«Мы призваны служить Богу и заботиться о духовном здоровье паствы»

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий

В рамках недавно прошедших в Москве XXXII Международных Рождественских образовательных чтений православные священнослужители, имеющие опыт попечения о душевнобольных, специалисты в области психиатрии, практикующие врачи, ученые, психологи встретились на заседании секции «Попечение Церкви о душевнобольных людях: эмоциональные расстройства в практике пастыря, врача-психиатра и психолога», чтобы обсудить актуальную сегодня тему пастырской помощи, в сотрудничестве с представителями медицинского сообщества, при работе с пограничными и патологическими состояниями психики. Традиционно заседание секции возглавлял митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, давно занимающийся этими вопросами в Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Предлагаем читателям «Монастырского вестника» интервью, где владыка Сергий рассуждает о том, почему забота о душевнобольных непременно должна находиться в зоне ответственности Церкви.

Ваше Высокопреосвященство, почему возникла необходимость в рамках работы Комиссии Межсоборного Присутствия по церковному просвещению и диаконии заниматься темой пастырского попечения о душевнобольных?

Работа в этой области началась в 1991 году, когда Священный Синод и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II определили организовать Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Тогда отделу была передана городская клиническая больница № 5 с присвоением ей имени святителя Алексия митрополита Московского. На базе этой больницы отдел начал осуществлять медицинские программы и объединять православных врачей. В это же время был открыт Научный центр психического здоровья, где специалисты искали новые пути развития психиатрической науки в нашей стране. Некоторые из ответственных сотрудников института были людьми верующими, открытыми к диалогу с Церковью. Так начался процесс взаимодействия духовенства и представителей медицинской науки, который продолжается до сих пор.

Часто священники предлагают своим пасомым духовные средства помощи при симптомах психических заболеваний. Может ли священник самостоятельно сделать вывод, что человек нездоров душевно, и в какой форме он должен предложить помощь больному?

Одна из основных задач нашей Комиссии – по возможности исключить непонимания и противоречия между психиатрами и священнослужителями, чтобы они относились другу к другу с уважением и находили возможные варианты сотрудничества. В большинстве случаев врач работает исключительно с человеческим телом. Наши конференции, семинары и публикации расширяют границы вопроса о причинах болезни человека. Они помогают медикам разобраться в области душевных проблем пациента. Священнослужители черпают много полезных знаний из области практической медицины. В этом смысле наша работа взаимно полезна и очень плодотворна.

Помогает ли духовная жизнь, участие в церковных Таинствах людям с душевными расстройствами?

Безусловно. Конечно, если человек ничего не знает о Боге, то к нему требуется особый подход, его нужно воцерковлять. Это процесс длительный и, непременно, добровольный. Человек верующий, внимательный к своей духовной жизни, нуждается в опеке Церкви и к нему должен быть открыт доступ священника. При Центре психического здоровья существует домовый храм; назначенный туда священнослужитель знает, чем живет Центр и какие проблемы имеются у его прихожан. Больные могут свободно посещать храм, а священник – беспрепятственно общаться с больными. Для оказания духовной помощи человеку, как правило, недостаточно разовой встречи; важно, чтобы постепенно укреплялось взаимное доверие между священнослужителем и больными, а также между пастырем и докторами. Например, такой сложный и деликатный вопрос, как подозрение на бесоодержимость является для врача пунктом преткновения и очень часто доктора не понимают, какова природа этого явления. Общение же со священником должно помочь психиатру разобраться в этой проблеме.

Конечно, не каждый священник умеет правильно разговаривать с психически больным человеком. В Москве и Московской области есть несколько пастырей, которые до принятия сана были успешными врачами-психиатрами. Мы их пригласили к участию в нашей работе, и они очень нам помогают. Не нужно забывать свои «корни»; ведь мы, священнослужители, призваны служить Богу через заботу о духовном здоровье паствы, а значит – должны относиться к людям с большой любовью и уметь помогать им, используя ранее приобретенные знания и полезные навыки.

У некоторых душевных и телесных недугов очень схожая симптоматика (например: уныние – депрессия). И часто человек не может понять, в какой именно помощи он нуждается: духовной или психиатрической?

В этом и состоит главная задача нашей рабочей группы. Обсуждая различные аспекты проблем, связанных с помощью душевнобольным людям, мы приходим к важным выводам. На их основании мы публикуем документы, которые могут помочь как священнику – определить наличие психического расстройства, так и врачам – распознать, когда они имеют дело с духовной областью человека. Понятно, что в сложных ситуациях в каждом конкретном случае духовнику очень желательно советоваться с хорошим психиатром, чтобы они совместно могли определить, где имеет место духовная проблема, а где – психическое заболевание.

Владыка, как Вы могли бы охарактеризовать сотрудничество со священнослужителями из других стран, которые занимаются попечением душевнобольных? Приносит ли оно свои плоды?

Такое сотрудничество полезно не только для нас, оно полезно обоюдно. Наши собратья, в большинстве не единоверные нам (представители других конфессий), сейчас переживают трудные времена в выражении своей веры. Это сказывается, в частности, и на работе с душевнобольными людьми. В странах Европы, чтобы священнику пройти в палату к своему духовному сыну или дочери, нужно преодолеть ряд определенных сложностей. Психиатрия во всей Европе стала антирелигиозной. Считается дурным тоном, если священник придет в больницу и будет разговаривать с психически больным человеком или даже просто принесет ему Святые Дары, причастит его и совершит с ним молитву. Поэтому, когда священнослужители из других стран принимают участие в наших ежегодных встречах, они с удовольствием слушают выступающих, делают свои доклады и как-то немного «оживают», ощущая поддержку единомышленников. Очень жаль, что европейские священнослужители и ученые, с которыми у нас были прекрасные отношения, приехать к нам сейчас не могут – власти их стран не допускают посещения России даже для пользы науки и духовного здоровья сограждан. Более того, не каждый из них может прислать на конференцию свой доклад – это может грозить им серьезными неприятностями.

Москва же теперь стала своего рода центром, развивающим работу Церкви с психически больными людьми. В других странах интересуются нашими наработками, используют российский опыт. В свою очередь, на Ближнем Востоке или в странах Африки (скажем, в Египте и Эфиопии), попечение о душевнобольных организовано очень хорошо. В Латинской Америке имеется прекрасный опыт работы по данному профилю в римо-католических приходах. И, благодаря нашим конференциям, мы можем делиться друг с другом наработанным опытом. В европейских странах это является сейчас особенно востребованным. Таким образом, общение нас взаимно обогащает.

В нашей стране сегодня имеется, можно сказать, уникальная возможность объединить усилия Церкви и психиатрической науки, чтобы осуществлять попечение о людях, которые нуждаются в нашей помощи.

Беседовала Дарья Лагутина
Фото: Воронежская митрополия

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Макарьева пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь