Нет более высокого служения на земле, чем священство

Епископ Волгодонский и Сальский Антоний

Эта простая мысль Вселенского учителя Церкви Иоанна Златоуста была воспринята будущим архиереем из удивительного и глубокого сочинения святителя «Шесть слов о священстве». Прочитал его владыка Антоний перед рукоположением во иеромонаха в Астраханском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре, помнил все эти годы и привел в своем ставленническом слове при наречении его во епископа Ахтубинского и Енотаевского. Состоялось это событие 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. (Хиротонисан был 7 мая за Божественной литургией в московском Новодевичьем монастыре). А сегодня, по признанию владыки, его восприятие Божественной литургии за минувшие десять лет епископства сильно изменилось: Литургия стала просто его дыханием! Он совершает службы и в кафедральном соборе Волгодонска, и в хуторских, сельских, поселковых храмах. Также можно видеть владыку в социальных учреждениях (например, в детском приюте, пансионате для престарелых и инвалидов, отделении паллиативной помощи и т. д). В новой епархии, куда решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был назначен в сентябре 2021 года, епископ Антоний посетил Ростовскую АЭС, побывал в бомбардировочном авиационном полку. Список его архипастырских визитов большой... В начале нынешнего года, накануне дня своего тезоименитства, владыка Антоний немного рассказал порталу «Монастырский вестник» о своем пути к монашеству. Сейчас мы продолжили нашу беседу.

«Сынок, помоги мне!» – эти слова владыки Ионы навсегда остались в сердце

Владыка, возвращаясь к предыдущему интервью, хочу уточнить один момент: настоятель монастыря в Астрахани игумен Петр (Барбашов) сразу «признал» в Вас будущего монаха или всё же высказывал какие-то сомнения?

Как я уже рассказывал, решение пойти по монашескому пути созрело у меня во время учебы в Волгоградском духовном училище, находившемся в стенах Свято-Духового монастыря. Учеба там длилась год. Несколько раз я приезжал домой в Астрахань и делился с игуменом Петром своими намерениями. Это были и личные беседы, были и исповеди. Тема принятия монашества постоянно в них присутствовала. Думаю, что подобная настойчивость и такое постоянство показали, насколько серьезен мой настрой. У меня лично никаких сомнений в течение того года не возникало, хотя Господь посылал разные обстоятельства, разные встречи – даже кое-кто из церковных людей пытался отговорить от этого шага. Помню один тяжелый для меня разговор о том, что современная монастырская жизнь далека от книжных идеалов и прочее, прочее. Я слушал и думал, что в конечном итоге иду-то я не за человеком, а за Христом и ради Христа. Чувствовал, что ...ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39).

Прошло время. Вы стали монахом, а вскоре иеромонахом. Монастырская жизнь кипела. Судя по отзывам тепло вспоминающих Вас прихожан, с большим энтузиазмом Вы несли послушание директора Центра дополнительного образования «Боголепъ». Кроме того, заведовали епархиально-миссионерскими курсами и преподавали на них. И вот правящий архиерей, приснопамятный владыка Иона (Карпухин) приглашает Вас на разговор о епископстве. Неожиданно было?

Изначально звучали какие-то намеки, и когда позвонил секретарь епархии, пригласил к владыке на прием, я уже понимал, о чем пойдет речь. Сразу же позвонил нашему монастырскому духовнику отцу Нилу, а от него услышал: «Отказываться нельзя». С этим и поехал. Владыка Иона говорил совсем немного, но одна его фраза – «Сынок, помоги мне!» – навсегда осталась в моем сердце. Вышел от него со слезами на глазах – от осознания своей неготовности и недостоинства, но потом решил всё возложить на волю Господню, и на сердце пришла тишина. Мысли были такие: сам я епископства не искал, и коль так, то Господь даст сил и разума осуществить это призвание Церкви.

Почему владыка попросил Вас, довольно молодого иеромонаха, о помощи?

Владыка (тогда – архиепископ, а впоследствии митрополит) был уже в преклонных летах, у него имелись определенные физические немощи. Конечно, ему требовалась помощь в управлении епархиальной жизнью. Человек крайне ответственный, он понимал, насколько это необходимо – проявлять архипастырское внимание к важным северным территориям, но физически добраться туда уже не мог. Начался процесс создания Астраханской митрополии и разделения ее на Астраханскую и Ахтубинскую епархии, и владыка знал, что может на меня положиться в управлении дальними приходами. До этого я периодически принимал участие в различных общественных мероприятиях, появлялись неплохие проекты, кое-что нам удавалось сделать. Например, вывести на новый уровень Рождественские образовательные чтения в Астрахани. Делегируя мне какие-то представительские функции Церкви, владыка оказывал этим большое доверие. В отношении Ахтубинской епархии могу сказать следующее: это две трети территории Астраханской области, и ее протяженность составляет более 300 километров с севера на юг. Но самое сложное – разделение земель на две части Волго-Ахтубинской поймой. Это примерно 20 километров рек, речушек, и большую часть года ты не можешь проехать с одного берега на другой. На обозначенной территории проживает порядка 280 тысяч человек. Есть районы, в которых плотность населения почти как в Сибири: пять человек на квадратный километр. Есть – с большей плотностью населения. Очень много земледельцев в тех краях, то есть много сельских приходов. А два северных города – Ахтубинск и Знаменск – больше наполнены военнослужащими. Такая картина... Вот и прозвучали из уст владыки слова, вызвавшие у меня слезы.


«Не подведи меня!» – по-отечески сказал Патриарх Кирилл

И следующий этап – Ваша встреча с Его Святейшеством?

Мою кандидатуру в Патриархии изначально отвергли (слишком молодой!), я успокоился, но потом всё опять вернулось ко мне. А встреча со Святейшим Патриархом, думаю, была одной из самых важных встреч в моей жизни. Москва, Патриаршая резиденция в Чистом переулке... Некоторое время я провел в ожидании, владыка Варсонофий (Судаков), на тот момент управляющий делами Московской Патриархии, сказал: «Сиди и думай, как будешь обустраивать епархиальную жизнь». По совету владыки, я стал размышлять над этим, затем в какой-то момент остановил сам себя. Подумал: это всё мечты, реальность будет прозаичнее. Когда меня пригласили к Святейшему, ощутил трепет, но Святейший по-доброму улыбнулся, и мы начали нашу беседу. Патриарх не столько спрашивал, сколько говорил сам, и я поразился его совершенно ясному и четкому пониманию того, что происходит с церковной жизнью в глубинке, в сельской местности. Никаких иллюзий, никаких отвлеченных фантазий – только правда жизни и совершенно искренняя забота о чадах Церкви. Всё, что Его Святейшество говорил, резонировало в моей душе. А когда он сказал, что для того, чтобы достичь цели, нужно обязательно мечтать, я понял: Господь открыл ему и мои переживания... Еще я поделился своим страхом, что боюсь прийти в уныние, встретившись, по всей вероятности, с непростой реальностью. Святейший ответил, что унывать не надо – надо служить как можно чаще, особенно там, где никогда не служил епископ, и это уже будет очень значимым и важным моментом. В конце беседы, уточнив, сколько мне лет, произнес: «Тридцать три года – ну, самое время!»


Март и май 2013 года стали неким водоразделом в Вашей жизни. Чин наречения, хиротония во епископа... Верилось, что это с Вами происходит?

Не помню всю палитру своих переживаний, но если до наречения мне казалось, что всё это не со мной происходит, то после сомнений не осталось. Чин наречения стал волнующим еще по причине особых приготовлений: совсем недавно меня возвели в сан архимандрита, и нужно было надевать особую архимандритскую длинную мантию. Честно говоря, боялся запутаться в ней. Также волновался, читая перед Патриархом и собором архиереев «Слово на наречение». А в день хиротонии, 7 мая, было ощущение чего-то величественного, неизбежного и чрезвычайно важного. В момент возложения на мою голову Евангелия и рук Святейшего Патриарха я молился об одном: чтобы Господь дал мне силы осуществить служение достойно и на пользу Церкви. Потом прозвучало слово наставления от Патриарха при вручении жезла. Я услышал простые проникновенные слова о необходимости возделывать духовную «пустыню» и о том, что не следует учить других тому, чего на деле не исполняешь сам. Уже после трапезы Святейший по-отечески сказал: «Не подведи меня!»


В Ахтубинской епархии мы с духовенством старались особое внимание уделять молодежи – проводили молодежные слеты, собирая ребят разного возраста, беседуя с ними о вере, о Церкви. Однажды в рамках регионального проекта нам даже удалось провести масштабный слет – 400 молодых людей приехали из разных городов в Ахтубинск. Получилось живое, интересное и полезное мероприятие. В ряду приоритетных направлений моей архиерейской деятельности в тот период можно назвать и работу с вооруженными силами, поскольку треть территории епархии занимают военные полигоны. Это знаменитый полигон Капустин Яр (где с 1946 года испытывается самое передовое вооружение Российской армии), полигон Ашулук, а в Ахтубинске находится Государственный летно-испытательный центр имени В.П. Чкалова – ГЛИЦ, давший после испытаний «путевки в небо» многим типам самолетов и вертолетов. Практически с первых дней своего служения я постарался познакомиться и затем плотно общался с личным составом, с командирами подразделений. Общаться было интересно, радостно, потому что эти удивительные люди полностью отдавали себя служению Родине. Казалось, будто они со страниц книг о непобедимом русском воинстве сошли. И в то же время общаться с ними было непросто, поскольку определенный отпечаток на них наложила атеистическая пропаганда, которая велась в военных учебных заведениях, особенно в советское время. Нужно это было преодолевать, и потихоньку такой процесс пошел – и при личном общении, и на занятиях с военнослужащими. По понедельникам в подразделениях выделялось время для так называемой общественно-государственной подготовки, и мы со священниками его периодически занимали, проводя беседы на религиозные темы.


Вы сказали, что процесс пошел. А какие-то значимые результаты Вы увидели, прощаясь с этой епархией и направляясь в епархию куда более крупную?

На полигоне Капустин Яр нам удалось создать Духовно-патриотический центр, а в помещении бывшего военного клуба мы освятили храм Спаса Нерукотворного. В храме есть крестильня, и два раза в год большими «партиями» там совершается крещение. Регулярно проходят Литургии, в которых участвуют военнослужащие и члены их семей. Исповедуются, причащаются. И почти чудом я считаю то, что в ГЛИЦе, как раз к его 100-летию, был построен новый храм – в честь святого великомученика Георгия Победоносца. А начинали мы с часовни Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, возведя ее у мемориального комплекса «Крыло Икара». И в ней совершается поминовение погибших летчиков-испытателей (их порядка 60 человек). За восемь лет моего архиерейского служения отношение довольно большого числа людей к Церкви изменилось. Их сердца стали мягче, и прежде безрелигиозные военнослужащие начали задумываться о Боге, о вере. Не знаю, как в дальнейшем скажутся на их жизни те благотворные перемены, но то, что наше присутствие там необходимо, это однозначно.


И в новой епархии, входящей в состав Донской митрополии, куда меня перевели, исходя, вероятно, из церковной целесообразности, я тоже стараюсь не подводить Святейшего Патриарха. Здесь на обширной территории живет более миллиона человек. Езжу, служу, знакомлюсь, поддерживаю отношения с самыми разными людьми, чтобы держать руку на пульсе не только церковной, но и общественной жизни. В городе Волгодонске есть такие градообразующие предприятия, как Ростовская атомная станция и завод «Атоммаш», производящий оборудование для ядерных реакторов. Мне необходимо было познакомиться с их руководителями, членами коллективов, что я и сделал. Также я регулярно встречаюсь с представителями ну просто огромных фермерских хозяйств (таких в Ахтубинской епархии не видел)! Это целые предприятия, причем высокотехнологичные. И, что особенно радует, с высокой степенью социальной ответственности. Многие руководители в свое время были инициаторами возведения на этой земле храмов, построили их... Двадцать четыре района в епархии, но нельзя сказать, что они друг на друга похожи. Каждый чем-то да отличается! Я поставил перед собой задачу понять их особенности – и в первую очередь понять, чем живут люди.

Как в центре шумной Москвы можно потерять связь с реальностью

Владыка, в этом году в день своего тезоименитства 30 января по благословению Святейшего Патриарха Вы совершили Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре в Москве. Бывали ли в нем прежде? И что в этой древней обители, любимой многими москвичами, многими россиянами, впечатлило, легло на сердце?

В Зачатьевском монастыре я и раньше бывал, и мне доводилось в нем служить. Так получается, что приезжая в Москву на общецерковные мероприятия, на Международные Рождественские образовательные чтения, по их окончании приходится на какое-то время задерживаться здесь по церковным делам. В это время я служу там, куда меня благословляют. Уже не помню, когда мы познакомились с игуменией Иулианией, настоятельницей Зачатьевской обители, но помню, что матушка меня поразила своим духом, цельностью характера. Впечатлил также масштаб трудов матушки и сестер, осуществленных ими с Божией помощью в деле возрождения обители. Я бы даже сказал так: меня это потрясло! Помню, матушка Иулиания провела экскурсию по монастырю, и у нас состоялась интересная беседа. То общение сильно меня воодушевило, и я с радостью продолжаю его. На экскурсии я впервые тогда увидел нижний подземный придел Соборного храма, освященный в честь Всех преподобных отцев и матерей, в подвиге поста и молитвы просиявших. А теперь в сослужении клириков обители совершил в нем Божественную литургию в день памяти моего Небесного покровителя. Ощущение было необыкновенным: за оградой монастыря шумит огромный мегаполис, но ты полностью теряешь связь с той реальностью – ты молишься Богу и весь погружен в молитвенное состояние, чему помогают тишина и святыни. В этом приделе находится костница, где хранятся останки насельниц обители, обретенные при археологических раскопках. Сначала их хоронили на монастырском кладбище и на подворье, затем сделали здесь костницу, как на Афоне и Синае. Под полом устроен склеп – там лежат кости, а черепа расположены на полках. По моему убеждению, то состояние, когда ты забываешь о внешнем мире с его повседневными заботами, свидетельствует: человек, если у него есть желание, может и в огромном городе уйти в клеть своего сердца и быть с Богом.


Так что хороший подарок-благословение Святейшего Патриарха Кирилла Вы получили на день тезоименитства...

Замечательный подарок! В своей епархии у меня не всегда бывает возможность в день памяти начальника отшельнической монашеской жизни преподобного Антония Великого служить среди монашествующих, а тут она представилась, за что я бесконечно благодарен и Святейшему Патриарху, и матушке Иулиании. Также до глубины души тронуло и то, что после богослужения матушка преподнесла мне подарок, привезенный ею из монастыря преподобного Антония Великого в Египте, где она сподобилась побывать в составе делегации монашествующих в октябре прошлого года... Я знаю, как матушка переживает о том, чтобы наше монашеское служение было выстроено на основополагающих древних монашеских принципах и как много делает для этого на посту заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. А обитель, которую она возглавляет с первых дней ее возрождения, видится мне духовным маяком, привлекающим великое множество людей. Многие здесь напитываются духом, который помогает им, укрепляясь в вере, противостоять всем невзгодам и вызовам времени.

***


Еще два штриха к портрету архиерея. Епископ Антоний не только выступил экспертом в дискуссии «Педагогическое сопровождение взрослых в приходской общине», проходившей в рамках Международных Рождественских образовательных чтений 2023 года. Он не только принял участие в Рождественских парламентских чтениях в Государственной Думе. Владыка не только совершил богослужение в Зачатьевском монастыре Москвы в день своего тезоименитства. Организовав для педагогов Волгодонской епархии (начиная с преподавателей вузов и заканчивая педагогами детского сада) поездку на форум в столицу, епископ Антоний при своем напряженном графике мероприятий и встреч не забыл о своих подопечных и сумел договориться о посещении ими нескольких столичных храмов и монастырей, где гостей приняли тепло и сердечно (так, например, они побывали в Покровской ставропигиальной женской обители и в Марфо-Мариинской обители милосердия). И вот что к теплым отзывам других членов делегации добавила одна из участниц Чтений по возвращении домой: «Ваша скромность, внимание, забота, владыка, подают нам пример истинного отношения к людям».

А второй штрих такой. В связи с десятилетием архиерейского служения владыки сотрудники епархиального информационного отдела и помощники по информационной работе в двенадцати благочиниях Волгодонской епархии попросили его дать интервью в формате онлайн-конференции. Было много хороших вопросов и хороших ответов. На вопрос, каким епископу Антонию видится епархия через пять лет, он обрисовал ее образ и в конце сказал: «Что касается внутренних отношений, то мне хотелось бы, чтобы отношения были проще, роднее, чтобы мы со священнослужителями друг друга лучше понимали, чтобы с мирянами у нас был диалог. Я, кстати, верю, что это всё осуществимо».


Беседовала Нина Ставицкая
Снимки предоставлены официальным сайтом Волгодонской епархии,
а также взяты из открытого доступа

Материалы по теме

Публикации

Архимандрит Василий (Паскье), епископ Волгодонский и Сальский Антоний
Архимандрит Василий (Паскье), епископ Волгодонский и Сальский Антоний

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери