«Монахи – лучшие ученики Христа»

Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл

Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл – о значении обители в истории России, наследии преподобного Сергия и его учеников, о дореволюционных и новых лаврских традициях, реставрации древних соборов, «Троице» преподобного Андрея Рублева, старчестве и ученом монашестве, а также – о специфике устроения духовной жизни в Лавре, которая ежедневно испытывает огромный наплыв туристов и паломников.

Владыка, Свято-Троицкая Сергиева лавра издревле считается духовным сердцем России. Каково значение обители в истории и дне сегодняшнем и что лично для Вас означает наместничество в Лавре, где небесным покровителем монастыря и монашеской братии является сам преподобный Сергий Радонежский?

Безусловно, Свято-Троицкая Сергиева лавра является сердцем духовной жизни Русской Православной Церкви, а также местом паломничества для людей со всего мира. Преподобный Сергий известен и в России, и за ее рубежами. Значение Лавры в истории нашего Отечества, в истории Русской Церкви невозможно переоценить.

Лаврскими настоятелями и братией были выдающиеся люди русской истории, послужившие как на духовном, так и на физическом уровне для защиты не только самой Лавры, но и веры, культуры, народа. В наше время образ преподобного Сергия, собранной им Лавры и его учеников, их великие труды на благо Церкви и Отечества являются ярким примером того, что люди, посвятившие себя духовному призванию, не являются единоличниками, как говорят некоторые, считая, что монашество – это удовлетворение личных душевных прихотей. Для нас они пример служения. Служения, без которого Россия не выстояла бы в тяжелейшие времена различных напастей и катастроф как внутренних, так и внешних.

Для меня лично благословение Святейшего Патриарха Кирилла на служение наместника Лавры прежде всего – величайшая ответственность, столь большая и значимая, что все надежды я возлагаю на молитвы преподобных Сергия и Антония Радонежских, святителей московских и всех преподобных, угодивших Господу в иноческом житии.

Как наследие и труды преподобного Сергия отражаются на жизни Русской Церкви в XXI веке?

Наследие преподобного Сергия и его учеников очень актуально для нашего времени. Сейчас наше Отечество находится под натиском антихристианских сил, которые пытаются как нашу Церковь, так и государство обвинить во всех возможных грехах, при этом пропагандируя грех с такой степенью силы, как почти никогда в истории человечества. В противостоянии этим силам зла мы имеем яркие свидетельства преподобного Сергия и его учеников о том, что сдерживать напор зла, по благодати Божией, вполне возможно. Как некогда, по слову профессора Василия Осиповича Ключевского, преподобный Сергий «вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовной крепости». Именно ему наши предки обязаны возрождением добродетелей мужества и надежды на Бога в людях, ранее «привыкших дрожать при одном имени» внешних врагов.

Образом не только для русских, но и всех православных христиан, является Сам Господь – Пресвятая Троица, воплощенная на иконе великого мастера, Сергиева ученика преподобного Андрея Рублева. Мы, православные христиане, должны всегда хранить в сердце завет великого аввы Сергия: «Взирая на образ Святой Троицы, будем преодолевать рознь мира сего».

Сегодня три великие славянские страны – Россия, Беларусь и Украина (Великая, Белая и Малая Русь), когда-то единая страна, а на данный момент разные государства, но единые в своей истории, – подверглись натиску сил, которые зашли на политическую арену, в том числе под прикрытием церковных иерархов Константинопольского Патриархата с целью разделить единую народность, единую культуру, единую Церковь. Авва Сергий сквозь века обращается к нам и призывает забыть личные и общественные амбиции и встать на путь служения единому делу Божьему, которое есть единение, а не разъединение. Ибо сказано, что Бог объединяет, а лукавый разъединяет.

Каково место преподобного Сергия и его учеников в формировании характера монашества в северных землях Подмосковья и в развитии монастырей?

Роль эта огромна и очень значима. Здесь можно целые тома написать. Приведу слова профессора В.О. Ключевского, которые говорят о том, что напутствуемые благословением святого Сергия «шли борцы: одни на юг за Оку» на ордынцев, а «другие на север за Волгу на борьбу с лесом и болотом».

Монастырей, основанных учениками Преподобного, насчитывают несколько десятков, и почти все они были в пустынных местах. «До половины XIV века масса русского населения, сбитая врагами в междуречье Оки и Верхней Волги, робко жалась здесь по немногим расчищенным среди леса и болот полосам удобной земли… Оставался открытым путь на север и северо-восток за Волгу: но то был глухой непроходимый край, … русскому крестьянину с семьей и бедными пожитками страшно было пуститься в эти бездорожные дебри. Огромное большинство новых монастырей с половины XIV до конца XV века возникло среди лесов костромского, ярославского и вологодского Заволжья: этот волжско-двинский водораздел стал северной Фиваидой православного Востока. Старинные памятники истории русской Церкви рассказывают, сколько силы духа проявлено было русским монашеством в этом мирном завоевании языческого Заволжья для христианской Церкви и русской народности. Многочисленные лесные монастыри становились здесь опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость. Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий» (В.О. Ключевский). Внешние труды и подвиги вдохновлялись молитвой святого Сергия, его духовным влиянием, которое «пережило земное бытие» Преподобного «и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства русского народа».

В Троице-Сергиевой лавре всегда много туристов. Например, из Китая. Как организовано взаимодействие братии с посетителями монастыря? Проводят ли монашествующие экскурсии по обители?

Для православных паломников всех стран насельники обители совершают регулярные богослужения и проводят исповедь, во время которой каждый может получить духовный совет и поддержку. Что касается туристов из Китая, то их количество мы стараемся держать в ограниченном объеме, чтобы жизнь обители не превратилась в сплошной туристический поток.

Мы понимаем, что иноки должны иметь возможность уединения, поэтому в Лавре организована Паломническая служба. Подготовленные миряне проводят квалифицированные экскурсии, чтобы люди разных национальностей и исповеданий могли прикоснуться к священной истории нашего монастыря, Священному Преданию Православной Церкви и благоговейно оценить сокровища, хранимые здесь многие века.

Наряду с тем, что Лавра каждый день испытывает огромный наплыв паломников и туристов, как братии удается сохранять уединение и вести внутреннюю монашескую жизнь в лаврских условиях?

Те, кто хочет жить особо уединенной жизнью (а это желание есть у всех монашествующих), могут эту потребность инока реализовать разными способами: пребывая в келье, в келейных молитвах и чтении, а также через возможность жить на многочисленных скитах Лавры, во многих из которых большой поток посетителей отсутствует.

До революции в Троице-Сергиевой лавре были определенные традиции. Какие из них сохранились? Появляются ли новые и в чем их особенность?

Дореволюционные лаврские традиции, безусловно, ценятся и возрождаются. Большая часть из них достаточно общая для всех монастырей, однако Лавра во все времена была особенно известна своей гостеприимностью, окормлением всех приходящих в обитель, а также трудами по благотворительности сиротам и больным.

Лавра является учредителем трех гимназий. Что касается медицинского обслуживания, то с этим несколько сложнее, поскольку сегодня для такой деятельности необходимы специальные лицензии, чего не требовалось от медицинских монастырских учреждений в XIX веке. Однако у нас есть планы по организации медицинского обслуживания вне стен Лавры, чтобы оно было доступно для людей разных социальных слоев общества. С учетом высокой стоимости медицинских услуг, которые не входят в обязательное медицинское страхование, мы находимся в разработке проекта, оценивая все возможные варианты его реализации с привлечением самых разных благотворителей.

Но, пожалуй, одной из главных, бережно хранимых традиций Троице-Сергиевой лавры является благоговейное и одновременно торжественное богослужение. Этим Лавра была знаменита всегда – как до революции, так и сейчас. И здесь большую роль играет взаимодействие монастыря с Московской духовной академией (МДА) и семинарией.

Владыка, долгое время Вы окормляли студентов Санкт-Петербургской духовной академии, были ректором Николо-Угрешской семинарии. Сегодня помимо наместничества Вы также являетесь ректором Московской духовной академии. Как ученое монашество вписывается в жизнь Лавры? Много ли академистов и семинаристов остаются в монастыре после выпуска?

Сотрудничество, симбиоз Лавры и московских лаврских духовных школ исторически был весьма тесным. В настоящее время мы планируем еще больше укреплять содружество иноков и студентов. Обычно принять монашество решает довольно небольшая часть семинаристов. Однако тот образ, который являют собой монахи, много лет искренне и самоотверженно служащие Богу и людям, на всю жизнь останется ярким и живым примером для студентов, которые впоследствии станут женатыми пастырями и будут нести послушания в разных регионах нашей страны, а также за рубежом.

Что касается ученого монашества, то есть традиция выделять так называемое «академическое» монашество и монастырское (лаврское). Думается, мы сейчас на пороге нового этапа, когда многие монашествующие из братии Лавры, склонные к ученой деятельности, будут более тесно вплетены в жизнь семинарии и академии. Соответственно, те студенты, которые желают стать монахами, являясь выпускниками наших духовных школ, будут иметь возможность выбора – нести послушание в соответствии со своими склонностями в научной или практической сфере (участие в богослужениях, пастырская работа).

Со временем ученое монашество и преподаватели нашей академии будут иметь намного больше возможностей проявить себя в совместной издательской деятельности МДА и Троице-Сергиевой лавры. Будущим и действующим монахам многообразная хозяйственная деятельность Лавры также позволяет проявить себя на разных поприщах.

Ведется ли сейчас в обители какое-то строительство? На какой стадии реставрация Успенского собора?

В основном строительство идет в плане реставрации. Также ведутся небольшие строительные работы в лаврских скитах. В целом Лавра в последние десятилетия находится в постоянном реставрационном процессе. На данный момент особое внимание мы уделяем реставрации Успенского и Троицкого соборов. Успенский собор нуждается в укреплении внутренней основы центрального купола. В Троицком соборе существует необходимость создания специальных охранных и противопожарных дополнительных мер, которые позволят разместить в нем знаменитый оригинал ветхозаветной Троицы преподобного Андрея Рублева – так называемый «Предвечный Совет», где три ангела сидят за столом с Жертвенной Чашей.

Предвечный совет, как замысел Бога-Троицы о сотворении человека в предвидении нашего грехопадения с готовностью Творца принести величайшую Жертву ради спасения рода человеческого, являет нам глубочайшее содержание нашей веры в безмерную благость Отца Небесного. Поэтому всякое внешнее строительство для нас вторично, а первичен акцент на духовном труде монахов, которые, пройдя свой нелегкий аскетический путь, будут готовы действенно помогать прихожанам и паломникам приобретать спасительное душевное устроение.

Ваша кандидатская диссертация по богословию посвящена теме старчества в учении и жизни Церкви. Последние лаврские старцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и другие принимали нескончаемые потоки паломников, это была особая веха в истории обители. А есть ли старцы в Лавре в наши дни?

Мы стараемся бережно хранить наследие старцев Троице-Сергиевой лавры. Вместе с братией думаем об издании новых томов книги «У Троицы окрыленные». Если первый том архимандрита Тихона (Агрикова) всем известен и посвящен подвижникам 50-60-х годов, то сегодня назрела необходимость издания жизнеописаний лаврских иноков-подвижников последующих десятилетий. Их жизнь и опыт должны быть запечатлены на пользу душ человеческих.

В данный момент постоянного приема паломников кем-нибудь из старцев в Лавре не проводится. Кто-то из духовников физически слаб, другие считают себя недостаточно опытными для такого служения. Верю, что когда-нибудь Господь благословит приходящих в обитель аввы Сергия возобновлением старческого окормления.

Владыка, будучи монахом, как Вы понимаете духовную жизнь? На Ваш взгляд, почему сегодня оскудевают монашеские «кадры»?

Духовную жизнь я понимаю по заветам святых отцов – так, как было заповедано древними и новыми подвижниками благочестия. Святоотеческое и старческое предание свято хранится в русских монастырях, в том числе в Сергиевой лавре. Несмотря на то, что в наше время становится популярным говорить о новых подходах к духовной жизни и о том, что духовные основы надо черпать чуть ли не на Западе, у протестантских богословов, различных современных писателей, я лично уверен, что это ложное направление в духовной жизни современного духовного поиска. Русская Православная Церковь имеет полноту даров в святоотеческом наследии. Вот только как правильно этим дарами пользоваться должны подсказывать духовно опытные пастыри и помогать современному человеку ориентироваться в огромном количестве духовной литературы, которая сейчас доступна практически каждому.

Перед нами, во-первых, стоит задача популяризации святоотеческого наследия, чтобы те, кто о нем еще не знает, смогли к нему прикоснуться. С другой стороны, стоит задача правильного духовного назидания, подсказок и наставлений для тех людей, которые решились воспользоваться святоотеческим учением о духовной жизни христианина. Чтобы человек не попал в ложные, неправильные толкования и практики, необходимо помнить: именно Священное Предание, учение святых отцов – основа жизни Православной Церкви. Сам состав книг Священного Писания был определен на основе Священного Предания, и, чтобы правильно понимать Писание, мы должны приникать к разъяснениям святых отцов. Но чтобы правильно понять святоотеческое учение, нам тоже нужны советы мудрых и опытных пастырей.

В своей пастырской практике мне приходилось встречать людей, уже достаточно воцерковленных, которые, опираясь на неправильно подобранные или вырванные из контекста цитаты святых отцов, оказывались в поврежденном духовном состоянии. Одна из таких историй касалась цитат, где святые отцы говорят, что если человек исповедуется и не изменяется, то его покаяние не настоящее. В том конкретном случае эти цитаты ввели человека в уныние и нежелание снова исповедоваться.

В итоге мне пришлось подробно разъяснять, что эти слова сказаны не для того, чтобы прекращать исповедоваться, когда ты не видишь в себе изменений, а чтобы не быть самоуспокоенным, самодовольным и понуждать себя к дальнейшей работе над собой. Следует верить, что если даже мы сильно и не изменимся, то, по крайней мере, соблюдаем заповедь Господа, сохраняя надежду, что на нас исполнится слово Спасителя: Грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6:37). Подобных ситуаций может быть много и в других специфических вопросах духовной жизни.

Во многих монастырях прерывают связь с внешним миром, новоначальным не благословляется иметь телефон. Как в этом отношении устроено в Лавре?

Жестких запретов на использование телефона у нас не введено. Часто там, где есть запрет, человек начинает что-то делать скрытно, украдкой. Здесь больше предоставляется послушнику или монаху самому следить за своей совестью – пользуется ли он телефоном для пользы души (читая душеполезную литературу, для практической пользы в несении послушания) или же во вред.

Нередко приходится слышать, что монашество – самая счастливая жизнь. В одном из интервью Вы сказали: «Плох тот христианин, который не мечтал стать монахом». Почему это именно так?

Монашеская жизнь несет в себе великие духовные сокровища. При этом нельзя забывать, что духовная радость и счастье подаются монаху в награду за большой труд, большое терпение, большой духовный подвиг самоотвержения. Последнее особенно сложно для современного человека – осознать, понять и осуществить подвиг отречения от собственной воли.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что послушник, отсекающий свою волю, подобен мученику и даже Самому Господу Иисусу Христу. И хотя мы знаем, что Христос не мучился в плане внутреннего несогласия с волей Божественной, святой Иоанн Лествичник показывает нам столь высокий пример, чтобы вдохновить иночествующих на тяжелый подвиг самоотречения. В награду за это даются такие внутренние духовные состояния, о которых человек, не обладающий возможностью понести подвиг послушания, не имеет даже представления.

На самом деле счастье монашествующего состоит не только в духовном озарении или духовном восторге. Оно заключается также в осознании того факта, что ты несешь свой посильный подвиг ради Господа Иисуса Христа. И стараешься это делать по заветам святых подвижников и наставников не для собственного душевного комфорта или прославления себя, а для славы Бога и Его Святой Церкви.

В какой-то степени лучшими учениками Христа можно назвать монахов, потому что они подражают апостолам, оставившим все и последовавшим за Спасителем. Именно большая любовь ко Христу вдохновляла апостолов и сегодня вдохновляет монашествующих на терпение того, что для многих в современном мире кажется противоестественным. Именно любовь к Богу многое из того, что кажется невозможным, делает совершенно естественным и дает возможность реализоваться человеку не просто в аскезе, воздержании, духовной борьбе, но и в труде и проповеди, которые помогают людям, еще мало понимающим Христа, Евангелие, Православие, осознать этот великий дар, который дан нашему Отечеству, и стать ближе к пути спасения, который дан всем нам. Настоящий монах никогда не думает только о себе. Радость монаха в том, что он следует за Христом и может хоть чуть-чуть повлиять на благо своего Отчества, народа и всего мира.

Беседовала Христина Полякова
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации:

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Сергий (Воронков)
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения Михаила (Шевченко)
Архимандрит Сергий (Воронков)
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения Михаила (Шевченко)
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь