Самое важное не в «знании», а в вере

Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений

Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений поделились с корреспондентами «Монастырского вестника» своими размышлениями о поднятых на форуме темах: старчество, духовная преемственность, увековечение памяти новомучеников ХХ века.

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря (Нижегородская митрополия)

Матушка Сергия, одна из секций сегодняшних Рождественских чтений была посвящена практическим аспектам восприятия святоотеческого наследия в современных монастырях. Как же перенимать опыт отцов минувших веков современным насельникам и насельницам? И как воспитываются новые послушницы сегодня?

Наш монастырь – это, прежде всего, особое место присутствия Самой Царицы Небесной, четвертый Ее удел. У обители самый главный попечитель и духовный отец – преподобный Серафим Саровский, заповеди которого по повелению Пречистой Богородицы были нам оставлены как духовное завещание. Поэтому в нашей обители все строится – как у послушницы, так и у игумении – на том, что заповедано Царицей Небесной через батюшку Серафима. Вся наша большая монашеская семья должна подчиняться этому, на самом деле святому, уставному положению. Это то, что каждая приходящая сестра старается усваивать в первую очередь.

Конечно, при возникновении каких-либо вопросов можно обратиться к исповедующему священнику. Или же те, кому необходим сугубо монашеский совет, имеют возможность спрашивать старших сестер. Младшие сестры, принятые в число насельниц обители, прикрепляются к старшим именно с той целью, чтобы при необходимости у них была возможность получить наставление, совет и утешение. Ко мне сестры тоже могут обращаться.

Также и чтение за трапезой в монастыре подбирается так, чтобы сестры могли извлечь из этого для себя духовную пользу. Особое внимание уделяется святоотеческим наставлениям, в которых рассматриваются все аспекты духовной жизни: молитва, пост, борьба со страстями, стяжание добродетелей, воспитание благочестия, участие в церковных таинствах. Из наставлений святых отцов можно почерпнуть и практические советы, как возрастать духовно, ведь они были действительными хранителями истины по святости своей жизни, по глубокому знанию слова Божия и по обилию обитавшей в них благодати Святого Духа.

Но станем мы настоящими учениками духоносных святых отцов Церкви, только научившись смирению, научившись доверять Богу.

Иеромонах Виталий (Морозов), служащий священник Благовещенского женского монастыря села Ожога (Липецкая митрополия)

Отец Виталий, в своем докладе Вы рассказали о тайных женских монашеских общинах, родившихся под руководством Глинских старцев. Было интересно услышать о живом опыте подвижнической жизни недавних предшественников современного монашества. А можем ли мы сейчас воспринять опыт и традицию, которую заложили духовные отцы, пережившие страшные времена прошлого столетия?

Прежде всего, то духовное делание, которое имели отцы-исповедники ХХ века, подчинялось всецело Промыслу Божию. В испытаниях судьбы они видели послушание, которое они могут оказать Богу. А это и есть выражение настоящей деятельной любви к Господу – не в букве, а в действии! С опытом их святой жизни мы знакомимся через оставленные ими самими дневниковые записи, свидетельства знакомых с ними людей, близких духовных чад, сохранивших своей жизнью, насколько это возможно, их обеты и заповеди. Но нам стоит не забывать о том, что каждый спасается в тех условиях, которые дает ему Господь. В этом и заключается наше послушание Богу. Исполнение Его святой воли незаметным образом ведет каждого из нас своим уникальным путем ко спасению. Опыт отцов, пострадавших в годы советской власти, выстраданная ими традиция монашеской жизни – для нас великая ценность, но применять что-то в своей жизни мы можем, лишь исходя из данных нам обстоятельств жизни и, конечно, благословения. Ведь если внимательно посмотреть на Глинских отцов, вынужденных жить вне своей обители в годы гонений, мы увидим в их тяжелой, многоскорбной жизни святую добродетель послушания. Оно проявлялась во всем, и для нас это самое большое назидание! Подчиняясь своему духовному наставнику, и мы можем постепенно получать духовную свободу и спасаться, несмотря на то, что время сейчас, конечно, несравнимо с потрясениями ХХ века. Но те условия, которые мы имеем сейчас, для нас самые спасительные, ведь Премудрый Бог все выстраивает так, чтобы мы имели возможность спасать свои души – стараться в полную силу «работать Господеви» на том месте и в тех условиях, которые Он нам определил.

Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря (Белорусский экзархат)

Матушка Евдокия, в Вашем докладе, посвященном первой настоятельнице возрожденной Спасо-Ефросиниевской обители схиигумении Ефросинии (Максимчук), прозвучала мысль о том, что матушка всеми силами старалась насадить воспринятые от ее старцев-наставников ревность и любовь к Богу каждой сестре. Размышляя на эту тему, вспомнила, что в Вашей обители на протяжении многих лет проходили беседы с греческими отцами, игуменами и игумениями. Как известно, многие из приезжавших к вам сами были воспитаны духоносными старцами. Как Вы думаете, насколько применим опыт греческого монашества к нашей традиции? Полезно ли нам ориентироваться на их практику?

Когда я ездила в свое время в Ормилию (женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы на полуострове Халкидики, подворье мужского монастыря Симонопетра), владыка Феодосий (Бильченко; ныне на покое) говорил: «Будь пчелкой: всё, что нам приемлемо, принимай, а что не приемлемо и что нам не по силам, то и не принимай», – значит, всё должно быть с рассуждением. Но для нас их опыт и подвиг, кажется, может быть очень и очень полезен. Преподобный Паисий Святогорец, старец Иосиф Исихаст и старец Ефрем Аризонский… какая у этих подвижников была горячая вера! О старце Ефреме, о переведенных его беседах с братией сегодня упоминал и отец Дионисий (Шлёнов), отмечая, что образ жизни и мысли этого подлинного исихаста для нас сегодняшних может явиться вдохновением и назиданием. Какую пламенную ревность, жертвенную любовь к Богу и ближнему мы видим у этих отцов! Это ведь и есть восхождение к Богу, к чему все мы, монахи, должны стремиться. Хоть условия и различны, но цель у нас одна – быть в Боге и служить Богу. Нам, мне думается, стоит перенимать что-то из их опыта в соответствии с условиями и возможностями нашей жизни. Всё должно быть по силам.

Игумен Лаврентий (Балаев), духовник братии Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

Отец Лаврентий, одна из секций нынешних Рождественских чтений была посвящена духовничеству и духовной преемственности. Также и Вы в докладе рассказывали участникам форума об удивительном явлении Оптинского старчества. Обращаясь к дню сегодняшнему, хотелось бы услышать от Вас как от духовника Оптинской обители – как воспитывать нынешнее поколение так, чтобы оно могло воспитать следующее? Ведь духовные школы и преемственность были разрушены безбожными годами прошлого столетия. Как нам сейчас это всё восстанавливать?

Духовничество является основным звеном монастырской жизни. И очень важно дать правильный настрой духовной жизни в обители. Конечно, когда человек приходит в монастырь из мира, у нас не стоит цели его перевоспитать, скорее, духовник лишь помогает чаду раскрыть ту подлинную личность, которую Господь на самом деле в него вложил с самого начала. Думаю, со мной многие согласятся в том, что часто мы даже и не знаем, что может получиться из того или иного послушника… Ведь Церковь – это тело Христово, в котором всё находится под водительством благодати Божией. Она врачует, подсказывает, направляет человека, в том числе и через духовника. Поэтому здесь стоит правильно расставить акценты: первостепенна в деле спасения человека – благодать Божия, духовник же есть оружие в руках Божиих. И мы, монахи, особо чувствуем эту Божественную силу… ее зовом мы пришли в монастырь, она нас удерживает, укрепляет, открывает какие-то истины и, конечно, воспитывает. И судьба каждого послушника складывается совершено уникально, одинаковых путей становления у монахов просто нет.

Поэтому однозначно сказать о том, как восстанавливать преемственность, я не могу. Ведь это всё – дело рук Божиих, и было бы ошибочно возлагать это дело на немощных и вовсе несовершенных духовников. У Господа на всё имеется Свой премудрый замысел, думается, и на это тоже… Значит, наше время еще недостойно того сокровища старчества, которое было, например, в Оптиной. Наше дело маленькое – не мешать совершаться Божиему плану и трудиться в полную силу на том месте, куда мы были Господом определены, стараться всеми силами учиться истинному послушанию, чтобы через это научиться жить с Богом.

Беседовали Екатерина Орлова, Дарья Филатова 
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Доклады

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Сурский Иоанновский женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь