Любовь, готовящаяся взойти на крест

Игумен Тихон (Борисов)

В этот день радость выплеснулась из человеческих сердец и заполнила узкие улочки Иерусалима. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» — восклицает пророк Захария.

Святитель Епифаний Кипрский говорит, что у Христа не было ни скипетра, ни труб… Его не окружали вооруженные солдаты, хоругви, почетное сопровождение, золотые гербы и оружие, как это было присуще земным вождям того времени.

Христа сопровождали кротость, незлобие и смирение. И еще Его сопровождала любовь! А вернее сказать, Сама Любовь входила в этот день в Иерусалим-град! Осанна, вайи, воздетые в восторге руки, постеленные по дороге одежды, глаза, полные надежды и счастья! «Благословен Грядый во Имя Господне!»

Неужели всего через несколько дней все изменится? Вайи сменятся на копья и дреколья?! А Осанна — на Распни?! И Христос из земного триумфа шагнет в Свое полное, звенящее, глубокое одиночество? Один на один со смертью! Когда одни ученики заснут, а другие разбегутся…. И кровавый пот зальет Его пречистое лицо.

Они ожидали Его как земного царя, и не поняли, что Он — Царь Небесный. Думали, что Он освободит их от римских оккупантов, а Он пришел, чтобы освободить их от греха и смерти. По этим улицам, застеленным одеждами и вайями, залитым хвалою «младенцев и ссущих», ступала Сама Божественная Любовь, готовящаяся взойти на Крест!

Миллионы глаз холодно скользят по красоте мира и не видят за этой красотой Художника и Творца. Миллионы сердец липкими щупальцами чувств стремятся к удовольствиям, но не знают Того, Кто Сам есть Любовь. Миллионы душ плачут и страдают, но не взывают к Тому, Кто может их утешить и облегчить их боль…

Господь не обещает и не гарантирует нам земного счастья. Даже напротив, Он говорит: «В мире скорбны будете». Как бы мы не украшали свою жизнь искусственными цветами удовольствий и утех, все равно она будет кровавым криком боли из золотой клетки!

Наше сердце намного более страшно, коварно и отвратительно, и намного более удивительно, прекрасно и глубоко, чем нам самим кажется… Там, в глубине нашего сердца — ад и рай, ужасающая темнота и Свет Неизреченный.

А святая Церковь, юная, нестареющая, Церковь, в которой всегда весна, хранит в своих недрах и дарит всему страждущему миру свою вечную Осанну! Она открывает человеку самую главную тайну — тайну его призвания. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», — говорит апостол Павел.

Свобода не может распространяться вширь, мол, можно и то, и это, без оглядки на заповеди Божии. Эту модель предлагает современный секулярный мир. Настоящая свобода — это всегда вглубь. Свободу нашему сердцу дает исполнение воли Божией. Настоящая подлинная свобода обретается только через любовь! Поэтому, как божественные рудокопы, мы всю нашу жизнь должны добывать любовь! Возделывать и хранить те добродетели — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» — над которыми потешается мир и которые считает за слабость и сор.

И каждое слово, исходящее из нашего сердца, каждая мысль, каждое внутреннее движение, должны стать гимном Богу, солнечной искрой, прикосновением любви, а не сонной зевотой разочаровавшейся и уставшей от жизни души! Для этого — Пост. Для этого — наши многочасовые молитвы в храме. Для этого — поклоны и каноны.

«Кому предстоит пройти по узкой тропинке над пропастью, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — тому не придет в голову разразиться громким смехом или пуститься в путь в опьяненном состоянии. Нет! На такую тропу он вступит во всетрезвении, с ясным рассудком. И ничего лишнего он с собой не возьмет: чем меньше тяжестей в котомке, тем лучше!»

Сегодняшним днем, сегодняшним событием — Входом Господним в Иерусалим — мы встаем на узкую тропинку Страстной седмицы. Давайте выбросим из нашей сердечной котомки все лишнее, что нам мешает — суету, многозаботливость, духовную вялость. Святитель Кирилл Александрийский призывает христиан не только держать вайи в руках, но и стяжать душевные вайи — отречься от всякой гордости и самодовольства, сбросить с души ветхий и кожаный хитон омертвения.

Сам воздух скоро наполнится страданиями Христовыми! И мы все будем среди толпы, окружающей Его… С какими мыслями? С какими чувствами? «На сей час Я и пришел», — говорит Господь. Но за Крестом обязательно будет Пасха! И вербы, которые мы сегодня держим в руках, эти хрупкие веточки, проснувшиеся от земной спячки, свидетельствуют о самом главном — наступает духовная весна! Наступает пробуждение!

И скоро Пасха, Жизнь Вечная, Воскресение Христа из мертвых!

Аудио


Материалы по теме
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь