Монастырь и миссионерское служение – есть ли противоречие?

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Часть третья

Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников международной конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей в Троице-Сергиевой лавре 24-25 сентября 2019 года, поделиться своими впечатлениями от форума и поразмышлять о том, мешает ли миссионерское служение монашеству?

Игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы:

Свидетельство о Христе, молитва за мир, жизнь по Евангелию, жизнь во Христе – вот самая главная миссия, которую могут явить монастыри миру. Издревле христиане любили паломничать в монашеские обители, потому что они всегда были тихими пристанями среди бушующего мирского моря. Люди шли на свет, которым призваны быть монастыри, чтобы помолиться или очиститься в таинстве Покаяния от груза грехов, отдохнуть от мирских забот и надышаться благословенной тишиной любимой обители. А напитавшись благодатью, снова возвращались в мир, чтобы продолжить нести свой крест.

На конференции в Троице-Сергиевой лавре я услышала много полезного для себя о молитве, трезвении, о том, как подобает жить монаху и о том, к чему мы все призваны. Вообще для меня каждая конференция – это особая милость Божия. На каждой такой встрече я получаю ответы на свои вопросы, или слышу некие подсказки об игуменском служении или христианской жизни. Мы благодарим Бога и Святейшего Патриарха Кирилла, который шесть лет назад благословил провести первую монашескую конференцию. Мы видим, что с каждым годом наши встречи становятся все интереснее. Если по началу люди не очень понимали, о чем и как говорить, то сейчас выступления становятся более глубокими, все больше игуменов и игумений принимают участие в конференциях не только как слушатели, но и как активные участники. Я знаю, что многие руководители монастырей, возвращаясь в свои обители, обсуждают с братией и сестрами доклады, которые услышали, а потом стараются применить услышанное к жизни. Конференции являются источником вдохновения для прохождения монашеского пути и помогают духовному возрастанию не только игуменов и игумений, но и вообще всех монашествующих, потому что докладчики касаются в своих выступлениях самых разных вопросов.

В монашеской конференции, которая была недавно организована для монастырей трех митрополий в Дивеево и Сарове, присутствовали не только игумены и игумении, но и старшая братия и старшие сестры. После этой встречи ко мне подошла одна игумения и радостно сказала: «Матушка, как же здорово, что есть такие конференции. Теперь я понимаю, что я не одна, что у многих людей есть такие же проблемы, как у меня. Я с новыми силами еду в монастырь, потому что услышала ответы на вопросы, которые меня тревожили, и попробую начать заново что-то делать. Надеюсь, что это будет новая страница в истории нашей обители».

Игумен Матфей (Черевикин), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря в с. Большой Волок. Колпашевская епархия Томской митрополии:

Хотелось бы отметить, что в жизни, как в миру, так и, особенно, в монастыре, всегда важен личный пример, в частности, наместника. Если такой пример вызывает уважение и привлекает людей, тогда и возникает миссионерская работа.

В нашей сибирской глубинке всего два монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Никольский женский монастырь (в поселке Могочино – Примеч. ред.). К нам приезжают очень много паломнмков, которых мы, по мере своих сил, окормляем. Наш монастырь находится примерно в 240 км от Томска. Но в воскресные дни на Литургии среднее число причастников – 500 человек. А в такие праздники, как Рождество их количество возрастает до 700. У нас окормляется много детей. Примечательно, что паломники приезжают не только из Томской области, но из Кемеровской области, Алтайского края, Красноярска, из Москвы и Санкт-Петербурга. Причем это происходит на протяжении всего существования монастыря. То есть мы занимаемся миссионеским служением среди людей, живущих в разных краях.

Игумения Иова (Иванова), настоятельница Женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Борисовка. Губкинская епархия Белгородской митрополия:

Миссионерством, по моему мнению, является сам монашеский облик. Сейчас он настолько позабыт народом, что иногда люди видят нас и не понимают, кто мы. Это происходит, например, в местности, где нет монастырей.

По мере возможности, наш монастырь занимается миссионерским служением. Насельников у нас мало, они пожилые. При обители есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых.

Наша митрополия, в целом, является миссионерской. Я считаю, что между миссионерством и монашеским деланием никаких противоречий нет.

Архимандрит Каллиник (Чернышев), благочинный монастырей Симферопольской и Крымской епархии, наместник Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане:

Современное монашество призвано заниматься миссионерской деятельностью, потому что сейчас уже не то время, когда мы должны прятаться в пустынях. Монастырь – это форпост, куда приходят люди со своими болезнями, нуждами. Конечно же, монахи должны оказывать им всяческое содействие.

Наши братия регулярно принимают участие в лекциях в воинских частях и учебных заведениях. И сам монастырь являет собой пример миссионерской деятельности, поскольку к нам приезжает большое количество паломников, для которых мы проводим лекции, рассказываем об истории монастыря. Также имеют место и конференции. Поскольку обитель находится в Крыму, особенно много участников конференций бывает в летний период. Монастыри должны заниматься миссионерским служением.

Иеромонах Алексий (Сукачев), настоятель Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря Воронежской епархии:

Свято-Успенский Дивногорский монастырь занимается миссионерской деятельностью. Об этом просят люди, мы чувствуем, что это востребовано. Но священник  и сам призван испытывать горение заниматься миссионерством.

Есть некое противоречие между монашеским деланием и миссионерством. С одной стороны, монашество подразумевает уединение. С другой стороны, церковная история и жизненный опыт показывают, что миссионерство возможно совмещать с монашеством. Ярчайшие примеры тому – Валаам, Соловки и другие монастыри, где монахи горели Светом Христовой Истины, хотели донести ее до людей и преуспели в этом.

Иеромонах Исидор (Ягодич), проректор Призренской духовной семинарии (Сербская Православная Церковь):

Наш монастырь Святых Архангелов, расположенный недалеко от Призрена и основанный в XIV веке, был полностью разрушен в XVI веке. На сегодняшний день в монастыре нет храма, есть только домовая церковь. После 2004 года в Призрене живет только 20 человек православного вероисповедания, что очень мало. Слава Богу, недавно был построен корпус для паломников, вмещающий более 100 человек. Для нас это очень важно, не только с точки зрения поддержки монастыря, но также и обмена жизненным опытом. Ведь люди думают, что у нас каждый день стреляют, что мы грустные, закрыты для всех, и здесь не на что посмотреть. А когда приезжают, видят открытых, нормальных людей, молящихся в церкви. Конечно, это и есть наша миссия.

Игумения Олимпиада (Шуртина), настоятельница Старо-Покровского женского монастыря г. Покровска Якутской епархии:

Конференции, подобные той, на которой мы побывали в Троице-Сергиевой лавре, необходимы монашествующим, так как, общаясь друг с другом, мы узнаем, чем живут монастыри в разных уголках нашей планеты. В монастырской жизни есть довольно много вопросов, ответы на которые можно получить именно на таких больших встречах. Все доклады конференции заслуживали внимания, потому что рассмотренные в них темы касаются жизни вообще всех монастырей и нашего монастыря в частности. По благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа монастыри в Якутии занимаются миссионерской и социальной деятельностью в больницах, тюрьмах, военкомате, в школах и техникумах, в приютах и детских садах, так как все это необходимо. При нашем монастыре действует воскресная школа. Мы также заключили договор с местной администрацией, касающийся нашего участия в социальной деятельности. К нам в монастырь приезжают люди из дома инвалидов, мы беседуем с ними. Современная жизнь предполагает совмещение монашеской жизни в тесном взаимодействии с миром и помощью ему.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Пензенский Троицкий женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь