Дорогие братья и сестры!
Мы с вами прожили Первую седмицу Великого поста, и теперь, благодаря Бога за то, что Он помог нам совершить начало постного поприща, входим в дни прославления князя Даниила – основателя нашей святой обители, хозяина града Москвы, великого угодника Божия.
Мы обращаемся к князю Даниилу и как к покровителю Данилова монастыря, и как к основателю Великого Московского княжества, вокруг которого объединилась Святая Русь. Он жил в нашем городе, трудился на благо своего народа и через всю свою жизнь пронес Евангелие. Мы помним его подвиги и его заслуги, чтим святого князя как своего заступника пред Богом.
Имея мир в сердце, он являл собою мир в годы междоусобиц, когда вражда легко могла перерасти в столкновение, приносящее людям страдание и смерть.
Сегодня православные обращаются к князю Даниилу с разными просьбами. Известен недавний случай, когда по молитвам к святому угоднику, священник, нуждавшийся в улучшении жилищных условий, получил просимое. Бывая в Москве, он посещал наш монастырь как паломник и с молитвой обращался к князю Даниилу. С тех пор батюшка, когда в столицу едут его чада или близкие ему люди, всегда просит поклониться святому покровителю нашей обители, помолиться ему.
Читая житие преподобного князя Даниила, мы всегда обращаем внимание на его устремленность ко Христу. Он имел таланты государственного деятеля, полководца и правителя, и служил, прежде всего, Церкви и Отечеству. А это и есть та самая идея, которая созидает мир на земле и помогает беспрепятственно восходить в жизнь вечную. Все мы оправдаемся или осудимся от своих дел и слов (см.: Мф. 12, 37). Но уже здесь на земле великой заслугой можно назвать стремление человека, имеющего в сердце Христа, согревать дарованной ему благодатью окружающих людей и направлять их души ко спасению.
Будем же подражать примеру благоверного князя Даниила, хранить мир и единство, потому что в единстве наша сила. Господь говорит нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Идея единства ради Христа должна жить в каждом человеке, в каждой семье и в каждом обществе. Это и есть залог нашего спасения. Православные народы призваны объединяться не ради некоей абстрактной идеи. Наша идея – это образ Христа, к которому мы все призваны стремиться. Господь сотворил человека и ведет его по пути спасения ради обожения поврежденной грехом человеческой природы.
Но нельзя быть миротворцем без смирения. Оба эти слова происходят от одного корня – мир. И если мы спросим себя, что такое смирение, то, наверное, правильно будет ответить, что смирение – это наше стояние пред Богом. Человеку немощному свойственны тщеславие, гордость, которые проявляются особенно тогда, когда мы наделены какими-то дарованиями. Общаясь с людьми, мы стараемся показать им свою лучшую сторону. Но можем ли мы сказать Богу: «Господи, я настолько хорош, что вот я здесь, пред Тобою»? А если нет, значит, осознаем свое недостоинство пред Ним. Только Бог созидает всякого человека, ибо Царствие Божие внутри нас есть (см.: Лк. 17, 21). Благодаря Ему мы живем, творим, трудимся и можем свидетельствовать о Христе своими делами и своей доброй жизнью. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).
Все дела, которые мы делаем, имеют ли они государственное значение или являются вполне обычными, связаны для христиан с исполнением заповедей Божиих. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «Каждый должен делать свое дело», – то есть, заниматься тем, к чему призван. Но делая любое дело, христианин призван исполнять заповеди. И если должность человека обязывает его к служению, всегда надо помнить о том, что мы служим Церкви, обществу и Святой Руси, о которой сказано «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Христос и Церковь – объединяют нас и дают нам силы.