История этого образа, священного для Византийской и Российской империй, удивительна

Игумения София (Сухова)

Кто-то называет историю появления Андрониковой иконы Божией Матери в России фантастической, кто-то – почти детективной. Как бы то ни было, она действительно богата на события, происходившие в разные века. Начиная с того момента, когда икона, по преданию, написанная евангелистом Лукой и принадлежавшая к домашним святыням византийского Императора Андроника III Палеолога, была им пожертвована в город-крепость Монемвасию. Во время восстания греков против турецкого ига ее спас епископ Агапий, настоятель обители, увезя с собой только этот святой образ. Далее идут уже русские имена: генеральный консул Иван Николаевич Власопуло, которому епископ передал икону. Император Николай I (по его распоряжению греческая икона была внесена в Зимний дворец, в большую церковь, где также находились и другие древние иконы). Потом местом ее пребывания стал Троицкий храм в Петербурге, а затем она попала в убогую квартиру коллежского асессора Михаила Андреевича Федорова, поставившего святыню на полке между дверьми. И стояла там, пока ее не выкупил для любимой им Казанской женской обители в Вышнем Волочке известный благотворитель купец первой гильдии Ефрем Никифорович Сивохин.

О всех перипетиях и внешних поводах, послуживших причиной таких своеобразных «передвижений», можно прочитать на сайте Вышневолоцкого Казанского женского монастыря kazanskii-monastery.ru. А мы с настоятельницей обители игуменией Софией (Суховой) накануне празднования в честь Андрониковой иконы Божией Матери, совершаемого 14 мая и 4 ноября (по новому стилю), обратились к путям Промысла Божия, которые привели чудотворный образ в уездный город Тверской губернии.

Тысячи людей дожидались прибытия поезда из Петербурга со святыней

Матушка, вероятно, для монастыря знаковым событием, связанным с этим много путешествовавшим древним образом, стало событие, когда стараниями купца Сивохина Андроникова икона Божией Матери «пришла» в обитель?

Вообще удивительны пути Божия Промысла, которыми явлено было как особое покровительство Матери Божией над нашей землей, так и преемство России в хранении веры и созидании православного царства. Небыстр и нелегок был путь Царицы Небесной в Андрониковом Ее образе в Казанскую обитель в Вышнем Волочке, но в каждом шаге этого пути мы видим Промысл Божий. Тридцать лет эта икона освящала главный императорский дворец России, внимала молитвам Царской семьи, помогала в государственных свершениях; затем вышла в Троицкий храм и там исцеляла и утешала широкие массы народа. И даже ее пребывание у М.А. Федорова не было лишь досадной случайностью, произошедшей вследствие человеческого несовершенства и действия чьих-то страстей (хотя и не без этого), но всё же это было проявлением воли Божией, уготовлявшей предназначенное святыне место пребывания в нашей обители. Ведь в 1877 году, когда Федоров забрал икону к себе и не знал, что с ней делать, у нас еще не было Казанского собора, в котором она, по пришествии, достойно водворилась...

Меня особенно поразило описание перенесения образа из Петербурга в Вышний Волочек и встречи его здесь. Вот что написал корреспондент петербургской газеты в 1885 году: «Сегодня, 1-го мая, Вышний Волочок был неузнаваем. Его обычная, мирная и тихая жизнь превратилась в какое-то всеобщее столпотворение. Хаос достиг своего апогея к 12 часам утра, когда ожидали прибытия петербургского поезда. Все жители высыпали на станцию железной дороги; хозяева побросали свои лавочки, присутственные места были закрыты, в церкви с утра начался колокольный звон, многие дома украсились флагами и коврами, словом, город приготовился к незабываемому или, по крайней мере, очень редкому торжеству. Все убогие гостиницы и постоялые дворы за день-два до 1-го мая переполнились приезжими, преимущественно купцами и торговцами; многие прибыли из Петербурга, Москвы и даже Сибири. Вчера 30-го апреля, с курьерским поездом приехал из Петербурга здешний архиепископ, Преосвященный Савва, в сопровождении нескольких архимандритов. Вообще, за последние дни в городе и в окрестностях замечалось такое оживление, что случайный путешественник, давно не бывший в Волочке, положительно не узнал бы его». Помимо этого, на станциях, по пути следования иконы, в ожидании проходящего поезда собирались тысячи людей, желая, если не удастся приложиться к чудотворному образу, то хотя бы увидеть его: «Некоторые падали на колени еще на платформе и, ползя, приближались к иконе…»

Читаешь – просто до слез пробирает! Зримо всё это себе представляешь.

Приведу еще одно воспоминание из письма к родным одной высокообразованной особы, тоже сумевшей передать атмосферу всеобщего ликования: «Господи! Какое трогательное, дивное предстало нам зрелище, на неизмеримом пространстве, как один человек, стояла в торжественной тишине многотысячная толпа народа. Все полотно дороги, и вправо, и влево, залито этим морем человеческих голов. Над ними у дебаркадера высились святые иконы и развевались хоругви, как некие крылья, которыми охраняла Святая Церковь собравшихся православных чад своих. Безмолвно и благоговейно стояли все в ожидании поезда, на котором должна была прибыть всечестная икона Богоматери. Мы попробовали хоть как-нибудь пробраться, но откуда ни заходили, видели, что это несокрушимая твердыня, и поехали в городской собор, чтобы хоть там увидеть приход Владычицы… Говорят, что, когда прибыла икона, нельзя было описать ту радость, то умиление, ту силу веры, которую выказал православный народ. Молились, плакали, славили и благодарили Бога, несмотря на дождь, на грязь, становились на колени и кланялись иконе Владычицы, как бы Ей Самой, сошедшей с неба; ублажали Ее самыми высокими именами, старались подойти под носилки Ея образа; расстилали на пути и бросали к подножию Ее холст, полотенца, одним словом, не знали, чем выразить дань своего простого русского православного преданного сердца…»

И это письмо тоже помогает испытывать чувство сопричастности к тому событию. Матушка, а сестры обители помнят и поминают «виновника торжества» – Ефрема Никифоровича Сивохина?

Конечно! Он так любил наш монастырь и столько для него сделал! Мы с сестрами молимся о нем за каждым богослужением, на Неусыпаемой Псалтири, в монастырских синодиках, да и каждая из нас, думаю, поминает его в личных молитвах (я, например, всегда поминаю и его супругу Неонилу Афанасьевну, ездившую с казначеей обители монахиней Макарией на квартиру к Федорову, у которого святыня находилась «в затворе» – без должного почитания и славословия). Периодически мы служим панихиды на месте упокоения супругов Сивохиных. Добавлю к этому, что на свои средства благочестивые супруги построили в монастыре надвратный храм-колокольню в честь своих Небесных покровителей – преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неониллы. Этот храм долгое время был единственным действующим храмом обители. Сейчас ежедневные богослужения уже совершаются в Казанском соборе, но в надвратном храме они тоже бывают.

Из истории наших дней: как семейная реликвия вернулась в возрождающийся монастырь и стала здесь чтимой иконой

Есть сведения, что копии и литографии с древнего греческого образа, написанные и напечатанные в Казанской обители, расходились по всей России и становились святынями некоторых дворянских родов, монастырей, храмов. А Вам или сестрам приходилось их видеть? Или слышать об их местонахождении?

Андроникова икона, хранившаяся у Ярцевых

Действительно, в иконописной мастерской монастыря писалось очень много копий с чудотворной Андрониковой иконы. Такая копия была передана в дар великому князю Владимиру Александровичу, брату Императора Александра III, при его посещении обители в 1885 году. Икона пребывала в его Петербургском дворце. В Киево-Печерской лавре и поныне находится чтимый список нашей святыни. Довольно известная литография Андрониковой иконы находится во Введенской церкви Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского. Есть и другие чтимые списки. Одна из почитаемых ныне в монастыре копий этой святой иконы вернулась к нам в 2019 году. Она была написана сестрами Казанского монастыря в конце 80-х годов XIX века и передана в дар «девице Анастасии Голицыной», как гласит надпись на обратной стороне иконы. Анастасия впоследствии вышла замуж за господина Ярцева. В этой дворянской семье образ сохранялся в течение столетия, а точнее, сама Царица Небесная через Свою икону хранила этот род: когда в годы гонений дворян уничтожали «как класс», в этой семье тоже кого-то периодически арестовывали, но выпускали, и серьезно никто не пострадал. И все мужчины рода Ярцевых с Великой Отечественной войны вернулись домой живыми.... После отшествия к Богу последней из Ярцевых – Елены Николаевны, распорядитель ее имущества Петр Александрович Дружинин передал чтимый образ в наш монастырь.

Меня тогда только назначили настоятельницей, и, помню, я ехала из епархиального управления после встречи с владыкой в Вышний Волочек – вдруг на вокзале, у самого поезда, раздается телефонный звонок. Звонил Петр Александрович, о котором я на тот момент ничего не знала. Он сообщил, что имеет намерение передать Казанскому монастырю семейную реликвию Ярцевых. 18 апреля 2019 года он нам ее привез, мы ее торжественно встретили. Позже сделали для иконы резной киот, и ныне она находится в отреставрированном и заново освященном Казанском соборе, на том самом месте, где пребывала первоначальная чудотворная Андроникова икона. И от этого списка также подается просящим и молящимся благодатная помощь.

В минувшем году отмечалось 150-летие образования обители и 140-летие первого освящения главного соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, где после закрытия и поругания монастыря около 100 лет не совершались богослужения. И вот 5 ноября 2022 года состоялось освящение возвращенного к жизни собора, а в прошлом месяце по благословению Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Казанского монастыря Вы были награждены орденом Русской Православной Церкви преподобной Евфросинии, великой Княгини Московской II степени. Казанский собор восстановлен, а собор Андрониковой иконы Божией Матери – в каком он сейчас состоянии?

В аварийном. По-прежнему приходится откачивать воду из его подземной части, под водой пребывают также захоронения первоосновательниц обители – игумении Досифеи, монахини Макарии, схимонахини Пелагеи, а также много потрудившегося для обители князя Арсения Степановича Путятина. Удалось укрепить находившиеся в особо опасном состоянии конструкции сводов подвала, но поскольку проблема с водоотведением не решена, то разрушение кирпича, из которого сделаны своды, продолжается. В самом же храме, где в последние годы в летнее время проводилось усиленное проветривание, удалось подсушить стены, избавиться от высолов на них, однако храм пребывает без отопления, что для него, конечно, неполезно. Требуется серьезная реставрация.

После революции красноармейцы отнимали у сестер корпус за корпусом

Личность основательницы монастыря игумении Досифеи ярко предстала в Вашем рассказев предыдущем интервью порталу «Монастырский вестник» – «Якорь спасения, или Штрихи к основам нашего прошлого», но Вы заметили, что хотелось бы поведать читателю и о последней игумении-подвижнице, подвизавшейся здесь до закрытия монастыря…

Да, о матушке Амвросии. Из архивного послужного списка мы узнаем, что она, по происхождению дворянка, окончила курс в Смольном Александровском училище и работала в нем учительницей. В 1885 году по­ступила в Вышневолоцкий Казанский монастырь, в 1888 году была облачена в рясофор. В течение десяти лет занимала должность надзирательницы при монастырской больнице, потом стала казначеей. А управление монастырем приняла в 1914 году, после внезапной кончины совсем молодой настоятельницы – Досифеи II. Как видим, матушка приняла нелегкий крест игуменства и несла его в годы тяжелейших для Отечества испытаний... После революции монастырь был закрыт, разместившиеся в нем красноармейцы отнимали у сестер корпус за корпусом, вынуждая их отсюда уйти. Попытки реорганизовать монастырь в сельскохозяйственную артель оказались тщетными – после конфискации всего имущества артель не смогла функционировать. Матушка Амвросия всячески старалась защитить обитель и оставшихся сестер, среди которых было немало нетрудоспособных – пожилых и больных. Она даже отправила письмо «председателю Совета Народных Комиссаров гражданину Ленину», но ее усилия не увенчалась успехом. (А после ее кончины Тверская дивизия полностью овладела монастырской землей и помещениями, превратив Казанский собор в кинозал, потом – в склад для мусора, колокольню – в водонапорную башню, кладбище – в плац). В первой половине 30-х годов матушку в очередной раз забрали и повезли на допрос. Она была уже в преклонном возрасте и очень больна. Повозка по дороге опрокинулась, матушка упала и сильно разбилась. Бесчувственную, ее доставили обратно в монастырь, где вскоре она скончалась. Погребена была игумения Амвросия за алтарем Андроникова собора, но, по имеющимся у нас сведениям, в советское время на том месте проводились некие земельные работы, могила была повреждена, и останки матушки перезахоронили на монастырском кладбище (как я упоминала, впоследствии превращенном новыми хозяевами в плац).

В монастыре чтут память игумении Амвросии, неизменно поминая ее в молитвах, рассказывая приходящим об ее исповедническом подвиге. На старое монастырское кладбище, которое нашими силами, совместно с прихожанами, расчищено от мусора и завалов и освящено, мы с сестрами приходим еженедельно, чтобы помолиться об упокоении всех, лежащих там. Каждую Радоницу мы совершаем большой Пасхальный крестный ход из монастыря по старинным монастырским аллеям и служим праздничную панихиду у установленного несколько лет назад поклонного креста. Там ведь всё еще под асфальтом покоится не только матушка Амвросия, но и другие исповедники веры времен лихолетья, а также множество сестер обители, духовенство и другие праведники.

Это лишь малая толика планов на ближайшую перспективу

Помня, матушка София, Ваш рассказ о непростых условиях жизни в монастыре, не могу не спросить: как Вы с сестрами зиму перезимовали? Были ли какие-то форс-мажорные обстоятельства и если были, как с ними справились?

Слава Богу, эту зиму мы перезимовали немного полегче, чем прошлую. Дров понадобилось меньше, так как в отреставрированный Казанский собор, а также в два небольших дома провели газовое отопление. Но несколько раз пришлось серьезно понервничать и сверхусердно помолиться: в нашей местности происходят постоянные перебои с электроснабжением, а без подачи электричества котельная останавливается – то есть вся система отопления может перемерзнуть. Будто бы специально, сетуем мы, это происходит обычно ночью или в выходные дни, когда городские службы не работают. Невероятными усилиями прихожан и, конечно, милостью Божией нам каждый раз удавалось предотвратить катастрофу. Не удалось, правда, избежать затопления подвала Казанского собора: отключение насосов, откачивающих подпочвенную воду, привело к переполнению приямка – воды в подвале было по самую щиколотку. Этих бед и в будущем не избежать (и проведенная нами реставрация собора тоже может оказаться под угрозой), если не начать восстанавливать комплексно дренажную систему монастыря, разрушенную в советское время. Так что это и есть наша первоочередная задача.

А что еще в планах спасения монастырских построек и благоустройства обители, широко известной как архитектурная жемчужина края?

Еще нам предстоит восстановление остальных исторических зданий. Кровлю нужно менять везде – все крыши старые (с 90-х годов), сделаны они с нарушением технологии и протекают. Кроме того, в монастыре нет достаточно вместительной трапезной – в воскресные и праздничные дни все желающие уже не помещаются; негде устроить библиотеку, ризницу, мастерские; хотелось бы оборудовать и благоустроить получше места для приезжающих. Необходимо также начать откапывать святые источники, уничтоженные богоборцами в прошлом веке. Хотелось бы восстановить и часовни на источниках – в первую очередь на том, где явилась чудотворная Вышневолоцкая Казанская икона Божией Матери (на месте ее явления и основан монастырь). Это, конечно, не все наши замыслы и планы, а лишь малая их толика.

***

Перед чудотворным образом Богородицы, священным для Византийской и Российской империй, любил молиться святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда посещал обитель. Благодаря его содействию, усилиям и помощи по сбору пожертвований в Вышневолоцком монастыре был выстроен единственный в России собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери. В богоборческие годы древняя святыня попала сначала в городской музей, затем – в Богоявленский собор Вышнего Волочка, возвращенный Церкви. И уже близко к нашим дням, в 1984 году, она была украдена. Но сестры, прихожане, благотворители, реставраторы – словом, все вокруг, верят, что Матерь Божия может вернуть в Андроников храм Свой образ, если увидит нашу крепнущую веру и наше искреннее покаяние.

Беседовала Нина Ставицкая

Снимки представлены Вышневолоцким Казанским женским монастырем

Материалы по теме

Новости

Доклады

Монастыри

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк
Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Макарьева пустынь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь