О том, как монастырь может помочь воспитать в детях любовь к Родине, рассказала «Монастырскому вестнику» игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского женского монастыря в Кашире. Традиция церковно-приходской школы при обители была заложена здесь еще в дореволюционный период. Сегодняшние насельницы восприняли ее и стремятся не только привить детям основы православной веры и нравственности, но и рассказать об истории и культуре каширской земли, сформировать духовное отношение к Отечеству.
Матушка Магдалина, расскажите, почему в Вашем монастыре возобновляется традиция церковно-приходской школы, ведь многие считают воспитание подрастающего поколения несвойственной для монастыря деятельностью?
Дело в том, что в день открытия нашего монастыря и моего назначения, 21 июля 2019 года, владыка Ювеналий, тогда митрополит Крутицкий и Коломенский, в своем обращении сказал: «Сегодня открылся монастырь и его собор переполнен верующими, мы видим много детей. Вот первое поле твоей деятельности как настоятельницы!». Эти слова Владыки глубоко вошли в мое сердце, и я восприняла это как одно из направлений развития нашего монастыря. К тому же педагогическая деятельность мне близка. И в дальнейшем, изучая историю монастыря, была удивлена действию Промысла Божия, ведь при нашей обители с середины ХIХ века существовала церковно-приходская школа, и не одна.
С какими трудностями Вы встречаетесь, взаимодействуя с юным поколением? Над чем, по Вашему мнению, предстоит потрудиться Вашему монастырю и другим обителям, в которых ведется воспитательная и образовательная деятельность, действуют школы или училища?
Сейчас родители очень часто обращаются с вопросами и жалобами относительно подростков. Зачастую и сами взрослые не понимают, как устанавливать контакт с ними. Общаясь с родителями и детьми, я стала понимать, что нам трудно бывает понять подростка, потому что у него совсем другая ментальность. Время, когда мы могли повлиять на формирование его мировоззрения упущено. Передо мной и педагогами воскресной школы монастыря теперь стоит и такая задача: помочь родителям и детям найти взаимопонимание.
Применительно к монастырской жизни тоже нужно уметь разбираться в этом вопросе – ведь послушницы приходят разные, и с ними надо устанавливать контакт. Одно дело – человек, выросший в верующей многодетной семье с правильными, традиционными, устоями, и совсем иное – когда его вырастили эгоистом. Для жизни в монастыре это является большой трудностью. Некоторые к такой жизни могут быть просто психологически неприспособленны.
Родители порой жалуются на потребительское отношение детей к ним и жизни в целом. Действительно, жизнь сама сейчас построена так, что воспитывает это качество в подрастающем поколении, начиная с раннего детства. И винить в этом некого, просто таким становится мир вокруг… Поэтому хочется показать детям, пока они в малом возрасте, и иные стороны этого мира.
Можно ли сказать, что Ваш монастырь по примеру прошлых веков старается дать духовное воспитание подрастающему поколению?
Да. Когда меня назначили в Никитский монастырь, стала глубоко изучать его историю и была поражена тем, что намеченные мною направления деятельности монастыря, уже давно, оказывается, здесь были. Это и золотошвейная, и иконописная, и пошивочная мастерские, и изготовление восковых свечей, пасека, богадельня. Это и педагогическое направление. В начале ХХ века при нашем монастыре действовали две школы. Одна располагалась на территории обители, в ней безвозмездно обучались 120 учениц из разных сословий, другая – в Иоанно-Предтеческом скиту в д. Соколова Пустынь, где училось около 60 мальчиков и девочек из окрестных деревень. Кроме основных общеобразовательных предметов – чтения, письма, арифметики – преподавались церковно-славянский язык, музыкальная грамота, церковное пение, живопись, различные рукоделия – шитье, вышивание, плетение кружев и другие. Ученицы принимали участие в монастырских богослужениях и праздниках, помогали в монастырском саду, ухаживали за цветами.
Преподавание было поставлено на самом высоком уровне. Учительницами школы были насельницы монастыря дворянского происхождения, которые имели специальное высшее образование. Жители Каширы относились с большим уважением и высоко ценили возможность монастырского образования и воспитания. В архивных материалах сохранились сведения, что Каширские купцы «почитали за честь отдать свою дочь в монастырскую школу».
В начале ХХ века монастырская школа была известна уже далеко за пределами Каширы и находилась под Августейшим покровительством Великой княгини Елисаветы Федоровны. Ее супруг, Великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, посетил монастырскую школу в 1899 году и высоко оценил уровень образования и воспитания. Игумения Тихона (Ладыженская) преподнесла Великому князю скатерть, вышитую ученицами, в дар для его супруги Великой княгини Елизаветы Федоровны.
В настоящее время к нам приходят сестры, имеющие педагогическое или медицинское образование, как это и складывалось исторически в Никитской обители. В этом есть, мне кажется, особый Промысл Божий о нашем монастыре. Все устрояется не по собственному хотению, а именно по воле Божией.
Наш портал подчас читают и светские люди. Многие думают, что из монастырской школы обязательно все дети пойдут в монахи…
Это совершенно не так. Воскресная школа, существующая при монастыре в наше время, дает детям основы христианской нравственности и православной веры. Это базовые знания, необходимые каждому человеку, неважно, живет он в миру или монастыре. Даже в прошлые времена, если кто-то из выпускниц и оставался в обители, то исключительно по собственному желанию. Хотя сестер дворянского и купеческого происхождения в Никитском монастыре было немало. Наша обитель была широко известна не столько внешней красотой, дивными храмами, но больше глубокой внутренней духовной жизнью. Монастырь жил под окормлением знаменитых Оптинских старцев. Сохранилась часть переписки игумений и насельниц Никитского монастыря с Оптинскими старцами. Сейчас мы готовим их к публикации отдельным изданием.
Известная Каширская подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина) начинала свой монашеский путь в нашей обители. Она пришла в монастырь в 19 лет, подвизалась здесь до его закрытия. Затем она оказалась в Москве и там несла свой монашеский подвиг. Матушка Ольга была большой молитвенницей, думаю, сравнимой со всеми почитаемой блаженной Матроной Московской. Недавно мы выпустили книгу о матушке Ольге (Ложкиной).
За последние 30 лет в системе российского образования, к сожалению, очень мало внимания уделялось воспитательной работе. Как Вы думаете, матушка, может ли монастырь, хотя бы отчасти, взять на себя этот труд?
Педагогика меня всегда интересовала, но вплотную столкнулась с ней при создании Воскресной школы в нашем монастыре. О современном воспитании в школах пока много не могу сказать. По отзывам учителей и родителей, процесс обучения сейчас не таков, каким хотелось бы его видеть. Модель обучения прошлого века утрачена.
Мы поставили цель сделать нашу воскресную школу, насколько это возможно, качественной на всех уровнях, а самое главное – приятной, в первую очередь, для детей. Ведь дети – будущее нашей Родины и нашей Церкви. Всё, что в них сейчас вложено родителями и Церковью, будет отражаться на состоянии дел в Отечестве, поэтому у нас есть горячее стремление успеть вложить доброе и хорошее и при этом преподнести ребенку изучаемый материал в форме, способной его заинтересовать.
Многому меня научило общение с моими племянниками, растущими в многодетной семье. Когда наблюдаешь за семьей, где много детей, замечаешь, сколько здесь зависит от матери и от установленных в семье традиций и порядков. Если правильно выстроена иерархия и отец действительно глава семьи, то его авторитет удерживает детей от неправильных поступков. Если же господствует мама, то воспитание ребенка строить намного труднее.
В многодетной семье также очень важен момент самообучения, когда младшие дети обучаются на примере старших. И уважительное отношение к старшим закладывают родители.
А сами родители включаются в образовательный процесс воскресной школы?
Слава Богу, часть родителей активна. И плюс нашей воскресной школы в том, что родители тоже участвуют в организации церковных праздников и мероприятий. Если что-то необходимо к двунадесятому празднику, или если планируется приезд архиерея, – все бегут помогать. Интересы родителей и детей не заканчиваются только воскресной школой, напротив, все они включаются в жизнь прихода, отдают себя на пользу общего дела.
В монастыре в мае этого года прошло мероприятие, посвященное дню памяти святых жен-мироносиц. Расскажите, каков смысл этого праздника?
Праздник этот древний, он имеет глубокое основание, как нравственное, так и духовное, когда вспоминаются святые жены – мироносицы, жертвенно с любовью служившие Господу.
В 2019 году по инициативе благотворительного фонда «Исток», председателем которого является Екатерина Юрьевна Багдасарова, возродилась традиция празднования дня святых жен-мироносиц. Первый праздник был организован у стен Покровского женского монастыря в городе Хотьково. Площадки, на которых организуется праздничное мероприятие, каждый год меняются, и в этом году был выбран Никитский монастырь.
Наши прихожане и гости монастыря были под глубоким впечатлением от прошедшего торжества. А для детей этот праздник стал особо радостным! Наших прихожанок почтили как жен-мироносиц, – ведь каждая женщина несет свой личный подвиг, как и жены-мироносицы несли свое служение ради Христа. И это неподдельное внимание к служению и лучшим качествам женщин подарило особое праздничное настроение прихожанкам нашей обители.
Общая молитва на богослужении способствовала чувству единения, которое потом не покидало в продолжение всего дня.
К организации праздника привлекаются не только церковные структуры, но и городские, которые подготавливают различные мастер-классы, выступления песенных народных коллективов. Все это проходит у стен монастыря. Получается своего рода «День города и даже лучше», по выражению наших прихожан и гостей. Этот праздник позволил соприкоснуться с народным творчеством и рукоделием, а самое главное – с нашей культурой.
Я была приятно удивлена, узнав, что в Кашире существует такое обилие разнообразных творческих мастерских, которые могут обеспечить детский досуг. Есть и свой народный промысел –Каширская глиняная игрушка.
В рамках праздничной программы также был организован круглый стол, тема которого звучала как «Патриотизм и современное измерение»…
Да, по инициативе благотворительного фонда «Исток» в этот день
состоялся «Круглый стол», где представители духовенства, Управления образования, законодательной и исполнительной власти, общественные деятели обсудили роль воспитания детей в современном мире.
Патриотическое воспитание наших детей трудно переоценить. Именно через любовь к Родине, к Отечеству пролегает путь к Богу. Ибо нельзя любить Бога и не любить свой народ, свою страну.
Много интересного и полезного для нашей воскресной школы я почерпнула из докладов директоров и педагогов, имеющих большой опыт работ, выступавших в рамках круглого стола.
Вдохновившись идеями и направлениями прошедшего мероприятия, хочется, чтобы празднование дня святых жен-мироносиц на каширской земле было ежегодным, ведь знакомство с традициями Церкви и традициями народа обогащает людей.
А как Вы сами относитесь к патриотическому воспитанию детей? Не достаточно ли того, что им дает программа воскресной школы?
Нет, не достаточно. Ведь что такое патриотизм? Это основа, которая держится на знании своей культуры, своей религии. Основание патриотизма лежит глубоко в религии, в религиозных взглядах, в религиозном мировоззрении. Слово «патриотизм» имеет корень «патрос», «отец», то есть это уважение к отцам, некая ориентированность на отцов. В Церкви важным для нас является изучение наследия святых отцов, из трудов которых мы перенимаем опыт и знания и стараемся передавать их следующим поколениям. Подобно религии, и патриотизм зиждется на знании своих корней.
Хочется отметить один очень важный момент: почему верующий человек чувствует себя уверенно? Потому что он знает свою историю, свою культуру, ценит и бережет ее. Он знает, куда идет, знает конечную цель... Вот почему важно воспитывать детей в патриотическом духе, давать им знание своей истории и понимание традиций. У меня давно была задумка включить в программу нашей воскресной школы историю каширской земли. Любовь к Родине закладывается с детства, с изучения своих корней, истории своей страны. Нужно обучать детей не только Закону Божиему, истории Ветхого и Нового Завета, но и истории Отечества, истории своего края, своей малой родины, говорить о ее героях.
Тема героизма, наверное, будет особо актуальна для подростков. Почему важно знать о героях?
Потому что каждому человеку нужен идеал.
Монастырь успешно возобновляет традицию духовного просвещения. А какие важные качества в воспитании детей вашей школы уже можно отметить?
Расскажу, как проходит сам процесс обучения, – это важно для понимания нашего подхода к воспитанию. Дети каждое воскресенье причащаются. С самого начала, обговорив это с родителями, мы приняли решение, что ребятишки, придя в воскресную школу, сначала стоят на службе, причащаются, а потом идут на занятия. Старшая группа с самого начала находится на службе, с самыми маленькими (5–7 лет) до Евхаристического канона занимаются педагоги, потом приводят их в храм. После Причастия начинаются занятия до 14 часов с перерывом на обед.
Среди преподавателей есть насельницы монастыря?
Наши сестры принимают участие в образовательном процессе, преподают основы нравственности и церковное пение. Остальные предметы ведут профессиональные педагоги, – но они в настоящее время тоже учатся на богословских курсах. И то, что они готовы учиться новому, конечно, очень радует.
Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков, в материале также представлены снимки Никитского монастыря в Кашире