«Значение монастырей для нашего региона трудно переоценить»

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

С епископом Переславским и Угличским Феоктистом мы встретились в Богоявленском женском монастыре Углича, где промыслительно оказались в день перенесения мощей царевича Димитрия из Углича в Москву (1606 г.). На территории вверенной попечению Его Преосвященства епархии с населением 120 000 человек находится 10 монастырей и более 200 храмов. Традиционно привлекательный для паломников и туристов регион – епархия включает в себя пять районов Ярославской области – вновь готовится принять гостей из столицы и других российских городов. Этим летом, когда значительная часть россиян проводит отпуск в своей стране, поток туристов вряд ли уменьшится. Мы попросили владыку Феоктиста рассказать о том, как насельники монастырей относятся к необходимости принимать у себя многочисленных гостей; о просветительской деятельности древних обителей и духовном смысле послушания.

Владыка, монастыри и храмы Переславля и Углича ежегодно посещает большое число паломников и туристов. Желающих помолиться у святынь, увидеть величественные архитектурные ансамбли Древней Руси едва ли станет меньше и этим летом. Скажите, не мешают ли духовной жизни насельников монастырей многочисленные гости?

Когда человек решает стать монахом и начинает задумываться о том, в какой монастырь ему поступить, он, конечно же, должен принимать во внимание особенности той или иной обители, сложившиеся под влиянием исторических, культурных или географических условий ее существования. Может быть, кто-то со мной не согласится, но наше православное монашество видится мне вовсе не однородным. В лоне Русской Православной Церкви много самых разных с точки зрения своего устроения монастырей. Их уставы, история, традиции порой довольно существенно отличаются друг от друга... И эти различия не были придуманы искусственно, их заложили сами основатели этих обителей.


Например, Данилов монастырь в Переславле, основанный Даниилом Переславским, традиционно занимался социальным служением. Преподобный Даниил дал вполне определенный устав и наставления братии, касающиеся этого служения. Он сам заботился о людях, о которых некому было позаботиться, – хоронил усопших, не оставивших средств на погребение, проповедовал трезвый образ жизни (не благословлял даже хранение в обители никакого вина, кроме того, что использовалось на богослужении), и сегодня монастырь продолжает традиции своего основателя – занимается социальной и просветительской деятельностью. Я убежден, что жизнь монастыря только тогда бывает благополучной, когда монастырь исполняет заветы своего основоположника.

Если человек, решивший стать монахом, приходит в один из переславских или угличских монастырей, это означает, что он будет подвизаться в обители, расположенной в туристическом месте, и должен быть готов к миссионерскому служению. Тому человеку, который по своему устроению склонен к уединению, наверное, лучше искать другое место для монашеского подвига. В нашей стране есть удаленные от центральной части России епархии, монастыри которых с радостью примут послушников, есть удаленные от мирской суеты скиты… Словом, возможностей для уединенной молитвенной жизни много, а вот насельники монастырей, которые находятся в исторически значимых местах, не имеют возможности повесить на ворота засов и сказать паломникам: монастырь – для монахов, а вас мы принимать не будем.


Согласитесь, довольно странно будет выглядеть, скажем, ропот постриженика Троице-Сергиевой лавры, который решит возмутиться видом туристов и бесконечных автобусов с иностранцами. Разве изначально не было понятно, что это исторически значимое место ежегодно посещают сотни тысяч людей из разных стран, и они имеют такое же, как и все мы, право доступа к сокровищам архитектуры, искусства и духовной традиции Святой Руси?

Что же касается собственно духовной жизни, и того, чтó ей мешает, а что помогает, то здесь, конечно, не может быть двух мнений: основным делом монаха является молитва. Но кроме основного дела у каждого инока должно быть поделье – занятие, которым он зарабатывает себе на жизнь. Поделья бывают разными. Служение другим людям, в том числе и приезжающим в монастыри паломникам, тоже можно назвать подельем. Поэтому тем, кто стремится в монастыри нашей епархии, надо сразу понять, что его поделье так или иначе будет связано с приемом гостей.


Вы упомянули Свято-Троицкий Данилов монастырь, настоятелем которого стал игумен Пантелеимон (Королев). До недавнего времени отец Пантелеимон был насельником Свято-Преображенского скита московского Данилова ставропигиального монастыря, известного в православном мире своей издательской деятельностью. Насельники скита занимались переводами творений насельников Святой Горы Афон и не только ими. Будет ли переславский Данилов монастырь заниматься просветительской работой?

Да, игумен Пантелеимон человек опытный, талантливый, образованный… Свои таланты он пускает в рост, как этого и требует от нас Господь, так что силами монастыря мы планируем развивать в епархии издательскую деятельность. Конечно, это дело требует финансовых вложений и наличия творческих людей, но в планах есть развитие просветительской работы. Сейчас отец Пантелеимон возглавляет редакцию журнала «Ковчег», есть и другие проекты.


Расскажите, пожалуйста, немного об этом журнале.

До недавнего времени «Ковчег» был обычным епархиальным изданием, публиковал на своих страницах летопись епархиальной жизни и был интересен в лучшем случае тем, кто в этой жизни участвует. Сейчас мы переосмыслили концепцию журнала, ушли от прежней идеи и попытались сделать издание интересным не только местным жителям, но и тем, кто приезжает в нашу епархию. Нынешний «Ковчег» ориентирован, в первую очередь, на москвичей, потому что именно они являются у нас наиболее частыми гостями. По статистике Переславль в настоящее время – самое популярное для Москвы направление туризма выходного дня, жители столицы активно посещают наши храмы, монастыри и другие исторические места, поэтому мы стараемся знакомить читателей с происходящими у нас событиями, увлекательно рассказывать о святынях и достопримечательностях епархии, интересных людях нашего края. Мы активно сотрудничаем с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Переславским музеем-заповедником, где работают замечательные специалисты, ученые-энтузиасты, которые предоставляют информацию для журнала и пишут интересные статьи о культурных и исторических объектах. Мы хотим, чтобы у человека, выбирающего наше направление для поездки на выходные, была возможность предварительно познакомиться с достопримечательностями, которые он планирует посетить, побольше узнать о них, так сказать, из первоисточника.

Еще «Ковчег» в своем новом формате никогда не публиковал и не будет публиковать какие-либо изображения правящего архиерея. Но в каждом номере есть мои статьи, посвященные Евангелию. Подобные тексты я пишу для радио «Вера», в журнале же они выходят в несколько расширенной и более свободной форме.


Владыка, из новостей, поступающих из Вашей епархии, читателям «Монастырского вестника» запомнились те, что были посвящены круглому столу «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». Кто был инициатором и автором идеи этого форума?

Конечно, мне хочется сказать, что автором был я, но это было бы неправдой. Епархия довольно активно, как мне кажется, участвовала в организации форума, но все же инициатором был Феодоровский монастырь и его игумения Даниила (Севериненко), поэтому я не стану приписывать себе чужие заслуги.

Этот круглый стол стал первым мероприятием постоянно действующего Свято-Феодоровского историко-культурного форума. Первоначальная его задача была локальной и касалась непосредственно Феодоровского монастыря. Вокруг святынь обители бытует довольно много мифов, и экскурсоводы включают в свои тексты информацию, которая подчас не соответствует действительности. Для того чтобы развенчать эти мифы, мы собрали экспертов, историков, других специалистов, вместе обсудили существующую проблему, вместе подумали о том, как именно следует готовить людей, которые работают с туристами и паломниками, как доносить до широкого круга людей достоверную информацию. И, конечно же, мы хотели привлечь внимание общественности к своим святыням.


В Переславле-Залесском, где численность населения менее сорока тысяч человек, действуют четыре монастыря. Самому молодому из них – Свято-Троицкому Данилову мужскому монастырю – в 2018 году исполнилось 510 лет. Значение монастырей для региона трудно переоценить. Руководитель Отдела охраны объектов культурного наследия Переславской епархии Ю.Ю. Епишкина в своем выступлении говорила о том, что Феодоровский монастырь с самого своего основания является «не только духовным центром, но и градообразующим элементом городской среды, центром, формирующим вокруг себя ландшафтную архитектуру и оказывающим значительное влияние на культурную и хозяйственную жизнь города». Участники форума были единодушны в вопросе о необходимости возрождения монастырских и храмовых ансамблей, а главное, духовной жизни наших обителей.


Сама постановка вопроса о значении монастырей в формировании социокультурного пространства русских городов, кажется, должна заинтересовать не только историков и культурологов, но и педагогов, журналистов, да и вообще самые широкие слои российской общественности. Будем надеяться, что примеру Переславской епархии последуют и другие епархии и митрополии, чьи монастыри оказали и продолжают оказывать заметное влияние на духовную и культурную жизнь регионов, в которых они находятся.

В прошлогоднем интервью «Монастырскому вестнику» Вы немного рассказали об особенностях монастырей своей епархии. Скажите, как в настоящее время складываются Ваши отношения с насельниками монастырей? Какие они, наследники древнейшей на Руси монашеской традиции?

Надо сказать, что у нас здесь вообще живет много очень хороших людей – и монахи, и священники – тоже совершенно замечательные. Буквально сегодня утром я открыл фейсбук, и там кто-то поместил довольно известные, пророческие, как мне кажется, слова покойного ныне петербургского протоиерея Василия Ермакова о том, что в храмы будут приходить люди, но из-за того, что это будет популярно, модно и, может быть, денежно, придет много случайных людей, которые придут не ради служения Христу, а ради комфорта, денег и чего-то другого.


Не будем скрывать, действительно в Церкви, все это, к сожалению, есть. Но если мы вернемся сюда, в нашу епархию, то увидим, что на сто тысяч населения здесь действует около ста зарегистрированных приходов и десять монастырей. Численность духовенства составляет порядка 150 человек. Для сравнения, в Волгоградской епархии, откуда я был направлен в Переславль, проживает полтора миллиона человек, но при этом – те же самые 150 человек духовенства. Другими словами, плотность приходящихся на единицу населения духовенства, монашествующих, монастырей и храмов в нашей епархии такая, какой, пожалуй, нет больше нигде в Российской Федерации. Поэтому тот, кто решает нести церковное послушание здесь, отчетливо понимает, что это не Москва, не Петербург, не какой-то крупный город, где есть плотный поток людей и, как следствие, довольно комфортная в финансовом смысле жизнь. Здесь же я зачастую служу в селах, где проживают два-три человека, а села с населением сто человек – по здешним меркам считаются почти мегаполисами. Само собой, что в этих населенных пунктах подвизаются такие священники, которых иначе как подвижниками назвать нельзя.

Соответственно человек, который принимает монашество или священство в нашей епархии, знает, что у него здесь никогда не будет избытка финансов, у него никогда не будет комфорта, его ждет лишь абсолютно бескорыстное служение Христу через служение людям. В нашей епархии чрезвычайно много памятников архитектуры, как федеральных, так и региональных. К сожалению, государству не удается взять на себя заботу по их восстановлению, такая забота ложится на плечи нашего духовенства. Когда я вижу то, что удается сделать в каких-то совершенно глухих деревнях, то мне хочется замереть в благоговейном восторге перед нашими отцами-подвижниками. Порой я не знаю, как выживают эти отцы. На мой взгляд, это настоящие святые современности. Кроме того, здесь ведь невозможно спрятаться, на любого человека ложится довольно ощутимая нагрузка, и труд каждого легко увидеть. Конечно, епархия старается помогать, изыскивать какие-то ресурсы, но всякий раз я воспринимаю служение этих людей как чудо, которое Господь являет в наши дни.

Какой совет Вы дали бы человеку, который хочет прийти в монастырь Вашей епархии?

Совет прост: пусть приходит! Пусть приходит, но прежде надо себя испытать. Надо понять, что такое монашество. Ведь самой главной проблемой современного человека, как мне кажется, является инфантилизм. В нашей стране и большое количество разводов, оттого что люди считают – они могут сказать своей жене и детям: «это не мое, я ухожу». Так же люди порой относятся и к монашеству. Но мне думается, что, если хочешь быть монахом, надо начинать бороться с собственным инфантилизмом, серьезно относиться к себе, своей жизни, своим словам и поступкам. И если в душе еще есть какой-то восторг, иллюзии, нездоровое бурление чувств, то надо дождаться, когда все это закончится. Ну, а ждать, конечно, лучше в монастыре.


Беседовала Екатерина Орлова

Фотограф: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь