«Необходим непредвзятый взгляд на проблемы психического здоровья»

Попечение Церкви о душевнобольных

26 и 27 ноября 2021 года в Москве, в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошла третья международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». В конференции приняли участие известные российские и зарубежные эксперты. Заседания проходили в онлайн- и офлайн-формате. Конференции по вопросам пастырского окормления душевнобольных людей в последние годы стали частью широкой программы, которая инициирована Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Воронежской митрополией, Секцией по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и федеральным Научным центром психического здоровья. «Монастырский вестник» предлагает читателям краткий обзор ряда выступлений конференции, главной целью которой, как и в предыдущие годы, остается широкое распространение плодотворного опыта сотрудничества психиатрического сообщества с Русской Православной Церковью.


В 2020 году возглавляемая митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием экспертная группа Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии подготовила документ «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». По окончании работы над документом члены и эксперты Комиссии получили благословение Священноначалия Русской Православной Церкви продолжить под руководством владыки Сергия столь необходимую обществу работу по оказанию духовной и медицинской помощи людям с расстройствами в душевной сфере, поиску путей взаимодействия Церкви и представителей психиатрического сообщества. Состоявшаяся в конце ноября 2021 года в Москве, в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата третья международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» стала очередной важной вехой этой работы.

По словам открывавшего конференцию митрополита Сергия, даже в сегодняшнем, предельно секуляризованном обществе первым, к кому обращаются за помощью люди в своем душевном неблагополучии, часто является священник. От духовенства ожидают грамотного совета и наставления в том, как обрести душевный мир и те, кто ранен грехом, и зачастую действительно психически нездоровые люди. Чтобы не совершить ошибки и не усугубить ситуацию, священнослужителю необходимо не только знать принципы нравственного богословия, но и разбираться в медицинских вопросах, имеющих отношение к практике применения этих принципов. Однако есть и другая сторона проблемы: психиатры, работающие с душевнобольными, напомнил во вступительном слове владыка, к сожалению, в большинстве своем религиозно не просвещены. Знания, которые могли бы существенно помочь врачам в проведении лечения, не преподаются ни в медицинских учебных заведениях, ни на курсах повышения квалификации. Отечественная психиатрия постсоветского периода базируется на атеистической платформе и еще недавно исключала всякое влияние религиозности. Митрополиту Сергию с единомышленниками вполне довелось почувствовать последствия этого, когда они начинали свою работу. Как положительную тенденцию владыка отмечает сейчас то, что причастные к проблеме люди научились слушать и слышать друг друга, начинают понимать важность сотрудничества, перенимают опыт. Современная медицина заново открывает, что существует глубокая связь между верой и состоянием души.


Рассмотрению вопросов связи веры и душевного состояния было посвящено выступление профессора Василия Глебовича Каледы, заместителя директора Научного центра психического здоровья по развитию и инновационной деятельности, руководителя отдела юношеской психиатрии. Название его доклада «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность» – это точное воспроизведение названия секции Российского общества психиатров, сформированной совсем недавно, в начале 2021 года, для решения задач помощи пациентам психиатрического профиля с религиозным мировоззрением.

Известно, что в России, как в большинстве стран Западной Европы и многих стран мира, доля верующих среди пациентов психиатрических клиник больше, чем доля таких людей в обществе в целом. Парадоксально, что при этом число верующих психиатров меньше, чем число верующих врачей других специальностей. Это, несомненно, одно из препятствий для привнесения в психиатрическое сообщество христианской истины, и пока, сказал В.Г. Каледа, можно делать в данном направлении лишь постепенные «маленькие шажки».

В работе секции «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность» докладчик выделил основные задачи, каждая из которых осложнена и специфическими трудностями. Так проведение научных исследований особенностей психических расстройств с религиозным переживанием сталкивается со сложностью диагностики психических патологий у верующих людей. Бывают состояния, которые врач, не имеющий представления о религии, неправильно квалифицирует. В свою очередь священник не всегда может распознать тонкую грань, например, между покаянным чувством человека и болезненным бредом греховности.

Повышение информированности психиатрического сообщества об особенностях религиозной жизни у психически больных требует подчас от врачей серьезной перестройки внутренних установок. Психиатр, независимо от исповедуемого им самим мировоззрения, должен с глубоким уважением относиться к мировоззрению своих пациентов. Он обязан знать традиции основных религий, которые есть в его регионе. Должен разбираться в том, кто такой духовный отец, что происходит на Литургии, Причастии, исповеди. Должен понимать, какое значение это имеет для его пациента. Только опираясь на духовные ценности пациента, он может помочь человеку пережить симптомы болезни и обрести в дальнейшем полноценную жизнь, – подчеркнул Василий Глебович.

Не секрет, что в обществе существует направление «анти-психиатрии». Огромное количество людей не понимает, что психические болезни – это реальность, что есть, например, состояния депрессии – юношеской, послеродовой и т. п., есть навязчивые представления, фобии… От них нельзя просто отмахнуться, бесполезно в этом случае прибегать к обвинениям, призывам к дисциплине или покаянию, наказаниям.

Организация психообразовательной работы среди представителей религиозных конфессий с целью сотрудничества в выявлении психических патологий тоже нередко наталкивается на негативные стереотипы и предубеждение. Тем не менее, положительные сдвиги происходят. Во многих духовных школах Русской Православной Церкви, а также на образовательных курсах для действующего священства введен предмет «Основы пастырской психиатрии», появились учебник и руководства. Ныне стоит задача распространить это начинание во всех епархиях Русской Православной Церкви, во всех духовных учебных заведениях различных конфессий. Всем – священнослужителям, философам и богословам, специалистам служб психического здоровья, независимо от их мировоззренческих позиций, необходим комплексный непредвзятый взгляд на проблемы психического здоровья и желание сделать все от них зависящее, чтобы помочь психически больным. В этом случае особенно уместно вспомнить известное в истории христианской мысли выражение: «В главном единство, во второстепенном свобода, во всем – любовь».

В.Г. Каледа напомнил удивительно простое и глубокое определение психического здоровья, которое дал профессор Д.Е. Мелехов (1900–1979): «Когда три сферы человеческой личности – дух, душа и тело находятся в согласии, в гармонии друг с другом, что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, можно говорить о здоровье». «Без преобладания духовных потребностей ни о каком психическом здоровье говорить невозможно», вторит своему коллеге лидер отечественной психиатрии академик А.Б. Смулевич.

Религиозность и духовность обладают высоким значением для людей с психическими расстройствами в том, что касается формирования у них духовных устремлений и обретения смысла жизни. Количественные исследования, отечественные и зарубежные, демонстрируют, что религия и духовность могут быть важнейшим источником выздоровления. Вера смягчает болезнь. Как сказал выдающийся австрийский психиатр, психолог и философ Виктор Франкл, «Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше».


Но здесь снова на первый план выступает необходимость достаточно глубокого понимания сути религиозного мировоззрения психиатрами и основ психиатрии теми, кто призван пастырски окормлять верующих. Дело в том, что сейчас, даже в случаях со здоровыми людьми, сложно бывает понять, является человек верующим или неверующим. В советское время слова «я верующий» означали действительное исповедание веры в совокупности с соответствующими мировоззрением и образом жизни. Сейчас эти же слова часто не значат ничего.

Нормальная религиозность подразумевает сосредоточение внимания на Боге, благоговение и любовь, теплые межличностные отношения, сознание своего несовершенства. При этом важна именно внутренняя религиозность, характеризующаяся внутренними духовными потребностями, неафишируемым желанием строить жизнь в соответствии с заповедями, способностью к мистическим переживаниям. Плодом веры является любовь. При отсутствии такового плода говорить о нормальной религиозности не приходится.

Соответственно есть и патологическая религиозность, которая характеризуется в первую очередь вытеснением стремления к полноценной духовной жизни утрированным исполнением ритуалов, искаженным толкованием догматов, нарушением критического отношения к собственной личности. И во многих случаях психиатры сталкиваются именно с такой патологической псевдорелигиозностью – этой проблеме во второй день работы конференции были посвящены доклады протоиерея Павла Великанова и ведущего научного сотрудника Центра психического здоровья О.А. Борисовой. Христианство – радостная полнота жизни во Христе. Больные же часто воспринимают христианство в депрессивно-пессимистических тонах.


Очень важно, чтобы священник был в состоянии различить, где болезнь, и где подлинный мистический опыт – заметил в свое время митрополит Сурожский Антоний, бывший, как известно, долгое время практикующим врачом. Но этим умением должен обладать и лечащий психиатр. Психическое здоровье – зона совместной ответственности врачей-специалистов и Церкви.

Протоиерей Алексий Бабурин, клирик больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при Научном центре психического здоровья в докладе «Вера как требование предельно развитого разума» на многих примерах святоотеческой мудрости, умозаключений философов и видных врачей размышлял над вопросом влияния веры на здоровье человека, делая вывод, что подлинное душепопечение невозможно без сильной развитой веры, и именно вера создает для психики человека опору и защиту в жизненных испытаниях.

В.М. Кириллин, профессор, заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии рассмотрел тему «Юродство в духовном, культурном и в историческом аспектах». Докладчика интересовал подвиг юродства в церковном понимании, в рамках христианской аскетической традиции и в конкретной его реализации русскими подвижниками, так как именно в России добровольно принятое на себя безумие во имя Христа было особенно широко распространено. В.М. Кириллин затронул также такую непростую проблему, как отнесение юродства к области психиатрической медицины, отметив, что для ее решения требуется «хорошее знание церковного опыта и способность видеть тот или иной случай юродства одновременно в духовном, культурном, историческом, социальном аспектах...». «В глазах верующего христианина юродивый может быть совершенно здоров психически, а его поступки могут быть мотивированы не медицинскими, а духовными причинами», отметил автор. Несомненно, благодаря этому подвиг юродства был распространен даже в советское время. Последний вопрос, поднятый В.М. Кириллиным, был о критериях отличия истинного юродства от ложного. Автор доклада предложил учитывать целеполагание (настоящий юродивый возвещает правду Божию, а не человеческую), отсутствие корысти и расчета; глубокую, с очевидностью проявляемую веру в сочетании со смирением.


Доклад Т.Г. Дробашенко, заведующей отделением по изучению особых форм психической патологии НЦПЗ «Юродство: “безумные” Христа ради (патографический анализ личности Иоанна Яковлевича Корейши)» был посвящен скрупулезному исследованию личности широко известного в XIX веке и почитаемого до нынешнего времени московского блаженного на основании материалов, собранных профессором В.И. Мельником, и жизнеописания, составленного А.Ф. Киреевым – современником Корейши, близко его знавшим. Данные о психическом состоянии блаженного, проведшего 43 года в психиатрической лечебнице, конечно, неполны в глазах сегодняшнего специалиста, тем не менее позволяют сделать некоторые интересные выводы. Важным в контексте тематики конференции оказалось сопоставление фактов медицинского характера с особыми проявлениями религиозности Ивана Яковлевича, в которой, в отличие от его бытового поведения, не наблюдалось патологии и которая, по-видимому, могла обеспечивать стабильность его психического состояния.

В своем выступлении «Религиозный фанатизм и религиозный бред» кандидат медицинских наук, заместитель директора по научной работе федерального Научного центра психического здоровья Г.И. Копейко описал характерные черты религиозного фанатизма и порекомендовал пастырям научиться отличать религиозное мировоззрение от религиозного бреда, так как именно больные с бредовыми идеями могут причинять вред как себе, так и окружающим. Свойственная таким людям «ревность не по разуму» имела различные проявления в разные исторические периоды. В новейшей истории Церкви в частности выделялись так называемые «пензенские сидельцы», поселившиеся в ожидании конца света в выкопанном ими же подземелье рядом с селом Никольское Бековского района Пензенской области (несколько человек умерли в этом «затворе»), а также «зилоты», сжигавшие на волне борьбы с ИНН паспорта и другие документы в начале нулевых. Ни обращения Патриарха, ни увещевания духоносных старцев не могли остановить разрушительных действий этих людей. Их асоциальное поведение мало чем отличается от поведения членов тоталитарных сект и террористических группировок, одержимых различными «высокими» идеями. Они конфликтуют с общиной, не слушают духовников и нуждаются в лекарственной терапии. Психотерапевтическая помощь, по мнению Г.И. Копейко, в таких случаях практически бесполезна.


Кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии, настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне протоиерей Павел Великанов поделился с участниками конференциями размышлениями о том, что для священника, которому во время исповеди приходится общаться с разными людьми, нередко проблемой является определение нормы психического состояния человека. Поскольку христиане знают, что единственным нормальным Человеком был Спаситель, состояние же всех остальных живущих на земле людей так или иначе отличается от этой нормы. Далее отец Павел представил собравшимся в виде презентации таблицу различий здоровой религиозности и религиозности токсичной. Священник – не психолог и не психиатр, напомнил отец Павел, однако он способен поддержать нездорового человека. Внебогослужебная деятельность прихода под руководством пастыря может иметь высокий терапевтический потенциал. Благодаря деятельности и творчеству, в котором принимают участие члены церковной общины, повышается качество жизни человека с душевным расстройством. Церковь – целительница душ, и богословию, уверен отец Павел, еще предстоит осмыслить богатство терапевтических инструментов церковной традиции.

Сотрудницы группы по изучению особых форм психической патологии Научного центра психического здоровья кандидат медицинских наук Е.В. Гедевани и учащаяся аспирантуры Е.В. Смирнова представили совместный доклад «Психопатологические особенности религиозного бреда греховности у больных депрессией». Авторы отметили кардинальное отличие переживания покаяния у здоровых верующих и у страдающих психическим недугом, напомнив святоотеческое определение покаяния как «радостотворного плача о грехах» с твердым упованием на любовь и помощь всемилостивого Бога. Истинное покаяние предполагает изменение образа мыслей и поведения. При психическом заболевании чувство вины, наоборот, удаляет от Бога и лишает человека надежды. Религиозный бред греховности, называемый иначе «религиозной меланхолией», известен очень давно, и врачи знают, что опасность подобных состояний заключается в возможности причинения пациентом вреда собственному здоровью, а в самом тяжелом случае – суицидальных попыток. Особенности душепопечительской работы с такими больными заключаются в том, чтобы помогать им корректировать индивидуальную шкалу ценностей, не усугублять чувство вины, опираясь на правильные религиозные переживания, которые они отчасти сохраняют.


Б.А. Воскресенский, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии факультета лечебного дела РНИМУ им. Н.И. Пирогова, преподаватель Свято-Филаретовского института в докладе «“Патологическая мистика” как клиническая, психотерапевтическая и культурно-историческая проблема» дал анализ понятий «сознание», «самосознание», выделив «сознание рефлексивное» – критичное по отношению к себе и одновременно созидательное, примером которого может быть христианское сознание.   Психика человека способна к самопревосхождению (термин С.С. Хоружего). Подлинно глубокие духовные практики, а также высокое искусство способствуют ее созидательному развитию, психическое же расстройство ведет к разрушению всех психических процессов. Б.А. Воскресенский затронул также некоторые практические аспекты психотерапевтической работы с больными, одержимыми идеей воздействия на них мистических сил, отметив, что в данном случае крайне желательно сотрудничество священника и психиатра.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии Рязанского Государственного медицинского университета им. И.П. Павлова А.В. Меринов выступил с докладом «Клиническая суицидология и Русская Православная Церковь: точки наиболее эффективного взаимодействия». Констатировав, что Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству суицидов, а по подростковым – лидирующее, и отечественная суицидология пока имеет мало инструментов влияния на общество, докладчик отвел Церкви роль такого влиятельного института, который может оказать значительную помощь в решении проблемы. Однако возможности Русской Православной Церкви, по мнению профессора Меринова, здесь далеко не реализованы. У современных священослужителей не хватает навыков в распознании «сигналов» неблагополучия от прихожан, находящихся в группе риска. Необходимо повысить осведомленность священства по вопросам общей и частной психиатрии, в перспективе – создать «диагностический суицидологический минимум» и сформировать четкую логику реагирования в случае выявления суицидальных устремлений.


В докладе «Копинг-стратегии в пастырской помощи при утрате ближнего (по трудам митрополита Антония (Блума))», подготовленном иереем Иоанном Мельником, магистрантом Сретенской духовной академии в сотрудничестве с кандидатом медицинских наук, старшим научным сотрудником отдела юношеской психиатрии Центра психического здоровья Т.В. Владимировой, был проанализирован пастырский опыт выдающегося служителя Церкви ХХ столетия, проповедника, врача по образованию митрополита Сурожского Антония. Авторы на конкретных примерах подтвердили, что имеются несомненные параллели между копинг-стратегиями, применяемыми в работе современными психиатрами, и тем, как с помощью Божией действовал владыка Антоний, руководствуясь Евангелием, богословскими познаниями и чутким сердцем христианина.

На конференциях, обсуждающих вопросы пастырского окормления душевнобольных людей, стало традицией посвящать часть заседаний докладам о духовном опыте в различных религиозных традициях. На этот раз поделиться пастырским и врачебным опытом были приглашены специалисты из Италии, Испании, Нидерландов и других стран. В своих выступлениях, они, как и российские священники и врачи, говорили о необходимости взаимодействия врачей-психиатров с церковным сообществом и представителями традиционных религий для оказания помощи верующим пациентам.

В заключительном слове митрополит Воронежский и Лискинский Сергий поблагодарил участников конференции и особо отметил положительные изменения общего настроя в отношении к сотрудничеству служб психического здоровья и служителей Церкви. Это сотрудничество имеет благую цель помощи страждущим людям, которые заслуживают внимания, уважения и любви.   «Мне кажется, что такое служение Бог принимает и благословляет», – сказал владыка Сергий, добавив пожелание, чтобы проводимые конференции стали зародышами большой работы, чтобы их опыт распространялся путем семинаров и научных конференций в регионах. «Наша задача – добиться того, чтобы у психиатров и священнослужителей исчезли недоверие и опасения по отношению друг к другу», – подчеркнул Его Высокопреосвященство.

Владыка также обратил внимание участников, что конференция обозначила вопросы, требующие осмысления и дальнейшей разработки. В частности это касается определения «религиозность». Пока в данной сфере это понятие весьма расплывчато. Применение каждого термина требует дополнительных толкований. В случае с религиозностью – должно существовать правильное понимание – чтó имеется в виду, и не должно возникать обид при ошибочном истолковании термина, – сказал митрополит Сергий.


Материал подготовила Елена Володина

Источник фото:  Официальный сайт Отдела внешних церковных связей 

Московского Патриархата


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Старец Эмилиан о монашестве и монахах
Памяти протоиерея Глеба Каледы
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Старец Эмилиан о монашестве и монахах
Памяти протоиерея Глеба Каледы
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Петропавловский мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы