«И так расположилось мое сердце к этой обители, что я ничего не жалел, готов был всё отдать Царице Небесной», – так писал Ефрем Никифорович Сивохин, статский советник, купец 1-й гильдии, почетный потомственный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общества, известный благотворитель. Речь идет о Казанском женском монастыре Вышнего Волочка, который вырос из общины сестер, возникшей в 1872 году, и во многом был устроен трудами и заботами Ефрема Никифоровича. В феврале 2025 года исполнится 200 лет со дня рождения Ефрема Сивохина, сыгравшего столь выдающуюся роль в создании Казанской обители на Тверской земле. Монастырь готовится принимать гостей и паломников. Торжественные мероприятия назначены на 17 февраля. Через века личность и деятельность Е.Н. Сивохина объединяет людей, заставляет задуматься о своей жизни, о земном и вечном. Об этом поистине выдающемся человеке мы говорим с игуменией Казанского женского монастыря города Вышнего Волочка Софией (Суховой).
Ефрем Никифорович Сивохин – это замечательная личность. Не только для нашей обители он значим и дорог, но и для всей российской истории. Во всяком случае, для истории российской благотворительности. Судьба его действительно удивительна. Он прошел путь от крепостного крестьянина до статского советника, имел общение и совместную деятельность с представителями правительства и высшей российской аристократией. Для для каждой насельницы нашего монастыря Ефрем Никифорович близок и дорог, как и его супруга Неонилла Афанасьевна. Они покоятся здесь, у нас в обители. Сами приготовили себе место упокоении в колокольне, которая тоже построена попечением и на средства Ефрема Никифоровича и Неониллы Афанасьевны.
Ефрем Никифорович был знаком с основательницей нашей обители игуменией Досифей (Салтыковой). Это знакомство произошло до того, как он стал активно участвовать в устроении нашего монастыря. Матушка Досифея, бывая в Петербурге по различным надобностям, останавливалась у него в доме. Известен точный адрес, где проживали Сивохины: Гороховая улица, 54. Семья Сивохиных была очень хлебосольна, гостеприимна. Принимала не только матушку Досифею, оказывая ей и многим другим посетителям всевозможное вспомоществование, – их дом посещали святитель Николай Японский, игумения Леушинского монастыря Таисия (Солопова) и многие архипастыри и известные люди. Ефрем Никифорович и Неонилла Афанасьевна очень почитали Казанскую икону Божией Матери, в частности, были ктиторами Казанского собора в Санкт-Петербурге. Глава семейства был старостой прихода, а также одним из основателей Общества помощи бедным и одним из главных лиц, которые финансировали эту деятельность. Рассказ о Ефреме Никифоровиче может быть долог…
Как вы узнали о Ефреме Никифоровиче Сивохине? Как восстанавливается эта «времен связующая нить»?
Мы изучаем историю монастыря, работаем в архивах. В общем-то, без Ефрема Никифоровича трудно представить историю обители. Мы узнали очень многое, молимся о нем. Место их с супругой погребения у нас почитаемо, служим там панихиды.
Не так давно мы встретились с Алексеем Павловичем Сивохиным, потомком, представителем рода Сивохиных. Он пришел к нам своим каким-то путем, изучая свою генеалогию. О Ефреме Никифоровиче он написал книгу. Удивительно, конечно, что после стольких лет трагических событий, разорения обители вот сейчас обрелись потомки.
Какая основная черта этой семьи должна иметь продолжение в нас, сегодняшних?
Я думаю, что основная черта и основная движущую сила, которая вела эту чету по жизни, которая сделала их тем, кем они были, – это искренняя вера. Вся их деятельность стала возможна только потому, что у них была горячая, трепетная, живая вера во Христа и желание послужить Ему и всем людям, исполняя евангельские заповеди. Это не была деятельность для достижения какого-то успеха или поощрения в обществе. Всё, что они совершили, явилось органической составляющей их евангельского мировосприятия. О нашем монастыре Ефрем Никифорович говорил, что его сердце так расположилось к этой обители, что он ничего не жалел и готов был всё отдать Царице Небесной. Это прежде всего любовь к Богу, которая воплощалась в деятельном участии в судьбах храмов, монастырей и отдельных людей. Многим он помогал через благотворительные организации, членом которых был. И любой нуждающийся человек, который встречался ему на жизненном пути, мог найти участие, поддержку со стороны Ефрема Никифоровича. Чета Сивохиных, обладая огромными средствами, вела праведный образ жизни. Были они аскетичны, просты в быту, соблюдали все церковные каноны. И упокоились в монастыре. А Неонилла Афанасьевна последние годы жизни провела в нашей обители. Сейчас, я думаю, есть множество добрых людей, очень благочестивых, но жизнь этой четы, идеал, которому они следовали, воплощен был в конкретных делах и поступках.
Что ждет богомольцев, которые прибудут в Казанскую обитель Вышнего Волочка 17 февраля 2025 года?
Празднование назначено на 17 февраля, но это не день рождения или преставления Ефрема Никифоровича. Дата определилась в соответствии с возможностями наших гостей. Все начнется с праздничной Божественной литургии в Казанском соборе, в возведении и в украшении которого участвовал Ефрем Никифорович, сюда вложена немалая доля его трудов и средств. Литургию будет совершать митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Затем будут освящены памятные доски на колокольне, построенной четой Сивохиных. Именно там, в первом ярусе колокольни, находится их усыпальница. Там мы отслужим панихиду. В помещении усыпальницы мы провели небольшой ремонт; наводим порядок и на всей территории обители, насколько хватает сил и средств, готовимся к встрече гостей.
Гости ожидаются из тех религиозных, культурных, исторических сообществ, с существованием которых связана деятельность Ефрема Никифоровича Сивохина. Будут представители Леушинского монастыря, Казанского собора Санкт-Петербурга (в делах его прихода Ефрем Никифорович принимал активное участие), Коневского монастыря, Белогостицкого Георгиевского монастыря близ Ростова. Сотрудники петербургского музея Истории купечества. Обещал приехать краевед с родины Ефрема Никифоровича – это была деревня Карпово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Ефрем Никифорович очень много сделал для своих родных мест, для односельчан: несколько школ основал и содержал, храм в родной деревне устроил. Будет представитель общества милосердия Санкт-Петербурга, Императорского Православного Палестинского общества. Мы не так давно узнали, что Сивохин участвовал в устроении ИППО и был одним из деятельных отцов-основателей. В документе об учреждении Общества его имя стоит среди имен великих князей, членов правительства. Для нас это было удивительным открытием. Он помогал также афонским монастырям, которые до сих пор его помнят и чтут. Сохранилась переписка Ефрема Никифоровича с духовенством обителей Святой Горы. Это тоже очень интересно, и мы ждем представителей Института Русского Афона. Именно они смогли исследовать переписку афонских монахов и Е.Н. Сивохина.
Я полагаю, что в ходе конференции мы узнаем еще много нового о личности Ефрема Никифоровича. Новые данные и сведения будут впервые введены в научный оборот. Представители городской администрации готовят и культурную программу. Я надеюсь, что этот день запомнится, останется в памяти местных жителей и посетивших нас богомольцев и гостей. Уже замечено, что если человек хоть раз попал в Казанскую обитель Вышнего Волочка, она остается в его памяти надолго. Для нас это тоже будет неким новым опытом принятия паломников.
Думаю, что о деятельности Е.Н. Сивохина и о нашей обители – какими трудами, слезами и молитвами она отстраивалась, как эти прекрасные храмы выстояли в очень трудное время безбожия, как в эти стены возвращалась молитва и монашеская жизнь, – должны знать люди, наши соотечественники.
А есть ли сейчас у Казанского монастыря Вышнего Волочка такие благотворители, как Ефрем Никифорович Сивохин?
Наш монастырь не имеет никаких источников дохода, кроме пожертвований от добрых людей. Матерь Божия нас не оставляет. А добрые люди есть и сейчас. Скажем так, что реставрация Казанского собора вообще была невозможна, это из раздела чудес: в кратчайший срок, за два года отреставрирован грандиозный собор. В этом принимали участие более двадцати организаций. Люди откликались, жертвовали. Есть у нас и попечители. Сейчас другая ситуация: доходами, какими обладал Ефрем Никифорович, сейчас располагают только крупные корпорации. Ефрем Никифорович всё, чем владел, что приобретал, вкладывал в обустройство своего земного Отечества. И этим он приобрел себе память вечную. Хотя для того времени такая созидательная жизнь была в большей степени нормой.
Благодаря заботам Ефрема Никифоровича в Казанской обители, помимо многочисленных построек, появилась чудотворная икона Божией Матери «Андрониковская»…
Андрониковская икона Божией Матери когда-то хранилась в нашей обители. Это был образ, оригинал, который принадлежал византийским императорам, потом российским. Икона Божией Матери «Андрониковская» более тридцати лет находилась в Зимнем дворце. Волею судеб Божиих она оказалась в частных руках, и Ефрем Никифорович ее выкупил и привез к нам в монастырь. Принесение святыни было великим торжеством в Вышнем Волочке. Сохранились подробные описания этого события. Но в начале 80-х годов прошлого века она была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка. Все храмы в то время были закрыты, только Богоявленский работал. И оттуда ее украли. Где эта чудотворная икона Божией Матери сейчас находится, неизвестно.
В честь святыни, при участии святого Иоанна Кронштадтского, с которым тоже Ефрем Никифорович состоял в теплых близких отношениях, был возведен великолепнейший собор. Сейчас он находится под угрозой разрушения. В советское время здесь была разрушена дренажная система, под всеми зданиями обители – вода, она уже более ста лет подтачивает фундаменты, конструкции. Ситуация сложная. Все остальные здания отреставрированы, кроме Андрониковского собора – единственного храма в России с таким посвящением. Так что у нас здесь непочатый край работы,. Всё очень непросто.
У нашего монастыря славная история. Здесь столько удивительных фактов, пересечения судеб. Самое замечательное – Промысл Божий, по которому и устраивалась обитель. Еще задолго до основания монастыря матушка Досифея увидела его во сне, ей представилось это место. Узнавая многие перипетии в истории монастыря, мы сами укрепляемся. Очень много поразительных вещей. Даже трудно выразить словами, насколько всё это утешает и подкрепляет. Не имея никаких доходов в самом начале устройства, в монастырь прибывали в большом количестве сестры. Матушка Досифея рассказывала им о многочисленных лишениях, даже уговаривала не оставаться в монастыре, но многие шли этим путем отречения, готовы были терпеть и переносить все трудности. И Господь им помогал. Количество сестер при расцвете обители достигло семисот человек. А сегодня нас десять… Монастырь такой большой, а нас мало. В обители еще нет полного благоустройства. Очень сложная ситуация с Андрониковским собором. Но всё, что для спасения необходимо, у нас есть. А это самое главное для человека – чтобы не было препятствий к Богообщению. Только от желания человеческого это зависит.
Всех ждем в гости. Пусть прикосновение к святыням Казанского женского монастыря Вышнего Волочка послужит богомольцам утешением, поддержкой, а жизнь Ефрема Никифоровича Сивохина будет примером и назиданием. Ведь для Бога и людей он ничего не жалел.
***
Казанский женский монастырь расположен близ места, где в середине XVIII века произошло чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. Основательница монастыря – игумения Досифея (Салтыкова) прибыла на это место в 1871 году, и вскоре вокруг нее собралась монашеская община. К началу ХХ века монастырь стал одним из крупнейших в России. Трудами насельниц и прихожан, доброхотной милостью жертвователей обитель была благоустроена и украшена, в ней хранились драгоценные святыни, в том числе два чудотворных образа Пресвятой Богородицы: Казанская Вышневолоцкая икона и Греческая или Андроникова – по преданию, один из трех образов, написанных апостолом и евангелистом Лукою. Особое участие в судьбе монастыря принимал святой праведный Иоанн Кронштадтский. На его средства в обители был воздвигнут единственный в мире собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери. Казанский собор монастыря, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским, – один из красивейших в России. Главным благодетелем Казанского монастыря был Ефрем Никифорович Сивохин. В 1883–1888 годах на средства Ефрема и Неонилы Сивохиных была построена колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Неониллы. Всего Ефрем Никифорович пожертвовал на обитель свыше 150 тысяч рублей, а также приобрел для нее Греческую икону и ковчежец со святыми мощами. В 1919 году обитель была закрыта и подверглась разорению, на ее территории размещалась воинская часть. Возрождение монашеской жизни в монастырских стенах началось в 1991 году. Восстановление обители до сегодняшнего дня продолжается.
Юлия Стихарева