Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью информационному агентству ТАСС.
Владыка, на днях Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Как это решение отразится на церковной жизни в нашей стране и на судьбе мирового Православия в целом?
На повседневной церковной жизни прихожан храмов в России это решение практически никак не отразится: совершаются богослужения, люди исповедуются и причащаются, живут полнотой церковной жизни.
Что же касается ситуации в мировом Православии, действия Константинопольского Патриархата, признавшего раскольников на Украине, вторгшегося на чужую каноническую территорию и заявляющего о своем праве отменять решения других Церквей, полностью изменили схему взаимодействия, которая сложилась в XX веке. Константинопольский Патриарх, позиционировавший себя в качестве координатора общеправославной активности, по очевидной причине больше таким координатором быть не сможет. Он самоликвидировался в качестве координирующего центра для канонических Церквей, сделав выбор в пользу раскольников и полностью ассоциировав себя с ними.
Рассматривались ли альтернативные варианты ответов на неканонические по своей сути решения Константинополя?
Хотел бы обратить ваше внимание, что хотя Константинополь на протяжении достаточно продолжительного времени осуществлял в отношении Московского Патриархата недружественные шаги, на которые мы должны были реагировать, все-таки на каждом этапе мы оставляли нашим партнерам возможность одуматься и пересмотреть свои решения. Однако опубликованные 11 октября решения Синода Константинопольского Патриархата, «отменившего» принятое более 300 лет назад решение о передаче Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, принявшего в общение лидеров раскола на Украине и заявившего о готовности к реализации проекта «украинской автокефалии», к сожалению, не оставили нам никаких аргументов против разрыва отношений.
Насколько корректно говорить о новом расколе мирового Православия в контексте последних событий?
Без малого тысячу лет назад необоснованные претензии одного из Предстоятелей на единоличную власть в Церкви уже привели к масштабному расколу. Ныне на этот опасный путь встал Патриарх Константинопольский. И уже сейчас с горечью приходится констатировать наличие разделения, не позволяющего говорить о 300-миллионном сообществе православных как о едином целом. Константинопольский Патриархат, признав раскольников и войдя с ними в общение, сам уклонился в раскол.
Более того, объявленные планы «дарования автокефалии» означают не что иное, как создание из раскольников параллельной структуры на Украине в обход уже существующей канонической Церкви, что прямо запрещается священными канонами законами, на которых строится церковная жизнь. Это решение, принятое вопреки мнению Московского Патриархата, при игнорировании призывов от других Поместных Церквей соборно обсудить имеющиеся проблемы, будет иметь далеко идущие негативные последствия.
Синод Русской Православной Церкви 15 августа призвал Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и к «совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».
Очень много споров вызвало решение Фанара об отмене решения 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату. Насколько это решение соответствует исторической правде?
Представьте, что у вас есть дом, в котором на протяжении трехсот лет жили ваши предки, а сейчас там живете вы и живут ваши дети. Это ваша фамильная собственность, но триста лет назад она была передана вашей семье какой-то другой семьей. И вот теперь объявляется некий потомок тех дарителей и говорит, что это, оказывается, был не подарок, а просто вашей семье этот дом с участком временно сдали в аренду. И неважно, что дом тогда был в три раза меньше, территория прилегающего к нему участка с тех пор в пять раз выросла, многие поколения ваших предков там жили, следили за этим участком, возделывали его. Теперь объявляется другой хозяин, перечеркивает всю эту историю, а вам и вашим детям предлагает выселиться. Что это, как не беззаконие и разбой? Признаете ли вы законными подобного рода притязания?
В принятом 15 октября Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви подробно рассматривается эта тема и подчеркивается каноническая ничтожность решения об «отзыве» подписанного Константинопольским Патриархом Дионисием IV и Синодом Константинопольской Церкви документа 1686 года, в котором подтверждается пребывание Киевской митрополии в составе Московского Патриархата.
Каноны Православной Церкви не допускают возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ. Почему 300 с лишним лет Константинополь не ставил под сомнение это решение, а сейчас, в столь неоднозначных политических условиях, вдруг решил поставить под свой контроль православных на Украине, в том числе и в тех областях, которые не относились к Киевской митрополии три столетия назад? Ведь тогда Киевская митрополия распространяла свою пастырскую ответственность на территорию гораздо меньшую, чем нынешние пределы Украинской Православной Церкви. Но Константинополь предпочитает игнорировать историю развития церковной жизни за прошедшее весьма значительное время и не обращать внимание на мнение канонической Украинской Церкви, ее Предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия и ее иерархов.
Еще раз напомню: в Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, ни о возможности отмены этого акта. Тем более, нужно иметь в виду, что решение 1686 года было принято не на пустом месте: оно стало окончанием двухсотлетнего периода вынужденного разделения в многовековой истории Русской Церкви, которая, несмотря на менявшиеся политические обстоятельства, неизменно сознавала себя единым целым. Именно поэтому наш Синод в своем заявлении констатировал: «Нынешнее деяние Константинопольского Патриархата попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало».
Вопрос, актуальный для многих верующих россиян. Означает ли решение о прекращении евхаристического общения с Константинополем запрет на посещение храмов Константинопольского Патриархата, в частности, на очень популярном у наших паломников Афоне? Могут ли наши паломники ставить свечи в храмах Афона?
Желающие могут поехать на Святую гору, посетить афонские монастыри. Но вот участвовать в Таинствах исповедоваться и причащаться верующие Русской Православной Церкви там не должны, поскольку евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, в юрисдикцию которого входят обители на Афонской горе, разорвано из-за его неканонических, а прямо сказать, разбойнических действий.
В то же время хочу напомнить верующим людям: молиться Богу и спасать свою душу можно не только на Афоне. «Спасение не от места», говорит святитель Феофан Затворник. Возможно, сложившиеся обстоятельства побудят кого-то совершить паломничество на «северный Афон» в Валаамскую или Соловецкую обители, к другим святыням нашей земли, познакомиться с русской монашеской традицией, принять участие в Литургии, исповедаться и причаститься святых Христовых Таин в этих храмах и обителях.
Как Русская Церковь планирует решать проблему церковного окормления соотечественников на территории Константинопольского Патриархата?
Наши верующие, живущие вне пределов канонической территории Русской Православной Церкви, посещали приходы Константинопольского Патриархата почти по всему миру. Но в большинстве стран существуют храмы и других Поместных Церквей, так что у них имеется альтернатива. Более сложное положение у наших соотечественников на территории Турции и на относящихся к ведению Константинополя Родосе, Крите и других греческих островах Додеканеса в Эгейском море. После того, как Константинопольский Патриархат солидаризировался с раскольниками и тем самым сам оказался в расколе, они остались без пастырского окормления. Эта проблема сегодня остро стоит на повестке дня. Мы уже получаем письма от верующих, которые спрашивают: а что же нам делать? Будем думать, как решить возникшую проблему.
Можно ли ожидать, что другие Поместные Православные Церкви поддержат нашу позицию и также прекратят евхаристическое общение с Константинополем?
Не думаю, что будет правильным предугадывать решения Поместных Православных Церквей. Мы проинформируем их о нашем решении и о причинах, вынудивших нас принять это решение.
Можно констатировать, что на сегодня заявлений в поддержку антиканонических шагов Константинопольского Патриархата от других Поместных Церквей не прозвучало. С другой стороны, недавно в беседе со СМИ Сербский Патриарх сказал, что Патриарх Варфоломей принял решение, на которое не имел права, и это может повлечь за собой катастрофические последствия. Еще до решения Константинополя о принятии в общение раскольников на Украине и об основании «ставропигий» на канонической территории Московского Патриархата из разных Церквей звучали предложения обсудить имеющиеся проблемы на общеправославном уровне. К сожалению, эти призывы не были услышаны Патриархом Варфоломеем.
Комментируя решение Священного Синода, президент Украины Петр Порошенко заявил, что Русская Православная Церковь окажется в изоляции. Насколько такой прогноз соответствует действительности?
Это громкое высказывание, но давайте посмотрим, насколько оно адекватно отражает сложившуюся ситуацию. Своими действиями Константинополь сам поставил себя вне канонического пространства, что и было с сожалением отмечено в решении Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября.
Константинопольского Патриарха нередко называют духовным лидером 300 миллионов православных верующих планеты. Теперь не менее половины от этого числа верующие Московского Патриархата вообще не находятся с ним в евхаристическом общении. Какой же он после этого общеправославный духовный лидер? Что касается других Поместных Православных Церквей, то, как я уже сказал, до настоящего времени ни одна из Поместных Церквей не поддержала открыто действия Константинополя.
Патриарх Варфоломей принял решение начать процесс предоставления автокефалии на Украине. Означает ли это, что в России могут появиться храмы и приходы так называемого «Киевского патриархата»?
Структуры раскольнического «Киевского патриархата» на территории России имеются уже очень давно, более того, в мае 2017 года раскольниками было принято решение о создании даже некоего «Российского экзархата». Не думаю, что будет продуктивным размышлять о том, как может меняться статус этих структур в связи с теми или иными шагами Константинополя. Раскольники остаются раскольниками, если они не принесут покаяния в своих действиях и не вернутся в Церковь, от которой отпали.
Какой совет Вы дадите верующим канонической Украинской Церкви, не принимающим решения Константинополя? Как Вы считаете, сколько времени может занять уврачевание нового кризиса в православном мире?
Я бы хотел бы призвать православных верующих Украины сохранять верность канонической Церкви и всемерно поддерживать Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, несмотря ни на какие угрозы и провокации с какой-либо стороны, несмотря на посулы и призывы раскольников и тех представителей власти, которые ради собственных политических интересов встали на путь вмешательства в дела Церкви. Будем помнить, что наша Церковь, в том числе на украинской земле, в разные века с достоинством проходила через многие испытания. Даже когда в ходе атеистических гонений XX столетия безбожники пытались полностью уничтожить ее, Церковь выстояла.
Что же касается спровоцированного Константинополем кризиса в межправославных отношениях, то, конечно, хотелось бы надеяться, что разум возобладает и Константинопольский Патриархат откажется от дальнейших действий на гибельном пути разделения. Не считаю правильным гадать, каким образом это могло бы произойти и в какие сроки. Пока же, к сожалению, последние события указывают на обратную тенденцию. Мы не раз слышали от представителей Константинополя: «Мы не собираемся врачевать раскол путем создания нового раскола». Но сейчас происходит именно это.
Беседовали Екатерина Ефимова и Андрей Ермилов