Монастырь и миссионерское служение – есть ли противоречие?

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Часть первая

Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников международной конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей в Троице-Сергиевой лавре 24-25 сентября 2019 года, поделиться своими впечатлениями от форума и поразмышлять о том, мешает ли миссионерское служение монашеству?

Архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:

— Понятие «миссионерство» является весьма широким. На самом деле в Церкви и монастыре все является миссией. На конференции было правильно замечено, что сама жизнь монашествующих уже и есть миссионерство. Самое лучшее свидетельство – это образ жизни и поступки человека, которые подтверждают его любовь к Богу и желание жить по Евангелию.

Что касается монастырей, то главным видом их миссионерской деятельности является молитва и богослужение. Совершение служб, таинств, треб и обрядов и есть служение Богу и свидетельство о Христе всем приходящим. Именно это больше всего затрагивает души людей.

В Евангелии Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мк.10:14). В случае с юношей-лунатиком Господь также сказал: «Приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17). Господь хочет, чтобы мы и взрослых, и детей приводили не к себе, а к Нему. Благодать Божия касается человеческого сердца через святые таинства и богослужение, а мы, монахи, должны оставаться незаметными.

Также миссией являются проповедь, издательская и просветительская деятельность монастыря (воскресные школы, экскурсии, работа с паломниками). Даже совместный с братией труд, например, на подсобном хозяйстве, это тоже миссионерство. Любое общение такого рода – это миссия. Сегодня миссионерским служением можно назвать деятельность СМИ, которую Церковь благословляет и использует для прославления имени Божиего и распространения православной веры. Очень важно, чтобы такая деятельность не была формальной и напоказ, а велась от искреннего сердца и во славу Божию. Очень важны здесь чувство меры и рассудительность, чтобы наставляя других, не повредить своей собственной душе.

Игумения Даниила (Севериненко), настоятельница женского монастыря во имя великомученика Феодора Стратилата г. Переславль-Залесского:

— Сегодняшняя конференция была не только весьма полезной, но и интересной, как для сестер нашего монастыря, так и лично для меня. Примечательно, что ее тема – «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации» оказалась созвучной теме научно-практической конференции «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов», которую наш монастырь совместно с Переславской епархией организовал в июне этого года и которая была посвящена 1700-летию подвига святого великомученика Феодора Стратилата и 715-летию основания Феодоровской обители. Мероприятие собрало многочисленных гостей из различных регионов, и теперь, по благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста, такие конференции планируется проводить ежегодно.

«В чем именно заключается наше свидетельство о Христе и служение монастырей миру в современных условиях?» – этот вопрос мы задавали себе, формулируя темы своей конференции, его же обсуждали участники международного монашеского форума в Троице-Сергиевой лавре. На обоих форумах участники говорили и о роли монастырей в современном мире.

До революции наш монастырь был самым крупным в Переславле, насчитывал до 500 сестер – монахинь и послушниц. При монастыре и при монастырских пустыньках было четыре церковно-приходские школы, приют для девочек, то есть обитель занималась широким социальным служением, а сейчас у нас всего 20 сестер, и пока, к сожалению, нет ни человеческих, ни материальных ресурсов для того, чтобы в полной мере продолжить эту традицию. Поэтому нам очень близка тема молитвенного служения монашества миру. Востребованность именно такого служения особенно заметна по большому количеству паломников, приходящих в нашу обитель с просьбами о молитве. Люди ищут в монастыре примеры иной жизни: по законам Евангелия, а не мира сего. Как и во все времена, человек и сегодня испытывает недостаток любви, понимания... В том, чтобы монастырь стал тем местом, где они смогут обрести душевный мир, отрешиться от своих проблем, переосмыслить жизнь через соборную молитву и труд, и состоит наш вклад в служение миру.

Все доклады лаврской конференции показались мне очень интересными, но особенно живыми были выступления епископа Воскресенского Дионисия и иеромонаха Исидора (Ягодича). В докладе последнего был представлен пример подвижнической жизни монахов православных монастырей в условиях мусульманского окружения. Нашу жизнь можно назвать благополучной по сравнению с жизнью христиан в Косово. Рассказ о монашеском служении, о христианском свидетельстве во враждебно настроенном мире может стать весьма вдохновляющим для сестер. Это пример готовности пожертвовать жизнью за свою веру, пример мученичества, о котором мы знаем только по житиям святых.

Игумен Климент (Кривоносов), настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря острова Русский Владивостокской епархии:

— Монастырь у нас небольшой – в нем всего двое священнослужителей, один из них я. Наш регион удаленный, поэтому количество воцерковленных людей здесь в среднем ниже, чем в других регионах России. Из-за того, что обитель находится на острове, примерно половина наших прихожан – это местные жители, а половина – приезжие.

Миссионерская деятельность нашего монастыря выражается, в основном, в приеме паломнических групп. В летнее время отдыхающие проездом навещают наш монастырь. Мы стараемся всех принимать с любовью, знакомим людей с монашеством, с православной традицией. В основном, это и есть наше миссионерское служение. Также мы взаимодействуем с военными частями, которые расположены на острове Русский, принимаем молодежные группы. Что касается совместимости миссионерского служения и монашеской жизни, здесь многое зависит от форм миссиионерской деятельности. Какие-то из них приемлемы для молодежи, но неприемлемы для монашествующих, но, в целом, конечно, монашеское делание и миссия вполне совместимы.

Игумения Мария (Сидиропулу), настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в Бухендорфе. Южная Бавария. (Германия, РПЦЗ):

— Для монаха выход в город в монашеском облачении уже является миссионерством. Миссионерская деятельность нисколько не мешает монашеству. Оставаясь в ритме монашеской жизни, мы принимаем в монастыре группы инославных местных жителей, которые интересуются православием, рассказываем им о нашей вере.

Монастырь был открыт для местных жителей, и часть богослужения у нас проходит на немецком языке. Это особенно важно, когда на службе присутствуют немцы.

В основном, к нам приезжают православные паломники. Но инославных мы также принимаем. Они живут у нас день-два. Часто на экскурсии приходят люди из местных протестантских и католических общин. Мы с ними беседуем, пьем чаем, рассказываем про Елизавету Феодоровну, которая была протестанткой и стала православной... Также наша обитель проводит дни открытых дверей, где мы правдиво рассказываем о Царской семье, показываем фильмы про Елизавету Феодоровну. Таким образом мы стараемся заниматься миссионерской деятельностью.

Фотограф: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Макарьева пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы