Он любил Бога и людей

Игумения София (Сухова)

«И так расположилось мое сердце к этой обители, что я ничего не жалел, готов был всё отдать Царице Небесной», – так писал Ефрем Никифорович Сивохин, статский советник, купец 1-й гильдии, почетный потомственный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общества, известный благотворитель. Речь идет о Казанском женском монастыре Вышнего Волочка, который вырос из общины сестер, возникшей в 1872 году, и во многом был устроен трудами и заботами Ефрема Никифоровича. В феврале 2025 года исполнится 200 лет со дня рождения Ефрема Сивохина, сыгравшего столь выдающуюся роль в создании Казанской обители на Тверской земле. Монастырь готовится принимать гостей и паломников. Торжественные мероприятия назначены на 17 февраля. Через века личность и деятельность Е.Н. Сивохина объединяет людей, заставляет задуматься о своей жизни, о земном и вечном. Об этом поистине выдающемся человеке мы говорим с игуменией Казанского женского монастыря города Вышнего Волочка Софией (Суховой).

Ефрем Никифорович Сивохин – это замечательная личность. Не только для нашей обители он значим и дорог, но и для всей российской истории. Во всяком случае, для истории российской благотворительности. Судьба его действительно удивительна. Он прошел путь от крепостного крестьянина до статского советника, имел общение и совместную деятельность с представителями правительства и высшей российской аристократией. Для для каждой насельницы нашего монастыря Ефрем Никифорович близок и дорог, как и его супруга Неонилла Афанасьевна. Они покоятся здесь, у нас в обители. Сами приготовили себе место упокоении в колокольне, которая тоже построена попечением и на средства Ефрема Никифоровича и Неониллы Афанасьевны.

Ефрем Никифорович был знаком с основательницей нашей обители игуменией Досифей (Салтыковой). Это знакомство произошло до того, как он стал активно участвовать в устроении нашего монастыря. Матушка Досифея, бывая в Петербурге по различным надобностям, останавливалась у него в доме. Известен точный адрес, где проживали Сивохины: Гороховая улица, 54. Семья Сивохиных была очень хлебосольна, гостеприимна. Принимала не только матушку Досифею, оказывая ей и многим другим посетителям всевозможное вспомоществование, – их дом посещали святитель Николай Японский, игумения Леушинского монастыря Таисия (Солопова) и многие архипастыри и известные люди. Ефрем Никифорович и Неонилла Афанасьевна очень почитали Казанскую икону Божией Матери, в частности, были ктиторами Казанского собора в Санкт-Петербурге. Глава семейства был старостой прихода, а также одним из основателей Общества помощи бедным и одним из главных лиц, которые финансировали эту деятельность. Рассказ о Ефреме Никифоровиче может быть долог…

Как вы узнали о Ефреме Никифоровиче Сивохине? Как восстанавливается эта «времен связующая нить»?

Мы изучаем историю монастыря, работаем в архивах. В общем-то, без Ефрема Никифоровича трудно представить историю обители. Мы узнали очень многое, молимся о нем. Место их с супругой погребения у нас почитаемо, служим там панихиды.

Не так давно мы встретились с Алексеем Павловичем Сивохиным, потомком, представителем рода Сивохиных. Он пришел к нам своим каким-то путем, изучая свою генеалогию. О Ефреме Никифоровиче он написал книгу. Удивительно, конечно, что после стольких лет трагических событий, разорения обители вот сейчас обрелись потомки.

Какая основная черта этой семьи должна иметь продолжение в нас, сегодняшних?

Я думаю, что основная черта и основная движущую сила, которая вела эту чету по жизни, которая сделала их тем, кем они были, – это искренняя вера. Вся их деятельность стала возможна только потому, что у них была горячая, трепетная, живая вера во Христа и желание послужить Ему и всем людям, исполняя евангельские заповеди. Это не была деятельность для достижения какого-то успеха или поощрения в обществе. Всё, что они совершили, явилось органической составляющей их евангельского мировосприятия. О нашем монастыре Ефрем Никифорович говорил, что его сердце так расположилось к этой обители, что он ничего не жалел и готов был всё отдать Царице Небесной. Это прежде всего любовь к Богу, которая воплощалась в деятельном участии в судьбах храмов, монастырей и отдельных людей. Многим он помогал через благотворительные организации, членом которых был. И любой нуждающийся человек, который встречался ему на жизненном пути, мог найти участие, поддержку со стороны Ефрема Никифоровича. Чета Сивохиных, обладая огромными средствами, вела праведный образ жизни. Были они аскетичны, просты в быту, соблюдали все церковные каноны. И упокоились в монастыре. А Неонилла Афанасьевна последние годы жизни провела в нашей обители. Сейчас, я думаю, есть множество добрых людей, очень благочестивых, но жизнь этой четы, идеал, которому они следовали, воплощен был в конкретных делах и поступках.

Что ждет богомольцев, которые прибудут в Казанскую обитель Вышнего Волочка 17 февраля 2025 года?

Празднование назначено на 17 февраля, но это не день рождения или преставления Ефрема Никифоровича. Дата определилась в соответствии с возможностями наших гостей. Все начнется с праздничной Божественной литургии в Казанском соборе, в возведении и в украшении которого участвовал Ефрем Никифорович, сюда вложена немалая доля его трудов и средств. Литургию будет совершать митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Затем будут освящены памятные доски на колокольне, построенной четой Сивохиных. Именно там, в первом ярусе колокольни, находится их усыпальница. Там мы отслужим панихиду. В помещении усыпальницы мы провели небольшой ремонт; наводим порядок и на всей территории обители, насколько хватает сил и средств, готовимся к встрече гостей.

Гости ожидаются из тех религиозных, культурных, исторических сообществ, с существованием которых связана деятельность Ефрема Никифоровича Сивохина. Будут представители Леушинского монастыря, Казанского собора Санкт-Петербурга (в делах его прихода Ефрем Никифорович принимал активное участие), Коневского монастыря, Белогостицкого Георгиевского монастыря близ Ростова. Сотрудники петербургского музея Истории купечества. Обещал приехать краевед с родины Ефрема Никифоровича – это была деревня Карпово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Ефрем Никифорович очень много сделал для своих родных мест, для односельчан: несколько школ основал и содержал, храм в родной деревне устроил. Будет представитель общества милосердия Санкт-Петербурга, Императорского Православного Палестинского общества. Мы не так давно узнали, что Сивохин участвовал в устроении ИППО и был одним из деятельных отцов-основателей. В документе об учреждении Общества его имя стоит среди имен великих князей, членов правительства. Для нас это было удивительным открытием. Он помогал также афонским монастырям, которые до сих пор его помнят и чтут. Сохранилась переписка Ефрема Никифоровича с духовенством обителей Святой Горы. Это тоже очень интересно, и мы ждем представителей Института Русского Афона. Именно они смогли исследовать переписку афонских монахов и Е.Н. Сивохина.

Я полагаю, что в ходе конференции мы узнаем еще много нового о личности Ефрема Никифоровича. Новые данные и сведения будут впервые введены в научный оборот. Представители городской администрации готовят и культурную программу. Я надеюсь, что этот день запомнится, останется в памяти местных жителей и посетивших нас богомольцев и гостей. Уже замечено, что если человек хоть раз попал в Казанскую обитель Вышнего Волочка, она остается в его памяти надолго. Для нас это тоже будет неким новым опытом принятия паломников.

Думаю, что о деятельности Е.Н. Сивохина и о нашей обители – какими трудами, слезами и молитвами она отстраивалась, как эти прекрасные храмы выстояли в очень трудное время безбожия, как в эти стены возвращалась молитва и монашеская жизнь, – должны знать люди, наши соотечественники.

А есть ли сейчас у Казанского монастыря Вышнего Волочка такие благотворители, как Ефрем Никифорович Сивохин?

Наш монастырь не имеет никаких источников дохода, кроме пожертвований от добрых людей. Матерь Божия нас не оставляет. А добрые люди есть и сейчас. Скажем так, что реставрация Казанского собора вообще была невозможна, это из раздела чудес: в кратчайший срок, за два года отреставрирован грандиозный собор. В этом принимали участие более двадцати организаций. Люди откликались, жертвовали. Есть у нас и попечители. Сейчас другая ситуация: доходами, какими обладал Ефрем Никифорович, сейчас располагают только крупные корпорации. Ефрем Никифорович всё, чем владел, что приобретал, вкладывал в обустройство своего земного Отечества. И этим он приобрел себе память вечную. Хотя для того времени такая созидательная жизнь была в большей степени нормой.

Благодаря заботам Ефрема Никифоровича в Казанской обители, помимо многочисленных построек, появилась чудотворная икона Божией Матери «Андрониковская»…

Андрониковская икона Божией Матери когда-то хранилась в нашей обители. Это был образ, оригинал, который принадлежал византийским императорам, потом российским. Икона Божией Матери «Андрониковская» более тридцати лет находилась в Зимнем дворце. Волею судеб Божиих она оказалась в частных руках, и Ефрем Никифорович ее выкупил и привез к нам в монастырь. Принесение святыни было великим торжеством в Вышнем Волочке. Сохранились подробные описания этого события. Но в начале 80-х годов прошлого века она была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка. Все храмы в то время были закрыты, только Богоявленский работал. И оттуда ее украли. Где эта чудотворная икона Божией Матери сейчас находится, неизвестно.

В честь святыни, при участии святого Иоанна Кронштадтского, с которым тоже Ефрем Никифорович состоял в теплых близких отношениях, был возведен великолепнейший собор. Сейчас он находится под угрозой разрушения. В советское время здесь была разрушена дренажная система, под всеми зданиями обители – вода, она уже более ста лет подтачивает фундаменты, конструкции. Ситуация сложная. Все остальные здания отреставрированы, кроме Андрониковского собора – единственного храма в России с таким посвящением. Так что у нас здесь непочатый край работы,. Всё очень непросто.

У нашего монастыря славная история. Здесь столько удивительных фактов, пересечения судеб. Самое замечательное – Промысл Божий, по которому и устраивалась обитель. Еще задолго до основания монастыря матушка Досифея увидела его во сне, ей представилось это место. Узнавая многие перипетии в истории монастыря, мы сами укрепляемся. Очень много поразительных вещей. Даже трудно выразить словами, насколько всё это утешает и подкрепляет. Не имея никаких доходов в самом начале устройства, в монастырь прибывали в большом количестве сестры. Матушка Досифея рассказывала им о многочисленных лишениях, даже уговаривала не оставаться в монастыре, но многие шли этим путем отречения, готовы были терпеть и переносить все трудности. И Господь им помогал. Количество сестер при расцвете обители достигло семисот человек. А сегодня нас десять… Монастырь такой большой, а нас мало. В обители еще нет полного благоустройства. Очень сложная ситуация с Андрониковским собором. Но всё, что для спасения необходимо, у нас есть. А это самое главное для человека – чтобы не было препятствий к Богообщению. Только от желания человеческого это зависит.

Всех ждем в гости. Пусть прикосновение к святыням Казанского женского монастыря Вышнего Волочка послужит богомольцам утешением, поддержкой, а жизнь Ефрема Никифоровича Сивохина будет примером и назиданием. Ведь для Бога и людей он ничего не жалел.

***

Казанский женский монастырь расположен близ места, где в середине XVIII века произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. Основательница монастыря – игумения Досифея (Салтыкова) прибыла на это место в 1871 году, и вскоре вокруг нее собралась монашеская община. К началу ХХ века монастырь стал одним из крупнейших в России. Трудами насельниц и прихожан, доброхотной милостью жертвователей обитель была благоустроена и украшена, в ней хранились драгоценные святыни, в том числе два чудотворных образа Пресвятой Богородицы: Казанская Вышневолоцкая икона и Греческая или Андроникова – по преданию, один из трех образов, написанных апостолом и евангелистом Лукою. Особое участие в судьбе монастыря принимал святой праведный Иоанн Кронштадтский. На его средства в обители был воздвигнут единственный в мире собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери. Казанский собор монастыря, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским, – один из красивейших в России. Главным благодетелем Казанского монастыря был Ефрем Никифорович Сивохин. В 1883–1888 годах на средства Ефрема и Неонилы Сивохиных была построена колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Неониллы. Всего Ефрем Никифорович пожертвовал на обитель свыше 150 тысяч рублей, а также приобрел для нее Греческую икону и ковчежец со святыми мощами. В 1919 году обитель была закрыта и подверглась разорению, на ее территории размещалась воинская часть. Возрождение монашеской жизни в монастырских стенах началось в 1991 году. Восстановление обители до сегодняшнего дня продолжается.

Юлия Стихарева

Материалы по теме

Новости

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк