что их молитвами и помощью мы можем жить вместе и служить Господу. Ведь что такое монастырь? Это в первую очередь монашеская семья. И зародилась наша обитель именно через общину, через одну духовную семью.
«…другие трудились, а вы вошли в труд их»
Вы сказали, что сердце было готово принять мысль об устроении обители. А каков был путь подготовки, как Вы пришли к монашеству?
К тому моменту, когда я впервые попала к батюшке Илию, все мои скорби и искушения в миру уже отошли. Цели по воспитанию ребенка и внуков, улучшению жизненных условий были достигнуты. Желание обеспечения себя и семьи пропало, потому что все было устроено. В сердце начало закрадываться чувство неудовлетворенности своей жизнью, несмотря на внешнее благополучие. В какой-то момент я загорелась идеей постройки храма, но Господь судил иначе, хотя и это впоследствии осуществилось, только совсем иным путем. Я искала новую жизненную цель. И когда произошла встреча с отцом Илием, он мне прямо сказал: «Господь тебе в жизни очень помог, теперь переезжай в Клыково». Тогда я поняла, что обрела новый смысл жизни. На совет старца ответила кратко: «Благословите». Милость Божия, что Господь устроил встречу с батюшкой, что выдернул меня из этого мирского круговорота. Потом началась новая история среди сестер, и монашество пришло уже как естественное следствие нашей жизни в общине.
Как недавно поставленная настоятельница, что Вы можете сказать об этом служении, какую роль оно играет в Вашей монашеской жизни?
Это мое главное послушание, и именно так я к этому отнеслась, когда меня назначили старшей сестрой в нашей монашеской общине. Я должна отвечать и за строительство, и за организацию внутренней и внешней жизни обители. Не всегда это дается легко, но когда ты исполняешь свое послушание, понимаешь, что трудишься ради Господа. Это дает силы на продолжение служения. Многие монашествующие, наверное, переживают, что они занимаются стройкой. Ведь сердце так стремится к уединению и молитве… Будучи в таком унылом состоянии духа, я пришла к мысли о том, что, может быть, мое служение по большей части и заключается в строительстве и внешнем благоустроении обители, но на мое место впоследствии могут прийти те, кто будут много молиться. Как сказано в Священном Писании: Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4:38). В это верю всем сердцем и на это уповаю. На этом послушании ты понимаешь, что можешь сделать хоть что-то не ради себя, а ради Христа. Поэтому я ощущаю необыкновенную благодарность за то, что Господь призвал меня на такое служение, вручил сестер и поручил нести ответственность за их души. Мое же дело – трудиться на этом поприще и учиться.
К сестрам я стараюсь относиться так, как относится мать к своим детям, стараюсь больше к ним прислушиваться и жалеть. Сейчас у приходящих сестер очень слабое здоровье и я, конечно, должна это учитывать при распределении послушаний. С молодыми сестрами необходимо вырабатывать еще и особый духовный подход, ведь враг рода человеческого делает всё, чтобы они покинули обитель. Поэтому и стараюсь общаться с сестрами не как начальник, а как мать. Так же обстоит дело и с окормлением. Если сестра хочет открыть мне помыслы, я с радостью это приму и постараюсь помочь, но навязывать духовное руководство не буду. Ведь я сама еще только учусь быть монахиней и игуменией.
Чудеса у нас происходят каждый день!
Сестер в обители не так много, и прихожан практически нет, службы у вас проходят в тесном кругу своей монашеской семьи. А как получилось, что поете вы на службах знаменным распевом, откуда пошла такая традиция, отсылающая к монастырской древности?
Изначально так получилось, что к нам поступила сестра, знавшая знаменный распев и поющая только им. Она была у нас единственной певчей, и благодаря ей часть сестер, обладавших певческими данными, научились пению этим распевом. Впоследствии она была пострижена в мантию с именем Сергия. Мы с сестрами стали учиться этому распеву, так как он сразу оказался нам по душе. Думаем, он более всего подходит для монашеского пения. В силу своей ровности и размеренности знаменное пение способствует молитвенному настрою и самой молитве. Приезжающие к нам миряне на богослужении проникаются особым чувством умиротворения, о котором они нам очень часто рассказывают.
А как в вашей немногочисленной обители сестры справляются с хозяйственными послушаниями?
Еще в самом начале нашей общинной жизни отец Илий сказал, что раз уж мы живем на земле, необходимо на ней трудиться. Благословил нам завести коров, кур, сажать картошку. Для нас, городских женщин, все это казалось чем-то невообразимым. Но труды были благословлены нашим духовным отцом, а значит, необходимы для спасения наших душ. Терпение, труд, молитва – так в нас и воспитывался монашеский дух. Также по Промыслу Божию в обители появилась небольшая сыроварня. Одно время к нам приезжала раба Божия, которая долго трудилась в монастыре, где занимались изготовлением сыров. Однажды она и у нас попробовала сварить сыр и в дальнейшем обучила сыроварению еще нескольких сестер. Мы стали понемногу осваивать эту науку. Нашли наставницу, которая приезжала и показывала все детали и особенности ремесла. Сестры в настоящее время готовят несколько видов сыра, используя при этом различные закваски. Коровник у нас оснащен современным оборудованием, сестры трудятся там с молитвой, поэтому, наверное, у нас с помощью Божией получаются такие вкусные молочные продукты. Своими трудами мы можем выразить и благодарность: подарить наш сыр или молочную продукцию, которым люди всегда бывают рады. К большим производственным масштабам мы не стремимся, потому что хозяйство в тех объемах, которые есть сейчас, уже отнимает у нас очень много времени и сил. Вообще мы хотим пересмотреть хозяйственную часть, возможно, даже немного ее уменьшить. Ведь мы пришли в обитель для монашеской жизни, молитвы, а труд должен быть в той мере, в какой он не будет препятствовать духовному деланию.
…У нас все время спрашивают: «Как вы живете?» А живем мы, действительно, милостью Божией. Бывает, недостает средств на оплату нужд обители. И в соответствующий момент Божиим попечением нам жертвуют требующуюся сумму. Так что чудеса у нас происходят практически каждый день! И в этом ощущается участие Бога в жизни нашей обители, Его близость и забота о нас.
Беседовала Дарья Филатова
Фотографии из архива
монастыря в честь святых Жен-мироносиц
в селе Клыково
[1] Схимонахиня Сепфора (Шнякина; 1896–1997) – прозорливая старица, последние годы жизни провела в мужском монастыре Спаса Нерукотворного в селе Клыково, духовно окормляя множество монашествующих и мирян.