Монастырь и миссионерское служение – есть ли противоречие?

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Часть первая

Корреспонденты портала «Монастырский вестник» попросили участников международной конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей в Троице-Сергиевой лавре 24-25 сентября 2019 года, поделиться своими впечатлениями от форума и поразмышлять о том, мешает ли миссионерское служение монашеству?

Архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:

— Понятие «миссионерство» является весьма широким. На самом деле в Церкви и монастыре все является миссией. На конференции было правильно замечено, что сама жизнь монашествующих уже и есть миссионерство. Самое лучшее свидетельство – это образ жизни и поступки человека, которые подтверждают его любовь к Богу и желание жить по Евангелию.

Что касается монастырей, то главным видом их миссионерской деятельности является молитва и богослужение. Совершение служб, таинств, треб и обрядов и есть служение Богу и свидетельство о Христе всем приходящим. Именно это больше всего затрагивает души людей.

В Евангелии Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мк.10:14). В случае с юношей-лунатиком Господь также сказал: «Приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17). Господь хочет, чтобы мы и взрослых, и детей приводили не к себе, а к Нему. Благодать Божия касается человеческого сердца через святые таинства и богослужение, а мы, монахи, должны оставаться незаметными.

Также миссией являются проповедь, издательская и просветительская деятельность монастыря (воскресные школы, экскурсии, работа с паломниками). Даже совместный с братией труд, например, на подсобном хозяйстве, это тоже миссионерство. Любое общение такого рода – это миссия. Сегодня миссионерским служением можно назвать деятельность СМИ, которую Церковь благословляет и использует для прославления имени Божиего и распространения православной веры. Очень важно, чтобы такая деятельность не была формальной и напоказ, а велась от искреннего сердца и во славу Божию. Очень важны здесь чувство меры и рассудительность, чтобы наставляя других, не повредить своей собственной душе.

Игумения Даниила (Севериненко), настоятельница женского монастыря во имя великомученика Феодора Стратилата г. Переславль-Залесского:

— Сегодняшняя конференция была не только весьма полезной, но и интересной, как для сестер нашего монастыря, так и лично для меня. Примечательно, что ее тема – «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации» оказалась созвучной теме научно-практической конференции «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов», которую наш монастырь совместно с Переславской епархией организовал в июне этого года и которая была посвящена 1700-летию подвига святого великомученика Феодора Стратилата и 715-летию основания Феодоровской обители. Мероприятие собрало многочисленных гостей из различных регионов, и теперь, по благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста, такие конференции планируется проводить ежегодно.

«В чем именно заключается наше свидетельство о Христе и служение монастырей миру в современных условиях?» – этот вопрос мы задавали себе, формулируя темы своей конференции, его же обсуждали участники международного монашеского форума в Троице-Сергиевой лавре. На обоих форумах участники говорили и о роли монастырей в современном мире.

До революции наш монастырь был самым крупным в Переславле, насчитывал до 500 сестер – монахинь и послушниц. При монастыре и при монастырских пустыньках было четыре церковно-приходские школы, приют для девочек, то есть обитель занималась широким социальным служением, а сейчас у нас всего 20 сестер, и пока, к сожалению, нет ни человеческих, ни материальных ресурсов для того, чтобы в полной мере продолжить эту традицию. Поэтому нам очень близка тема молитвенного служения монашества миру. Востребованность именно такого служения особенно заметна по большому количеству паломников, приходящих в нашу обитель с просьбами о молитве. Люди ищут в монастыре примеры иной жизни: по законам Евангелия, а не мира сего. Как и во все времена, человек и сегодня испытывает недостаток любви, понимания... В том, чтобы монастырь стал тем местом, где они смогут обрести душевный мир, отрешиться от своих проблем, переосмыслить жизнь через соборную молитву и труд, и состоит наш вклад в служение миру.

Все доклады лаврской конференции показались мне очень интересными, но особенно живыми были выступления епископа Воскресенского Дионисия и иеромонаха Исидора (Ягодича). В докладе последнего был представлен пример подвижнической жизни монахов православных монастырей в условиях мусульманского окружения. Нашу жизнь можно назвать благополучной по сравнению с жизнью христиан в Косово. Рассказ о монашеском служении, о христианском свидетельстве во враждебно настроенном мире может стать весьма вдохновляющим для сестер. Это пример готовности пожертвовать жизнью за свою веру, пример мученичества, о котором мы знаем только по житиям святых.

Игумен Климент (Кривоносов), настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря острова Русский Владивостокской епархии:

— Монастырь у нас небольшой – в нем всего двое священнослужителей, один из них я. Наш регион удаленный, поэтому количество воцерковленных людей здесь в среднем ниже, чем в других регионах России. Из-за того, что обитель находится на острове, примерно половина наших прихожан – это местные жители, а половина – приезжие.

Миссионерская деятельность нашего монастыря выражается, в основном, в приеме паломнических групп. В летнее время отдыхающие проездом навещают наш монастырь. Мы стараемся всех принимать с любовью, знакомим людей с монашеством, с православной традицией. В основном, это и есть наше миссионерское служение. Также мы взаимодействуем с военными частями, которые расположены на острове Русский, принимаем молодежные группы. Что касается совместимости миссионерского служения и монашеской жизни, здесь многое зависит от форм миссиионерской деятельности. Какие-то из них приемлемы для молодежи, но неприемлемы для монашествующих, но, в целом, конечно, монашеское делание и миссия вполне совместимы.

Игумения Мария (Сидиропулу), настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в Бухендорфе. Южная Бавария. (Германия, РПЦЗ):

— Для монаха выход в город в монашеском облачении уже является миссионерством. Миссионерская деятельность нисколько не мешает монашеству. Оставаясь в ритме монашеской жизни, мы принимаем в монастыре группы инославных местных жителей, которые интересуются православием, рассказываем им о нашей вере.

Монастырь был открыт для местных жителей, и часть богослужения у нас проходит на немецком языке. Это особенно важно, когда на службе присутствуют немцы.

В основном, к нам приезжают православные паломники. Но инославных мы также принимаем. Они живут у нас день-два. Часто на экскурсии приходят люди из местных протестантских и католических общин. Мы с ними беседуем, пьем чаем, рассказываем про Елизавету Феодоровну, которая была протестанткой и стала православной... Также наша обитель проводит дни открытых дверей, где мы правдиво рассказываем о Царской семье, показываем фильмы про Елизавету Феодоровну. Таким образом мы стараемся заниматься миссионерской деятельностью.

Фотограф: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумения Макария, монастырь Соколица в Косово и Метохии
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумения Макария, монастырь Соколица в Косово и Метохии

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь