Послушанием игумении монахиня оказывает послушание Христу

Игумения Елена, монастырь Жича, Сербия

Монастырь Жича основан в начале XIII века Стефаном Первовенчанным при участии брата – святителя Саввы Сербского, который в 1219 году, возвращаясь после епископской хиротонии из Константинополя, привез византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня. В 1221 году Савва после Поместного Церковного Собора, проходившего в монастыре, короновал Стефана как первого сербского короля. Вознесенский собор монастыря стал местом коронации сербских правителей (19 коронаций, последняя в начале XX века – Петр I Карагеоргиевич) и интронизации Сербских Первосвятителей. В украшении монастыря в последующие годы приняли участие святитель Савва III и король Милутин. Во время турецкого ига монашеская жизнь в Жиче, практически, остановилась, все святыни были разграблены. Восстановление обители началось с 1855 года трудами епископа Ужичско-Крушевацкого Иоанникия (Нешковича).

В XX веке при короле Александре Карагеоргиевиче была проведена реставрация монастыря, в числе его насельников оказались многие русские эмигранты, работали русские иконописцы. Монастырь сильно пострадал от бомбардировок в годы Второй мировой войны: была разрушена до основания часть северной стены собора, сожжены келии и типография, уничтожены средневековые фрески. После войны монастырь был открыт как женский, начались реставрационные и восстановительные работы, выполнена консервация сохранившихся фресок. В 1987 году от землетрясения пострадал Вознесенский собор, но был быстро восстановлен в виде, приближенном к первоначальному. Также монастырь пострадал в ходе бомбардировок НАТО в апреле 1999 года. В настоящее время монастырь Жича один из самых крупных в Сербии.

Монахиня Амфилохия: Матушка Елена, нет необходимости Вас представлять и Ваш монастырь, но все-таки расскажите немного о себе: когда Вы почувствовали призыв к монашеству?

Игумения Елена: Очевидно, что самым важным для воспитания человека является религиозная семья. Я очень благодарна Богу, что родилась в такой семье, особое влияние на меня оказала мама, она часто рассказывала мне о красоте монашеской жизни, воспитывала во мне любовь к монашеству и желание пойти в монастырь. Позже она сама приняла монашество с именем Елисавета.

Монахиня Амфилохия: Вам довелось жить с тремя поколениями монашествующих, быть их игуменией. Как преодолеть различия, примирить всех?

Игумения Елена: Постепенно. Необходимо очень, очень много понимания и терпения. Необходимо понять каждого, понять условия, в которых человек жил и формировался. В нашем монастыре больше сорока монахинь, у каждой свой характер, возраст, образование. Первая необходимая предпосылка для существования монашеской общины – послушание и доверие к игумении, доверие искреннее и нелицемерное. Когда такое доверие есть, когда создан фундамент, здание возводится быстро.

Если есть доверие и послушание, то формируется и монастырское устроение, необходимое для монашеской жизни, а это – келейное правило, богослужебный порядок и регулярное Причастие. Сестричество такой порядок принимает, и всем очевидна необходимость его соблюдения. Самые большие перемены произошли, когда сестры поняли значение частого причащения и живого участия в богослужении, должной подготовки, о которой говорят святые Отцы. Большое значение для нас имело живое слово Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. Но и Сам Господь объединяет сестер.

Монахиня Амфилохия: В чем заключается смысл истинного послушания игумении?

Игумения Елена: Послушанием игумении монахиня оказывает послушание Христу. По святому Василию Великому и святому Симеону Новому Богослову игумения служит связующим звеном монахини с Богом; она, та, которая несет в себе образ Спасителя. Глядя на нее, монахиня смотрит на Самого Христа, верит, что она с Ним, что верно следует за Ним. Если монахиня верит, что того, что ждет от нее игумения, ждет не она, а Сам Христос, она будет нелицемерно послушной, ибо служит не человеку, а Богу. Как говорит старец Эмилиан Симонопетровский, путеводитель на виду, а Путеводитель путеводителя невидим!

К сожалению, нередко в игумении видят просто эконома, который заботится о материальных нуждах сестричества, а в действительности задача игумении очень серьезна и ответственна.

Монахиня Амфилохия: Как современного молодого человека, воспитанного в обществе, культивирующем индивидуалистическое отношение к миру и людям, когда он приходит в монастырь, расположить к жизни в общине?

Игумения Елена: Сегодня дети действительно воспитываются в духе эгоцентризма, в среде, которая укореняет эгоизм, потребность акцентирования на себе и самоугождении любым способом, в любых обстоятельствах. Детям навязывается поврежденная система ценностей: в семье, в школе, в СМИ, во всех областях жизни общества превозносятся ценности, противные христианским, и, когда воспитанная в таком духе личность приходит в монастырь, она сразу же сталкивается со средой, которая живет по другим критериям. Поэтому было бы хорошо, если бы каждый, кто хочет поступить в монастырь, прежде чем это сделать, некоторое время проведет там в качестве гостя и постепенно усвоит образ жизни в общине. Преодолеть эгоизм нелегко.

Когда новоначальный поймет, что замки, которые создавали в нем родители и друзья начинают рушиться, то есть когда поймет, что он неправильно воспитан и жил ложными представлениями, тогда ему потребуется все мужество, чтобы признать свои недостатки и увидеть себя настоящего. Если он это сделает, если ему хватит терпения, веры и надежды на перемену к лучшему, то все остальное – забота игумении и общины.

Монахиня Амфилохия: Основной принцип современной педагогики заключается в том, чтобы научить ребенка верить в себя. Как научить взрослого человека, который пришел в монастырь, надеяться только на Бога?

Игумения Елена: Прежде всего личным примером. Когда мы своим примером свидетельствуем о добродетели, то эту добродетель воспринимают и другие. Необходимо и говорить, и повторять (как сказано в пословице, «Повторение – мать учения»), и, конечно, самих себя вверять Господу. Господь посещает человека и через разные искушения, можно сказать, вынуждает человека признать и сказать: «Господи, без Тебя я не могу ничего, не могу никуда, все зависит от Тебя, мои – только грехи и ошибки». В монастыре мы упражняемся в доверии к Богу и уповании на Него с помощью послушания игумении и отрицания собственной воли. Все заботы, проблемы, недоумения, слабости поверяются игумении, и она берет их на себя, молитвенно облегчает бремя монахини. Со временем в душе монахини умножается доверие к Богу, радость Его близости, упование на Его благую волю.

Монахиня Амфилохия: Жичский монастырь – это первый сербский монастырь, который перешел на святогорский устав по примеру монастыря Ормилия. Как сестры это восприняли, есть ли трудности?

Игумения Елена: Мы много работали над введением святогорского устава, который помогает правильному духовному развитию монаха или монахини. Основным мотивом нашего постепенного перехода на святогорский богослужебный порядок послужила наша большая любовь к древнему литургическому и монашескому преданию. Хотя правильнее было бы говорить о возвращении к святогорскому порядку, чем о переходе на него (а именно тысячелетняя непрерывная традиция Святой Горы является залогом его правильности).

В начале, конечно, были проблемы, человеческая природа не может не реагировать на перемены. Но постепенно проблемы исчезли, и теперешняя монастырская атмосфера для нас является бесценным сокровищем. Монастырь Симонопетра на Святой Горе и монастырь Ормилия как его скит – это места, где сохраняется настоящая монашеская жизнь, которая обеспечивает человеку возможность истинной духовной жизни и приносит большую радость. Мы благодарны Богу за то, что Он удостоил нас пить из такого богатого источника! Трудностей, о которых Вы спрашиваете, больше не существует.

Монахиня Амфилохия: Вы известны своей любовью к иконописи. Когда появилась эта любовь и что Вы посоветуете молодым людям, которые хотят заниматься иконописью?

Игумения Елена: Еще когда я жила в монастыре Клисура, мать игумения заметила мою склонность к рисованию и отправила меня в монастырь Челие учиться иконописи. Когда в 1978 году в монастыре Жича была открыта иконописная мастерская, меня перевели в Жичу, где я получила послушание иконописца.

Для занятия иконописью, конечно, необходим дар, но в монастыре все делается с помощью благодати Божией, которая дается человеку за его послушание Богу. Занятие иконописью накладывает большую ответственность и требует от человека жить такой жизнью, которую он изображает на иконе. Икона по определению одного известного иконописца – это молитва, поэтому иконописец должен быть человеком Церкви. Свой дар он должен воспринимать как дар Божий ради изображения Христа и святых, а не ради похвалы и тщеславия.

Монахиня Амфилохия: Растет ли в наши дни интерес к монашеской жизни?

Игумения Елена: Да, и это очень заметно. Когда вера ожила в народе, монастыри сразу стали многочисленнее. Во времена коммунизма, когда мое поколение приходило к монашеству, было невозможно и немыслимо открыто говорить о вере, появляться в мантии на улице или в государственных учреждениях. Сейчас все по-другому. Появилась свобода, в школах преподается Закон Божий, на богослужениях много детей и молодежи. Еще десяток лет назад было очень мало православной литературы, а сегодня она доступна всем и познакомиться с православной верой и монашеской жизнью уже нетрудно.

Монахиня Амфилохия: Что бы Вы сказали молодым девушкам, которые хотят поступить в монастырь и принять монашество, как им преодолеть искушения и остаться в монастыре своего покаяния?

Игумения Елена: В первую очередь, необходимо выбрать монастырь, который подходит по духу, найти игумению, которой доверяют, и затем некоторое время, как уже было сказано, погостить в этом монастыре, познакомиться с сестрами и монастырским уставом, прежде чем принять окончательное решение. А когда решение остаться в этом монастыре будет принято, то важно сохранить искренность, доверие к игумении и держать ум, обращенным ко Христу. Без искренности, исповеди и послушания мы ничего не добьемся. Если искушения приходят независимо от нас, нам остается молиться святым Отцам и помнить их подвиг. Хорошим примером для нас служат новые святители, например старец Иаков Цаликис, который жил в очень тяжелых обстоятельствах, но его любовь и доверие к Богу, его жажда Бога преобразили весь монастырь!

Беседовала монахиня Амфилохия,
журнал митрополии Черногорско-Приморской Светигора, нр. 192/193 2015
Перевод: Луганская Светлана


Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь