«Место воинской доблести и людской скорби стало духовным бастионом»

Игумения Параскева (Ельская)

Близ известной реки Березины, на которой была уничтожена практически вся бежавшая из России армия Наполеона, высится Бобруйская крепость, ставшая важным опорным пунктом русской армии в Отечественной войне 1812 года.

За два столетия своей истории крепость была и местом воинской славы, и острогом, где отбывали наказание декабристы, поднявшие восстание на Сенатской площади Петербурга в 1825 году, и концентрационным лагерем, в котором погибли десятки тысяч людей. Но в 2008 году военная крепость стала воистину крепостью духовной. Здесь затеплилась монашеская жизнь и стали возноситься молитвы. Место воинской доблести и людской скорби превратилось в духовный бастион. Игумения Параскева (Ельская), настоятельница обители в честь Святых Жен-мироносиц в городе Бобруйске подтверждает: «Действительно, сестры приняли вахту у военных». Накануне престольного праздника обители матушка рассказала нам о своем монашеском пути, о радостях монашеской жизни, а также о важных для обители событиях этого года.

Матушка, в этом году Ваш монастырь отмечает несколько памятных дат. Расскажите, пожалуйста, что за события стоят за этими датами?

Знаковое для нашей обители событие мы отметили в прошлом году – 200-летие со дня основания военного храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Он был освящен на Соборной площади Бобруйской крепости в 1827 году. Храм пережил революцию, устоял в годы гражданской войны, но пал под напором советского руководства во время богоборчества. В 1934 году безбожная власть храм взорвала, сравняла с землей и устроила на его месте футбольное поле.


Юбилейная дата 2022 года выпала на поминальную Дмитриевскую субботу, 5 ноября. Мы были удостоены высокой чести встречать в тот день Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина, который совершил заупокойную литию, а также высоких гостей из Совета Республики и министерства обороны. Для нашего небольшого и молодого монастыря это событие, конечно, стало очень значительным, своего рода даже новым отсчетом истории. Добрую эстафету у 2022 года перенял 2023-й, так как в этом году мы празднуем еще одну дату – 15-летие со дня основания обители. Отмечать ее монастырь будет в Неделю всех святых. В связи с этим будем рады приветствовать на нашей Белорусской земле всех, кто неравнодушен к монашеству и к святым обителям. События складываются таким образом, что, даст Бог, в этом году немного позднее этой даты состоится и первый для нашей страны православный фестиваль «Добрые люди», который будет проходить на площадке перед собором Александра Невского. Такое важное мероприятие должно привлечь внимание к нашей обители и ее древнему собору. С нетерпением ожидаем того момента, когда получится увидеть собор в той прежней славе, о которой имеются лишь немногие документальные записи и фотографии.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о самой истории монастыря, почему именно здесь решили основать женскую обитель?

В 2008 году по благословению митрополита Филарета, Патриаршего экзарха Белоруссии, ныне почившего, и по инициативе епископа Бобруйского и Быковского Серафима на территории Бобруйской крепости был основан новый женский монастырь Святых Жен-мироносиц. По прошествии небольшого времени на этой территории были обнаружены фундаменты древнего собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. Обитель на протяжении тринадцати лет возрождает этот славный собор. Пока продолжается это многотрудное строительство все богослужения и постриги проводятся в маленьком домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».


Военный бастион возродился как духовный. На этом месте были и концлагеря, организованные в первые годы Великой Отечественной войны, и пересыльный лагерь, где погибли десятки тысяч людей. Изучая историю и Бобруйской крепости, и самого собора, ужасаешься количеству погибших на этом месте… Поэтому нашей главной задачей является молитва за всех, в том числе и всех почивших в войнах и в лагерях. Наверное, не просто так здесь основана именно женская обитель, ведь женское, материнское сердце, действительно, может вместить все горести. Даже, если сын был предатель или изменник, настоящая мать все равно будет его любить, будет молиться о нем. Думаю, что и на нас возложено такое служение – вымаливать всех, кто почил в этих местах и, конечно, привлекать к изучению истории молодое поколение. Город периодически предлагает нам участвовать в каких-либо проектах, мероприятиях, ярмарках, концертах. Мы стараемся не отказываться, принимаем участие, относимся к этому как к возможности прославить имя Господне – чтобы как можно больше людей узнали об истинных целях монашеской жизни.


Матушка, мы с Вами познакомились в Москве, в Зачатьевском монастыре. Для этой обители 5 ноября – день основания вашего собора – тоже особая дата, в этот день празднуется память священномученика Владимира (Амбарцумова), дедушки игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы монастыря, святого покровителя зачатьевских сестер. Имеют ли все эти обстоятельства связь с Вашей личной историей?

В сентябре 2022 года я впервые принимала участие в Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви. После этого мероприятия я попросилась к матушке Иулиании на духовный совет и рассказала о том, что наш монастырь готовится к юбилею, который приходится на 5 ноября. Матушка очень живо отреагировала на мой небольшой рассказ и подарила книгу о своем дедушке, священномученике Владимире, преподав при этом теплые наставления и совет черпать силы в молитвах к нему. Немного позднее она передала нашей обители писаную икону священномученика Владимира, которая заняла почетное место в нашем домовом храме.


А если мы обратимся в прошлое, то 25 лет назад, прочитав одну статью, я впервые узнала о протоиерее Глебе Каледе, отце игумении Иулиании, который показался мне тогда очень неординарным священником, и еще человеком, невероятно похожим на моего папу. С того момента я стала мысленно обращаться к отцу Глебу, чтобы он был ходатаем у Господа за моего отца, и, если он имеет дерзновение, испросил для него священства. Мой папа был военнослужащим, и к тому времени подходил срок его отставки. Сорокапятилетний мужчина в расцвете сил куда может пойти после окончания службы? Вероятнее всего, работать охранником или еще каким-либо образом коротать свои дни. Но в нем виделся огромный потенциал. А помимо этого, еще и моя бабушка просила заботиться об отце. Я была у него единственной дочерью, а она, как мудрая учительница и мать, видела наши теплые, искренние отношения. Она говорила мне, что дала своему сыну всё: жизнь, воспитание, образование… но не дала самого главного – веры. И она просила об этом меня, видя мое стремительное воцерковление. Мой приход в монастырь стал для нее поначалу большим потрясением, но с годами она с этим смирилась, приняла Крещение, воцерковилась и даже оставила мне такое духовное завещание. Поэтому я усиленно обращала свои молитвы к святым и подвижникам веры, которые могли бы ходатайствовать пред Богом за моего дорогого папу, чтобы он не затерялся в житейском бурном море, а стал бы служителем Церкви Христовой. И в 50 лет он поступил в Почаевскую духовную семинарию. А в этом году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы исполнилось уже 12 лет его иерейской хиротонии…

Матушка, расскажите немного о своем пути в монашество.

Здесь все получилось очень интересно. Я снова и снова не перестаю удивляться, как же премудро Господь уловляет своих заблудших деток, ведь повод поездки, о которой я хочу рассказать, был совершенно светским…


Наша семья была приглашена друзьями из Кишинева в Киев, на свадьбу. На тот момент моя мама уже воцерковилась, участвовала в разных паломничествах и в свое время, побывав в Киеве, в Свято-Покровской обители, очень полюбила этот славный монастырь и его основательницу инокиню Анастасию – Великую княгиню Александру Петровну Романову. Привезла мне тогда книжечку о ней. Из уважения к маме я прочитала книгу, но более никакого интереса не проявляла. На тот момент казалось, что будущая профессия была ясно для меня определена. Я окончила кишиневский хореографический лицей. Мне виделись разные перспективы и как преподавателя, и как танцовщицы, в целом было много интересных проектов. И вот мы приехали с родителями в Киев. Пользуясь моментом, мама предложила посетить Киево-Печерскую лавру и Свято-Покровский монастырь. Конечно, невероятное впечатление произвела тогда на меня Лавра и, более того, со мной там произошло настоящее чудо… Мы пришли в монастырь поздно, пещерки были уже закрыты, но гид, сопровождавшая группу, предложила всем вместе помолиться, со словами, что, может быть, по молитвам кого-то из нас всё-таки их откроют. Я стояла вместе со всеми, ничем не выделяясь, при этом даже не особо понимая, чтó находится в тех пещерах и почему у всех такой большой к ним интерес. И тут перед нами открываются двери. Выходит инок, сразу направляется ко мне и так прямо и говорит: «Что, монашкой хочешь быть? Вот, услышали преподобные твои молитвы. Откроем пещерки по твоим молитвам». Вся наша группа, гид, мама, все на меня обернулись. Вот такое чудо произошло тогда. Буквально в течение месяца я переоценила свой образ мыслей, и всё, чему была намерена посвятить жизнь. В Покровский монастырь приехала сначала как паломница, но с каждым днем все больше понимала, что не хочу возвращаться в мир, что не смогу там жить, служа и угождая ему. По своему характеру я максималистка, поэтому, наверное, и осталась, даже не поехав за вещами. Так и прожила 23 года милостью Божией в Киевском Покровском монастыре до того, как уже была назначена в Бобруйскую епархию.

Насколько Вам пригодился опыт, который Вы получили в Покровском монастыре? Что из этого опыта стало для Вас самым ценным?


Первое, что привлекло меня в монастыре, – обилие молодежи, которая, казалось, на любое обращение была готова ответить «простите» и «благословите». Вроде бы такие простые слова, но они тогда были новы для меня и так приятны слуху! Театральный мир, к которому я привыкла, требовал уникальности, постоянного стремления к большему успеху. Монашеская же община привлекла меня именно своим сестринским теплом. Так как я была единственным ребенком у родителей, особенной радостью стало для меня обретение большой семьи, сестер во Христе. Но, быть может, я и не осталась бы в монастыре, если бы не игумения Маргарита (Зюкина). Она была, действительно настоящей матерью, великой старицей, молитвенницей, духовной дочерью Глинских старцев, ныне уже прославленных. Матушка обладала даром Иисусовой молитвы и рассуждения; казалось, каждое ее слово было жемчужиной или бриллиантом, попадавшим сразу в сердце. Она всегда была для меня примером настоящей игумении. И матушка Маргарита, и матушка Калисфения (Шамайло), которая сейчас управляет обителью, духовная дочь игумении Маргариты, собирали и продолжают собирать вокруг себя, как мудрые пчелы-матки, своих пчелок. Любой повод, вынуждавший выехать из монастыря, причинял в те года огромные муки, настолько хорошо было в обители… Наставления матушки Маргариты всегда были просты, но в своей простоте очень мудры. Вспоминается одно из них, евангельское: «Сестры, друг друга тяготы носите, тако да исполните закон Христов». Или то, что она говорила лично мне, когда я, прожив некоторое время в монастыре, призналась ей, что изменить себя в духовном плане намного труднее, чем достичь каких-то успехов в балете. Те, кто занимался балетом, знают, насколько это тяжелый труд. И матушка тогда ответила мне: «Да, деточка, легче себе могилу вырыть, чем себя изменить».


Когда я поступила в монастырь, в нем было около 420 сестер. Это была огромная цветущая монашеской славой обитель. Застала я еще и тех сестер, которые ухаживали за ранеными с фронта, – во время Великой Отечественной войны монастырь был обращен в военный госпиталь. Это были воистину необыкновенные монахини… Если по какой-то причине не получалось попасть к матушке-игумении на совет, любая из этих монахинь могла найти полезное наставление, нужное слово сочувствия, какую-то безобидную шутку, которая сразу возвеселяла унылое сердце. Необходимо, конечно, сказать и об основательнице Покровского монастыря Великой княгине из рода Романовых Александре Петровне, причисленной к лику святых как Анастасия Киевская. Ее пример – величайший образ смирения и всецелой преданности воле Божией. Будучи парализованной на протяжении девяти лет и получив чудесное исцеление от Почаевского образа Божией Матери, она все последующие годы посвятила служению ближним. В Покровском монастыре была основана лечебница и духовная, и физическая. Поэтому в настоящее время я считаю своей главной задачей хотя бы в миниатюре уподобиться обители Великой княгини с ее лечебными корпусами, где люди обретали не только телесное, но и духовное исцеление, духовную пользу, потому что все это взаимосвязано.

Порой приходится слышать, что в женских монастырях взаимоотношения между сестрами устраиваются сложнее, нежели в мужских, именно в силу особенностей женской природы. А Вы с такой любовью рассказываете о своей монашеской семье. Получается ли безболезненно разрешать конфликтные ситуации, если они возникают, и что Вам помогает в этом?


В каких-то трудноразрешимых ситуациях мне всегда помогает пример моего отца, человека, наделенного особой благодатью смирения, кротости и любви. Он – настоящий миротворец. Мысль о том, как бы он поступил в похожей ситуации, действительно, помогает найти решение, сохраняющее мир. Предлагаю сестре пойти, например, попить чай, и за чаепитием, за беседой ситуация потихоньку разрешается. Сестра уходит успокоенная и утешенная, а самое главное – с миром в душе. Конечно, во многом помогает и чтение святых отцов, чтение за трапезой, когда мы собираемся все вместе. В настоящее время в нашем монастыре 10 насельниц, и большинство из них пожилые, с уже приобретенным мирским опытом, что, бывает, отражается и на взаимоотношениях между сестрами. Но с Божией помощью все мирно разрешается.


Матушка, у Вас уже имеется немалый монашеский опыт и еще небольшой, но ценный, опыт игуменский. Что бы Вы пожелали и посоветовали людям, которые сегодня в этих непростых обстоятельствах, выбирают иноческий путь? Чем им вдохновляться в наши дни?

Как-то мне запомнилась одна проповедь… священник привел такой пример: когда утром Господь велит апостолу Петру, не добывшему за всю ночь никакого улова, пойти и снова забросить сети, Петр, как опытный рыбак понимавший, что это бесполезно, тем не менее, проявляет послушание – и получает сторицей… Все духовные законы, все каноны и монашеские правила, как сто, двести, как тысячу лет назад, так и сегодня продолжают работать. Игумения Покровского монастыря, когда только начались в 2014 году политические волнения, сказала: «Сестры, вы ни за что не переживайте. Я вам скажу, что нам надо будет сделать, уехать ли в наш скит или пострадать за Христа… Вы только проявите послушание». Сейчас все почему-то этого боятся и считают, что нет уже наставников, к которым можно было бы проявлять такое послушание. А на самом деле надо без ложного мудрования стараться иметь святое послушание и доверие своей игумении или игумену, и тогда жизнь монашеская будет радостна, и крест свой нести станет легче. Поэтому лично я очень счастлива, что избрала именно такой путь. Но слово «счастье» не может, конечно, во всей полноте выразить тот непостижимый Промысл Божий, ту заботу, ласку и бесконечное терпение Господне, которые Он ежедневно, ежечасно и ежеминутно к нам проявляет. А от нас требуется лишь отвечать послушанием и стараться творчески подходить к разрешению любых ситуаций. Наверное, это самое большое мое пожелание – проявлять послушание своей игумении. От этого жизнь монашеская будет поистине блага спасительна.


фотографии из архива монастыря  в честь Святых Жен-мироносиц в городе Бобруйске

Беседовала Екатерина Орлова

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь