Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленные братья и сестры, мы с вами Божией милостью дошли до середины подвига постного, до Недели, называемой в Церкви Крестопоклонная. Почему она так называется?
С незапамятных времен в субботу на третьей седмице Великого поста выносится на середину храма образ Честного Животворящего Креста Господня. Мы знаем, что Великий пост есть время приготовления к Страстной седмице, когда Церковь вспоминает страдания, распятие и смерть на Кресте Иисуса Христа. Таким образом, вынос Креста напоминает нам о цели нашей собственной усиленной, углубленной религиозной жизни в эти великопостные дни.
Я прошу вас, возлюбленные братья и сестры, подойдите поближе к аналою, расположенному на середине храма. Что вы видите? Кто перед вами? Неутвержденные и заблуждающиеся могут сказать: «Мы видим оружие смерти и убитого этим оружием человека». А что можем сказать мы, православные, стоя у подножия Честного Креста Христова и взирая на Образ распятого на нем Спасителя мира? Что мы можем сказать о Нем? Перед Ним всех нас объемлет благоговейное молчание, ибо Крест Христов – это великое Таинство, и мы не можем измерить его глубины. Взирая на Христа Распятаго, скажем вместе с величайшим пророком Ветхого Завета Исаией: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).
Глядя на Честной Крест, перенесемся мысленно в те далекие дни. Вспомним страдальческий путь Христа Спасителя. Проследим за Его торжественным Входом во Иерусалим. Поспешим в Гефсиманский сад, где Господь Иисус Христос был взят Своими врагами. Заглянем и в преторию Пилата, наполненную разъяренной толпой. Пойдем за изъязвленным и окровавленным Господом нашим по скорбному пути через весь Иерусалим туда, где находилось Лобное место, и склонимся перед униженной Вечной Правдой, пригвожденной ко Кресту.
А кто же распял Христа? Кто совершил это страшное действо? Мы думаем, что мучили, распинали, ненавидели Его какие-то изверги специально, особо злом одержимые люди. Это не так. В сущности, это были люди, как все. Пилат даже попытался защитить Иисуса, уговорить толпу, предлагая по случаю праздника отпустить Христа на свободу. Пилат перед лицом толпы умыл руки, показывая тем, что он не согласен с убийством. Несколькими штрихами Евангелие рисует нам этого бедного Пилата, его испуг, его чиновничий страх, его трусливый отказ поступить по совести (См.: Мф. 27, 11–26; Мк. 15, 2–15; Лк. 23, 1–25). Но толпа была непреклонна в своем намерении убить Хотящего их спасти. Казалось бы, все кончено. Враги достигли своей цели и почти успокоились. Успокоились потому, что избавились от Человека, Который обличал их во грехах, порицал их законническую лжеправедность. На самом деле это не так. Не враги достигли своей цели: достиг своей цели их Небесный Целитель – Христос, совершив дело Пославшего Его. «Я победил мир» (Ин. 16, 33), – сказал Спаситель. Вот какой подвиг Владыки мира завершился на Кресте.
«Господи! Оружие на диавола Крест Твой дал еси нам», – так воспевает Святая Церковь. Потому как Своими Крестными страданиями, Честною Кровию, излиянною за грехи всего мира, Господь Иисус Христос окропил, благословил и освятил Древо Креста, даровав ему спасительную силу благодати. Через орудие для умерщвления Самой Жизни дарована жизнь миру.
Но вернемся к несчастному Пилату. А через воспоминания о нем подумаем о себе. Разве не совершается то же самое и с нами в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас все время? Разве, когда приходит час сказать решительное, бесповоротное «нет» неправде, несправедливости, злу и ненависти, мы не поддаемся этому соблазну «умыть руки»? За Пилатом – римские воины, солдаты. И они могут сказать в свою защиту: «Мы только исполняли приказ, нам было сказано обезвредить какого-то бродягу, производящего волнения и беспорядок». За Пилатом и за воинами – толпа, то есть те, кто всего за шесть дней до этого восторженно встречали Христа, идущего во Иерусалим, восклицая: «Осанна!» А вот теперь: «Распни Его!» Но разве не объяснили ей, этой толпе, книжники, учителя Церкви, что Этот Человек – преступник? Итак, каждый из участников этого страшного дела был по-своему прав, так как имел оправдание. А все вместе убили Человека, Который «ни единого зла сотворил» (Лк. 32, 41).
И мы можем видеть здесь два имеющихся смысла Креста. Первый как суда над злом или, вернее, над псевдодобром, в которое в мире сем вечно рядится зло и которое обеспечивает злу его страшную победу на земле. И второй смысл: за Крестом Христовым – наш крест, о котором сказал Христос: «Кто не берет креста своего» (Мф. 10, 38) каждый день. Это значит, что выбор, перед которым в ту ночь стояли все: и Пилат, и воины, и толпа, и каждый человек в этой толпе, – выбор этот всегда ставится перед каждым из нас. Для совести есть только добро и зло. Взять каждый день свой крест – это не просто терпеть тяготы. Это прежде всего жить в согласии с совестью. Вынося Крест, поклоняясь ему, целуя его, вспомним, о чем он, к чему призывает. Посмотрим на Крест как на выбор, от которого все зависит в нашей жизни и без которого все в нашей жизни – торжество тьмы и зла. «На суд пришел Я в мир сей», – сказал Христос (Ин. 9, 39). На этом суде распятой любви, правды и добра стоит каждый из нас.
И будем молить Бога, чтобы могли мы сказать Судии всех, Распятому нами Христу, слова благоразумного разбойника: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствие Твое» (Лк. 23, 42). Аминь.