Молитвами и трудами наших современников создавалась эта обитель

Игумения Зоя (Абдрахманова)

Удмуртия... Те, кто там побывал, пишут, что это один из самых красивых и загадочных уголков нашей страны. Вспомним, что на территории России проживает более 190 национальностей, и удмурты – одна из них. Они относятся к к финно-угорской языковой семье и сохранили свой язык, традиции национальной самобытной культуры. С 2012 года в Республике для желающих проверить свои знания проводится акция «Бадӟым Удмурт Диктант» (Большой удмуртский диктант). Другая акция – «Моя ненаглядная Русь» – свидетельствует о любви удмуртского народа к России, с которым он навсегда связал свою судьбу в XVI веке. И в этой акции 2023 года отделение Общества русской культуры Малопургинского района заняло первое место, прислав на конкурс фото с хэштегом и описание Мало-Дивеевского Серафимовского женского монастыря в селе Норья. Монастырь новосозданный, появился он за два года до начала третьего тысячелетия, так что в этом году отмечает свое 25-летие. А монастырскому храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла ныне исполняется 130 лет. И накануне празднования столь важных дат – как для самих сестер обители, так и для немалого числа верующих Сарапульской епархии, входящей в состав Удмуртской митрополии, – настоятельница обители игумения Зоя (Абдрахманова) ответила на вопросы портала «Монастырский вестник».

«Прихожане у нас очень отзывчивые, по первому зову спешат на помощь»

Матушка, это первая наша беседа с Вами о монастыре – для многих далеком и незнакомом. Столько вопросов возникает! И, пожалуй, лучше всего начать с вопроса о Вашем выборе монашеского пути. Что Вас сподвигло к тому решительному шагу, за которым последовала жизнь, изобилующая трудностями, но, по признанию многих монашествующих, на другой чаше весов всё «перевешивает» самая великая радость, какая только может быть на земле, – ощущение присутствия Бога? 

Во время учебы в Елабужском педагогическом институте на 19-м году жизни я приняла Крещение и сразу же стала ходить в храм. Это был храм в женском монастыре – Казанско-Богородицком. И вот в 1998 году одна из стареньких прихожанок мне сказала: «Ты молодая здесь сидишь, а в Удмуртии, в монастыре в Перевозном, одни старушки трудятся, даже некому им помочь». Решение «помочь старушкам» созрело тут же. В возрасте 20 лет я уехала в село Перевозное (согласно одной из версий, названное так потому, что в прежние времена оно было чем-то вроде перевалочного пункта: сюда привозили рыбу с Камы, потом перевозили ее дальше). Приехала сюда в июле, во время студенческих каникул, и... в Елабугу уже не вернулась. В 20 лет в Свято-Успенском женском монастыре села Перевозное я была пострижена в иночество, в 23 года – в монашество, с наречением имени Зоя в честь древнехристианской святой, мученицы Зои Атталийской, которая с большим мужеством приняла моральные и физические мучения за имя Христово, причем вместе с супругом и их невероятно сильными духом двумя сыновьями юношеского возраста. Происходившие из христианской семьи, все четверо были куплены в качестве рабов знатным римлянином-язычником из малоазийского города Атталии, но христианскую веру не предали даже под угрозой страшной расправы. А с житием своей новой Небесной покровительницы, на тот момент совершенно мне неизвестной святой из далекого-далекого II века по Рождестве Христовом, я познакомилась уже после пострига, прочитала его – краткое, емкое, пронзительное…

В селе Норья Малопургинского района, что в 40 километрах от Ижевска – столицы Удмуртской Республики, я несу свое послушание с 2006 года. Сначала была назначена в обитель старшей сестрой, в 2008 году стала настоятельницей с правом ношения наперсного креста и в 2011 году наш правящий архиерей, ныне покойный митрополит Николай (Шкрумко) возвел меня в сан игумении. Конечно, трудов по устройству монастыря было чрезвычайно много – он не возрождался, он строился заново. Надо было основательно расчистить всю территорию после строительства келейного дома. После сноса старых домов, хлевов и бань, стоявших на той земле, что была выкуплена у местных жителей. И сестры здорово потрудились, и прихожане внесли посильную лепту. Прихожане у нас очень отзывчивые, по первому зову спешат на помощь. Норья – удмуртское село, но живут в нем не только удмурты, а и представители других национальностей. Этот край в дореволюционную эпоху был религиозным, люди были набожными, и мы чувствуем, как здешний народ, лишенный в годы безбожной власти храма, истосковался по нему. На разных стадиях развития монастыря разное число работников здесь трудилось. В целом столько людей было, что не сосчитать. С большой теплотой и признательностью я думаю о том, что и сегодня есть у нас работники, которые в любое время дня и ночи – только попроси – готовы трудиться в обители. Двое из них в монастыре работают более двадцати лет, и мне думается, в этом случае больше подходит глагол «подвизаются». Он точно передает их отношение к монастырю и трудам на его благо.

Неоценимый вклад в строительство обители внес владыка Николай. Много от него поступало ходатайств в разные инстанции, много просьб звучало из его уст! Он ходил и выкупал участки земли около Петропавловского храма, на которых теперь стоят двухэтажный кирпичный корпус с домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, ограда, гостиница, трапезная для паломников. Устроены там и хозяйственные службы. Это он, приснопоминаемый владыка, затеял строительство келейного дома, он же находил благотворителей и благоукрасителей. При строительстве келий для сестер владыка старался продумать всё до мелочей. Как и при строительстве иордани для освящения воды, сени над поклонным крестом. О реставрации храма снаружи следует сказать, что он преобразился в результате совместной деятельности батюшек и архиерея, но что касается внутреннего убранства, им занимался владыка. Для него всё было важно – даже то, какие дорожки в ограде монастыря заасфальтировать, а где положить брусчатку. Наш монастырь стал его последним любимым детищем.    

От некоторых людей, знавших митрополита Николая, мне довелось слышать, что это был человек глубокой веры и большой преданности Православной Церкви. Ему, появившемуся на свет в простой крестьянской семье в Хмельницкой области, Господь судил не просто увидеть мир, а выполнять ответственнейшие послушания священноначалия в разных уголках земли. Например, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Наместника Свято-Успенской Почаевской лавры на Украине. Возглавлять Патриаршие приходы в Канаде.

Ижевскую и Удмуртскую епархию митрополит Николай возглавлял 22 года.  В мае 2015 года он ушел на покой, а в следующем месяце скончался – на 89-м году жизни.

«Подсказки» батюшки Серафима

Наверное, всему православному миру известен тесно связанный с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь на Нижегородской земле. Немало людей знает и о таком православном женском монастыре, как Ново-Дивеевский, что находится в штате Нью-Йорк. А ваша обитель в Удмуртии – откуда у нее такое название? 

В годы гонений на Русскую Православную Церковь духовенство, спасая святыни от поругания, вывозило их из Советского Союза в храмы за границей. Именно в тот период неподалеку от Нью-Йорка был создан Ново-Дивеевский монастырь, и одним из послушаний сестер явилось хранение привезенных святынь. Когда в обители сестер почти не осталось, владыка Николай, который бывал там – и не просто бывал! Еще до архиерейства он принимал участие в ее создании – стал переживать, что подвиг знакомых ему монахинь из Америки забудется. Поэтому для нашего монастыря в честь преподобного Серафима Саровского владыка предложил два названия на выбор: «Ново-Дивеево» или «Мало-Дивеево». Священный Синод утвердил название «Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь».

В селе Норья, мы находимся с 2001 года. А прежде, в начале 90-х годов прошлого столетия, сестры подвизались в другом селе – Русский Пычас Можгинского района, где при Александро-Невском храме собралась община верующих женщин, желающих уединения и молитвы. Позже община была преобразована в монастырь, официально открытый в январе 1998 года. По какой причине монастырь перевели сюда? История интересная, ее сокровенную суть мы знаем со слов владыки Николая. Такое решение он принял после того, как ему приснилась икона преподобного Серафима, лежавшая в бурьяне возле Петропавловского храма в Норье. Владыка поехал туда и действительно нашел икону преподобного, что было воспринято им как Божие благословение на строительство монастыря на новом месте. Сегодня в нашем монастыре подвизается 16 сестер. Причем они не только из Удмуртии – некоторые приехали из других Республик. Есть, слава Богу, и молодые сестры. 

Батюшка Серафим любит разные уголки необъятной Русской земли и некими знаками, понятными для высокодуховных людей, указывает места, где следует созидать святыни. Так настоятельница новосозданного монастыря в Кузбассе – Свято-Серафимо-Покровского – игумения Нектария (Седова) поведала порталу «Монастырский вестник», что когда копали котлован под новый храм, то нашли в земле иконочку Саровского чудотворца. И стало ясно: в честь него нужно освятить престол. Были и другие явные знаки небесного покровительства великим старцем той местности. (Интервью – «Итоги монашеских трудов будет подводить Господь»). И в вашем крае, выходит, появилась своеобразная «подсказка»...

Да, это так. Добавлю, что в монастыре есть частица мощей преподобного Серафима Саровского – благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Два с половиной года назад на первом этаже келейного дома был освящен храм преподобного Серафима Саровского. Он открыт ежедневно, здесь читается «Неусыпаемая псалтирь». Еще у нас старенькая схимонахиня Серафима, названная так в честь преподобного старца. Перед ее постригом в схиму мы с владыкой единодушно решили, что именно этим именем ее назовем. Болезни берут свое, мать Серафима уже почти не встает с постели, и одним из послушаний сестер, требующих душевной чуткости и полной самоотдачи, является постоянный уход за ней.

«Подсказка» нашего любимого святого привела владыку Николая не в пустое поле, а к красивому каменному храму святых апостолов Петра и Павла, имеющему свою, скажем, биографию. Что в ней, по Вашему мнению, примечательно?

Биография или история Петропавловского храма во многом схожа с историей многих других храмов в России. Вначале в селе была возведена деревянная церковь, потом она обветшала и появилось намерение возвести каменную. Возводить ее стали на проценты с капитала Елабужского почетного гражданина 1-й гильдии купца Федора Григорьевича Чернова, заработавшего свое состояние на торговле зерном по всему Прикамью и Поволжью и неустанно жертвовавшего немалые средства на строительство православных храмов. Храм построен в русско-византийском стиле, главный престол освящен в честь апостолов Петра и Павла, левый придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый придел – Богоявленский. Закрыли церковь не в годы революционного угара, а значительно позже – практически за год до начала Великой Отечественной войны. Отдали под клуб, затем – под зернохранилище, и только в 1990 году по просьбе верующих храм был возвращен Русской Православной Церкви. 

Наказ владыки Николая: «Старайся, матушка, облегчить труд сестер!»

Матушка Зоя, давайте рассмотрим еще один важный аспект, касающийся непосредственно наших дней. В мае этого года Вы принимали участие в двухдневном семинаре «Монастырское подворье», проходившем в Москве. Каковы Ваши впечатления от мероприятия, организованного Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви совместно с двумя ведущими научно-образовательными центрами страны?

Когда мы получили письмо из Патриархии по поводу этого семинара, я очень обрадовалась, потому что у нас возникает довольно много вопросов по ведению подсобного хозяйства. Ведь в миру у большинства сестер были профессии, никак не связанные с сельскохозяйственной отраслью, а здесь некоторым насельницам, выросшим в городской среде, приходится заниматься и скотным двором, и огородничеством. Я попросила благословения у нашего правящего архиерея епископа Сарапульского и Можгинского Павла поехать на семинар, поскольку у нас бывают перебои с Интернетом. К тому же мне хотелось поучаствовать в данном форуме не дистанционно, а что называется, «вживую». Владыка обрадовался такому моему желанию, благословил, я тут же купила билет на самолет и улетела в Москву. В Москве моя радость усилилась после сообщения, что на семинаре будут также затрагиваться вопросы по пчеловодству. (У нас есть своя пасека, в десяти километрах от обители). Словом, все имеющиеся в монастыре направления мне с сестрами хочется вести грамотно, нам всем хочется работать более эффективно и находить ответы на вопросы не с помощью поисковика в Интернете, а приобретать знания благодаря профессионалам. Таким, к примеру, с какими мы встретились в дни семинара. Это были профессионалы высочайшего класса. Столько всего полезного они нам сообщили и показали! Думаю, выражу общее мнение многих участников майского семинара, сказав следующее: замечательно, что в работеМежведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви наметилось крайне востребованное монастырями направление. Также выражаю надежду, что в дальнейшем оно получит свое развитие.

...Ныне сенокосная страда в разгаре, и если раньше мы сено косили вручную, вручную его собирали, ворошили, то в настоящее время процесс заготовки кормов для животных намного облегчился. На помощь пришла механизация: трактор с навесным оборудованием – косилкой, ворошилкой, пресс-подборщиком. Теперь сестры сенокосом почти не занимаются, а всё делают монастырские работники. Косят траву, ворошат ее, прессуют и уже готовые рулоны нам везут. В теплицах, разумеется, мы сами трудимся. Должна сказать, что в наших теплицах хорошо организован полив – только краны открывай и поливай! Воду берем из пруда, который находится рядом – опускаем туда насос и поливаем. И теплицы, и огороды.

Мне припомнился один случай, захотелось поделиться своим воспоминанием с читателями. Шел 2007 год. Стройка вовсю развернулась. Приезжает к нам владыка и спрашивает: «А чем Вы, матушка, сейчас занимаетесь?» И сразу говорит: «Я не контролирую, нет, просто мне интересно абсолютно всё, что связано с вашей жизнью». Бойко ему отвечаю: «Владыка, вот собираюсь ехать за доильным аппаратом, чтобы сестрам стало легче доить коров». Приведу здесь дальнейший наш диалог: «Это будет легче? Это поможет сестрам?» – «Да, владыка, поможет!» – «Ну, и сколько это стоит?» – «Тридцать три тысячи мы накопили, сейчас поеду». В следующий свой приезд владыка Николай привозит озвученную мной сумму. Я даже опешила, говорю: «Владыка, я не к тому сказала!». И слышу в ответ: «А я хочу принимать участие в вашей жизни, хочу вам помочь». Как наказ прозвучали его слова: «Старайся, матушка, облегчить труд сестер! Они так много молятся, так много трудятся! Старайся облегчить их труд». 

Владыке – подсчитаем – было тогда 80 лет... Ныне его, как Вы заметили, последнее любимое детище пришло к своему юбилею – юбилею в четверть века. Прочно встало на ноги, расцвело. Как будете праздновать 130-летие Петропавловского храма и 25-летие обители? 

Торжества начнутся 12 июля, когда Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Божественную литургию возглавит епископ Сарапульской и Можгинский Павел, который, к слову, был пострижен в монашество с именем Павел в честь апостола Павла. То есть владыка приедет к нам в день тезоименитства. У него к тому же 12 июля и день рождения, вот как совпало! Потом мы совершим традиционный крестный ход вокруг храма, а далее последует награждение людей, помогающих обители. И врачей, что лечат наших сестер, и монастырских работников. Мое горячее желание – отблагодарить их всех. Конечно, будет в монастыре и праздничная трапеза. Что касается юбилейных торжеств, они продолжатся 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Почитание преподобного здесь очень велико, на праздничную службу всегда собирается столько народа! В августе у нас и другой престольный праздник – в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины. Так что будем молиться, трудиться и праздновать.

***

Остается добавить, что 12 июля в монастыре ожидается еще одно духоподъемное событие – принесение сюда в рамках Всероссийской акции «Молитва о Победе» ковчега с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. К великой православной святыне, которая по благословению Святейшего Патриарха Кирилла за период с мая по сентябрь будет поочередно доставлена во все 89 регионов (субъектов) Российской Федерации, смогут приложиться и богомольцы, пришедшие разделить радость праздника с сестрами любимой ими обители.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Мало-Дивеевским Серафимовским женским монастырем

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы