Наследники героев Великой Отечественной войны сражаются за Россию

Эстафета поколений

Совсем немного времени осталось до той даты, которая в современных календарях отмечена как День памяти и скорби. 22 июня в 1941 году фашистская Германия напала на Советский Союз. В тот суровый грозный час представители всех народов нашей огромной страны встали на ее защиту. И сегодня в рядах участников СВО представлены более 100 народов России. Наследники героев Великой Отечественной войны, они, по словам Президента Российской Федерации Владимира Путина, сражаются за Отечество, правду и справедливость. Недавно на портале «Монастырский вестник» были размещены интервью с теми из братии двух ставропигиальных монастырей – Спасо-Преображенского Соловецкого и Введенского Оптина пустынь, которые ездят в зону боевых действий, бывают в госпиталях, окормляют наших воинов («Самое главное – это молиться. И в тылу, и на фронте, и в госпитале», «Стараемся приобщить к благодати наших воинов»). За рамками публикаций остались важные темы и факты, на наш взгляд, тоже заслуживающие внимания.

Эти беседы проходили в разных местах, с неким разрывом во времени, но мы решили объединить их в одно интервью. Размышляя над происходящим, соловецкие и оптинские батюшки как бы дополняют суждения и впечатления друг друга. В итоге получилась некая такая перекличка. (Имена братии изменены).

«Мы русские!» Плечом к плечу

Обращает на себя внимание один интересный факт. Принимающие участие в специальной военной операции на Украине буряты, якуты, тувинцы, чуваши, татары, дагестанцы, абхазы, адыги (список национальностей бесконечно длинный), часто говорят: «Мы русские!» Что для них входит в это понятие?

Алиев Тимур Тофиг оглы награжден орденом Мужества. Посмертно...

Отец Михаил (Оптина пустынь): Для них важна общность исторического пути, определившего неразрывную связь с судьбой России. У представителей разных народностей есть четкое понимание, что нас сейчас изо всех сил пытаются разделить по национальному признаку, вбить между нами клин, но, чтобы защитить свои традиционные духовно-нравственные ценности, мы должны быть едины. Среди этих ценностей, конечно, особое место занимает крепкая семья: мама, папа (без всяких там извращений типа «родитель номер один», «родитель номер два»), дети.

Батюшки, наверняка у вас в зоне СВО были встречи с представителями разных конфессий. Что из тех встреч вам особенно запомнилось?

Отец Анатолий (Оптина пустынь): Искреннее уважительное отношение к представителям традиционных религий в стране, в чем мы многократно убеждались. Приведу простой пример из личного опыта: как-то мне довелось жить в избушке, где утром встаешь – уже армянин молится, затем вслед за ним мусульманин совершает намаз, потом ты там молишься. И все мы друг к другу относились с пониманием.

Отец Михаил (Оптина пустынь): А вот эпизод немного даже комичный. Это было под селом Никольское, что на Угледарском направлении. Мы пришли к ребятам на пункт их дислокации – в тот теплый день бойцы сидели и грелись на солнышке. Хотели мы крещеных бойцов поисповедовать и причастить, но они как-то вяло отреагировали. Тогда спросили у них: «Окропить всё святой водой? – «Да, окропите». Мы окропили, затем спустились в подвал, служивший им укрытием во время бомбежек, и его окропили. В подвале находился мусульманин. Как мы узнали, родом он из Дагестана, где столько этносов живет: аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы, и так далее! В общем Дагестан – многонациональный регион, где люди отлично друг с другом уживаются. Выяснилось, что в мирной жизни этот человек был учителем истории. Невольно разговорились с ним, и он сообщил, что именно по тому времени, когда Украину начали «лепить», он дипломную работу писал и много чего знает. Потом мы вместе поднялись из подвала. И вот, представьте, мусульманин (он был постарше, чем другие) говорит ребятам: «Что вы тут расселись? К вам ваши священники пришли, так что давайте исповедуйтесь и причащайтесь!» Комично, с одной стороны: мусульманин вдохновляет православных причащаться, но, с другой стороны, это ведь яркое свидетельство того, насколько велико уважение у представителя другой конфессии к Православию!

Неисчерпаема тема, относящаяся к чудесам на фронте. И во время Великой Отечественной войны их столько было, и сегодня Спаситель и Пресвятая Богородица являют нашим воинам Свою милость и заступничество!

Отец Анатолий (Оптина пустынь): Порой неожиданные повороты случаются! Вспоминается случай, свидетелем которого я стал. Зэков, участников СВО, бросили в атаку, во время которой двое из них погибли, три человека получили ранения, а один, армянин по национальности, вернулся без единой царапины. Только был весь в грязи, насквозь промокший (как раз сильный дождь шел). Он сразу направился в тот уголок, где бойцы перед иконами молятся – упал на колени и стал молиться. Чуть позже он рассказал: видел, чувствовал, что что-то смертоносное пролетело у него прямо возле уха, но его не задело. Снайперы редко промахиваются, а тут промахнулись... Этот человек захотел перейти в Православие, мы его присоединили, причастили, и всё слава Богу.

Отец Нектарий (Соловецкая обитель): Мне про своего рода уникальный случай рассказал один уважаемый архимандрит, так что передаю с его слов. Как-то чеченцы, что плечом к плечу сражаются сейчас со всем нашим народом за единство России, зашли в село, которое взяли, а там внутри домов всё перевернуто, разбросано. И вот чеченец увидел бумажную иконку Божией Матери на полу, в грязи – он поднял ее, протер, положил во внутренний карман. А уже в другом селе их группа попала в засаду, у этого чеченца весь бронежилет был посечен осколками, но сам он остался живой. И иконочка Божией Матери, лежавшая у него во внутреннем кармане, оказалась целой и невредимой. Когда боец вернулся домой, в свой родной аул, он сказал имаму: «Вот мое спасение!» – и показал иконку с образом Пресвятой Богородицы. «Я буду ходить в мечеть, но и в христианский храм тоже буду ходить», – сказал боец-мусульманин своему имаму.

Ремарка. Действительно, столько удивительных историй случается в наши дни! При этом следует знать, что сегодня на том кровавом фронте духовный фронт помогают укреплять имамы, приезжающие к мусульманам, и ламы, посещающие буддистов. А православных бойцов окормляют священнослужители Русской Православной Церкви. И вот свежая, майская новость: в Авдеевке во время раздачи гуманитарной помощи к священникам обратился командир одного боевого подразделения. Он, мусульманин, попросил крестить рядового Александра, который давно хотел принять Православие, но в мирной жизни откладывал этот важный шаг «на потом».

Когда духовный уровень сильно «проседает»...

Можно много и долго говорить об экономических интересах разных стран, о территориальных интересах и чьих-то непомерных политических амбициях, подталкивающих к войнам, но ведь не это является основной причиной войн на земле?

Отец Павел. (Соловецкая обитель): Нет, не это. Отдельные люди и целые общества, у которых духовный уровень высокий, все проблемы стараются решать мирным путем. Возникает с кем-то какое-то непонимание, расхождение позиций – начинается разумный диалог: вы в чем-то, пожалуйста, потерпите, мы тоже потерпим, в чем-то вам уступим (конечно, не в главном), но давайте обойдемся без войны! Когда духовный уровень сильно «проседает» – в какой-то отдельно взятой стране или во всем мире – тут уже, грубо говоря, без мордобоя, то есть без войны не могут. Но Бог не оставляет людей, и в страданиях войны происходят глубокие процессы, которые снова обращают человечество или значительную его часть к духовному, снова возводят на более высокий духовный уровень. Так наши деды и прадеды, одержав Победу над врагом в Великую Отечественную войну, подарили последующим поколениям более семи десятков лет мирной жизни. Но, как мы видим, духовный уровень снова очень сильно опустился – и снова гремит оружие. И снова русские воины в ожесточенных боях проливают кровь. А Бог так устраивает, что они получают венцы. Кому-то Господь открывает возможность для исправления в чем-то, кому-то – для увеличения святости. Когда мы выезжаем в зону СВО, бываем там в госпиталях, и я вижу в палатах простых солдат (очень скромные ребята), у меня часто в голове возникает собирательный образ русского солдата Алеши. В такие минуты приходит мысль: опять Алеша разгребает то, что накопилось в мире дрянного, грязного, неприемлемого!

Вам, отец Павел, собирательный образ русского солдата Алеши приходит на память при посещении госпиталей, у других же рождается ассоциация с легендарным памятником «Алеша» в болгарском городе Пловдив. Который, к слову, местные политики с обнулившейся исторической памятью пытались снести «как наследие коммунистов», однако горожане не дали. Но какое потрясение вызывает у нас «обнулившаяся» историческая память значительной части украинского народа! И нацизм поднял там голову.

Как могло произойти подобное – это мы в предыдущем интервью рассматривали под тем углом зрения, что обмануть человека и целое общество несложно, если в ход пустить разные инструменты формирования общественного мнения – очень сильные, действенные. Взять, к примеру, стремительно вошедший в нашу жизнь Интернет...

На бескрайних просторах которого украинский Центр информационно-психологических операций (ЦИПсО) развернул мощную информационную войну, и множество людей на Украине просто выпало из реальности, поверив во всю ту ложь, немыслимую клевету, которые ЦИПсО в них как яд впрыскивает.

Да. Большое число людей там можно отнести к категории обманутых. Конечно, есть те, кто глубоко ненавидит Россию. Это (повторюсь) какая-то лютая ненависть, проистекающая именно из национализма. Она близка, на мой взгляд, к сатанинской, когда человек становится яростным противником Бога и людей. Но очень много на Украине обманутых... Я так понимаю: у украинского мужчины, которого мобилизуют, посылают на фронт, в принципе очень мало способов докопаться до истины и решить, на чьей стороне правда. Представляете, сколько надо по-настоящему честной, объективной информации получить для того, чтобы прозреть? Но я верю, что потом, когда правдивая информация дойдет до него и станет ясно, кто реально виноват в гибели тысяч и тысяч украинцев, то будет уже по-другому. Это я видел в Германии в конце 90-х годов прошлого века. Представители поколения, воевавшего против нас в 1941-1945 годах, прошедшего наши лагеря для военнопленных, относились к нам лучше, чем другие немцы. Потому что они видели наше отношение – они поняли, кто был виноват в той войне и огромных людских потерях... Будем верить, что и происходящее сейчас обратимо. Как мы обратились к вере после 80-летнего тотального обмана о том, что Бога нет, так и примирение украинского и русского народа произойдет. У Бога всё возможно.

Выйти другими людьми

В том, что у Бога всё возможно, мы постоянно убеждаемся на примерах из собственной жизни и жизни всего Отечества. Казалось бы, после двух чеченских войн, происходивших на нашей памяти, Россия и Чечня никогда не восстановят не то что добрые, а вообще какие-либо приемлемые отношения. Но вот реалии сегодняшнего дня: более 43 тысяч чеченских бойцов участвуют в СВО. Что касается Республики в целом, то она, словно птица Феникс, восстала из пепла, встала на мирные рельсы, и Президент Чечни Рамзан Кадыров за свою борьбу с терроризмом и восстановление региона был удостоен звания «Герой России»...

Отец Гавриил (Соловецкая обитель): А тут одна вера, одна Церковь. Приведу маленький штрих, показывающий отношение наших воинов к украинским. Ребята в госпиталях меня спрашивали: вдруг я стану стрелять и попаду в человека верующего, православного? Я отвечал им: «Ты так и молись: ​"Господи, вразуми, управь мою руку, чтобы не застрелить православного. Пуля-дура пускай найдет действительно настоящего врага, который хочет нам вредить​"». Я даже читал, что, когда одного старца спросили: «Воевал?» – «Воевал», – ответил он. – «Убивал?» – «Из окопа очень редко видишь врага – стреляешь и молишься, чтобы ни одного хорошего человека не убил. Стреляешь и надеешься на Бога», – последовал ответ старца.

Отец Анатолий (Оптина пустынь): Вот еще случай: наш боец, который сидел в окопе, увидел, что противник откуда-то выбрался и, видать, пошел по нужде. Он его уже на мушку взял, осталось только курок нажать, но ВСУшник в то мгновение перекрестился. «Я не стал стрелять», – сказал наш боец. Позже мы рассуждали: человек, может, никогда и не узнает, что, если бы он тогда не перекрестился, его бы уже в живых не было бы. Господь его помиловал. Наши бойцы не воспринимают украинских солдат как врагов. Как заблудших братьев – да. Переживают, говорят: «Если на прицеле какой-то Джон или Смит, это одно, а если там Ваня, Петя, Боря – тяжело».

Пусть пока не массово украинские военные сдаются в плен, но сдаются. И, кажется, начинают прозревать – и понимать, что стали расходным материалом для бандеровского режима Киева. Видят они и отношение наших солдат к ним – без ненависти, больше сострадательное. Человеческое, можно сказать, отношение, когда, например, два бойца СВО вели пленного, у них была одна бутылка воды, они сами попили и пленному дали попить...

Таких примеров (делиться по-братски) – не счесть. К тому же пленным нередко предоставляется возможность позвонить домой. Командир одного из подразделений в Донецке рассказывал: прислали им с Дальнего Востока икру, пленного тоже деликатесом угостили. Он звонит маме, та спрашивает: «Как ты? Как у тебя дела?» Отвечает, что в плену. Добавляет, что сидит, икру ест. Мама не поверила, пока он не показал по смартфону, как русский командир ему икру накладывает! Для «той стороны» дико, что никто их в плену не бьет, не измывается над ними. Американцы – «молодцы»! Два братских народа столкнули, чтобы те стали друг друга убивать, уничтожать, ослаблять, а они при этом радуются: славяне решают их задачи! Господь это попустил – это явно попущение Божие для нашего вразумления. И если мы поймем, что раз Господь попустил нам через такое страшное бедствие пройти, то выйти из него мы должны другими людьми. Более человечными и в большей степени богоискателями, крепко верующими.

***

Советник главы Донецкой Народной Республики Игорь Кимаковский, человек с тремя высшими образованиями, ушедший в 2014 году воевать за Донбасс и в какой-то момент попавший в плен (просидел в украинских застенках более четырех лет – такая вот биография!), обращает внимание на следующий момент: сейчас «на линии фронта уже присутствует много не ярых националистов, а тех, кого принудили воевать против России». Он призывает их переходить на нашу сторону и вместе восстанавливать города. Кстати, относительно украинских беженцев озвучены любопытные цифры. Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в ту самую Чехию, что столь активно поставляет Украине танки, снаряды и прочее, прочее, подались 480 тысяч человек. В Россию, которая демонизируется правительством США и так называемым коллективным Западом (и должна, по их замыслу, стать для каждого украинца врагом номер один, страной-агрессором) – около 3 миллионов людей. Или же, согласно сведениям нашего МИДа, около 4 миллионов. Есть среди них люди с Донбасса, из Луганска, но немало и жителей из разных регионов Украины, попавшей сейчас, по мнению адекватных украинских политологов, во второй период крепостничества.

Что касается сегодняшнего дня России, истинные ее патриоты говорят, что фронт СВО, пока он действует, порождает второй фронт внутри нашей страны – фронт самоочищения. В ходе беседы иеромонах Михаил из Оптиной пустыни вспомнил слова старцев о том, что во время шторма море выбрасывает весь мусор, который скопился на дне во время штиля, и таким образом очищается. И у нас в обществе пусть медленно и тяжело, порой чрезвычайно болезненно, но всё же происходит процесс очищения. Мы видим, как ярко, масштабно проявляются истинные качества русского народа – человечность и жертвенность. Так было в Великую Отечественную войну – так и в наше время, когда началась решающая битва за Россию, эти качества расцветают.

Примеры каждый день множатся. Трогательные, волнующие, пронзительные. Хочу обратиться к одному из них, запавшему в сердце наместника Староладожского Никольского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумена Филарета (Пряшникова). (К слову, давнего друга портала «Монастырский вестник»). Этот пример – из разряда пронзительных. Игумен Филарет дважды ездил на Донбасс с гуманитарной миссией: там он встречался с бойцами СВО, с жителями нового региона РФ и вел в соцсетях «Дневник ПЕРЕСВЕТА», вкратце описывая свои встречи и впечатления. В недавнюю свою поездку, совершенную в дни Великого поста, батюшка побывал в шахтерском интернате, где живет более 140 детей-инвалидов. Что его особенно поразило? Что даже в самое сложное время – под обстрелами, не получая при этом зарплату – в интернате работали женщины, которые не бросили своих подопечных. Нельзя не согласиться с утверждением игумена Филарета, что такими людьми куется наша победа. И такими, добавим, как 82-летняя бабушка из Ульяновска, 89-летняя – из Улан-Удэ, 92-летняя из Астрахани, передавшие свои накопления (несколько сотен тысяч рублей) на нужды СВО. Сколько сегодня удивительных фактов, событий, свидетельствующих о полном самоотвержении людей, их душевном отклике и душевной щедрости, образно говоря, золотыми буквами записываются в летопись эпохи, в которую мы живем!

А в заключение следует вспомнить, что в предыдущих двух интервью братия Соловецкой обители и Оптиной пустыни, по послушанию окормляющие участников спецоперации, акцент делали на следующем: чтобы прийти к победе, всему нашему народу надо сплотиться. Верующим – усилить молитву. Молиться и в тылу, и на фронте, и в госпиталях. Молиться в том ключе, в каком рассматривал молитву святитель Игнатий (Брянчанинов): «Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству».

И несколько слов по поводу снимков в галерее. На них представлены Соловки, Оптина пустынь. Также читатель сможет увидеть «кусочки жизни» из зоны специальной военной операции, заснятые фотокорреспондентом и обозревателем ИА «Аналитическая служба Донбасса» Денисом Григорюком.

Подготовили Екатерина Орлова и Нина Ставицкая
Снимки взяты из групп ВКонтакте – «Соловки: новости, фотографии, общение»,
«Оптина пустынь», «Памяти павших в СВО."Новороссия – земля героев"» и Дениса Григорюка

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь